Решение по делу № 2-660/2016 от 22.03.2016

к делу № 2-660/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Отрадная 26 апреля 2016 г.

Отрадненский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Андреева В.Н.,

с участием помощника прокурора Отрадненского района Гольдштейн О.А.,

третье лицо представитель ОНД Отрадненского района Решетов А.В.,

при секретаре Воропиновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Отрадненского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП Королевой Е. Ю. и Королеву А. В. о запрещении потенциально опасной деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Отрадненского района обратился в суд с исковым заявлением к ИП Королевой Е.Ю. и Королеву А.В., в котором просит запретить ИП Королевой Е.Ю. потенциально опасную для неопределенного круга лиц деятельность по эксплуатации автозаправочной станции (далее АЗС), расположенной по адресу: Отрадненский район, Удобненское сельское поселение, в 1947 метрах от ул. Широкой ст. Удобной, обязать ИП Королеву Е.Ю. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу снести за свой счет самовольно возведенные строения и все элементы автозаправочной станции, расположенные на земельном участке по адресу: Отрадненский район, Удобненское сельское поселение, в 1947 метрах от ул. Широкой ст. Удобной.

В обосновании своего иска, прокурор Отрадненского района ссылается на то, что в ходе проверки соблюдения законодательства предприятиями топливно-энергетического комплекса, расположенными на территории муниципального образования Отрадненский район, при хранении и транспортировке углеводородного сырья установлено, что индивидуальный предприниматель Королева Е.Ю. эксплуатирует АЗС, расположенную по адресу: Отрадненский район, Удобненское сельское поселение, в 1947 метрах от ул. Широкой ст. Удобной, на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 25.06.2007, заключенным между ИП Королевым А.В. и администрацией муниципального образования Отрадненский район для размещения передвижной АЗС. Также установлено, что между ИП Королевой Е.Ю. и собственником земельного участка, или лицом наделенным правом распоряжения земельным участком, договорные отношения отсутствуют. Своими действиями, выразившимися в самовольном занятии земельного участка, ИП Королева Е.Ю. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.7.1 КоАП РФ, в связи с чем прокурором района 09.03.2016г. в отношении неё возбуждено дело об административном правонарушении.

На момент проверки ИП Королева Е.Ю. проектную документацию на строительство стационарной АЗС с заключением государственной экспертизы о соответствии проектной документации требованиям законодательства не предоставила. Сама АЗС размещается на смежном с предоставленным Королеву А.В. земельном участке (кадастровый ,) с местом расположения Краснодарский край, Отрадненский район, в границах СПК племзавод «Удобненский», участок 755-1 (кадастровый номер» ), который имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, находится в собственности субъекта Российской Федерации Краснодарского края и передан в аренду ООО «Ибик и М», в аренду ИП Королевой Е.Ю. не передавался, перевод данного земельного участка в иную категорию земель не проводился, разрешение на нем строительства АЗС не выдавалось.

Проверкой так же установлено, что у Королевой Е.Ю., эксплуатирующей АЗС, отсутствуют документы, подтверждающие ввод указанной автозаправочной станции в эксплуатацию, чем нарушены требования ст. 38 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Вопреки требованиям законодательства эксплуатация указанной АЗС осуществляется в отсутствие проектной документации на ее строительство, заключения экспертизы на проектную документацию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Основными источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух на действующей АЗС являются резервуары для хранения нефтепродуктов при закачке в них топлива и топливораздаточные колонки при наливе в топливные баки автомобилей. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

С 2011 г. ИП Королев А.В., а с января 2015 ИП Королева Е.Ю. уклоняются от проведения проверок деятельности АЗС контролирующими органами, чем нарушены требования ст. ст. 14, 22, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

В процессе деятельности АЗС по реализации моторного и прочего топлива образуются отходы, которые складируются в металлическом контейнере, установленном на территории АЗС. На момент проверки контейнер был заполнен на 1/7 от общего объема. Контейнер установлен на почве и не имеет плотно закрывающейся крышки, чем нарушены требования п. 19.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД .

При визуальном осмотре территории АЗС установлено, что в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов имеется твердое водонепроницаемое покрытие, однако по всему периметру отсутствуют бортики высотой 200 мм, чем нарушены требования п. 18.7 РД .

Согласно акту осмотра местности (объекта) от 20.01.2016г. на территории АЗС имеется один металлический контейнер, на 1/2 наполненный песком, для сбора разлитых нефтепродуктов. На АЗС не имеется плотно закрывающихся контейнеров для сбора загрязненных нефтепродуктами песка, чем нарушены требования п. 19.4 РД 153-39-2-080- 01 «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций».

На основании требования прокуратуры Отрадненского района отделением надзорной деятельности Отрадненского района 20.01.2016г. проведена проверка соблюдения норм и требований пожарной безопасности на объекте защиты - здание операторской автомобильной заправочной станции, территория автомобильной заправочной станции, сооружения расположенного по адресу: Отрадненский район, Удобненское сельское поселение, в 1947 метрах от ул. Широкой ст. Удобной. В ходе визуального осмотра территории указанного объекта были выявлены нарушения норм и требований пожарной безопасности, а именно: п.п. 55, 482 Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г.; п.п.14,19,35,91 НПБ 111 - 98*; (п. 35* НПБ 111 - 98*), а также не соблюдаются ответчиками правила противопожарного режима РФ, утвержденных указанным постановлением Правительства №390 от 25.04.2012г.

Ранее, 16.02.2015 года при проведении плановой проверки в отношении ИП Королева А.В., осуществляющего деятельность на объекте защиты расположенном по адресу: Отрадненский район, 4+600 км. автодороги ст. Удобная - ст. Передовая, выявлен факт воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок в следствии чего не представилось возможным оценить выполнение требований пожарной безопасности ИП Королевым А.В.

В 2015 году в ходе проведения в соответствии с заданием прокуратуры Краснодарского края от 26.06.2015 № 7/2-34/1-2015 «О проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства, хранения и реализации моторного топлива», проверок объектов ТЭК дислоцированных на территории района, с привлечением специалистов ТО ТУ Роспортебнадзора по г. Армавиру, Новокубанскому, Успенскому и Отрадненскому району, отделения надзорной деятельности Отрадненского района, также не удалось провести проверочные мероприятия в связи с уклонением ИП Королевой Е.Ю. от проведения проверки, отсутствием доступа на территорию АЗС.

АЗС ИП Королевой Е.Ю. без наличия соответствующего разрешения, самовольно, в нарушение ст.55 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатирует ее с июня 2007 года, в связи с чем деятельность АЗС полагают должна быть прекращена в целях предотвращения техногенной катастрофы, последствием которой может явиться массовая гибель людей.

В судебном заседании помощник прокурора Отрадненского района Гольдштейн О.А. заявленные требования поддержала и просил удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчики Королева Е.Ю. и Королев А.В., неоднократно вызывавшиеся, в судебное заседание так и не явились, в возражениях просили в удовлетворении требований прокурора Отрадненского районного суда отказать по тем основаниям, что проверка проведена в их отсутствие, без наличия оснований для ее проведения и без предварительного их уведомления, требования о предоставлении документов в их адрес не поступало, доказательств нарушения ответчиками действующего законодательства заявителем не представлено. Кроме того, Королева Е.Ю. использует земельный участок в соответствии с договором субаренды, а Королев А.В. использует земельный участок для установки пожарного и иного оборудования на основании договора аренды не требующего регистрации.

Третье лицо представитель ОНД Отрадненского района Решетов А.В. в судебном заседании заявленные требования прокурора Отрадненского района поддержал и просил удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям, в своем письменном отзыве полагает, что нарушения допущенные ответчиками создают угрозу жизни и здоровью граждан, обслуживающихся на указанной АЗС.

Третье лицо представитель департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края Растегаева С.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело по исковому заявлению прокурора Отрадненского района без их участия. Ранее в судебное заседание представила справку от 14.04.2016г. из которой следует, что в нарушение ст.ст.49, 52 Градостроительного кодекса РФ в их адрес от ответчиков установленного извещения с перечнем документов не поступало.

Третье лицо представитель администрации муниципального образования Отрадненский район в судебное заседание не явился в своем заявлении просил рассмотреть дело без их участия.

Третье лицо представитель Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея в судебное заседание не явился, в своем заявлении просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования прокурора района полностью поддерживают и просят их удовлетворить.

Третье лицо территориальный отдел, территориального управления Роспотребнадзора по г.Армавиру, Отрадненскому, Успенскому и Новокубанским районам в судебное заседание не явился, представил суду заявление в котором просил рассмотреть заявление прокурора в их отсутствие. Из заявления следует, что в отношении ответчиков контрольно-надзорные мероприятия не проводились, кроме того, в 2015г. при проведении проверки прокуратурой Отрадненского района с привлечением специалистов территориального отдела Роспотребнадзора проверочные мероприятия провести не представилось возможным в связи с уклонением ИП Королевой Е.Ю. от проведения проверки и отсутствия доступа на территорию АЗС.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, кроме того, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Также, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ №25 от 23.06.2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт1 статьи165.1 ГК РФ). Гражданин несет риск последствий неполучения доставленных по адресам, указанных самим гражданином, юридически значимых сообщений, к которым относятся судебные извещения и вызовы, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт1 статьи20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Выслушав помощника прокурора, третье лицо, исследовав материалы дела, отзыв и возражение на заявленные требования, суд считает требования прокурора подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.п. 1,3 ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 10.02.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу п. 3 ст. 34 указанного Закона прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона 10.02.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования вобласти охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п.2 ст.39 указанного Закона).

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации, помимо прочего, обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п.2 ст. 1065 ГК РФ).

Судом установлено, что прокуратурой Отрадненского района проведена проверка соблюдения законодательства предприятиями топливно-энергетического комплекса, расположенными на территории муниципального образования Отрадненский район, при хранении и транспортировке углеводородного сырья. В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Королева Е.Ю. эксплуатирует АЗС, расположенную по адресу: Отрадненский район, Удобненское сельское поселение, в 1947 метрах от ул. Широкой ст. Удобной, на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 25.06.2007, заключенным ИП Королевым А.В. и администрацией муниципального образования Отрадненский район для размещения передвижной АЗС.

В судебном заседании также установлено, что согласно договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 25.06.2007г., в аренду ИП Королева А.В. предоставлен земельный участок площадью 100 кв.м., кадастровым номером , расположенный по адресу: Отрадненский район, Удобненское сельское поселение, в 1947 метрах от ул. Широкой ст. Удобной для размещения передвижной АЗС, что подтверждается заявлением Королева А.В. от 06.03.2007г., договором аренды земельного участка от 25.06.2007г., расчетом арендной платы приложение к договору от 25.06.2007г., актом установления размеров и точных границ землепользования от 09.01.2002г., чертежом к акту от 09.01.2002г., договором аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 09.01.2002г. , дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от 14.07.2003г., постановлением о присвоении адресного ориентира от 26.06.2007г. , распоряжением комитета имущественных отношений администрации муниципального образования Отрадненский район от 25.06.2007г. о продлении срока действия договора аренды с Королевым А.В. информацией начальника производственного отдела Отрадненского района ГУП КК «Кубанский НИ и ПИ земельный центр» от 16.02.2016г.

Согласно НПБ 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», передвижная автозаправочная станция предназначенная для розничной продажи топлива - это мобильная технологическая система, которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена, как единое заводское изделие. Вместе с тем, на момент проверки по указанному адресу располагалась стационарная АЗС, оборудованная 3-мя топливораздаточными колонками ТРК для бензина А-92,95 и дизельного топлива, занимающая площадь 1264 квадратных метра. При этом, согласно информации, размещенной на информационном стенде АЗС, а также предоставленной межрайонной ИФНС России № 13 по Краснодарскому краю АЗС эксплуатируется ИП Королевой Е.Ю. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а также фотографиями исследованными в судебном заседании, из которых видно, что резервуары для хранения нефтепродуктов имеют надземное расположение и разнесены с топливораздаточными колонками (ТРК), то есть не выполнены как единое заводское изделие, актом проверки на предмет соблюдения требований законодательства от 18.02.2016г.

Согласно справки консультанта отдела государственного надзора муниципальных района и городских округов Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края от 14.04.2016г. следует, что в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация капитального строительства АЗС расположенного по указанному выше адресу подлежит государственной экспертизе. Согласно ч.5 ст.52 Градостроительного кодекса РФ указано, что в случае, если при осуществлении строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора орган власти извещение о начале таких работ, к которому прилагаются установленный перечень документов. Однако в адрес департамента данное извещение по указанного выше объекту не поступало.

В соответствии с п.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Судом установлено, что между ИП Королевой Е.Ю. и собственником земельного участка, или лицом наделенным правом распоряжения земельным участком, договорные отношения отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 08.02.2016г. .

Своими действиями, выразившимися в самовольном занятий земельного участка, ИП Королева Е.Ю. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.7.1 КоАП РФ., в связи с чем прокурором района 09.03.2016г. в отношении неё возбуждено дело об административном правонарушении, что подтверждается сопроводительным документом прокурора района от 04.04.2016г., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, сопроводительными документами о направлении Королевой Е.Ю. копии постановления и материалов дела, уведомлением Королевой Е.Ю. помощником прокурора района Кандрашкиным, сопроводительным письмом главного государственного инспектора о направлении постановления от 19.04.2016г., постановлением о назначении административного наказания ИП Королевой Е.Ю. от 19.04.2016г.

Кроме того, АЗС размещается на смежном с предоставленным Королеву А.В. земельном участке (кадастровый ,) с местом расположения Краснодарский край, Отрадненский район, в границах СПК племзавод «Удобненский», участок 755-1 (кадастровый номер» который имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, находится в собственности субъекта Российской Федерации Краснодарского края и передан в аренду ООО «Ибик и М», в аренду ИП Королевой Е.Ю. не передавался, перевод данного земельного участка в иную категорию земель не проводился, разрешение на нем строительства АЗС не выдавалось.

Согласно ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Статьей 37 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены требования в области охраны окружающей среды, в соответствии с которыми строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Частью 1 ст. 38 Закона установлено, что ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Кроме того, согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Статьей 38 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены требования, что ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

Ни в суд, ни на момент проводимой прокуратурой проверки ИП Королева Е.Ю. и Королев А.В. проектную документацию на строительство стационарной АЗС с заключением государственной экспертизы о соответствии проектной документации требованиям законодательства, ни документы, подтверждающие ввод указанной автозаправочной станции в эксплуатацию, ни извещения в Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края не представили.

Основными источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на действующей АЗС, являются резервуары для хранения нефтепродуктов при закачке в них топлива и топливораздаточные колонки при наливе в топливные баки автомобилей. Основные выбрасываемые вредные вещества: углеводороды предельные С1-С5 и С6-С10, амилены, бензол, ксилол, толуол, этилбензол.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна основываться на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечении благоприятных условий его жизнедеятельности, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной или иной деятельности, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона размещение, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по обеспечению экологической безопасности.

В силу ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Частью 1 ст. 30 Закона установлена обязанность юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых; нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить Производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст.ст. 14, 22, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Доводы истца о том, что с 2011г. ИП Королев А.В., а с января 2015г. ИП Королева Е.Ю. уклоняются от проведения проверок деятельности АЗС контролирующими органами, установить наличие либо отсутствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по АЗС, а также имеется ли разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на АЗС, не представляется возможным подтверждаются письменными материалами дела, рапортом помощника прокурора от 14.01.2016г., актом обследования АЗС ИП Королевой Е.Ю. от 20.01.2016г., заявлением третьего лица территориального отдела, территориального управления Росприроднадзора по г.Армавиру, Отрадненскому, Успенскому и Новокубанским районам от 22.04.2016г. , письмом от 28.01.2016г. и отзывом ОНД Отрадненского района.

В процессе деятельности АЗС по реализации моторного и прочего топлива образуются следующие отходы: смет с территории, образующийся в результате уборки территории; песок, загрязненный бензином (образуется в результате ликвидации проливов бензина при заправке автомобилей); мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный); обтирочный материал, загрязненный маслами, образующийся в результате ремонта оборудования АЗС; отходы от бумаги от канцелярской деятельности.

Названные отходы складируются в металлическом контейнере, установленном на территории АЗС. На момент проверки контейнер был заполнен на 1/7 от общего объема. Контейнер установлен на почве и не имеет плотно закрывающейся крышки, чем нарушены требования п. 19.3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД .

При визуальном осмотре территории АЗС установлено, что в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов имеется твердое водонепроницаемое покрытие, однако по всему периметру отсутствуют бортики высотой 200мм, чем нарушены требования п. 18.7 РД .

Согласно акту осмотра местности (объекта) от 20.01.2016г. на территории АЗС имеется один металлический контейнер, на 1/2 наполненный песком, для сбора разлитых нефтепродуктов. На АЗС не имеется плотно закрывающихся контейнеров для сбора загрязненных нефтепродуктами песка, чем нарушены требования п. 19.4 РД «Правил технической эксплуатации автозаправочных станций».

На основании требования прокуратуры Отрадненского района отделением надзорной деятельности Отрадненского района 20.01.2016г. проведена проверка соблюдения норм и требований пожарной безопасности на объекте защиты - здание операторской автомобильной заправочной станции, территория автомобильной заправочной станции, сооружения расположенного по адресу: Отрадненский район, Удобненское сельское поселение, в 1947 метрах от ул. Широкой ст. Удобной. В ходе визуального осмотра территории вышеуказанного объекта были выявлены следующие нарушения норм и требований пожарной безопасности: отсутствует указатель к источнику наружного противопожарного водоснабжения с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения (Постановление Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г. п.55); на боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций контейнеров хранения топлива отсутствует полоса желтого цвета шириной 40 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (п. 91 НПБ 111 - 98*); пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению № 6 (отсутствует лом) (Постановление Правительства №-390 от 25.04.2012г. п. 482); расстояние между контейнером хранения топлива и топливораздаточных колонок менее 8 м. (таблицы 3 п. 14 НПБ 111 - 98*); расстояние между площадкой для АЦ и топливораздаточных колонок менее 8 м. (таблицы 3 п. 14 НПБ 111 - 98*); расстояние между зданием для персонала АЗС, контейнером хранения топлива, топливораздаточных колонок и площадкой для АЦ менее 9 м. (таблицы 3 п. 14 НПБ 111 - 98*); не предусмотрено наземное покрытие выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м вдоль АЗС и прилегающей территории по которой возможно распространение пламени (лесопосадка и сухая трава), (п. 19 НПБ 111 -98*); площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована: аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость Используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т. п.) (п. 35 НПБ 111 - 98*).

Ранее, 16.02.2015 года при проведении плановой проверки в отношении ИП Королева А.В., осуществляющего деятельность на объекте защиты расположенном по адресу: Отрадненский район, 4+600 км. автодороги ст. Удобная - ст. Передовая, выявлен факт воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок в следствии чего не представилось возможным оценить выполнение требований пожарной безопасности ИП Королевым А.В.

Требования правил обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС. АЗС эксплуатируются на основании требований Правил и нормативных документов, регламентирующих требования к средствам измерения, противопожарным мероприятиям, экологической и санитарной безопасности и иных документов, принятых в соответствии с законодательством РФ.

В связи с чем при эксплуатации АЗС ответчиками не соблюдаются требования действующего законодательства.

В 2015 году в ходе проведения в соответствии с заданием прокуратуры Краснодарского края от 26.06.2015 № 7/2-34/1-2015 «О проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства, хранения и реализации моторного топлива», проверок объектов ТЭК дислоцированных на территории района, с привлечением специалистов ТО ТУ Роспотребнадзора по г. Армавиру, Новокубанскому, Успенскому и Отрадненскому району, отделения надзорной деятельности Отрадненского района, также не удалось провести проверочные мероприятия в связи с уклонением ИП Королевой Е.Ю. от проведения проверки, отсутствием доступа на территорию АЗС.

К доводам ответчиков о том, что проверка проведена в их отсутствие, без наличия оснований для ее проведения и без предварительного их уведомления, требования о предоставлении документов в их адрес не поступало, доказательств нарушения ответчиками действующего законодательства заявителем не представлено, а также то, что Королева Е.Ю. использует земельный участок в соответствии с договором субаренды, а Королев А.В. использует земельный участок для установки пожарного и иного оборудования на основании договора аренды не требующего регистрации суд относится критически, поскольку опровергается письменными материалами дела. В опровержение указанных доводов прокурора и представленных материалов ответчики ссылаются и на то, что в отношении Королева А.В. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ на основании постановления мирового судьи судебного участка №188 от 14.04.2015г., суд относится критически и полагает, что это свидетельствует о прекращении лишь состава правонарушения и то в действиях только Королева А.В., но не самого события правонарушения, о чем в своем возражении ссылаются ответчики.

При проверке установлено, что АЗС ИП Королевой Е.Ю. без наличия соответствующего разрешения, самовольно, в нарушение ст.55 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатирует ее с июня 2007 года, в связи с чем деятельность АЗС должна быть прекращена в целях предотвращения техногенной катастрофы, последствием которой может явиться массовая гибель людей.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11. Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. В то время как эксплуатация АЗС без соблюдения требований природоохранного законодательства, законодательства о пожарной безопасности и Правил технической эксплуатации автозаправочных станций создает препятствия праву неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан.

Часть 2 ст.45 Конституции РФ предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно, причем эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.

Статьей 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурор обращается в суд в связи с защитой прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, по выявленным нарушениям закона в сфере экологических правоотношений, соблюдения законодательства о пожарной безопасности.

Учитывая вышеизложенное, исковое заявление прокурора Отрадненского района в интересах неопределенного круга лиц к Королевой Е.Ю. и Королеву А.В. о запрещении потенциально опасной деятельности, подлежит удовлетворению.

Как установлено по указанному выше адресу располагалась стационарная, а не передвижная АЗС, оборудованная 3-мя топливораздаточными колонками ТРК для бензина А-92,95 и дизельного топлива, занимающая площадь 1264 квадратных метра.

Градостроительным кодексом РФ предусмотрен порядок получения разрешения на строительство, экспертизе проектной документации.

Однако при проведении проверки было выявлено, что ни экспертизы проектной документации, ни разрешение на строительство строений и оборудование ответчиками не проведено и не получено.

Согласно ч. 3 ст.34Закона РФ «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Возведенные ответчиками объекты относятся в соответствии со ст.222Гражданского Кодекса РФ к самовольной постройке, которая подлежитсносуосуществившим ее лицом, либо за его счет, так как лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.

Согласно абз. 2 п. 3 ст.222ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Анализ ст.222 ГК РФ, ст.76 ЗК РФ, а также с учетом п.п. 22 и 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позволяет суду прийти к выводу о том, что сносзданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет в связи с чем полагает обоснованным требование прокурора об обязать Королевой Е.Ю. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу снести за свой счет самовольно возведенные строения и все элементы автозаправочной станции, расположенные на земельном участке по адресу: Отрадненский район, Удобненское сельское поселение, в 1947 метрах от ул. Широкой ст. Удобной.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить требования прокурора Отрадненского района в интересах неопределенного круга лиц к Королевой Е. Ю. и Королеву А. В. о запрещении потенциально опасной деятельности.

Запретить ИП Королевой Е.Ю. потенциально опасную для неопределенного круга лиц деятельность по эксплуатации АЗС, расположенной по адресу: Отрадненский район, Удобненское сельское поселение, в 1947 метрах от ул. Широкой ст. Удобной.

Обязать ИП Королеву Е.Ю. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу снести за свой счет самовольно возведенные строения и все элементы автозаправочной станции, расположенные на земельном участке по адресу: Отрадненский район, Удобненское сельское поселение, в 1947 метрах от ул. Широкой ст. Удобной.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Отрадненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04.05.2016г.

Судья В.Н. Андреев

2-660/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Отрадненского района
Ответчики
Королева Е.Ю.
Королев А.В.
Другие
Управление Росприроднадзора по КК и Республике Адыгея
Диденко Е.С.
Департамент по надзору в строительной сфере КК
ОНД Отрадненского района
Решетов А.В.
Администрация МО Отрадненского района
Территориальный отдел Территориального управления Роспотребнадзора по г. Армавир, Отрадненсекому
Павлюченко Е.И.
Суд
Отрадненский районный суд Краснодарского края
Дело на странице суда
otradnensky.krd.sudrf.ru
22.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2016Передача материалов судье
25.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2016Судебное заседание
18.04.2016Судебное заседание
26.04.2016Судебное заседание
04.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее