Решение по делу № 2а-7956/2021 от 02.08.2021

УИД 11RS0001-01-2021-012878-17                Дело № 2а-7956/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Сыктывкарский городской суд Республики Коми

    в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

    при секретаре Гут Е.Н.,

с участием административного истца Ляпина А.А.

    представителя административных ответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Новиковой Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 декабря 2021 года гражданское дело по административному исковому заявлению Ляпина Александра Александровича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, начальнику УФСИН России по Республике Коми Коновалову Д.Н. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

    Ляпин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100000 руб., указывая в его обоснование о непредоставлении ему с 01.05.2021 по месту отбытия наказания в ФКУ ИК – 24 УФСИН России по Республике Коми возможности пользоваться услугой «электронные письма», что, по мнению заявителя, является нарушением его прав, предусмотренных и гарантированных ему Контитуцией РФ и Европейской конвенцией по правам человека. Действующая в настоящее время Концепция на период до 2030 года ограничений в пользовании данной услугой не содержит.

Определением суда к участию в деле привлечены Управление ФСИН России по Республике Коми, начальник УФСИН России по Республике Коми Коновалову Д.Н.

В судебном заседании, участвуя посредством видеоконференц-связи, истец на удовлетворении требований административного искового заявления настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представитель административных ответчиков с заявленными требованиями не согласилась, настаивая на том, что предоставление электронной переписки является мерой поощрения, и обязанности предоставления ее осужденным, отбывающим в строгих условиях отбывания наказания, в безусловном порядке не имеется. Истец не ограничен в правах, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством по осуществлению переписки, гарантированных ему статьей 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Административный ответчик начальник УФСИН России по Республике Коми Коновалов Д.Н. участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ и установленные по результатам их оценки обстоятельства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что приговором Выборгского городского суда Ленинградской области Ляпин А.А. осужден по части 3 статьи 33, пункту «б» части 2 статьи 228.1, части 3 статьи 69, статье 70 Уголовного кодекса РФ к 11 годам лишения свободы с ограничением свободы на срок 9 месяцев.

С 02.08.2016 истец отбывает наказание в ФКУ ИК – 24 УФСИН России по Республике Коми.

Согласно справе по личному делу осужденного Ляпин А.А. характеризуется отрицательно, с 19.12.2018 по настоящее время отбывает наказание в строгих условиях, о чем также свидетельствует представленная ответчиком информация.

Согласно установленным обстоятельствам до 01.05.2021 осужденным в исправительном учреждении предоставлялась возможность осуществления переписки посредством отправления электронных писем. С 01.05.2021 административному истцу возможность пользоваться данной услугой приостановлена.

Указанные обстоятельства явились поводом обращения административного истца в суд с настоящим иском.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).

    Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).

Согласно положениям статей 73, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.

В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Данные письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения (часть 1).

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с генеральной прокуратурой РФ (часть 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 54 Правил внутреннего распорядка, утвержденных Приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения из количества. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.

Письма отпускаются в почтовые ящики или передаются администрации исправительного учреждения в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре (пункт 55).

Отправление почтовых карточек, телеграмм производится путем заполнения осужденными бланков установленной формы, получаемых у администрации исправительного учреждения. (пункт 56).

Пунктом 17 Правил внутреннего распорядка определено, что осужденным запрещается нарушать порядок переписки, установленный Правилами и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 58 Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, не более семи рабочих дней.

Распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года, целью которой является обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, гуманизация условий отбывания наказания и мер пресечения; исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

До утверждения названной Концепции Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р ранее была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2020 года.

Указанием врио начальника УФСИН по Республике Коми от 28.01.2018 № исх-15-3619 во исполнение реализации положений Концепции до 2020 года было поручено обеспечить в учреждениях УФСИН по Республике Коми предоставление осужденным услуги «электронное письмо» предоставлять осужденным, содержащимся в обычных и облегченных условиях отбывания наказания исправительных колоний общего, строгого и особого видов режима, и в колониях-поселениях, в целях стимулирования их правопослушного поведения.

В связи с установлением случае предоставления услуги «электронное письмо» осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания, 26.04.2021 начальником УФСИН по Республике Коми № исх-12/ТО/15-9620 в адрес начальников исправительных учреждений УФСИН по Республике Коми направлено указание о прекращении с 01.05.2021 практики предоставления осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях отбывания наказания, услуги «электронное письмо» с обязательным разъяснением осужденным порядка предоставления данной услуги, с рекомендациями изменения поведения в лучшую сторону, для возможности перевода из строгих условий в обычные условия отбывания наказания, где появится возможность в полном объеме пользоваться телекоммуникационными услугами.

В связи с установленными обстоятельствами Ляпиным А.А. в Ухтинскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении была подана жалоба по факту непредоставления ему с 01.05.2021 услуги «электронное письмо», настоящая жалоба в соответствии с пунктом 3.5 Инструкции № 45 перенаправлена на рассмотрение в УФСИН по Республике Коми.

При направлении ответа по жалобе административным ответчиком административному истцу со ссылкой на то, что порядок получения и отправления электронных писем осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, уголовно-исполнительным законодательством и организационно-распорядительными документами Минюста России и ФСИН России не регламентирован, разъяснено, что возможность пользоваться услугой «электронное письмо» предоставляется осужденным, содержащимся в обычных и облегченных условиях отбывания наказания исправительных колоний общего, строгого и особого видов режима, а также лицам, содержащимся в колониях-поселениях, в целях стимулирования их правопослушного поведения. В данном письме истцу указано на то, что услуга «электронное письмо» ему как осужденному, содержащемуся в строгих условиях отбывания наказания, не предоставляется.

Указанные обстоятельства послужили поводом обращения административного истца в суд с настоящим иском.

Оценивая правомерность ограничения административному истцу предоставления услуги «электронное письмо» в рамках реализации им предусмотренного статьей 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ права на переписку, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, руководствуясь тем, что нарушений требований законодательства в части гарантированных законом прав при отбывании Ляпиным А.А. не допущено.

Гарантируя лицам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях, право на осуществление переписки, закон, закрепляя возможность направления ими писем, почтовых карточек и телеграмм, возможность реализации данного права путем отправления электронных писем прямо не устанавливает. Порядок получения и отправления электронных писем осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, уголовно-исполнительным законодательством и организационно-распорядительными документами Минюста России и ФСИН России не регламентирован. Соответствующих норм, обязывающих исправительное учреждение обеспечивать ведение осужденными электронной переписки, действующее законодательство не содержит. Указанные вопросы находятся в компетенции ФСИН России и ее территориальных органов.

Такая возможность предоставлена осужденным, исходя из условий ее предоставления, как мера воспитательного воздействия с тем, чтобы способствовать их исправлению.

Отбывая наказание, административный истец ограничен в пользовании услугой отправки электронных как отбывающий наказание в строгих условиях.

В силу установленного порядка ограничение на получение и отправление электронных писем осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания, принято в целях стимулирования их правопослушного поведения, носит временный характер и направлено на обеспечение их стремления к переводу из строгих условий наказания в обычные условия, где в качестве поощрительной меры осужденным предоставляется возможность пользоваться в полном объеме телекоммуникационными услугами, имеющимися в учреждении, что согласуется с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства, одним из принципов которого выступает исправление осужденных.

Суду не представлено доказательств ограничения прав истца, гарантированных ему статьей 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, учитывая, что в силу установленного порядка предоставление услуги «электронных писем» не является безусловным, как дополнительная услуга названная услуга по сути является мерой стимулирующего характера с целью исправления осужденных, с учетом их поведения при отбытии наказания.

Принимая решение по делу, суд исходит из того, что право истца на осуществление переписки путем направления писем, почтовых карточек и телеграмм, что прямо регламентировано в статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, при отбытии им наказания установленным способом не ограничено, доказательств обратного суду не представлено и судом не установлено.

Доводы истца с указанием о нарушении его прав и законных интересов в результате прекращения переписки своего подтверждения не нашли.

Ограничение на отправление и получение электронных писем осужденными, содержащимися в строгих условиях отбывания наказания, вопреки утверждениям административного истца, не может свидетельствовать о дискриминационном характере данного ограничения, поскольку на законодательном уровне, о чем указано выше, порядок получения и отправления электронных писем не регламентирован, не является обязательным и не носит безусловный характер. Предоставление указанной услуги является мерой поощрения.

Статья 8 Конвенции по правам человека и основных свобод предусматривает, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Вопреки доводам административного искового заявления, приведенным в обоснование нарушения административными ответчиками заявленных прав, истец не ограничен в контактах с внешним миром, реализация гарантированных прав как уже неоднократно указывалось выше обеспечена истцу в рамках предоставления в порядке статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осуществления переписки, отправлении почтовых карточек и телеграмм. Право на получении информации в контексте заявленных требований истцу не ограничено.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 09.06.2005 № 248-0, статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В своих актах Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20.03.2008 №162-О-О и от 23.03.2010 №369-О-О). Установленный нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ специальный порядок ведения переписки осужденными к лишению свободы является неотъемлемой частью данного комплекса ограничений.

В этой связи, при совокупности фактических обстоятельств и требований законодательства, на основании изложенных выводов суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем считает необходимым исковые требования Ляпина А.А. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в результате необеспечения его прав на отправку и получение электронных писем оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ляпина Алексея Александровича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, начальнику УФСИН России по Республике Коми Коновалову Д.Н. о присуждении компенсации в размере 100000 руб. за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в ограничении возможности направления электронных писем, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий         Л.А. Печинина

<данные изъяты>

2а-7956/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ляпин Алексей Александрович
Ответчики
РФ в лице ФСИН России
УФСИН России по РК
начальник УФСИН России по Республике Коми Коновалов Д.Н.
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
02.08.2021Регистрация административного искового заявления
05.08.2021Передача материалов судье
06.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2021Предварительное судебное заседание
02.12.2021Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее