РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
** года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Нагорной И.Н., при секретаре Шеиной Д.Ю., с участием истца ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № (УИД №) по иску ФИО5 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... о признании незаконным отказа, обязании предоставить расчет начисленной страховой выплаты, обязании выплатить недополученную сумму страховой пенсии с надбавками и индексацией,
установил:
В обоснование заявленных требований истец указал, что при назначении пенсии в № году ответчиком были допущены ошибки при расчете на сумму 443,26 руб.
Полагая, что начисленная страховая пенсия могла быть намного выше, исходя из расчета трудового заработка за период с ** года, истец просил признать незаконным отказ сформулированный в письме от **, обязать предоставить расчет начисленной страховой пенсии по положению до ** из расчета среднего заработка за 60 месяцев за период с **, обязать ответчика выплатить недополученную сумму страховой пенсии со всеми надбавками и индексациями за период с апреля 2004 года по настоящее время в сумме 616592,45 руб.
В судебном заседании ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме, по существу не давая пояснений, указал на то, что в исковом заявлении обстоятельства им изложены полно.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Представитель ответчика ФИО5 предоставила письменные возражения и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав участника процесса, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С ** вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частями 3, 4 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному Закону.
Судом установлено, что с ** ФИО5 установлена трудовая пенсия по старости за работу с вредными условиями труда, в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ). Размер пенсии истцу определен по п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ** путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК=(РП-450 рублей)Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на **;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона №173-ФЗ при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с ** ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Таким образом, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составил в 2002 г. - 144 месяца, 2003 г. - 150 месяцев, 2004 г. - 156 месяцев.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Частью 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП=СК*ЗР/ЗП*СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до **.
Продолжительность стажа на соответствующих видах работ ФИО5, учтенного на момент установления пенсии составляет ** (согласно справке от ** №), в том числе превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, с учетом которого определяется размер пенсии - **.
Величина стажевого коэффициента ФИО5 составляет 0,63 за имеющийся стаж работы по состоянию на **. – 30 лет (0,55 + 0,08).
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
При этом отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по ** для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Для расчета размера пенсии применен среднемесячный заработок за период работы за **.г. на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом расчетное отношение среднемесячного заработка ФИО5 к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период составило 7,337, при максимально возможной величине 1,2.
Таким образом, поскольку при расчете размера пенсии ФИО5 отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) уже учтено в максимальном размере 1,2, по факту применение среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы либо применение размера заработной платы за 60 месяцев не влечет увеличение размера пенсии.
Сумма страховых взносов, учтённых на индивидуальном лицевом счете ФИО5 на дату установления пенсии, составляет 37680,03 руб.
Таким образом, расчетный размер пенсии на ** составил 1263,28 руб. = 0,63*1,2*1671, где 0,63 - стажевый коэффициент; 1,2 – максимальное отношение среднемесячного заработка к средней заработной плате по стране; 1671,00 руб. - среднемесячная заработная плата по РФ, утверждена Правительством РФ на 3-4 квартал 2001 года.
Расчетный пенсионный капитал по состоянию на ** год составил 126871,68 руб. =(1263,28-450)*156, где 1263,28 руб. - расчетный размер пенсии на **, 450-фиксированный базовый размер, установленный на ** в соответствии со статьей 14 закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, 156- установленный ожидаемый период выплаты для досрочной пенсии.
Пенсионный капитал на дату установления пенсии определяется путем его умножения на коэффициенты индексации: 126871,78*1,307*1,177= 195171,81.
С учетом страховых взносов, имеющихся на индивидуальном лицевом счете на дату установления пенсии пенсионный капитал составил 232851,84 руб. (195171,81 + 37680,03).
Расчетный размер страховой пенсии на ** (п.1 ст. 14 Федерального закона №173-ФЗ) определяется 232851,84/156= 1492,64 руб.
Общий размер установленной пенсии с ** истца составил 2113,64 рублей (фиксированная выплата – 621,00 + страховая часть пенсии – 1492,64), что соответствует данным пенсионного удостоверения истца (л.д. 14).
В соответствии с нормами ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ, в редакции до 2009 года работающим пенсионерам производилась корректировка по п. 5 с 01 июля года следующего за годом, на который приходилось назначение пенсии, перерасчет по п. 3 по заявлению, индексация по п. 7 при ежегодном росте цен.
Учитывая осуществление ФИО5 трудовой деятельности, размер его пенсии увеличивался:
- с учетом п. 5 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ с **, где сумма страховых взносов составила 37814,31 руб.;
- с учетом п. 3 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ по заявлению о перерасчете: с **, где сумма страховых взносов составила 14960,89 руб., с ** – 12415,45 руб., с **-15730,23 руб.;
- с учетом п. 7 ст. 17 Федерального закона №173-ФЗ при росте цен.
С ** истцу производилась корректировка с учетом страховых взносов с 1 августа каждого года, а также с учетом индексации.
По состоянию на ** размер пенсии составил 30022,40 руб., в том числе фиксированной выплаты – 8134,88 руб.
Проверяя расчет пенсии, представленный ответчиком, суд с ним соглашается и приходит к выводу, что при расчете пенсионным органом выбран наиболее выгодный вариант расчета пенсии.
При этом суд учитывает, что размер пенсии ФИО5 определен по нормам, которые действовали на момент назначения истцу пенсии по старости с учетом документально подтвержденных показателей по стажу.
Расчет размера пенсии истцом не предоставлен соответственно суд не имел возможности его проверить, пояснения истцом в данной части не даны, оснований полагать, что при расчете пенсии истца ответчик допустил ошибку не имеется.
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Таким образом, перерасчет страховой пенсии по старости в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.
Между тем, ФИО5 обращался к ответчику только с заявлениями о предоставлении расчета начисленной страховой пенсии по старости в №, не предоставляя при этом каких-либо дополнительных документов и не сообщая о новых обстоятельствах, которые могли повлиять на размер пенсии.
Оспариваемый истцом ответ от ** содержал расчет размера пенсии истца.
С учетом изложенного доводы истца о наличии ошибки при начислении пенсии в № года направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и не подлежат рассмотрению в рамках настоящего иска. Кроме того, истцом не предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии ошибки в расчетах.
В случае расчета начисления пенсии истца по п. 4 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ, с учетом 60 месяцев за период с №, максимальный размер пенсии не превысил бы для него 1269,62 рублей (максимальный РП 648,62 + Фиксированная выплата 621,00), что свидетельствовало бы о переплате ответчика за период с № по № недоначислении.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... о признании незаконным отказа, обязании предоставить расчет начисленной страховой выплаты, обязании выплатить недополученную сумму страховой пенсии с надбавками и индексацией, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд ... в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья И.Н. Нагорная
В окончательной форме решение составлено **.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№