Дело № 2- 844/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Салехард 21 марта 2023 года
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего Поздняковой М.И.,
при секретаре Дейбус А.А.,
с участием истца – помощника прокурора г. Салехард Румянцева Д.А.,
представителя ответчика Долженко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Салехарда в интересах Саитова А.С., Емельяновой В.Р., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО8 к Администрации муниципального образования города Салехард о возложении обязанности по проведению страховочных мероприятий, мероприятий по усилению конструкций, признании незаконным распоряжения №-р от 12.05.2020 в части расселения и сноса дома, обязании принять решение об установлении разумных сроков расселения,
установил:
прокурор г. Салехард в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Саитова А.С., Емельяновой В.Р., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО8 с исковым заявлением к Администрации муниципального образования города Салехард о возложении обязанности по проведению страховочных мероприятий, мероприятий по усилению конструкций, признании незаконным распоряжения №-р от 12.05.2020 в части расселения и сноса дома, обязании принять решение об установлении разумных сроков расселения.
В обоснование иска указано, по результатам проведенной прокуратурой города проверки по обращению указанных лиц установлено, что органами местного самоуправления при реализации полномочий по осуществлению содержания муниципального жилищного фонда, допущены нарушения требований жилищного законодательства, в том числе при определении срока расселения аварийного многоквартирного дома № по ул. Броднева в г. Салехарде. На момент признания дома аварийным и подлежащим сносу, имеется реальная угроза обрушения дома, нахождение в данном доме является опасным для граждан по причине его самопроизвольного разрушения. В ходе осмотра многоквартирного дома выявлено, что состояние конструктивных элементов дома характеризуется как аварийное. Срок расселения и сноса дома до 31.12.2027 является чрезвычайно длительным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома. В муниципальные и региональные программы по ремонту и переселению граждан дом не включен.
Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований к участию в деле привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО г. Салехард, МКУ «СДЕЗ».
Определением суда от 21.03.2023 производству по делу прекращено в части требований о возложении обязанности на ответчика по проведению страховочных мероприятий, мероприятий по усилению конструкций дома в связи с отказом прокурора от требований в данной части.
В судебном заседании помощник прокурора Румянцев Д.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Долженко М.С. в ходе судебного заседания и письменных возражениях, представленных в суд, возражал против удовлетворения требований, пояснил, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Кроме того, установленный распоряжением срок расселения до 31 декабря 2027 года обусловлен объемом ветхих и аварийных многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу на территории г. Салехард, и очередность расселения граждан устанавливается в зависимости от даты признания дома аварийным. Поскольку основной целью проведения страховочных мероприятий и поддерживающих мероприятий в отношении объекта недвижимости является продление срока его полезного использования, полагает, что проводить поддерживающие мероприятия в отношении объекта недвижимости с последующим уничтожением такого объекта может быть расценено как неэффективное расходование средств муниципального бюджета. Ссылаясь на положения части 1 статьи 45 Гражданского кодекса РФ, считает, что исковые требования заявлены не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах конкретных граждан, а именно собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме, которые фактически не были лишены права обратиться в суд.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Заслушав стороны, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частями 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).
Под муниципальным жилищным контролем в соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилищного фонда, находящегося в частной собственности.
В силу п. 6 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в числе прочих, к вопросам местного значения городского округа относятся - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту Закон №68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены п. 2 ст. 11 Закона №68-ФЗ, в частности к ним относятся: самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также осуществление их финансирования (п. п. "г", "е").
В таком случае, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим для их безопасности, органами местного самоуправления должны приниматься меры направленные на предупреждения причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В силу п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено и следует из материалов дела, 06.02.2023 по результатам технического обследования строительных и конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, 2020 года постройки, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Броднева №, проведенного МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика», установлено, что техническое состояние конструктивных элементов (фундамент, перекрытия, несущие стены и перегородки, крыша, кровля, окна, двери, отделочные покрытия) – имеет недопустимое состояние, инженерные системы (теплоснабжения, электроснабжения водоснабжения, водоотведения) – ограничено работоспособны.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Администрации МО г. Салехард № от 21.11.2016 «О создании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилого фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда города Салехарда» № от 27.03.2020, выявлены основания для признания многоквартирного дома № № по ул. Броднева в г. Салехарде аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации МО г. Салехард №-р от 12 мая 2020 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Салехард, ул. Броднева, №, признан аварийным и подлежащим сносу со сроком выселения нанимателей муниципальных жилых помещений – до 31 декабря 2027 года.
В ходе проведения прокуратурой г. Салехард по обращению жителей многоквартирного дома (Емельянова В.Р., Саитова Т.С.) проверки по соблюдению Администрации МО г. Салехард требований жилищного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при расселении аварийного дома № по ул. Броднева в г. Салехарде установлено, что протоколом визуального обследования № от 10 марта 2023 года, проведенного ГКУ ЯНАО «Ямалтехэнергоконтроль», зафиксированы повреждения механического характера (деформации) отдельных досок обшивки технического подполья, повсеместно повреждения лакокрасочного покрытия отделки, повреждения механического характера (деформации) досок отделки наружных стен на отдельных участках, в подъездах на отдельных участках повреждения механического характера (истирание) покрытия полов в ходовых местах, на отдельных участках повреждения механического характера (сколы) листов кровли.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Многоквартирный дом № по ул. Броднева в г. Салехарде признан аварийным и подлежащим сносу муниципальным органом.
Из вышеизложенного следует, что фактическое состояние многоквартирного дома, при отсутствии противоаварийных мероприятий свидетельствует о возможности ухудшения состояния его несущих конструкций, учитывая аварийное состояние дома, при котором дальнейшее проживание в нем граждан является угрожающим для их безопасности, суд приходит к выводу о том, что органами местного самоуправления должны приниматься меры направленные на предупреждения причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Из-за бездействия администрации МО г. Салехард по расселению указанного дома с 2019 года существует реальная угроза жизни и здоровью граждан.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу абзаца второго п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Учитывая состояние аварийного дома, нахождение всех конструктивных элементов дома многоквартирного дома в недопустимом состоянии, что было установлено заключением МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства» в октябре 2019 года, признание дома в 2019 году аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о том, что установленный администрацией срок расселения дома - до 31 декабря 2027 года не отвечает требованиям разумности, является недопустимым при существующей угрозе обрушения дома, реальной угрозе жизни и здоровья граждан.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу также об удовлетворении исковых требований к администрации МО г. Салехард о признании незаконным распоряжения №-р от 12.05.2020 в части установления сроков расселения и сноса многоквартирного дома № по ул. Броднева в г. Салехарде и возложении обязанности на Администрацию МО г. Салехард о повторном рассмотрении вопроса с принятием по нему решения об установлении сроков расселения жильцов указанного многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Салехарда в интересах Саитова А.С., Емельяновой В.Р., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО8, к Администрации муниципального образования города Салехард - удовлетворить.
Признать распоряжение Администрации МО город Салехард №-р от 12.05.2020 года «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» незаконным в части сроков расселения из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома № по улице Бродневой в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа до 31 декабря 2027 года.
Обязать Администрацию муниципального образования города Салехард в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос с принятием по нему решения об установлении разумных сроков выселения жильцов многоквартирного дома № по улице Броднева в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решение может быть обжаловано в суде Ямало - Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Салехардский городской суд Ямало - Ненецкого автономного округа.
Председательствующий М.И. Позднякова
Решение в окончательной форме составлено 28 марта 2023 года.