Судья Веселкова Т.А. Дело № 33-1858/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 февраля 2015 года, по которому
признан незаконным приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Коми <Номер обезличен> от 17.10.2014 года, которым Есевой А.И. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Обязано Министерство труда и социальной защиты Республики Коми предоставить Есевой А.И. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Шмидт Е.Ю., представителя истца Паршуковой М.М., судебная коллегия
установила:
Есева А.И. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как вдове умершего участника ВОВ.
Представитель истца по доверенности Паршукова М.М. в суде исковые требования дополнила, просила обязать ответчика предоставить Есевой А.И. единовременную денежную выплату для приобретения или строительства жилья.
Ответчик Министерство труда и социальной защиты Республики Коми с исковыми требованиями не согласился.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК «Центр правового обеспечения», действующий в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми просит решение отменить, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции истица участия не принимала, извещена о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истицы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Есева А.И., <Дата обезличена> года рождения, зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен> является вдовой участника Великой Отечественной войны Е.., умершего <Дата обезличена>
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от <Дата обезличена> года серии ..., наследство, открывшееся после смерти Е.., состоящее из индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью ... кв.м., принято дочерью умершего П.
По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми прав на недвижимое имущество в отношении Есевой А.И. не зарегистрировано.
19.09.2014г. Есева А.И. обратилась с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, как вдове участника Великой Отечественной войны.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми <Номер обезличен> от 17.10.2014 года Есевой А.И. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья на основании ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что Есева А.И. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ухудшила свои жилищные условия.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 указанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 года № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» одной из форм обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным ст.ст.14,15,17-19,21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 года №58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».
Исходя из вышеприведенных норм следует, что при реализации жилищных прав указанной категории граждан основополагающим фактором является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В материалы дела представлен акт обследования жилищно-бытовых условий от 07.11.2013 года по месту жительства Есевой А.И. (<Адрес обезличен>). В акте указано, что жилой дом состоит из двух комнат на 1 этаже в одноэтажном доме. Дом бревенчатый, год ввода в эксплуатацию – 1960, ветхий. Крыша покрыта металлическими листами, ежегодно нуждается в покраске. Полы местами осели, деформированы. Печь требует капитального ремонта, так как не обеспечивает равномерного нагревания воздуха в помещении в течение отопительного периода. Стены дома местами поражены гнилью. Оконные блоки прогнили. Благоустройство отсутствует. Капитальный ремонт не проводился. В 2010 году администрацией была оказана помощь на ремонт печи в размере ... рублей. На данной площади проживает Есева А.И.
При указанных обстоятельствах, материалами дела подтверждается, что Есева А.И. проживает в доме, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений, следовательно, нуждается в улучшении жилищных условий.
Доводы ответчика о том, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, обоснованно отвергнуты судом первой инстанции и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, как основание для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы права ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Отказ истицы, находящейся в преклонном возрасте от принятия обязательной доли в наследстве, открывшемся после смерти Е. в виде ветхого дома, не может свидетельствовать об умышленном характере действий истицы с целью дальнейшей постановки на учет для получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку такой отказ предусмотрен действующим гражданским законодательством и является правом наследника. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что отказ от наследства произошел в 2012 году, а с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты истица обратилась 19 сентября 2014 года.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, сводится к иной оценке собранных по делу доказательств, а потому не может послужить основанием для отмены правильного по существу решения суда. Нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: