Судья Крикунова ОП Дело № 2-1/2020
Дело № 33-1204/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной ЛА,
судей Величко МБ, Марисова АМ,
при секретаре-помощнике судьи К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения, Администрации Александровского сельского поселения Александровского района Томской области, Администрации Александровского района Томской области о понуждении к совершению действий по обустройству полигона для твёрдых бытовых отходов
по апелляционной жалобе ответчика муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения на решение Александровского районного суда Томской области от 9 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА (помощник судьи К.), пояснения прокурора Федько ПС, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения (далее по тексту - МУП «ЖКС»), в котором просил обязать ответчика в срок не позднее 03.08.2020 привести эксплуатируемый полигон твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО), расположенный по адресу: Томская область, Александровский район, с. Александровское, 3 км на юго-запад от с. Александровское, в соответствие с требованиями пунктов 4.3, 4.4, 4.6, 5.1 СП 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, а именно: обеспечить устройство по периметру полигона защитной обваловки, оборудование полигона дезинфицирующей ванной и наблюдательными скважинами, складирование отходов в пределах рабочей карты. В обоснование заявленных требований указал, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации Управления Росприроднадзора проведена проверка исполнения МУП «ЖКС» требований законодательства в сфере охраны окружающей среды при эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов. Проведённой Управлением Росприроднадзора в период с 10.07.2017 по 04.08.2017 плановой выездной проверкой в отношении МУП «ЖКС» установлено, что обязательные для соблюдения требования на эксплуатируемом предприятием полигоне твёрдых бытовых отходов по адресу: Томская область, Александровский район, с. Александровское, 3 км на юго-запад от с. Александровское, не исполняются (акт проверки от 04.08.2017 № НЗВАТР-284). Проверка показала, что на территории полигона отсутствуют дезинфицирующая ванна (пункт 4.3 СП 2.1.7.1038-01), наблюдательные скважины (пункт 4.6 СП 2.1.7.1038-01), по периметру полигона отсутствует защитная обваловка (пункт 4.4 СП 2.1.7.1038-01), складирование отходов осуществляется не на рабочие карты (пункт 5.1 СП 2.1.7.1038-01). С целью устранения указанных нарушений названному предприятию Управлением Росприроднадзора неоднократно выдавались предписания, которые до настоящего времени не исполнены. В августе 2019 года Управлением Росприроднадзора в адрес МУП «ЖКС» выдано новое предписание от 22.08.2019 № НТ-392-в с требованием устранения вышеназванных нарушений в срок до 03.08.2020, действенные меры для исполнения которого до настоящего времени не приняты.
Определениями суда от 02.12.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Александровского сельского поселения Александровского района Томской области, от 05.12.2019 - Администрация Александровского района Томской области (далее по тексту - ответчик), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца (с учетом определения от 11.12.2019 об уточнении наименования третьего лица) - Сибирское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - Управление Росприроднадзора, третье лицо).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Александровского района Томской области Оя МС поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика МУП «ЖКС» Черкасова ЕВ исковые требования не признала, пояснила, что утилизация твёрдых бытовых отходов является регулируемой деятельностью, по которой в установленном порядке устанавливаются тарифы. Но работы по обустройству полигона в тарифы не закладываются. Финансовая возможность у предприятия обустроить действующий полигон твёрдых бытовых отходов отсутствует, операции по счетам приостановлены налоговым органом. Земельный участок под полигон был передан предприятию по договору аренды от 09.08.2012 муниципальным образованием «Александровский район». В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Поэтому администрация района должна принимать участие в обустройстве полигона.
Представитель ответчика Администрации Александровского района Томской области Пыхтина ЮВ исковые требования не признала, суду пояснила, что в настоящее время на территории Александровского района строится новый полигон твёрдых бытовых отходов, где гигиенические требования соответствуют правилам устройства и содержания. Указанные в исковом заявлении действия (установка по периметру полигона защитной обваловки, оборудование полигона дезинфицирующей ванной и наблюдательными скважинами) входят в проектно-сметную документацию по объекту «Строительство полигона твердых коммунальных отходов в с. Александровское Александровского района Томской области». Приведение эксплуатируемого полигона в состояние, соответствующее нормативным правовым актам, повлечет за собой необоснованное увеличение бюджетных расходов.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации Александровского сельского поселения Александровского района Томской области, третьего лица Сибирского межрегионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Обжалуемым решением суд, руководствуясь ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 12, 45, 103, 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2, 3, 11, 34, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 2, 22, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1.2, 2.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1 СанПиН 2.1.7.1038-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, п. 1.23 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 13-П, исковые требования природоохранного прокурора удовлетворил, обязав МУП «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения в течение десяти месяцев с момента вступления решения в законную силу привести эксплуатируемый полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: Томская область, Александровский район, с. Александровское, 3 км на юго-запад от с. Александровское, в соответствие с требованиями пунктов 4.4, 4.6, 5.1 СП 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, п. 1.23 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, а именно, обеспечить устройство по периметру полигона защитной обваловки, оборудование полигона дезинфицирующей ванной и наблюдательными скважинами, складирование отходов в пределах рабочей карты; взыскал с МУП «Жилкомсервис» государственную пошлину в размере 6000 руб.; в удовлетворении исковых требований к Администрации Александровского сельского поселения Александровского района Томской области, Администрации Александровского района Томской области о понуждении к совершению действий по обустройству полигона для твердых бытовых отходов отказал.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МУП «Жилкомсервис» Кинцель МП просит решение суда отменить, принять новое решение, которым установить предельный срок выполнения указанных работ в 2 года 6 месяцев, а таже период на закладывание бюджета района на 2021 год для выполнения данных работ. В обоснование доводов жалобы указывает, что МУП «Жилкомсервис» является коммерческим предприятием и утилизация ТКО является регулируемой деятельностью, по которой устанавливаются тарифы по приказу Департамента тарифного регулирования, которые, в свою очередь, устанавливаются на основании сметы, включающей в себя затраты на выплату заработной платы персоналу полигона и расходы на работу транспорта. Работы по обустройству полигона ТБО защитной обваловкой, оборудование полигона дезинфицирующей ванной и наблюдательными скважинами, а также складирование отходов в пределах рабочей карты в тарифы не закладываются. На данный момент предприятие находится в тяжелом материальном положении в связи с образованием большой дебиторской и кредиторской задолженности и не в состоянии оплачивать долги, операции по счетам организации приостановлены налоговым органом. На данный момент предприятие полностью лишено возможности распоряжаться собственными денежными средствами, в связи с чем не может исполнить решение суда. Обращает внимание, что на основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации обустройства полигона ТКО на территории Александровского района лежит на муниципальном образовании, в связи с чем Администрация Александровского района также должна принимать участие в обустройстве полигона, имеет полномочия заложить в смету бюджета денежные средства на выполнение указанных в решении суда работ, что не было принято во внимание судом. Вместе с тем Администрация Александровского района в установленный судом срок также не в состоянии выделить денежные средства на выполнение данных работ, поскольку бюджет муниципального района утвержден, денежных средств на указанные цели в нем не заложено.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Томский межрайонный природоохранный прокурор Борзенко ИГ, представитель Сибирского межрегионального управления Роспотребнадзора Митюшкина СЮ полагают, что решение суда не подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению.
В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 9 Конституции Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
На основании ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно Уставу и выписке из ЕГРЮЛ, Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности одним из видов деятельности МУП «ЖСК» являются обработка и утилизация ТБО, а также содержание полигона ТБО.
06.06.2016 предприятию была выдана лицензия серии 070 № 00238 на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, что ответчиком не оспаривалось и отражено в акте проверки от 04.08.2017 № НЗВАТР-284. Для осуществления указанного вида деятельности МУП «ЖКС» использует полигон ТБО на предоставленном ему МО «Александровский район» по договору аренды от 09.08.2012 № 0107/01/12-АП земельном участке, кадастровый номер 70:01:0000013:3536, площадью 50000 кв. м, по адресу: Томская область, Александровский район, с. Александровское, 3 км на юго-запад от с. Александровское.
По результатам проведенной Управлением Росприроднадзора по Томской области плановой выездной проверки в период с 10.07.2017 по 04.08.2017 в отношении МУП «ЖКС» было установлено, что обязательные для соблюдения требования на эксплуатируемом предприятием полигоне ТБО по адресу: Томская область, Александровский район, с. Александровское, 3 км на юго-запад от с. Александровское, не исполняются (акт проверки от 04.08.2017 № НЗВАТР-284). В ходе проверки установлено, что на территории полигона отсутствуют дезинфицирующая ванна (п. 4.3 СП 2.1.7.1038-01), наблюдательные скважины (п. 4.6 СП 2.1.7.1038-01), по периметру полигона отсутствует защитная обваловка (п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01), складирование отходов осуществляется не на рабочие карты (п. 5.1 СП 2.1.7.1038-01).
С целью устранения указанных нарушений предприятию МУП «ЖКС» Управлением Росприроднадзора по Томской области неоднократно выдавались предписания: 04.08.2017 № НЗВАТР – 284/14 (срок исполнения до 02.07.2018), 07.08.2018 № НВТ-281-в/3 (срок исполнения до 05.08.2019), которые до настоящего времени не исполнены. В августе 2019 года Управлением Росприроднадзора по Томской области в адрес МУП «ЖКС» выдано новое предписание от 22.08.2019 № НТ-392-в с требованием устранения вышеназванных нарушений в срок до 03.08.2020.
Указанные обстоятельства подтверждаются предписанием Управления Росприроднадзора по Томской области от 04.08.2017 № НЗВАТР-284/14 (срок исполнения до 02.07.2018), распоряжением Управления Росприроднадзора по Томской области от 09.07.2018 № 102р о проведении внеплановой выездной проверки МУП «ЖКС» с целью контроля исполнения выданного предписания, актом проверки МУП «ЖКС» Управлением Росприроднадзора по Томской области от 07.08.2018 № НВТ-281-в, предписанием Управления Росприроднадзора по Томской области от 07.08.2018 № НВТ-281-в/3 (срок исполнения до 05.08.2019), распоряжением Управления Росприроднадзора по Томской области от 06.08.2019), распоряжением Управления Росприроднадзора по Томской области от 06.08.2019 № 157-р о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки МУП «ЖКС» Управлением Росприроднадзора по Томской области от 22.08.2019 № НТ-392-в, актом обследования территории от 21.08.2019 № НТ-392-в на предмет соблюдения природоохранных требований, предписанием Управления Роприроднадзора по Томской области от 22.08.2019 № НТ-392-в (срок исполнения до 03.08.2020), а также сообщением Управления Росприроднадзора по Томской области от 02.09.2019 № 4427/02.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат размещению, условия и способы которого должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которое должно осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов установлены санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, которые являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
Согласно п. 4.4. указанных СП по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.
По согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1 - 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды (п. 4.6).
Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО (п. 5.1).
Обращаясь в суд с иском, межрайонный природоохранный прокурор указал, что ответчиком МУП «ЖКС» нарушен ряд положений СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно, п. 4.3., 4.4, 4.6, 5.1. Поскольку действенные меры для исполнения приведенных выше предписаний государственных органов ответчиком до настоящего времени не приняты, истец обратился за защитой прав неопределённого круга лиц в судебном порядке.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлено достаточно доказательств того, что МУП «ЖКС», являясь организацией, эксплуатирующей полигон твердых коммунальных отходов, не обеспечивает надлежащее содержание и эксплуатацию объекта размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации; при этом пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком п. 4.3 СП 2.1.7.1038-01. Указанные обстоятельства, факт нарушений законодательства и выводы суда ответчиком не оспаривались.
В указанной части решение суда апеллянтом не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по организации обустройства полигона ТКО на территории Александровского района в соответствии с действующим законодательством лежит на муниципальном образовании, в связи с чем Администрация Александровского района Томской области также должна принимать участие в обустройстве полигона, судебная коллегия признает несостоятельным.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в пункте 18 части 1 статьи 14 закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 3 той же статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 апреля 2016 года № 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", в числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до 1 января 2015 года называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Согласно ст. 12 п. 13 Устава муниципального образования «Александровский район» к вопросам местного значения Александровского района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории Александровского района Томской области.
Согласно Уставу МУП «ЖКС» с изменениями от 20.01.2006 учредителем МУП «ЖКС» является администрация Александровского сельского поселения Александровского района. Предприятие является коммерческой организацией, имеет самостоятельный баланс. Предприятие как юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива (п. 1,1, 1.3, 1.7, 1.12).
Пунктом 2.2 Устава закреплено, что целями и предметом деятельности предприятия является в том числе: сбор, вывоз и утилизация твердых и жидких бытовых отходов; содержание полигона твердых бытовых отходов.
В целях реализации полномочий по организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО МО «Александровский район» в пользование МУП «ЖКС» по договору от 09.08.2012 № 0107/01/12-АП предоставлен в аренду земельный участок, кадастровый номер 70:01:0000013:3536, площадью 50000 кв.м, расположенный по адресу: Томская область, Александровский район, с. Александровское, 3 км. на юго-запад от с. Александровское, для обустройства и эксплуатации полигона ТБО в с. Александровское.
Поскольку в силу приведенных положений действующего законодательства Российской Федерации, а также установленных по делу обстоятельств, в том числе, наличия действующего договора аренды земельного участка для обустройства и эксплуатации МУП «ЖКС» полигона твердых бытовых отходов, правовых оснований для возложения на Администрацию Александровского района Томской области обязанности по устранению нарушений по содержанию и эксплуатации объекта размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными правилами не имеется.
Кроме того, как обоснованно указано судом, тот факт, что МУП «ЖКС» является арендатором земельного участка, не влечет за собой возложения на арендодателя обязанности производить за свой счет работы по благоустройству полигона, поскольку в аренду предприятию передавался земельный участок, а не полигон как сооружение.
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу вышеназванного договора аренды МУП «ЖКС» как пользователь участка, на котором находится полигон ТБО, обязался нести все расходы по его содержанию и при необходимости производить улучшения.
Недостаточность финансирования, отсутствие денежных средств на выполнение обязанности по обустройству полигона не исключает наличие у МУП «ЖКС» как лица, эксплуатирующего полигон, обязанности по соблюдению требований действующего законодательства.
Сложное финансовое положение ответчика и отсутствие у него возможности распоряжаться собственными средствами не может быть принято судебной коллегией во внимание, поскольку нарушения действующего законодательства со стороны ответчика МУП «ЖКС» длятся как минимум с лета 2017 года, нарушая права граждан на безопасные условия существования, подвергая опасности их жизнь и здоровье. По этой же причине судебная коллегия находит установленный судом срок для исправления нарушений разумным и справедливым (учитывая также дату вынесения решения судом первой инстанции — 09.01.2020 и дату апелляционного рассмотрения спора.)
Учитывая изложенное, в том числе тот факт, что эксплуатация полигона ТБО с нарушением обязательных требований законодательства ухудшает экологическую и санитарную обстановку на соответствующей территории, создает опасность вредного воздействия среды на обитание человека, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применил соответствующие нормы права и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, подробно мотивированы и соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Александровского районного суда Томской области от 9 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: