Дело № 2а-7137/21
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 21 декабря 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при помощнике судьи Щепетовой Е.П.,
с участием представителей административного ответчика Фирсова А.П., Павловой И.В.,
заинтересованного лица, представителя заинтересованного лица Прокопишина В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тишкиной Натальи Александровны о признании незаконным отказа КГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" в приеме заявления и документов о регистрации по месту пребывания, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Тишкина Н.А. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным иском о признании незаконным отказа КГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" в приеме заявления и документов о регистрации по месту пребывания, возложении обязанности принять заявление с прилагаемыми к нему документами, направив их в уполномоченный на непосредственное предоставление государственной услуги орган.
В обоснование указав, что ООО "Луч" является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Согласно выписке ЕГРЮЛ общество с 03 мая 2012 года оказывает гражданам услуги по предоставлению временного проживания. Административный истец одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства предоставила: паспорт гражданина РФ, договор найма жилого помещения, нотариально удостоверенное согласие собственника помещения ООО "Луч" на временное проживание и постановку на регистрационный учет по месту пребывания. Вместе с тем административным ответчиком было принято решение об отказе в приеме заявления и документов на предоставление государственной (муниципальной) услуги со ссылкой на п. 58 Регламента, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2017 года №984. Административный истец считает, что отказ в приеме документов нарушает права административного истца на свободу передвижении, выбора места пребывания и жительства.
Административный истец Тишкина Н.А. о времени и месте судебного заседания извещалась в установленном законом порядке, участия в судебном заседании не принимала, заказное письмо с судебным извещением, направленное по адресу указанному в административном иске, возвращено в суд с отметкой "истек срок хранения".
Представитель административного ответчика КГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" Павлова И.В., в судебном заседании требования административного искового заявления считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому указала, что Тишкина Н.А. совместно с генеральным директором ООО "Луч" Прокопишиным В.П. 22 ноября 2021 года обратились в офис МФЦ Петропавловского отдела, с целью подачи заявления и документов на регистрацию Тишкиной Н.А. по месту пребывания в жилом помещении, расположенном в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, принадлежащим ООО "Луч" на праве собственности. Документом, являющимся основанием для временного проживания в жилом помещении гражданина и обязательным для предоставления заявителем и собственником жилого помещения, согласно ч.2 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ, является договор найма или договор безвозмездного пользования, однако договор представленный заявителями не был заверен нотариусом, в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, Прокопишин В.П. отказался подписывать заявление на регистрацию по месту пребывания, в связи с чем было отказано в приеме предоставленного заявления с приложенными документами.
Представитель административного ответчика КГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" Фирсов А.П., в судебном заседании требования административного искового заявления полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица ООО "Луч", заинтересованное лицо генеральный директор ООО "Луч" Прокопишин В.П. в судебном заседании требования административного искового заявления полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ административным истцом не пропущен.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Гражданский кодекс Российской Федерации установил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, которые могут быть реализованы ими лично либо через представителей (пункт 1 статьи 9).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее-Закон № 210-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона № 210-ФЗ заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона № 210-ФЗ многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным названным Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно части 3 статьи 15 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в МФЦ, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром
В соответствии с приказом Минэкономразвития Камчатского края от 02 апреля 2010 года №15 на территории Камчатского края образован один КГКУ "Центр по предоставлению государственных услуг" КГКУ "МФЦ Камчатского края"), который является уполномоченным многофункциональным центром в Камчатском крае).
Между МФЦ и УМВД России по Камчатскому краю заключено соглашение от 14 декабря 2018года № 25/04-06/18, предметом которого является порядок взаимодействия при организации предоставления государственных услуг МВД на базе МФЦ.
Согласно данному соглашению, на базе МФЦ ведется прием документов от граждан на предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, с последующей передачей пакетов документов в подразделения по вопросам миграции территориальных органов УМВД России по Камчатскому краю.
Пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 (далее-Административный регламент), установлено, что в предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.
Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных названным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзацы второй и четвертый статьи 2).
В силу положений части 6 статьи 5 Закона орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.
Аналогичные предписания закреплены в пункте 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713.
В соответствии с пунктом 40 Административного регламента для регистрации по месту пребывания гражданин представляет заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 4 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 41 Административного регламента.
Согласие на временное проживание гражданина в жилом помещении удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате (пункт 41.4).
В соответствии с пунктом 93 Административного регламента, сотрудники МФЦ, ответственные за прием документов, выполняют следующие процедуры: проверяют в присутствии заявителя комплектность представленных документов, полноту и правильность их заполнения, тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в паспорте, паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, удостоверяют подписи заявителя и лица, предоставившего жилое помещение, в заявлениях о регистрации, снятии с регистрационного учета.
В пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 года N 4-п по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, указано, что регистрация гражданина по месту жительства согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункты 58 и 59 Административного регламента).
В силу пункта 58 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются, в том числе: отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.
В судебном заседании установлено, что административный истец совместно с генеральным директором ООО "Луч" Прокопишиным В.П. обратились в офисы МФЦ Петропавловского отдела по работе с заявителями, с целью подачи заявления и документов на регистрацию Тишкиной Н.А. по месту пребывания в жилом помещении в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, которое согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права принадлежит ООО "Луч" на праве собственности, предоставив заявление о регистрации по месту пребывания в жилом помещение по <адрес>, паспорт гражданина РФ, договор найма жилого помещения по <адрес>, копию документа о государственной регистрации права собственности на жилое помещение по <адрес>, согласие собственника жилого помещения (ООО "Луч") на регистрацию Тишкиной Н.А по месту пребывания по <адрес>, удостоверенное нотариусом Фроловой М.О.
Предоставленный Тишкиной Н.А. и Прокопишиным В.П. договор найма помещения по ул. <адрес> составлен в простой письменной форме, без удостоверения нотариусов.
Судом установлено, что не оспаривается представителем заинтересованного лица ООО "Луч" Прокопишиным В.П., что при подаче документов Прокопишин В.П. отказался подписывать заявление на регистрацию, поскольку им было предоставлено письменное согласие собственника жилого помещения на временное проживание Тишкиной Н.А. по <адрес>, удостоверенное нотариусов ФИО6 от 22 ноября 2021 года №№
Тишкиной Н.А. 22 ноября 2021 года вручено уведомление 01.4/2021/126653 об отказе в приеме заявлений и документов на предоставления государственной (муниципальной) услуги "регистрация граждан по месту пребывания в пределах РФ" на основании п.58 приказа МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 (Административного регламента) собственник отказался поставить подпись на заявлении о регистрации по месту пребывания.
Также Тишкиной Н.А. вручено уведомление от 22 ноября 2021 года № 01.2/2021/154026 об отказе в приеме заявлений и документов на предоставления государственной (муниципальной) услуги "регистрация граждан по месту пребывания в пределах РФ" на основании приказа МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 (Административного регламента).
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из системного толкования приведенного выше процессуального закона следует, что для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Оценив соответствии с нормами главы 6 КАС РФ, представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу что, административным ответчиком не представлено доказательств того, что заявление Тишкиной Н.А. о регистрации по месту пребывания не соответствовало требованиям действующего законодательства.
Довод административного ответчика о том, что документом, являющимся основанием для временного проживания в жилом помещении гражданина и обязательным для предоставления заявителем и собственником жилого помещения, согласно ч.2 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ, является договор найма или договор безвозмездного пользования, подлежащий обязательному удостоверению нотариусом является необоснованным.
Довод административного ответчика о том, что заявление на регистрацию по месту пребывания подлежит подписанию как Тишкиной Н.А., так и Прокопишиным В.П. суд находит не состоятельным, поскольку Прокопишиным В.П. лично предоставлено нотариально заверенное согласие на временное проживание и постановку на регистрационный учет Тишкиной Н.А. по месту пребывания сроком на один год в принадлежащем на праве собственности ООО "Луч" жилом доме, расположенном по адресу: г. Петропавловск-камчатский, <адрес>.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик в отсутствие предусмотренных законом оснований отказал в приеме заявления и документов Тишкиной Н.А. о регистрации по месту пребывания, на основании п. 58 Административного регламента в связи с тем, что собственник отказался поставить подпись на заявлении о регистрации по месту пребывания.
Таким образом, требования административного истца о признании незаконным отказа КГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" в приеме заявления и документов о регистрации по месту пребывания подлежит удовлетворению, учитывая, что основание, по которому Тишкиной Н.А. отказано в приеме документов не соответствует требованиям административного регламента.
Уведомление об отказе в приеме заявлений и документов от 22 ноября 2021 года № 01.2/2021/154026 не содержит мотивированного отказа в приеме документов, учитывая, что не указаны основания для отказа.
Рассматривая вопрос о восстановлении нарушенного права административного истца, суд приходит к следующему.
Учитывая, что судом отказ КГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" в приеме заявления и документов о регистрации по месту пребывания признан незаконным, суд считает необходимым возложить на административного ответчика КГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" обязанность повторно рассмотреть вопрос о приеме заявления Тишкиной Н.А. с приложенными документами о регистрации по месту пребывания, поскольку иной способ восстановления нарушенного права административного истца отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
удовлетворить административный иск Тишкиной Натальи Александровны о признании незаконным отказа КГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" в приеме заявления и документов о регистрации по месту пребывания, возложении обязанности.
Признать незаконным отказ от 22 ноября 2021 года КГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" в приеме заявления Тишкиной Натальи Александровны о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Возложить обязанность на КГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае" повторно рассмотреть вопрос о приеме заявления Тишкиной Натальи Александровны с приложенными документами о регистрации по месту пребывания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 12 января 2022 года.
Судья