Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Октябрьский РБ 12 декабря 2024 год
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Митюгова В.В., при секретаре Ахметхановой А.А., с участием помощника прокурора г.Октябрьский РБ Маннановой Р.М., соистца Прокопенко А.И., представителя ответчика ГБУЗ РБ Городская больница №1 г. Октябрьский по доверенности Пахомовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 03RS0014-01-2024-005691-88 (2-3528/2024) по исковому заявлению прокурора г.Октябрьский РБ в интересах Прокопенко А.И. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №1 г.Октябрьский об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Октябрьский РБ в интересах Прокопенко А.И. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №1 г.Октябрьский об обязании обеспечить лекарственным препаратом, указывая, что прокуратурой проведена проверка по обращению Прокопенко А.И. о ненадлежащем лекарственном обеспечении, в ходе которой установлено, что Прокопенко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учете врача онколога ГБУЗ РБ «Городская больница № 1 г. Октябрьский» с диагнозом «Злокачественное новообразование предстательной железы». Согласно представленной ГБУЗ РБ «Городская больница № <адрес>» информации от ДД.ММ.ГГГГ № Прокопенко А.И. нуждается в обеспечении лекарственным препаратом «Гозерелин», который ему был рекомендован с ДД.ММ.ГГГГ врачом-онкологом по схеме (1 раз в 28 дней). Однако Прокопенко А.И. лекарственным препаратом своевременно и в полном объеме бесплатно не обеспечивается. Так, длительно на отсроченном обслуживании находились рецепты: от ДД.ММ.ГГГГ № серии №), от ДД.ММ.ГГГГ № серии №), от ДД.ММ.ГГГГ № серии № ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ № серии №), от ДД.ММ.ГГГГ № серии №), от ДД.ММ.ГГГГ № серии №), от ДД.ММ.ГГГГ № серии № (обеспечен ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ № (обеспечен ДД.ММ.ГГГГ).
Соистцы просят обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно бесплатно обеспечивать Прокопенко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом «Гозерелин» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препаратов.
Обязать ГБУЗ РБ «Городская больница № 1» г. Октябрьский бесперебойно обеспечивать Прокопенко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рецептами на жизненно необходимый лекарственный препарат «Гозерелин» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препаратов.
В судебном заседании помощник прокурора г.Октябрьский Маннанова Р.М. иск поддержала по изложенным в нем доводам.
Соистец Прокопенко А.И. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ РБ Городская больница №1 г. Октябрьский по доверенности Пахомова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, указанным в отзыве на иск, пояснила, что выполняются все требования, рецепты выписывались.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен судебной повесткой.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых - обязанность государства (статья 2), относит к числу конституционно защищаемых ценностей здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); при этом регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (ст.71), а защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст.72). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст.76).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст.10 указанного закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст.11 того же отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Статьей 19 данного закона, предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст.37 закона, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктом 3 ст.80 данного закона установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Согласно п.4 этой же статьи, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (п.5 ст.80).
В соответствии со ст.26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 21 п.2 ст.26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации относится решение вопросов организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В письме Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации», указано, что стандарт медицинской помощи содержит усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг-, зарегистрированных па территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания (состояния), в связи с чем не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе и инвалиды.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите населения в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Порядком назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, утвержденным Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н установлено, что назначение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, при оказании медицинской помощи в медицинских организациях.
Пунктом 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказами Минтруда России №н, Минздрава России №н от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.
Из материалов дела следует, что Прокопенко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учете у врача онколога в ГБУЗ РБ «Городская больница № 1 г. Октябрьский» с диагнозом «Злокачественное новообразование предстательной железы».
Согласно представленной ГБУЗ РБ «Городская больница №1 г. Октябрьский» информации от ДД.ММ.ГГГГ № Прокопенко А.И. ДД.ММ.ГГГГ проконсультирован врачом-онкологом, рекомендован прием лекарственного препарата «Гозерелин» по схеме (1 раз в 28 дней).
Однако Прокопенко А.И. лекарственным препаратом своевременно и в полном объеме бесплатно не обеспечивается.
Так, длительно на отсроченном обслуживании находились рецепты: от ДД.ММ.ГГГГ № серии №), от ДД.ММ.ГГГГ № серии №), от ДД.ММ.ГГГГ № серии № ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ № серии №), от ДД.ММ.ГГГГ № серии №), от ДД.ММ.ГГГГ № серии №), от ДД.ММ.ГГГГ № серии № ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ № серии № ДД.ММ.ГГГГ).
Из представленного отзыва ответчика ГБУЗ «Городская больница №» <адрес> следует, что Прокопенко А.И. выписан рецепт на лекарственный препарат Гозерелин/Трипторелин за 2024 год: ДД.ММ.ГГГГ – обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – снят по акту с отсроченного обслуживания,ДД.ММ.ГГГГ – снят по акту об отсроченном обслуживании, ДД.ММ.ГГГГ – обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Порядком организации предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Башкортостан отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, утвержденного постановлением Правительства РБ от 19.04.2017 года №169, отсутствие лекарственных препаратов и медицинских изделий в аптеке не является основанием для отказа в выдаче рецепта пациенту.
Однако истец, имеющий право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, в нарушение указанных выше требований закона, несвоевременно и не в полном объеме обеспечивается жизненно необходимыми медицинскими изделиями, чем создана угроза причинения вреда его здоровью, поскольку истец нуждается в постоянном обеспечении по рецепту указанными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - бесплатное обеспечение лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
В силу требований п.3.24, 4.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 09 июля 2014 №310, Министерство здравоохранения РБ формирует заявку на получение бюджетных средств на очередной финансовый год, осуществляет в установленном экономический анализ и финансирование деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства, объектов капитального строительства для нужд здравоохранения, а также финансирование мероприятий, проводимых в сфере здравоохранения, организовывает обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Одной из задач Министерства здравоохранения РБ является организация оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
4) компонентов крови;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 № 310, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
В силу изложенного, суд, приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований в части возложения на Министерство здравоохранения РБ, обязанности по обеспечению Прокопенко А.И. жизненно необходимыми лекарственным препаратом «Гозерелин» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями до момента отсутствия показаний к их применению. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
Требования прокурора в части возложения на ГБУЗ РБ Городская больница № 1 г. Октябрьский, обязанности бесперебойного обеспечения рецептами на лекарственные препараты, суд находит необоснованными, поскольку в судебном заседании факт отсутствия постоянного обеспечения рецептами со стороны данного ответчика не нашел своего подтверждения.
Поскольку у истца имеется необходимость непрерывного применения указанных выше медицинских препаратов по жизненным показаниям, суд обращает данное решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Октябрьский РБ (ИНН № в интересах Прокопенко А.И. (паспорт № к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН № Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №1 г.Октябрьский (№) об обязании обеспечить лекарственными препаратами – удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно бесплатно обеспечивать Прокопенко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом «Гозерелин» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препаратов.
Решение суда в части бесперебойного бесплатного обеспечения Прокопенко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом «Гозерелин» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препаратов, обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница №1 г.Октябрьский Республики Башкортостан – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан.
Судья: В.В. Митюгов
Мотивированное решение изготовлено 17.12.2024 года.