Председательствующий по делусудья Сенотрусова Т.Ю. | Дело № 33-3193/2023(дело в суде первой инстанции № 2-52/2023)УИД 75RS0020-01-2023-000091-10 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Радюк С.Ю.,
судей Подшиваловой Н.С., Чайкиной Е.В.,
при секретаре Максимовой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 13 сентября 2023 г. гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в интересах Семеновой Г. А. к МБОУ «Байкальская СОШ», администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Комитету образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Министерству образования и науки Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края Немовой Е.А.
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 25 апреля 2023 г., которым постановлено:
«Иск удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Байкальская СОШ» (ОГРН 1027500783078) в пользу Семёновой Г. А. (ИНН №) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности за период с <Дата> по <Дата> в сумме 28 342 (двадцать восемь тысяч триста сорок два) рубля 36 копеек.
Обязать МБОУ «Байкальская СОШ» (ОГРН 1027500783078) и Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» (ОГРН 1027500783683) произвести Семёновой Г. А. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.
Обязать МБОУ «Байкальская СОШ» (ОГРН 1027500783078) в дальнейшем производить Семёновой Г. А. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки, начиная с <Дата>
Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» (ОГРН 1027500784134) профинансировать МБОУ «Байкальская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначсиленной и невыплаченной заработной платы Семёновой Г. А., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края (ОГРН 1087536008306) профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Байкальская СОШ» Семёновой Г. А. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 28 342,36 руб., в случае их недостаточности у МБОУ «Байкальская СОШ» в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с МБОУ «Байкальская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1 050,27 рублей».
Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тунгокоченского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах Семеновой Г.А., в обоснование которого указал на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что Семенова Г.А. работает в МБОУ «Байкальская СОШ» в должности учителя. При этом, в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за квалификационную категорию и выслугу лет начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку данные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки истца. Ссылаясь на указанные нарушения трудовых прав, прокурор с учетом уточнений просил суд, взыскать с МБОУ «Байкальская СОШ» в пользу Семеновой Г.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории за период с <Дата> по <Дата> в сумме 38 127,81 руб.; обязать МБОУ «Байкальская СОШ», Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» произвести Семеновой Г.А. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.; обязать МБОУ «Байкальская СОШ» в дальнейшем производить Семеновой Г.А. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 января 2023 г.; обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать МБОУ «Байкальская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Семеновой Г.А., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края; обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» на указанные цели (л.д. 2-12, 108-109).
Решением Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 25 апреля 2023 г. иск прокурора удовлетворен частично (л.д. 149-152).
С постановленным решением не согласился ответчик Министерство образования и науки Забайкальского края, в апелляционной жалобе представитель по доверенности Немова Е.А. ставит вопрос о его отмене в части возложения на Министерство обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами на выплату истцу задолженности по заработной плате. Ссылаясь на Положение об оплате труда работников образовательного учреждения, Закон Забайкальского края № 964-ЗЗК от 09.04.2014 «Об оплате труда работников образовательных учреждений Забайкальского края», приказ председателя Комитета образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» от 18.05.2015 № 68-П, постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 № 41, указывает, что совместительство педагогическим работником возможно на не более 0,5 ставки. Не считается совместительством и не требует заключения трудового договора педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Таким образом, если учитель работает более чем на одну ставку, трудовой договор не заключается, как совместительство данное не оформляется, а педагогическая нагрузка, которую он выполняет сверх 18 часов, оплачивается на условиях почасовой оплаты, но не более 300 часов в год. Не допускается работа более чем на 1,5 ставки. Конституцией Российской Федерации не запрещено устанавливать более высокие социальные выплаты и гарантии, но в данном случае, следует сопоставить объем дополнительных гарантий и выплат с утвержденным фондом оплаты труда, поскольку согласно пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов. необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Министерство не финансирует непосредственно средние общеобразовательные школы. Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, надлежащим образом осуществляет полномочие по обеспечению государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам на основании поданных заявок. Изменение объемов субвенций является полномочием Законодательного собрания Забайкальского края, принимающего соответствующий Закон Забайкальского края. Указывает, что в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 использование средств субвенций на финансирование расходов, не предусмотренных Методикой расчета норматива финансового обеспечения, утвержденной данным постановлением, не допускается. Министерство не является работодателем для педагогических работников образовательного учреждения, не имеет собственных денежных средств, а также обязательств финансировать вне субвенций администрацию района денежными средствами на выплату заработной платы, в том числе во исполнение решения суда. В связи с указанным, полает Министерство ненадлежащим ответчиком по делу. Обращает внимание, что как образовательное учреждение, так и администрация района вправе своими правовыми актами улучшить положения работника в спорном вопросе, установив более высокие социальные выплаты и гарантии. Также полагает, что имеются основания для изменения решения суда в части возложения на образовательное учреждение в дальнейшем производить истцу начисление стимулирующих выплат, исходя из фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 января 2023 г. В данной части отмечает, что указанная обязанность может быть возложена только с момента вступления решения суда в законную силу. Период, не вошедший в первоначальные исковые требования с учетом обращения прокурора в суд в марте 2023 г., мог быть скорректирован в ходе рассмотрения требований путем их уточнения (л.д. 162-165).
В возражениях на апелляционную жалобу материальный истец Семенова Г.А. просит решение суда оставить без изменения, ввиду необоснованности приведенных в жалобе доводов (л.д. 191).
Истец Семёнова Г.А., представители ответчиков Министерства образования и науки Забайкальского края, МБОУ «Байкальская средняя общеобразовательная школа», комитета образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район», администрации муниципального района «Тунгокоченский район», надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не заявили.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя процессуального истца прокурора Чадову Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены и выразились они в следующем.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Исходя из положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3,4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.202 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.
Данные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу №1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела истец Семёнова Г.А. с <Дата> работает в МБОУ «Байкальская средняя общеобразовательная школа» в должности учителя (л.д. 22).
Согласно условиям трудового договора, заключенного <Дата>, Семёновой Т.А. установлены: учебная нагрузка 33 часа и 2 часа элективных курсов в неделю, должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей, 25% от должностного оклада за работу в сельской местности, 100 рублей за методическую литературу, стимулирующие выплаты: за заведование кабинетом 5 %, за первую категорию – 10 %, за классное руководство 15%, за проверку работ 5%, за обучение обучающихся с ОВЗ 10 %, за стаж работы в образовательном учреждении 15% (л.д.70-77).
Дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенным <Дата>, истцу на период с <Дата> по <Дата> установлены: учебная нагрузка в объеме 28 часов в неделю, 0,5 часа элективного курса, 25 % сельских, 100 руб. за методическую литературу, фактическая ставка <данные изъяты> руб., элективный курс <данные изъяты> руб., стимулирующие выплаты: за руководство школьным МО 5%, за заведование кабинетом истории 5 %, за первую категорию 10 %, за заведование музеем 60%, за классное руководство 11 %, ежемесячное вознаграждение за классное руководство <данные изъяты>., за проверку письменных работ 5%, за обучение учащихся с ОВЗ 10%, за стаж работы в образовательном учреждении 25 %, северный коэффициент 50 %, районный коэффициент 50 % (л.д.27-29).
Дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенным <Дата>, Семёновой Г.А. на период с <Дата> по <Дата> установлены: учебная нагрузка в объеме 28 часов, 0,5 часа индивидуальный проект, 25 % сельских, 100 руб. за методическую литературу, фактическая ставка <данные изъяты> руб., элективный курс <данные изъяты> руб., стимулирующие выплаты: за руководство школьным МО 5%, за заведование кабинетом истории 5 %, за первую категорию 10 %, за заведование музеем 60%, за соответствие занимаемой должности 5 %, за классное руководство 8 %, ежемесячное вознаграждение за классное руководство 5 000 руб., за проверку письменных работ 5%, за обучение учащихся с ОВЗ 10%, за стаж работы в образовательном учреждении 25 %, северный коэффициент 50 %, районный коэффициент 50 % (л.д.30-32).
В соответствии с пунктом 2.1.1. Положения об оплате труда работников МБОУ «Байкальская СОШ», утвержденного приказом директора образовательного учреждения от <Дата>, заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает в себя: базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты (л.д. 41-58).
В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.3.3 Положения стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Работникам учреждения установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе выплата за специфику работы, надбавки за выслугу лет, за интенсивность, за почетное звание, ученую степень, ученое звание.
Пунктом 2.3.4.3 Положения предусмотрена стимулирующая выплата педагогическим работникам за наличие установленной квалификационной категории: второй - в размере 5% к окладу, ставке заработной платы, первой – 10 %, высшей – 15 %.
Согласно пункту 2.3.5.2.1 Положения ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет к должностному окладу производится дифференцированно в зависимости от стажа работы в следующих размерах: при стаже от 1 до 5 лет – 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет – 15%, от 15 лет и более – 25%.
В соответствии с изменениями, внесенными в Положение с <Дата>, за соответствие занимаемой должности установлена выплата 5 %, первой квалификационной категории 10 %, второй квалификационной категории 15%.
Из представленных в материалы дела тарификационных списков по состоянию на <Дата>, <Дата> следует, что истцу устанавливалась учебная нагрузка 28 и 28,5 часов соответственно (л.д. 23-24, 25-26).
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, прокурор указал на неверное исчисление работодателем заработной платы, в частности начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и квалификационную категорию (соответствие занимаемой должности) не за фактическую нагрузку, установленную в учебном году, а из расчета ставки 18 часов в неделю, что привело к уменьшению заработной платы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учетом приведенных выше положений закона, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период с учетом стимулирующих выплат, начисленных на фактический объем учебной нагрузки.
При этом суд исходил из того, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений спорные надбавки начисляются и выплачиваются истцу образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.
Судом первой инстанции отмечено, что порядок начисления заявленных надбавок на ставку заработной платы, установленный Положением об оплате труда образовательного учреждения, противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда, по мнению суда первой инстанции, являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
Применив по заявлению стороны ответчика положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции взыскал с МБОУ «Байкальская СОШ» в пользу Семёновой Г.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности за период с <Дата> по <Дата> в сумме 28 342,36 рублей, возложив на работодателя и комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» обязанность произвести истцу перерасчет и выплату задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.
Также судом на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» возложена обязанность профинансировать учебное заведение денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы в случае их недостаточности у образовательного учреждения за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Решение суда в приведенной выше в части сторонами по делу не обжалуется и в силу частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Доводы апелляционной жалобы ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на Министерство обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» для выплаты истцу взысканных судом денежных сумм, а также возложения на образовательное учреждение обязанности в дальнейшем производить истцу начисление стимулирующих выплат от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 января 2023 г.
Оценивая приведенные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Исходя из пункта 1 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192, Министерство образования и науки Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, оказанию государственных услуг, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, а также переданных Российской Федерацией полномочий.
Министерство образования и науки Забайкальского края обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения).
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В пункте 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 133 указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в их состав.
В пункте 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно пункту 2.1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Указанные методики в части положений о распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации, предоставленные из федерального бюджета, должны соответствовать требованиям порядков определения и распределения между субъектами Российской Федерации общего объема субвенций, утверждаемых федеральными законами, и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации) распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями, за исключением субвенций, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также за счет резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Пунктом 1 статьи 8 Закона Забайкальского края от 27.12.2021 № 2007-ЗЗК (редакция от 21.12.2022) "О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов", на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов установлен норматив финансовых затрат на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в сфере образования, включающий в себя расходы на оплату труда и материально-техническое обеспечение, в расчете на одну штатную единицу специалиста, осуществляющего администрирование отдельных государственных полномочий в сфере образования, - 127 300 рублей.
Пунктом 1 статьи 8 Закона Забайкальского края от 22.12.2022 № 2134-ЗЗК (редакция от 19.07.2023) "О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов установлен норматив финансовых затрат на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в сфере образования, включающий в себя расходы на оплату труда и материально-техническое обеспечение, в расчете на одну штатную единицу специалиста, осуществляющего администрирование отдельных государственных полномочий в сфере образования, - 140 500 рублей.
В данном случае, в ходе рассмотрения дела как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального образования «Тунгокоченский район» в виде субвенций установлено не было.
Из апелляционной жалобы, письменных пояснений ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края, дынных суду апелляционной инстанции, следует, что Министерство финансирует субвенцию бюджету муниципального района в объеме, утвержденном Законом о бюджете Забайкальского края, на текущий год. Субвенции выделяются в пределах тех средств, которые заложены в бюджете текущего года. Заявки с указанием сумм подаются муниципалитетом ежемесячно. Общая сумма заявок в текущем году не может превышать лимит данного года. Долги прошлых лет могут войти в субвенцию следующего года только в случае, если они укладываются в норматив на одного ребенка. Министерство каждый месяц на основании поступивших заявок в соответствии с Методикой расчета, Законом о бюджете Забайкальского края исполняет свои обязательства надлежащим образом, не имея задолженности перед муниципалитетом.
Доказательств обратному, то есть ненадлежащему исполнению Министерством образования и науки Забайкальского края возложенных обязанностей в части предоставления субвенций в адрес муниципального района в материалы дела не представлено.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 11.07.2013 № 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования", в целях урегулирования некоторых вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 определены нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося (прилагаются).
Этим же постановлением утверждены методика расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося, и методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
В соответствии с Методикой расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий нормативы складываются из нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала муниципальных общеобразовательных организаций на одного обучающегося, норматива финансового обеспечения расходов на оплату труда иных работников муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих вспомогательные функции, на одного обучающегося, и норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек на одного обучающегося (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (пункт 2).
В данном случае Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, доводит в муниципальное образование субвенции на обеспечение вышеуказанных государственных гарантий только в рамках и во исполнение действующего законодательства в соответствии с названными постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 и утвержденной данным постановлением Методикой расчета норматива финансового обеспечения.
Принимая во внимание приведенные положения закона даже в случае, если присужденные судом ко взысканию денежные суммы превышают объем субвенции, утвержденный на финансовый год и выделяемый муниципальному образованию, указанное обстоятельство не может являться основанием для возложения на Министерство обязанности по финансированию администрации муниципального района денежными средствами.
Данный вывод полностью соответствует норме, предусмотренной абзацем 2 пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
При этом, полномочиями по проверке правильности расчета объемов субвенций, осуществляемого в соответствии с указанными выше методиками, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края, в рамках данного трудового спора суд апелляционной инстанции не наделен.
Принимая во внимание изложенное выше, правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации свыше предусмотренных субвенции на Министерство образования и науки Забайкальского края у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем постановленное решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора о возложении на Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты МБОУ «Байкальская СОШ» Семёновой Г.А. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ «Байкальская СОШ» в установленном порядке за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
Также судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на МБОУ «Байкальская СОШ» обязанности в дальнейшем производить истцу начисление заявленных стимулирующих выплат от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 января 2023 г. Доводы апелляционной жалобы ответчика в данной части заслуживают внимание.
Положениями части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обращаясь с иском, истец должен доказать, что его права или законные интересы нарушены, поскольку судебной защите подлежит только нарушенное право.
В данном случае, каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии реальной угрозы нарушения прав истца в будущем, в материалы дела не представлено. То, что в будущем работодатель может произвести неверное исчисление размера причитающейся истцу заработной платы не может служить основанием для удовлетворения требований в указанной части, так как данные доводы носят предположительный характер и заявлены преждевременно.
При этом, необходимо отметить, что в случае дальнейшего нарушения работодателем трудовых прав истца, ничто не препятствует его обращению в суд за защитой нарушенных прав.
В этой связи требовать возложения на ответчика МБОУ «Байкальская СОШ» обязанности производить в будущем начисление истцу заявленных стимулирующих выплат от фактического объема учебной нагрузки истец не вправе.
Также необходимо отметить, что с исковым заявлением прокурор обратился в суд 2 марта 2023 г., при этом с учетом уточнений спорный период был определен с 1 декабря 2021 г. по 31 декабря 2022 г., принимая во внимание положения гражданского процессуального законодательства прокурор имел возможность уточнить заявленные требования в части периода взыскания недоначисленной заработной платы с января 2023 г. и до момента вынесения судом 25 апреля 2023 г. решения, чего сделано не было. В связи с чем, возложение на работодателя обязанности производить истцу начисление заработной платы с 1 января 2023 г., то есть за период до даты вынесения обжалуемого решения, который не являлся по делу спорным, у суда первой инстанции не имелось.
Приведенные обстоятельства не были учтены судом при рассмотрении дела, что привело к необоснованному удовлетворению заявленных прокурором требований. В связи с указанным решение суда в данной части также подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований в части возложения на МБОУ «Байкальская средняя общеобразовательная школа» обязанности в дальнейшем производить истцу начисление стимулирующих выплат от фактического объема учебной нагрузки с 1 января 2023 г.
В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 25 апреля 2023 г. в части возложения на МБОУ «Байкальская средняя общеобразовательная школа» обязанности в дальнейшем производить Семёновой Г. А. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки с 1 января 2023 г., возложения на Министерство образования и науки Забайкальского края обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Семёновой Г. А. в случае недостаточности отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Тунгокоченского района, действующего в интересах Семёновой Г. А., отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 октября 2023 г.
Председательствующий С.Ю. Радюк
Судьи Н.С. Подшивалова
Е.В. Чайкина