Решение по делу № 2а-9683/2021 от 28.10.2021

УИД 11RS0001-01-2021-018084-16 Дело № 2а-9683/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мишариной И.С.

при секретаре Муравьевой Т.С.,

рассмотрев 07 декабря 2021 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Республики Коми к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления ФССП России по Республике Коми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми Трефиловой Екатерине Валерьевне об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефиловой Е.В. об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству № ...-ИП, указав в его обоснование, что на основании решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу № 2-654/2020 постановлением судебного пристава-исполнителя от 09.07.2020 в отношении Министерства возбуждено исполнительное производство, которым установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В обоснование требований указав, что исполнение постановленного решения в установленный срок не представлялось возможным, учитывая установленную Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедуру закупки лекарственных препаратов в рамках индивидуального лекарственного обеспечения взыскателя по исполнительному производству, с учетом приведенных в обоснование иска обстоятельств, просит об уменьшении размера исполнительного сбора, наложенного постановлением должностного лица.

К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми; в качестве заинтересованного лица Шеина Е.А.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Судом определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05.03.2020 по делу № 2-654/2020 на Министерство здравоохранения Республики Коми возложена обязанность обеспечить ... Е.А. лекарственным препаратом «...» под торговым наименованием «...» в форме таблеток по рецептам лечебного учреждения ежемесячно на весь период заболевания в необходимом объеме на весь период проживания в Республике Коми

По вступлении указанного решения в законную силу Сыктывкарским городским судом Республики Коми взыскателю был выдан исполнительный лист от ..., который взыскателем предъявлен к принудительному исполнению.

Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Трефиловой Е.В. на основании указанного исполнительного листа вынесено постановление от 09.07.2021 о возбуждении исполнительного производства №...-ИП, в котором должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Указанное постановление получено административным истцом 14.07.2020.

В течение срока для добровольного исполнения должником решение суда не исполнено, что явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Трефиловой Е.В. 15.10.2021 постановления о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Коми исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Частью 1 статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст.2).

Частью 1 ст. 12 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Из положений ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В п. 2, 3 и 4 Постановления от 30.07.2001 № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, и разъяснил, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом размер взыскания, установленный в данной статье названного Федерального закона (ранее ст. 81), представляет собой лишь допустимый максимум и может быть снижен правоприменителем.

Согласно п. 2 резолютивной части названного Постановления максимальный размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Данная мера - исполнительский сбор - является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ч. 6 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52 – 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Из представленных суду доказательств следует, что в декабре 2020 года и в январе – февраля 2021 года Министерством проводились мероприятия по закупке лекарственного препарата с «Леветирацетам» в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По причине отсутствия предложений поставщиков, процедуры закупки были признаны несостоявшимися.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также статус лица, на которое возложена, в том числе обязанность обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами, длительность проведения конкурентных способов закупок, а также, что в настоящее время мероприятия по закупке лекарственного препарата с «Леветирацетам» в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ проведены, определен поставщик и ориентировочный срок поставки лекарственного препарата– 18.11.2021, может быть рассмотрены судом как основание для снижения размера исполнительского сбора за неисполнение решения суда,

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора с 50 000 рублей до 37 500 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск Министерства здравоохранения Республики Коми удовлетворить.

Снизить размер исполнительского сбора, взысканного с Министерства здравоохранения Республики Коми на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 09.07.2021 по исполнительному производству №...ИП, на одну четверть, то есть до 37500 рублей.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья И.С. Мишарина

2а-9683/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство Здравоохранения РК
МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми
Ответчики
УФССП России по Республике Коми
СПИ МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефилова Екатерина Евгеньевна
Другие
Шеиноа Елена Анатольевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
28.10.2021Регистрация административного искового заявления
28.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2021Судебное заседание
07.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее