Дело № 2-4414/2024
25RS0010-01-2024-005587-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2024 года город Находка
Находкинский городской суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Черновой М.А.,
при секретаре Мичученко Н.А.,
с участием представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по доверенности от 14.12.2024 Мацаль О.С.,
представителя ответчика Зерновой Ю.А. по ордеру от 03.10.2024 адвоката Белых Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в лице Находкинского отделения к Зерновой Юлии Александровне о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что 19.11.2022 Зернова Ю.А. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» (далее по тексту – КГКУ) с заявлением в целях получения выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле-сентябре 2022 года на территории Приморского края. Порядок предоставления выплаты на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле-сентябре 2022 года на территории Приморского края (далее по тексту – Порядок предоставления выплат), утвержден постановлением Правительства Приморского края от 13.10.2022 № 696-пп «О предоставлении выплат отдельным категориям граждан на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле - сентябре 2022 года на территории Приморского края» (далее по тексту - Постановление № 696-пп). По результатам рассмотрения заявления ответчика, истцом было принято решение о предоставлении ответчику выплаты на капитальный ремонт в размере 420 000 рублей. В соответствии с п. 4.3 Порядка предоставления выплаты заявитель, получивший выплату, обязан осуществить капитальный ремонт поврежденного жилого помещения не позднее 30.06.2024, по итогам проведения которого направить межведомственной комиссии уведомление о завершении ремонта. Однако ответчик обязательство до настоящего времени не исполнила, капитальный ремонт жилого помещения не произвела. Уведомление ответчика о завершении ремонта в адрес истца не поступило, в связи с чем, межведомственной комиссией был произведен осмотр жилого помещения ответчика. Согласно заключению от 05.06.2024 № 17 и акту обследования от 03.06.2024 № 17, составленных по результатам обследования помещения, установлено, что капитальный ремонт жилого помещения ответчиком не выполнен. 20.06.2024 ответчику направлено требование о возвращении полученной выплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения данного уведомления. Истец ссылался на то, что Зернова Ю.А., получив денежные средства, в соответствии с представленным заявлением на осуществление капитального ремонта жилого помещения, заведомо зная, что данный ремонт она обязана была произвести, распорядилась денежными средствами по собственному усмотрению. Поскольку ответчик поврежденный дом продала, не сделав в нем капитальный ремонт, действия ответчика расцениваются как недобросовестные. На основании изложенного, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» просило взыскать с Зерновой Ю.А. денежные средства в размере 420 000 рублей, как необоснованно полученную выплату на осуществление капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации на территории Приморского края.
Представитель истца КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по доверенности Мацаль О.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, ссылалась на нецелевое использование денежных средств Зерновой Ю.А. Указала на то, что в случае недостаточности выделенных средств, ответчик в любом случае должна была провести капитальный ремонт в размере выплаты, по завершению которого уведомить комиссию. Однако Зернова Ю.А. по своему усмотрению распорядилась полученной суммой, купив пиломатериалы, которыми так и не воспользовалась, при том, что в заключении комиссии указано о наличии трещин на стенах и потолке, ремонт которых не произведен. Чеки о покупке строительных материалов ответчиком представлены в нарушение установленных сроков. В итоге ответчик продала жилое помещение без произведенного ремонта. В ходе уведомления Зерновой Ю.А. по телефону о необходимости отчитаться по произведенному ремонту, стало известно о продаже жилья ответчиком. Указанная информация была передана в межведомственную комиссию, которая произвела осмотр жилого помещения, ранее принадлежавшего Зерновой Ю.А. Так как собственник жилого помещения изменился, ответчика на осмотр не приглашали. В результате осмотра установлено, что ремонт не произведен, собственник жилого помещения другой. Поскольку выплата на проведение капитального ремонта является целевой, то она не может быть использована в качестве средств существования. Ответчик, получив денежные средства, заведомо знала об обязанности проведения ремонта, который так и не провела, денежные средства в размере полученной выплаты не возвратила. Считает, что все действия ответчика указывают на недобросовестность. Просила взыскать спорную выплату как неосновательное обогащение в результате недобросовестного поведения Зерновой Ю.А.
Ответчик Зернова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила представителя. Ранее в судебном заседании, исковые требования не признала, пояснила, что 27 июня 2024 направила истцу чеки на приобретенные строительные материалы для проведения капитального ремонта, с целью подтверждения использования полученной выплаты, о предоставлении которых ей говорили при ее обращении с заявлением. Поскольку ремонтные работы дорогостоящие, она не в силах была их оплатить, в связи с чем решила продать дом вместе со строительными материалами. О том, что осмотр комиссии проходил ранее установленной даты окончания ремонта, не знала, так как не была уведомлена об осмотре принадлежащего ранее ей жилого помещения.
Представитель ответчика Зерновой Ю.А. – Белых Ю.А. не согласилась с заявленным иском, дополнительно пояснила, что недобросовестность в действиях ответчика не усматривается, поскольку Зернова Ю.А. на выплату приобрела строительные материалы для ремонта дома, но из-за гибели супруга, оставшись одна с двумя несовершеннолетними детьми на иждивении, а также матерью-инвалидом, не имела финансовой возможности провести ремонт жилья, в связи с чем была вынуждена его продать. Выделенных денежных средств хватило только на приобретение строительных материалов, за ремонтные работы нужно было оплачивать с собственных средств. Со слов доверителя также известно, что при личном обращении в отделение за разъяснением способа и порядка отчетности по предоставляемой выплате для проведения ремонта, сотрудники истца не владели такой информацией и поясняли, что в процессе все будет разъяснено. Указали на необходимость сохранения чеков, подтверждающих расходы на проведение ремонта. Таким образом, не доведена информация ответчику о способе и сроках отчетности по использованной выплате. Ответчик продала дом со строительными материалами, для того, чтобы новый собственник мог его отремонтировать. То, что доверитель нарушила порядок отчетности, не говорит о том, что она является недобросовестным лицом и использовала выплату не по назначению. В связи с тем, что имеется ненадлежащее уведомление ответчика о порядке отчетности по предоставленной выплате, частичное исполнение обязательства в виде приобретения строительных материалов, не может расцениваться как ненадлежащее исполнение обязанности, недобросовестность ответчика не доказана. Учитывая изложенное, считает, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО17 В.О. пояснила, что с Зерновой Ю.А. были соседями до прошлого года. После произошедшего наводнения 06.09.2022, в доме у Зерновой Ю.А. провалились полы, появились трещины на стенах. Семья после наводнения планировала проживать в доме. Для устранения последствий наводнения Зернова Ю.А. приобретала брус, фанеру, доски, которые хранятся во дворе дома, и в настоящее время используются новыми жильцами. После смерти супруга ответчик продала дом, переехав в квартиру в г. Находке. При подаче заявления на предоставление выплаты, никто не знал порядок отчетности, сообщили, что в процессе все расскажут. Поясняли, что необходимо собирать чеки, делать фотографии до ремонта и после ремонта с целью доказать его проведение. О предоставлении отчетности до 30.07.2024 узнали от соседей. Свидетелю тоже выделялись денежные средства в размере 200 000 рублей на проведение капитального ремонта, однако данной суммы не хватило. Ремонт дома свидетеля, который на 30 кв.м. больше дома Зерновой Ю.А., составил более 1 000 000 рублей. В дом свидетеля приходила комиссия для осмотра, увидев, что сделан ремонт, чеки, подтверждающие расходы предъявить не просили.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля ФИО19 Д.А. пояснил, что с сентября 2023 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <.........>, которое приобрели у Зерновой Ю.А. Ответчик продавая дом, оставила все строительные материалы: елочный и лиственный брус, фанеру, доски, ОСБ плиту, стоимость которых примерно не менее 300 000 рублей. Из данных материалов на кухне новый собственник заменил пол. Оставшегося материала предположительно хватило бы практически на весь дом. Продала Зернова Ю.А. дом, так как осталась одна с двумя детьми и мамой, а без мужчины тяжело содержать дом. В 2024 году приходила комиссия на осмотр дома, в ходе которого супруга свидетеля сообщала им о том, что строительный материал оставлен Зерновой Ю.А.
Суд, выслушав участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
На территории Приморского края постановлением Правительства Приморского края от 13.10.2022 № 696-пп «О предоставлении выплат отдельным категориям граждан на осуществление капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле - сентябре 2022 года на территории Приморского края» собственникам жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле-сентябре 2022 года на территории Приморского края, предусмотрена выплата на осуществление капитального ремонта жилого помещения, в отношении которого межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления муниципального образования Приморского края (далее по тексту – межведомственная комиссия), принято решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее по тексту – Положение № 47).
В соответствии с п. 1.5 Порядка предоставления выплат, размер выплаты определяется как произведение общей площади (доли общей площади) поврежденного жилого помещения и стоимости капитального ремонта одного квадратного метра общей площади поврежденного жилого помещения в размере 7 000 рублей. В случае превышения суммы фактических расходов на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения, понесенных гражданами, указанными в пункте 1.3 настоящего Порядка, над размером выплаты, рассчитанным согласно настоящему пункту, сумма превышения возмещению не подлежит.
Согласно п. 1.3 Порядка предоставления выплат право на получение выплат имеют граждане Российской Федерации, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Порядок подачи собственниками поврежденных жилых помещений заявлений на получение выплаты регулируется положениям раздела 2 Порядка предоставления выплат.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления выплат, выплата осуществляется структурным подразделением краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по месту нахождения поврежденного жилого помещения.
Из п. 2.2 Порядка предоставления выплат следует, что для предоставления выплаты гражданин, указанный в пункте 1.3 настоящего Порядка (далее - заявитель), обращается с заявлением, указанным в пункте 2.3 настоящего Порядка, в структурное подразделение КГКУ по своему выбору: с использованием государственной информационной системы Приморского края «Региональный портал государственных и муниципальных услуг Приморского края» (далее - РПГУ), в форме электронного документа; через краевое государственное автономное учреждение Приморского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае», его структурные подразделения, расположенные на территории Приморского края, в письменной форме при личном обращении почтовым отправлением способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления обращения. В случае если поврежденное жилое помещение находится в общей (долевой) собственности нескольких граждан, за предоставлением выплаты каждый собственник обращается самостоятельно.
Постановлением Правительства Приморского края от 23.08.2023 № 591-пп в п. 4.3 Порядка предоставления выплат внесены изменения в соответствии с которыми: заявитель, получивший выплату, обязан осуществить капитальный ремонт поврежденного жилого помещения не позднее 30 июня 2024 года.
Согласно п. 4.4. Порядка предоставления выплат заявитель по завершении капитального ремонта поврежденного жилого помещения направляет в межведомственную комиссию, структурное подразделение КГКУ уведомление о завершении капитального ремонта поврежденного жилого помещения в течение пяти рабочих дней после окончания капитального ремонта.
Межведомственная комиссия доводит до структурного подразделения КГКУ решение, принятое по результатам осмотра жилого помещения, проведенного в соответствии с пунктом 53 Положения № 47 (пункт 4.5)
В случае непоступления документов, указанных в пункте 4.5 настоящего Порядка, до 15 августа 2024 года структурные подразделения КГКУ запрашивают их в порядке межведомственного информационного взаимодействия в ОМС. (пункт 4.6).
В случае выявления факта невыполнения заявителем обязательства, указанного в пункте 4.3 настоящего Порядка, структурное подразделение КГКУ не позднее трех рабочих дней со дня выявления указанного факта направляет заявителю требование о возврате выплаты, содержащее реквизиты для ее возврата и срок возврата, который не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения заявителем требования. Требование направляется структурным подразделением КГКУ заявителю (уполномоченному представителю) заказным письмом с уведомлением (пункт 4.7).
Непоступление денежных средств от заявителя в установленные сроки является основанием для их взыскания в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.8).
Исходя из содержания п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 53 Положения в случае проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения в соответствии с решением, принятым на основании указанного в пункте 47 настоящего Положения заключения, комиссия в месячный срок после уведомления собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом об их завершении проводит осмотр жилого помещения, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение, которое доводит до заинтересованных лиц.
В судебном заседании установлено, что Зернова Ю.А., являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <.........>, общей площадью <.........> кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ., выпиской из ЕГРН от 26.10.2022.
06.10.2022 Зернова Ю.А. обратилась с заявлением к главе Партизанского муниципального района о признании ее дома, распложенного по адресу: <.........>, подлежащим капитальному ремонту, поврежденному в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями на территории края 5-7 сентября 2022 года.
Из акта № 49 от 27.10.2022 составленного межведомственной комиссией об обследовании помещения, распложенного по адресу: <.........>, следует, что в жилом помещении имеются следы затопления, трещины по штукатурному слою стен и потолка, трещины кладки печи, просадка пола, повреждение ламината. Рекомендовано проведение капитального ремонта.
Заключением межведомственной комиссии № 49 от 28.10.2022 жилое помещение, принадлежащее Зерновой Ю.А., поврежденное в результате чрезвычайной ситуации, признано подлежащим капитальному ремонту.
Постановлением администрации Партизанского муниципального района Приморского края от 30.10.2022 № 1 033 «О признании жилых помещений пострадавших от чрезвычайной ситуации природного характера в результате прохождения тайфуна HINNAMNOR 05-07 сентября 2022 года на территории Партизанского муниципального района, подлежащими капитальному ремонту» жилое помещение, распложенное по адресу: <.........>, признано подлежащим капитальному ремонту.
Ответчик 19.11.2022 подала заявление о включении ее в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле – сентябре 2022 года на территории Приморского края.
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 24.11.2022 № 129/439 Зернова Ю.А. включена в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле – сентябре 2022 года на территории Приморского края в целях получения выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения в размере 420 000 рублей.
20.06.2023 произведена выплата Зерновой Ю.А. для проведения капитального ремонта в размере 420 000 рублей, что следует из информации КГКУ от 07.08.2024 о выплате за период с ноября 2022 по июнь 2023 года.
Из письменных пояснений начальника Партизанского отдела муниципального района отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» следует, что Зернова Ю.А. уведомлена об исполнении обязанности по проведению капитального ремонта, а также о том, что в случае не исполнения обязательств она обязана вернуть полученную выплату. В ходе уведомления ответчика по телефону 20.05.2024 о необходимости подать заявление в администрацию о проведении обследования в случае окончания ремонта, Зернова Ю.А. сообщила о продаже поврежденного тайфуном помещения, ремонт в котором не производила. Вернуть выплату ответчик отказалась. 26.06.2024 в отделение под подпись ей вручено уведомление о необходимости вернуть спорную выплату.
03.06.2024 актом межведомственной комиссии об обследовании помещения (многоквартирного дома) № 17 от 03.06.2024 установлено, что в жилом помещении, распложенном по адресу: <.........>, ремонт не осуществлялся. Новые собственники приобрели помещение в сентябре 2023 года, поменяли пол на кухне за собственные средства. Со слов новых собственников ремонт помещения не осуществлялся.
Межведомственная комиссия приняла заключение № 17 от 05.06.2024 о том, что ремонт в жилом помещении, расположенном по адресу: <.........>, не осуществлялся.
20.06.2024 истцом в адрес ответчика направлено уведомление об удержании излишне выплаченных сумм денежных выплат, в котором указано о необходимости вернуть необоснованно полученные денежные средства в размере 420 000 рублей.
Зерновой Ю.А. в КГКУ направлен ответ на уведомление от 20.06.2024, согласно которому она не согласна с требованием о возвращении выплаты, в обоснование указала, что комиссия, состоявшаяся в октябре 2022 года, признала необходимость в выплате на проведение капитального ремонта ее жилого помещения. Администрацией с. Владимиро-Александровское сообщалось о перечислении выплат в 2022 году, однако сроки выплаты перенесли на 2023 год. Зная, какой размер выплаты будет осуществлен, она заняла денежные средства для приобретения строительных материалов с целью проведения ремонта. 21.10.2022 у ответчика погиб супруг – Зернов В.А. После смерти супруга ответчик осталась одна с двумя несовершеннолетними детьми и матерью инвалидом на иждивении, не имея заработка. Стоимость проведения ремонтных работ для Зерновой Ю.А. оказалась неподъемной, а самостоятельно с ремонтом она не справилась бы, в связи с чем приняла решение о продаже дома. Цена на дом была снижена. Материалы, приобретенные для ремонта, оставила новому собственнику. О том, что установлены сроки проведения ремонта ответчика никто не уведомлял. В настоящее время новыми собственниками ведется ремонт, поменян на кухне пол с использованием материалов приобретенных ответчиком.
Представитель ответчика, возражая против заявленного иска, указала о целевом использовании предоставленной выплаты ответчику, представив платежные документы от 10.10.2022, 02.05.2023, 07.05.2023, 09.05.2023, 14.05.2023, 21.05.2023, о приобретении стройматериалов для проведения ремонта на общую сумму 449 065 рублей. Также ссылалась на то, что 21.10.2022 погиб супруг ответчика, в связи с чем Зернова Ю.А. осталась одна с двумя малолетними детьми и матерью инвалидом на иждивении, не имея при этом заработка, так как находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Указанные доводы стороны ответчика подтверждаются представленными в материалы дела копиями свидетельств: о смерти <.........>; о рождении <.........>; о рождения <.........>, выданных регистрирующими органами.
Согласно справки о доходах и суммах налога физического лица за 2022 год, доход Зерновой Ю.А. без учета НДФЛ составил 20 476 рублей 36 копеек.
Из справки ФКУ «КГБУЗ «Находкинская городская больница» МСЭЖ по Приморскому краю «Минтруда России МСЭ-2017 № 1175971 следует, что ФИО22 И.Ю. – мать ответчика Зерновой Ю.А., признана инвалидом 2 группы бессрочно.
Таким образом, подтверждается довод представителя ответчика об отсутствии финансовой возможности Зерновой Ю.А. произвести ремонт, так как указанная выплата не покрывает всех расходов связанных с проведением ремонта, поскольку выплаты хватило только на приобретение строительных материалов.
В настоящее время, ответчик, ее двое малолетних детей ФИО24., мать ответчика - ФИО23 И.Ю. зарегистрированы и проживают по одному адресу: <.........>, что подтверждается выпиской из карточки регистрационного учета на жилое помещение от 29.11.2024, и согласуется с пояснениями стороны ответчика и показаниями свидетеля ФИО25 В.О.
Таким образом, использование средств по прямому назначению и намерение произвести капитальный ремонт жилого помещения подтверждаются конкретными действиями ответчика, представленными доказательствами и пояснениями свидетелей, которые согласуются между собой и позицией ответчика.
Заявляя о взыскании с ответчика произведенной ей выплаты на проведение капитального ремонта в связи с невыполнением предусмотренных Порядком предоставления выплат обязанностей, истцом фактически применяются положения ГК РФ о неосновательном обогащении.
При этом, согласно подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату денежные суммы, в т.ч. предоставленные гражданину в качестве мер социальной поддержки, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
В силу положений Постановления № 696-пп произведенная ответчику выплата на проведение капитального ремонта жилого дома отнесена к мерам социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Исходя из характера и предназначения предоставленной Зерновой Ю.А. меры социальной поддержки - единовременной выплаты для проведения капитального ремонта пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, и подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения получателем только в случае недобросовестности с его стороны.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Постановлении от 26.02.2018 № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой», применительно к спорным правоотношениям следует, что судебный орган, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм, выплаченных из бюджета на социальное обеспечение, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена соответствующая социальная выплата. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции РФ принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции РФ).
Кроме того, как отмечал Конституционный Суд РФ в постановлении от 14.01.2020 № 2-П нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельств дела и оценки действий получателя выплаты (абз. 5 п. 3.2).
Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, с гражданина, которому назначена мера социальной поддержки в виде выплаты на проведение капитального ремонта пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, не может быть произведено взыскание выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на органе, принявшем решение об их возврате.
Таким образом, по делу юридически значимым с учетом исковых требований и подлежащих применению норм материального права является установление, в частности, следующего обстоятельства: имеет ли место со стороны Зерновой Ю.А. недобросовестность при получении ей выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения и ее расходовании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
Истец не предоставил суду относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих недобросовестность ответчика в получении выплаты на проведение капитального ремонта и невыполнении установленных Порядком предоставления выплат обязанностей.
Так, на момент обращения Зерновой Ю.А. с заявлением от 19.11.2022 о включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, произошедших в июле – сентябре 2022 года на территории Приморского края, с целью получения выплаты, предусмотренной Постановлением № 696-пп, как следует из пояснений представителя ответчика, сроки и способы предоставления отчетности по использованию указанной выплаты Зерновой Ю.А. не разъяснялись, так как не были известны сотрудникам КГКУ, в связи с чем не могли данную информацию довести до ответчика. Данный факт также подтверждается показаниями свидетеля ФИО18 В.О.
Доказательств обратного стороной истца не представлено.
Суд учитывает, что нормами Постановления № 696-пп не установлены конкретные условия осуществления капитального ремонта, необходимость расходования полученной выплаты в полном размере, в связи с чем способ его проведения находится в усмотрении собственника жилого помещения.
Довод представителя истца о нецелевом использовании выплаты ответчиком несостоятелен, поскольку представленные в материалы дела доказательства о приобретении стройматериалов Зерновой Ю.А., которые сохранены и переданы при продаже дома новым собственникам, свидетельствуют о расходовании предоставленной выплаты по целевому назначению.
Обстоятельство того, что Зернова Ю.А. не смогла произвести ремонт в помещении, нарушила порядок предоставления отчетности, о котором не была извещена, не свидетельствует о ее недобросовестности, так как денежные средства были потрачены на строительные материалы для проведения ремонта поврежденного помещения, в котором ответчик планировала проживать. В силу сложившейся сложной финансовой ситуации, связанной с гибелью кормильца –супруга ФИО21., ответчик вынуждена была продать дом, что также не может расцениваться как недобросовестные действия ответчика, поскольку запрет на продажу поврежденного тайфуном помещения не устанавливался.
С учетом изложенного, обстоятельства недобросовестного поведения ответчика, в результате которого с нее может быть взыскана предоставленная Зерновой Ю.А. выплата на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в ходе судебного разбирательства не установлены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе рассмотрения дела не установлено факта необоснованного получения ответчиком Зерновой Ю.А. сумм спорных выплат, а также недобросовестных действий ответчика, оснований для удовлетворения исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в лице Находкинского отделения к Зерновой Юлии Александровне о взыскании неосновательного обогащения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.
Судья М.А. Чернова
решение в мотивированном виде
принято 18.12.2024