РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2017 года
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи: ГУРКИНА С.Н.
при секретаре: Гвоздевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1004/17 по иску Емельяновой Т.В. к Министерству социального развития Московской области об установлении факта постоянного проживания на территории г. Ивантеевки Московской области, признании права на получение мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Емельянова Т.В. обратилась в суд с иском к ответчику с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что она является пенсионеркой получателем страховой пенсии по старости, зарегистрирована и проживает в комнате, площадью 8,2 кв.м в муниципальной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. По решению Ивантеевского городского суда Московской области от 21.01.2016 исковые требования администрации г. Ивантеевки Московской области к Емельяновой Т.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета и обязании заключить договор социального найма удовлетворены. По решению суда она снята с регистрационного учета, но фактически проживает по прежнему адресу. 17.07.2017 ей было выдано заключение ВК ГБУЗ МО «Ивантеевская ЦРБ» о том, что по состоянию здоровья она нуждается в бинауральных слухопротезированных цифровых слуховых аппаратах на постоянной основе. 29.08.2017 она обратилась в отделение социальной защиты населения по своему месту проживания с заявлением о предоставлении меры социальной защиты: ежемесячной денежной выплаты. К заявлению мной были приложены все необходимые документы. 01.09.2017 она обратилась в отделение социальной защиты населения с заявлением об обеспечении ее слуховым аппаратом средней мощности. К заявлению были приложены: заключение ВК и справка о том, что она ранее была зарегистрирована по месту проживания по адресу: <адрес>. 29.08.2017 ей было вручено Уведомление об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. Причиной отказа послужило: «Недостаточно документов для назначения МСП (льготодержатель постоянно не зарегистрирован на территории Московской области)». Также ей было вручено Уведомление об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде оказания бесплатной протезно-ортопедической помощи. Основанием для отказа послужило: «не выполняются дополнительные условия (отсутствует документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в Московской области)». С действиями должностных лиц Управления социальной защиты населения г. Ивантеевки Московской области она не согласна, считает их незаконными. Просит установить факт её постоянного проживания в <адрес>, расположенного на <адрес> с 24.05.1979 на момент обращения за социальной поддержкой. Признать за ней право на меры социальной защиты в виде ежемесячной денежной выплаты, оказания бесплатной протезно-ортопедической помощи и других социальных мер защиты с даты первоначального обращения.
В судебном заседании истец Емельянова Т.В. доводы иска поддержала и пояснила, что она стала плохо слышать, прошла медицинскую комиссию. В больнице ей дали направление в соцзащиту на выдачу слухового аппарата. Но там ей отказали. Также она обращалась за пособием для лиц, имеющим трудовой стаж 50 лет и более, но ей также отказали, т.к. она не зарегистрирована в г. Ивантеевке.
Представитель истца по доверенности Глухова В.Ю. требования Емельяновой Т.В. поддержала, просила их удовлетворить. Она пояснила, что истец в настоящий момент лишена права получать меры социальной поддержки. По состоянию здоровья нуждается в слуховом аппарате. В соцзащите ей дважды отказали. Емельянова является пенсионером. Денежными средствами не располагает для покупки дорогого аппарата. По месту жительства, указанному в паспорте, проживала более 60 лет. И сейчас проживает в Ивантеевке. В новое жилое помещение въехать не может, т.к. оно не пригодно к проживанию, ключи истцу не передают.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области по доверенности Карпунина А.В., в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Емельяновой Т.В. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи с отсутствием у нее постоянной регистрации в городе Ивантеевке Московской области. Никаких документов, подтверждающих обратное, Емельяновой Т.В. не было представлено. Негласно она поставлена в очередь на получение слухового аппарата.
Выслушав объяснения сторон и их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Части 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ гарантируют каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В преамбуле Закона Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» от 23 марта 2006 года N 36/2006-03 (далее – Закон Московской области) указывается, что настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, а также определяет порядок установления мер социальной поддержки Правительством Московской области для иных категорий граждан вне зависимости от их проживания на территории Московской области.
Согласно п.1.1, п.1 ст. 1 Закона Московской области устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся лица, не отмеченные государственными или ведомственными наградами, не имеющие мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области (за исключением лиц, указанных в пунктах 28 и 33 статьи 1 настоящего Закона), имеющие трудовой стаж 50 лет и более.
Согласно ст. 1.1 Закона Московской области лица, не отмеченные государственными или ведомственными наградами, не имеющие мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области (за исключением лиц, указанных в пунктах 28 и 33 статьи 1 настоящего Закона), имеющие трудовой стаж; 50 лет и более.
Согласно ст. 14 Закона Московской области лицам, указанным в пункте 28 статьи 1 настоящего Закона, получающим пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляются меры социально поддержки в виде:
- проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя Московской области;
- ежемесячной денежной компенсации в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения.
Согласно ч.5 ст. 14 Закона Московской области лица, указанные в пункте 28 статьи 1 настоящего Закона, имеющие среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, и прекратившие трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию, за исключением лиц, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, обеспечиваются бесплатными санаторно-курортными путевками при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
Согласно ч.7 ст. 14 Закона Московской области лицам, указанным в пунктах 28 и 33 статьи 1 настоящего Закона, при прекращении ими трудовой деятельности, предоставляется региональная социальная доплата к пенсии для доведения общей суммы их материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством Московской области, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством Московской области по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
Судом установлено, что доплата Емельяновой Т.В. отделом социальной защиты населения была прекращена вследствие отсутствия регистрации в Московской области.
В соответствии с п. 5 ст. 12.1 Федерального Закона от 17.07.1999 года№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 вышеуказанной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального Закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ, Губернатором Московской области внесены изменения в Закон Московской области от 23.03. 2006 года № 36\2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», которыми с 01.01.2012 года для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии. Постановлением Правительства Московской области от 19.01.2012 года № 69\54 утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты пенсионерам.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Московской области от 19.01.2012 № 69\54 Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии определяет условия назначения и выплаты региональной социальной доплата к пенсии для доведения общей суммы материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством Московской области.
Региональная доплата к пенсии назначается и выплачивается гражданам, получающим пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющим место жительства (пребывания) в Московской области, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действовавшим на период 2012 года), в случае, если общая сумма их материального обеспечения не превышает величину прожиточного минимума пенсионера, установленную в Московской области в целях установления социальной доплаты к пенсии.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной социальной помощи",государственная социальная помощь оказывается в целях:
-поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
-адресного использования бюджетных средств;
-усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
-создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
-снижения уровня социального неравенства;
-повышения доходов населения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Согласно ч.2. ст. 8 указанного Федерального законагосударственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 6 и 8 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Как установлено судом, причиной отказа в предоставлении мер социальной поддержки, являлся тот факт, что Емельянова Т.В. снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, на основании решения суда, по которому ее одновременно обязали вселить в другое жилое помещение в <адрес> по адресу: <адрес>, комната №.
Одновременно, решением Ивантеевского городского суда Московской области от 21.01.2016, Емельянову Т.В. обязали заключить с администрацией г. Ивантеевки Московской области договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната №.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Емельянова Т.В. не утратила право на регистрацию, и, следовательно, проживание на территории Московской области, в частности, в городе Ивантеевке, следовательно, отказ ответчика в предоставлении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, оказания бесплатной протезно-ортопедической помощи и других мер социальной поддержки являлся незаконным.
В тоже время, учитывая, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов, оснований для установления факта постоянного проживания Емельяновой Т.В. на территории г. Ивантеевки Московской области, не имеется, поскольку такой факт установлен иными документами, представленными в суд.
Кроме этого, суд принимает во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела Емельянова Т.В. уже фактически выселена из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Иск Емельяновой Т.В. к Министерству социального развития Московской области об установлении факта постоянного проживания на территории г. Ивантеевки Московской области, восстановлении мер социальной поддержки удовлетворить частично.
Признать за Емельяновой Т.В. право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, оказания бесплатной протезно-ортопедической помощи и других мер социальной поддержки с момента первоначального обращения в органы социальной защиты населения.
В удовлетворении требований Емельяновой Т.В. об установлении факта постоянного проживания на территории г. Ивантеевки Московской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ: ГУРКИН С.Н.
решение в окончательной форме
изготовлено 17 ноября 2017 года