Решение по делу № 33а-1898/2021 от 05.02.2021

Судья: Лемза А.А.                                                                            № 33а-1898

Докладчик: Тройнина С.С.                                                         (№ 2а-647/2020)

                                                                              (42RS0020-01-2020-000703-18)

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«03» марта 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Тройниной С.С.,

судей Пронченко И.Е., Рюминой О.С.,

при секретаре Темниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску Мельниковой Алины Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: ФИО29, Зайцевой Ларисы Анатольевны, Засмолиной Светланы Евгеньевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: ФИО3, ФИО4, Копыл Раисы Ивановны к Администрации Осинниковского городского округа о признании незаконным бездействия,

по апелляционной жалобе административных истцов на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 18.11.2020,

УСТАНОВИЛА:

Административные истцы обратились в суд с административным иском к администрации Осинниковского городского округа, в котором с учетом уточненных требований просили признать незаконным бездействие Администрации Осинниковского городского округа в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч. 10 ст.32 ЖК РФ, а именно: в не предъявлении требования о сносе жилого многоквартирного дома по <адрес>, в <адрес>, в непринятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом по <адрес>, в <адрес> и жилых помещений, расположенных в жилом многоквартирном доме по <адрес>; возложить обязанность на Администрацию Осинниковского городского округа по принятию решения об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, и выполнения иных обязанностей, предусмотренных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Мельникова А.В. и ее несовершеннолетние дети являются собственниками квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Зайцева Л.А. является членом семьи собственника жилого помещения, фактически проживает в нем и зарегистрирована в указанном жилом помещении. Засмолина СЕ. является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по <адрес>, в <адрес>. Копыл Р.И. и несовершеннолетние дети Засмолиной СЕ. - ФИО3, года рождения и ФИО3, года рождения, являются членами семьи собственника жилого помещения, фактически проживают в нем и зарегистрированы в указанном жилом помещении.

На основании акта обследования межведомственной комиссии № 3 от 04.05.2018 многоквартирный жилой дом признан аварийным.

Указанный жилой дом на основании постановления Администрации Осинниковского городского округа от 22.03.2019 включен в адресную ведомость на здания жилищного фонда, признанные аварийными и подлежащими сносу, непригодными для постоянного проживания на территории Осинниковского городского округа по состоянию на 01.03.2019.

Однако, несмотря на это, в региональную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2019 № 199, не включен, так как признан аварийным в установленном законом порядке после 01.01.2017.

Считают, что в соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ, администрацией Осинниковского городского округа должно быть принято решение об изъятии земельного участка. Бездействие ответчика по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого дома создает угрозу жизни и здоровью истцам и членам их семьи.

Принимая во внимание, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Администрацией Осинниковского городского округа решение об изъятии земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, до настоящего времени не принято, то имеется бездействие органа местного самоуправления в части невыполнения предварительной процедуры изъятия земельного участка, предусмотренной ч.10. ст. 32 ЖК РФ под многоквартирным домом.

Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 18.11.2020 года в удовлетворении исковых требований административных истцов отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы Мельникова А.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, Зайцевой Л.А., Засмолина С.Е., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: ФИО3, ФИО3, Копыл Р.И. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, в котором удовлетворить их требования.

Считают, что судом при рассмотрении дела не учтено, что проживание в доме по <адрес> в <адрес> является опасным для жизни и здоровья граждан.

Указывают, что экспертным заключением от 09.07.2013 дом, по адресу: <адрес> в <адрес> признан аварийным. Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной в рамках административного дела постоянное проживание в спорном доме, создает угрозу жизни и здоровью жильцов, проживающих в нем, в связи с физическим и функциональным износом многоквартирного дома.

Также решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 26.01.2015 требования Зайцевой Л.А. к администрации Осинниковского городского округа о признании бездействия по обследованию многоквартирного дома были удовлетворены.

Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 31.10.2017 г. по административному иску Сапегина А.Е., Михеевой О.А., Ветровой Н.П., Крекшиной Г.П., Жук Н.А., Шелкуновой С.И., Лавреновой О.В., Сульдиной Т.Г., Серищева В.А., Андреевой О.В., Засмолиной С.Е., Сорокиной Н.А., Глазковой О.В., Мельниковой А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, Сорокина В.В., Матвеевой А.В., Сульдина А.С., Зайцевой Л.А. к Межведомственной комиссии Осинниковского городского округа об оспаривании действий административного органа требования о признании заключения Межведомственной комиссии Осинниковского городского округа № 14 от 06.07.2017 г. незаконным, удовлетворены. Межведомственную комиссию Осинниковского городского округа обязали провести оценку соответствия дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

07.02.2018 Судебной коллегией по административным делам Кемеровского областного суда было вынесено определение, в котором решение Осинниковского городского суда от 31.10.2017 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Осинниковского городского округа – без удовлетворения.

Таким образом, считают, что судом неоднократно устанавливался факт опасности проживания в данном доме. Обеспечение жилищных прав истцов, проживающих в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Административный истец Зайцева Л.А. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, административный иск удовлетворить.

Иные лица в судебное заседание не явились. Учитывая, что указанные лица, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административные истцы являются собственниками и членами семей собственников жилых помещений, расположенных в жилом доме, находящемся по адресу <адрес>.

Квартира № 5 в указанном жилом доме, находится в муниципальной собственности.

Заключением межведомственной комиссии Осинниковского городского округа от 04.05.2018 № 3 выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации Осинниковского городского округа от 07.05.2018 N 232-п указанное решение Межведомственной комиссии утверждено.

В соответствии с постановлением администрации Осинниковского городского округа от 10.05.2018. N 328-п "О сроках отселения граждан в связи с выявлением оснований для признания многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу", жилой дом по адресу: <адрес>, внесен в адресную ведомость на здания муниципального жилищного фонда, признанные аварийными и подлежащими сносу на территории муниципального образования - Осинниковский городской округ. Информация об аварийном доме направлена в Департамент строительства Кемеровской области для включения в реестр многоквартирных домов, признанных аварийными. Срок переселения граждан установлен по мере поступления финансирования на данный жилой дом в срок до 31.12.2027.

Постановлением администрации Осинниковского городского округа от 22.03.2019 № 154 утверждена адресная ведомость на жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, признанные аварийными, непригодными для постоянного проживания на территории Осинниковского городского округа по состоянию на 01.03.2019.

Из адресной ведомости усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в список аварийных, подлежащих сносу муниципальных многоквартирных домов.

В региональную адресную программу "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" на 2019 - 2025 годы», утвержденную постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 29.03.2019 № 199, жилой дом по адресу <адрес> не включен, поскольку признан аварийным после 01.01.2017.

Отказывая истцам в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о том, что решение об изъятии земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, ответчиком не принималось, срок расселения жильцов указанного дома не наступил, в связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия Администрации Осинниковского городского округа в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч. 10 ст.32 ЖК РФ, не имеется.

Судебная коллегия находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Поскольку жилой дом не включен в региональную адресную программу, обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, проживающих в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с частью 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственника помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи.

В соответствии с пунктами 47 - 50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Два экземпляра заключения в 3-дневный срок направляются комиссией в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и направления заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В установленном законом порядке многоквартирный дом, в котором проживают административные истцы, признан аварийным и подлежащим сносу 07.05.2018, администрацией Осинниковского городского округа издано постановление о сроках отселения проживающих в многоквартирном доме физических лиц, такой срок установлен до 31.12.2027.

Законом не предусмотрен срок, в течение котор0ого лицам, проживающим в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, должно быть направлено требование о сносе дома.

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока отселения физических лиц не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока отселения жителей такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85, ст. 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст.57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями в постановлении от 10.05.2018 года установлен предельный срок расселения - до 31.12.2027. Предъявление административными истцами заявленных требований фактически направлено на несогласие с установленными сроками расселения. Однако, постановление от 10.05.2018 в части сроков расселения не оспорено в установленном законом порядке.

Заявляя настоящие административные исковые требования, истцы фактически обязывают суд установить органу местного самоуправления конкретные сроки совершения каждого действия, предусмотренного ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, что положениями указанной нормы права не предусмотрено.

Судебная коллегия отмечает, что при наличии угрозы обрушения дома, опасности для жизни и здоровья человека по причине аварийного состояния жилого дома, административные истцы не лишены возможности защиты своих прав в ином судебном порядке путем предъявления соответствующих гражданских исков.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.

Доводы апелляционной жалобы по своей сути повторяют правовую позицию административных истцов в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают. Доводы административных истцов были подробно исследованы судом, им дана надлежащая правовая оценка.

    Нарушений норм процессуального права, которые могут являться основанием для отмены судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Оспариваемое решение Осинниковского городского суда от 18.11.2020 является законным и обоснованным, предусмотренные ст.310 Кодекса административного судопроизводства РФ основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

                                           ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 5 марта 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1898/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Копыл Раиса Ивановна
Зайцева Лариса Анатольевна
Засмолина Светлана Евгеньевна
Мельникова Алина Владимировна
Ответчики
Администрация Осинниковского городского округа
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Тройнина Светлана Сергеевна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
05.02.2021Передача дела судье
03.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021Передано в экспедицию
03.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее