Судья Матросов Н.А. Дело № 33-16667/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.
судей Бекловой Ж.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2016 года частную жалобу Государственного органа Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат» на определение Мытищинского городского суда Московской области от 15 марта 2016 года об отказе в передаче дела по подсудности,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
УСТАНОВИЛА:
Ларечнев В.С. обратился в суд с иском к Государственному органу Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат» о восстановлении его на работе в качестве главного эксперта отдела по работе в муниципальных образованиях, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Определением Мытищинского городского суда от 15 марта 2016 г. представителю ответчика отказано в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности в Тверской районный суд г.Москвы.
В частной жалобе Государственный орган Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат» просит отменить указанное определение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В силу ч.3 ст. 333 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает частную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Согласно ст. 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
В силу п.9 ст.29 ГПК РФ иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
Отказывая ответчику в удовлетворении ходатайства о передаче настоящего дела по подсудности в Тверской районный суд г. Москвы, суд первой инстанции исходил из условий заключенного между сторонами 21.01.2013 г. трудового договора о том, что основной обязанностью истца является работа представителем Уполномоченного по правам человека в Московской области в Мытищинском муниципальном районе, поэтому Ларечнев В.С. имеет право на предъявление иска о защите нарушенных трудовых прав по месту исполнения им трудовых обязанностей, то есть в Мытищинский городской суд Московской области.
Такой вывод судебная коллегия находит ошибочным, не основанном на нормах процессуального права, а также материалах дела, из которых усматривается следующее.
Положением о Государственном органе Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат», утвержденном Распоряжением Уполномоченного от 25 января 2008 года, местом нахождения Государственного органа ( его адресом) является: город Москва, улица Садовая-Триумфальная, дом 10/13, стр.1.
В силу положений действующего трудового законодательства, основой трудовых отношений является заключенный между работником и работодателем трудовой договор, в котором в качестве обязательного условия согласно абзаца 8 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации должно быть указано место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
Верховный суд Российской Федерации обращает внимание на необходимость правильного понимания содержания понятия «место работы», указывая в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 26.02.2014 г., что в Трудовом кодексе РФ это понятие не раскрывается, а в теории трудового права под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. В случае расположения организации и ее обособленного структурного подразделения в разных местностях, исходя из части второй статьи 57 ТК РФ, место работы работника уточняется применительно к этому структурному подразделению.
Как следует из Положения о Государственном органе Московской области «Уполномоченный по правам человека и его аппарат», утвержденном 25.01.2008 г., Государственный орган не имеет на территории города Москвы или Московской области филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений.
Согласно трудовому договору, Ларечнев В.С. работал у ответчика в качестве главного эксперта Отдела по работе в муниципальных образованиях, который не является обособленным структурным подразделением, а входит в структуру аппарата и находится по месту расположения самой организации - Государственного органа Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат» в г.Москва.
Из буквального содержания пункта 6 трудового договора не следует, что местом исполнения договора является Мытищинский муниципальный район. Условие этого пункта договора во взаимосвязи с должностной инструкцией главного эксперта Отдела по работе в муниципальных образованиях указывает на закрепленную за работником территорию, на которую распространяются его полномочия эксперта Отдела Уполномоченного по правам человека в Московской области.
Поскольку Отдел по работе в муниципальных образованиях, главным экспертом которого истец являлся, расположен в г.Москве, то процессуальных оснований для предъявления им иска именно в Мытищинский городской суд Московской области не имелось, и суд первой инстанции ошибочно принял настоящее дело к своему производству.
При вынесении определения суд первой инстанции не применил положение п. 5 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ, в соответствие с которым суд обязан передать дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Согласно п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 г. №13 «О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, не является основанием для применения судом апелляционной инстанции пункта 1 части 4 статьи 330 ГПК РФ.
При наличии указанных нарушений суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 33 ГПК РФ отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям части 3 статьи 330 ГПК РФ и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.
Отменяя определение суда первой инстанции и разрешая вопрос по существу, судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении ходатайства представителя ответчика Государственного органа Московской области «Уполномоченный по правам человека и его аппарат» о передаче дела по подсудности для его разрешения в Тверской районный суд г.Москвы, т.е. по месту нахождения ответчика.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Мытищинского городского суда Московской области от 15 марта 2016 года отменить.
Ходатайство Государственного органа Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат» о передаче дела по подсудности в Тверской районный суд г. Москвы удовлетворить.
Передать настоящее гражданское дело для его разрешения по существу по подсудности в Тверской районный суд г. Москвы
Председательствующий
Судьи