Дело № 2-1345/2024
УИД 42RS0020-01-2024-001544-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе
судьи Раймер-Шмидт К.Е.
при секретаре Толочковой К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осинники 14.11.2024 года гражданское дело по иску Общество с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» к наследственному ,,,,,,,,,,,,,,, Шемарову Юрию Владимировичу, Шемарову Владимиру Юрьевичу, Шемарову Анатолию Юрьевичу о взыскании задолженности с наследников,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» (далее ООО «ЭкоТек») к наследственному имуществу умершего наследодателя ФИО1, в котором просило взыскать с наследников, принявших наследство умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в их пользу задолженность за услуги обращения с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3344,51 рублей; суммы пени в размере 1284,26 рублей; расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Свои требования мотивировал тем, что ООО «ЭкоТек» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами территориальной зоны «Юг» <адрес> на основании соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Юг» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила) с ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь условиями типового договора.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» и размещена на сайте в сети интернет по адресу: kuzro.ru. Исполнение обязательств по вышеуказанному договору не требует его заключения в письменной форме.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время обязанности по оказанию услуг по обращению с ТКО ООО «ЭкоТек» исполняются в полном объеме.
На территории <адрес> норматив накопления ТКО установлен Постановлением РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
ООО «ЭкоТек» оказывает услуги по обращению с ТКО гражданам, зарегистрированным с жилом помещении по адресу: <адрес>.
Задолженность за услуги по обращению с ТКО составляет 3 344,51 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО4, ФИО2, ФИО3
В судебное заседание представитель истца ООО «ЭкоТек» не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание ответчики ФИО4, ФИО2, ФИО3, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.18 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные требования содержатся в п.3 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании ст.21 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
В соответствии с п.1,2 ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно п.п.1, 2, 4, 5 ст.24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом №89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона №89-ФЗ).
Согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
На основании ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Так, в п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 определено, что «потребитель» - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч.1,2 ст.24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, а также подтверждено письменными материалами дела, что на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Юг» Кемеровской области от 27 октября 2017 года (далее – Соглашение), заключенного с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, ООО «ЭкоТек» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности «Юг» Кемеровской области, куда входит Киселевский городской округ, статус регионального оператора присваивается на 10 лет (л.д.27 оборот-29).
Региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Кемеровской области, на 2017-2016 годы», утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 9 августа 2017 года №419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением (п.1.3 Соглашения).
Региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (п. 1.4 Соглашения).
Согласно п. 1.5. Соглашения - дата начала выполнения региональным оператором обязанностей по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 1 июля 2018 года.
В соответствии с п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
2 октября 2018 года на официальном сайте ООО «ЭкоТек» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было размещено предложение о заключении договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Кемеровской области и типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
До предъявления иска ФИО1 не обращалась с заявкой о заключении договора.
По условиям типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1).
Объем твердых коммунальных отходов, места их накопления и периодичность вывоза определяются в приложении к договору. Способ складирования твердых коммунальных отходов определяется с учетом имеющихся технологических возможностей и осуществляется следующим образом: в контейнеры (п. п. 2, 3).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – ДД.ММ.ГГГГ (п. 4).
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Начисление производится потребителю с даты начала оказания услуг, указанной в п. 4 договора (п. 5).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 6).
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов несет орган местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, или иное лицо, установленное законодательством РФ (п. п. 9, 10).
Настоящий договор считается заключенным с даты подписания его сторонами, указываемой региональным оператором в правом верхнем углу на первой странице договора, распространяет свое действие на правоотношения сторон с ДД.ММ.ГГГГ, заключается сроком на период действия Соглашения (п.33).
Поскольку в течение 15 рабочих дней со дня размещения ООО «ЭкоТек» предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ФИО1 не направила региональному оператору заявку на заключение такого договора, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем указано в абз. 4 п. 8 (17) вышеуказанных Правил.
Статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, действующим законодательством установлено, что заключение договора и обязанность оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами возлагается на собственника отходов.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном Правилами обращения с ТКО, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, нежилых помещениях, и на земельных участках, - с юридическими лицами, физическими лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, пунктов 5 и 7 Правил обращения с ТКО. Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО. С учетом изложенного, плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа.
Постановлением РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами «Экологические технологии» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф составляет 491,68 руб./м3 (84,94 руб./1чел.), на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф составляет 493,64 руб./м3 (85,28 руб./1чел.), на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф составляет 498,44 руб./м3 (86,11 руб./1чел.), на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф составляет 493,64 руб./м3 (86,11 руб./1чел.), на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф составляет 493,64 руб./м3 (85,28 руб./1чел.), на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф составляет 542,61 руб./м3 (93,74 руб./1чел.), на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф составляет 566,37 руб./м3 (97,84 руб./1чел.), на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф составляет 566,37 руб./м3 (97,84 руб./1чел.), на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф составляет 591,85 руб./м3 (102,24 руб./1чел.), на период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время тариф составляет 645,18 руб./м3 (111,45 руб./1чел.)
Из истории расчетов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что потребителю ФИО1 начислена плата за обращение с ТКО в размере 6 689,02, пеня 2 568,52 рубля (л.д.8-9).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ умерла, что подтверждается записью акта о смерти (л.д.44 оборот).
Согласно п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Между тем, обязательство заемщика, возникающее из кредитного договора, носит имущественный характер, не обусловлено личностью заемщика и не требует его личного участия. Поэтому такое обязательство смертью должника на основании п. 1 ст. 418 ГК РФ не прекращается, а входит в состав наследства (ст. 1112 ГК РФ) и переходит к его наследникам в порядке универсального правопреемства.
Так, в силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается указанным Кодексом или другими законами.
В силу ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса РФ не следует иное.
Статьей 1175 ГК РФ установлено, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323), каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам.
Из анализа вышеназванных положений закона следует, что совокупность имущественных прав и обязанностей умершего лица признается наследством - имуществом, предназначенным для приобретения правопреемниками умершего - его наследниками. Они замещают выбывшего из гражданских правоотношений умершего субъекта и становятся вместо него носителями гражданских прав и обязанностей, составивших в совокупности определенное наследство.
Таким образом, в случае смерти должника его наследники при условии принятия ими наследства солидарно отвечают перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Соответственно, при принятии наследства к наследникам в порядке универсального правопреемства переходит обязанность исполнения кредитного договора, и эта обязанность переходит в неизменном виде.
При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).
Стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.
К наследникам ФИО1, которые приняли наследство после её смерти, переходит обязанность по возвращению задолженности по услугам ТКО.
В пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» обращено внимание на то, что смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее).
Согласно пунктов 58, 59 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании» под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства. Смерть должника не является обстоятельством, влекущим досрочное исполнение его обязательств наследниками. Например, наследник должника по кредитному договору обязан возвратить кредитору полученную наследодателем денежную сумму и уплатить проценты на нее в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО7 заключили брак, после регистрации брака супруге присвоена фамилия ФИО11 (л.д.44).
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются детьми умершей ФИО1 и ФИО4 (л.д.44, 44 оборот).
Родителями умершей ФИО1 являются ФИО8 и ФИО9 (л.д.45, 45 оборот), которые умерли, что подтверждается записями акта о смерти (л.д.62).
Согласно сведениям УВМ ГУ МВД России по <адрес> следует, что ФИО1 умерла и снята с учета по адресу регистрации <адрес>34 -ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).
По сведениям УВМ ГУ МВД России по <адрес> ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ значится на регистрационном учете по адресу: <адрес>; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время значится зарегистрированным по адресу: <адрес>; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время значится зарегистрированным по адресу: <адрес> (л.д.52).
В соответствии с выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлась правообладателем 1/2 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), что также подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35), также являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям нотариуса Осинниковского нотариального округа <адрес> ФИО10 после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о принятии наследства обратился: сын ФИО3.
Свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю квартиры по адресу: <адрес> выдано указанному наследнику.
На другое имущество свидетельство о праве на наследство не выдавалось. Другие наследники не обращались (л.д.49-50).
По сведениям инспекции гостехнадзора <адрес> трактора, дорожно-строительные и другие самоходные машины и прицепы к ним за ФИО1 не зарегистрированы (л.д.46).
По учетным данным архива филиала № БТИ Государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса» на территории Осинниковского городского округа за ФИО1 и ФИО3 зарегистрированы по ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47).
Согласно справке УУП Отдела МВД России по <адрес>, выяснить кто проживает по адресу: <адрес> не представилось возможным, дверь никто не открыл (л.д.56).
По сведениям базы данных Федеральной информационной системы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, по состоянию на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 транспортные средства на территории Российской Федерации, не регистрировались (л.д.57).
Согласно региональной базе данных ФИО1 являлась получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в ОСФР по <адрес>-Кузбассу.
С ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии (иных выплат) прекращена по причине смерти ФИО1
Недополученная пенсия в связи со смертью ФИО1 отсутствует.
Сведения о выплатах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении ФИО1 на дату смерти в ОСФР по <адрес>-Кузбассу отсутствуют.
ФИО1 не являлась получателем в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (л.д.59).
Согласно сведениям ЕГРН кадастровая стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес>34 составляет 865 591,21 рублей (л.д.51).
Согласно телефонограмме, полученной от представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Осинниковский отдел, кадастровая стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 127 644,47 рублей (л.д.78).
Таким образом, стоимость наследственного имущества, оставшегося после смерти наследодателя ФИО1, составляет 496 617,84 рублей (865 591,21 рублей (кадастровая стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес>34) + 127 644,47 рублей (кадастровая стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>) / 2 =496 617,84 рублей).
Таким образом, судом установлено, что наследники первой очереди должника ФИО4 и ФИО2 к нотариусу за оформлением своих наследственных прав не обращались, судом также не установлено фактического принятия ими наследства.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что наследником принявшими наследство после смерти умершего наследодателя ФИО1 является: ФИО3 (фактически принявший наследство, совместной регистрацией с умершим наследодателем, обратившийся к нотариусу с заявлением о принятии наследства).
К наследникам ФИО1 – ФИО3, который принял наследство после её смерти, переходит обязанность по возвращению суммы задолженности за услуги по обращению с ТКО.
В пределах вышеуказанной стоимости ФИО3 должен нести ответственность по долгам наследодателя перед кредитором.
Однако, как усматривается из расчета задолженности, истец просит взыскать задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что требования подлежат частичному удовлетворению, а именно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата смерти умершего наследодателя), в размере 1 047,54 рублей (2 095,08 рублей (общая задолженность за спорный период :2=1 047,54 рублей).
Задолженность по оплате ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась после смерти ФИО1 и долгом наследодателя не является, поэтому не может входить в состав наследственного имущества. Поэтому данная задолженность не может быть взыскана с ответчика ФИО3, как с наследника ФИО1
Разрешая требования истца о взыскании суммы пени, суд приходит к следующему.
На основании ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ своевременное внесение оплаты за жилищно-коммунальные услуги является обязанностью собственников помещений.
Таким образом, поскольку ФИО1 допущена просрочка в исполнении обязательства по оплате, истец вправе начислять и взыскивать неустойку (пени), предусмотренную федеральным законом.
Как усматривается из расчета задолженности, истец просит взыскать пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако суд, полагает, что истец вправе предъявить ко взысканию с ответчика пени, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата смерти умершего наследодателя), в размере 706,23 рублей (1 412,46 рублей (общая задолженность за спорный период :2=1 047,54 рублей).
На основании ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
С учетом фактических обстоятельств и представленных доказательств сторонами, периода просрочки, суд находит, что размер пени по оплате коммунальных услуг в размере 706,23 рублей соразмерен последствиям нарушения ответчиком обязательства.
В силу п.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При обращении в суд истцом оплачена государственная пошлина в размере 400 рублей, что подтверждается платежными поручениями (л.д.10), исковые требования истца удовлетворены частично (37,89%), таким образом с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 151,56 рублей (400*37,89%=151,56).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Общество с ограниченной ответственностью «Экологические технологии», удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, (СНИЛС №), задолженность за услуги обращения с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 047,54 рублей; суммы пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 706,23 рублей; расходы по оплате государственной пошлины в размере 151,56 рублей.
В остальной части исковых требований Обществу с ограниченной ответственностью «Экологические технологии», отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Осинниковский городской суд Кемеровской области.
Решение принято в окончательной форме 28.11.2024 года.
Судья К.Е.Раймер-Шмидт