РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 ноября 2019 г. г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Тишковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самсонкиной Н.В.,
с участием
представителя административного истца – помощника прокурора города Донского Тульской области Черкасовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1275/2019 по административному исковому заявлению прокурора города Донского Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Донской о признании бездействия о непринятии мер по паспортизации дороги незаконным и обязании провести паспортизацию дороги,
установил:
прокурор города Донского Тульской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Донской о признании бездействия о непринятии мер по паспортизации дороги незаконным и обязании провести паспортизацию дороги.
В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой города в октябре 2019 года проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что постановлением первого заместителя главы администрации муниципального образования город Донской № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования город Донской. Из утвержденного перечня следует, что автомобильная дорога по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, расположена на территории муниципального образования город Донской, однако, в нарушение требований действующего законодательства, до настоящего времени мероприятия по паспортизации указанной дороги администрацией муниципального образования город Донской не проведены, что подтверждается информацией комитета экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, указанные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории муниципального образования город Донской, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся данной автомобильной дорогой, поскольку технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения. Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования город Донской о непринятии мер по паспортизации дороги по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м незаконным и обязать администрацию муниципального образования город Донской Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию дороги по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м.
Представитель административного истца – помощник прокурора города Донского Тульской области Черкасова А.В. в судебном заседании поддержала требования административного истца в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Донской в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство представителя административного ответчика с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, заявленные административные исковые требования просит разрешить в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, выразившего позицию по заявленным требованиям в письменном ходатайстве о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав помощника прокурора города Донского Тульской области Черкасову А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет безопасность дорожного движения как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи, в том числе автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязанностями муниципальных образований.
Аналогичные полномочия закреплены в п. 5 ст. 9 Устава муниципального образования г. Донской, согласно которой компетенцией местного самоуправления муниципального образования является содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 5 вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
На основании ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
1.1) установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участников указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), рассоложенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковках (парковочных местах), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогах местного значения;
8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 1.1, п. 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденная Министерством автомобильных дорог РСФСР 05.02.1983, технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В соответствии с п. 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» оценка технического состояния автомобильных дорог производится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что паспортизацию дорог, находящихся в собственности органов местного самоуправления должен проводить орган местного самоуправления.
Судом установлено, что прокуратурой города в октябре 2019 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что постановлением первого заместителя главы администрации муниципального образования город Донской № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования город Донской. Из утвержденного перечня следует, что автомобильная дорога по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, расположена на территории муниципального образования город Донской, однако, в нарушение требований действующего законодательства, до настоящего времени мероприятия по паспортизации указанной дороги администрацией муниципального образования город Донской не проведены, что подтверждается информацией комитета экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, указанные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории муниципального образования город Донской, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся данной автомобильной дорогой, поскольку технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Поскольку технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги, его наличие необходимо для правильного, законного и экономически обоснованного осуществления иных видов дорожной деятельности, в том числе связанной с выделением денежных средств муниципального бюджета на ремонт и содержание автомобильной дороги. В отсутствие документально подтвержденного фактического состояния дороги возникают предпосылки для необоснованного, в том числе и преступного распоряжения бюджетными средствами городского округа, что противоречит требованиям Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку создает реальные предпосылки для коррупционных проявлений в сфере распоряжения бюджетными средствами.
По сообщению председателя комитета экономического развития и имущественных отношений администрации муниципального образования город Донской от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, в отношении автомобильной дороги местного значения общего пользования муниципального образования город Донской, <адрес>, кадастровый № <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> м паспортизация не проводилась.
Доказательств обратного представителем ответчика администрации муниципального образования город Донской, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца, признать бездействие администрации муниципального образования город Донской о непринятии мер по паспортизации дороги по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м незаконным и обязать администрацию муниципального образования город Донской Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию дороги по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м. Указанный срок суд полагает разумным и достаточным для совершения перечисленных действий.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░