Решение по делу № 33-13597/2023 от 17.11.2023

Судья – Балуева Е.В.

Дело № 33 – 13597/2023

Суд первой инстанции дело № 2-325/2023

УИД 59RS0022-01-2023-000842-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,

судей Новоселовой Д.В., Ивановой Е.В.,

с участием прокурора Левыкиной Л.Л.

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14.12.2023 дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «город Кизел» на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 03 октября 2023 года по иску прокурора города Кизела к Администрации городского округа «Город Кизел» о возложении обязанности по проведению инструментального (детального) обследования многоквартирных домов и об организации межведомственной комиссии.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Кизела, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации городского округа «Город Кизел» с исковыми требованиями о возложении на администрацию городского округа «Город Кизел» обязанности по проведению инструментального (детального) обследования в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул. Крепильщиков, д. 23а, пос. Северный Коспашский, ул. Полярная, д.11, пос.Шахта в г. Кизеле; по результатам проведения инструментального (детального) обследования многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул. Крепильщиков, д. 23а, пос. Северный Коспашский, ул. Полярная, д.11, пос.Шахта в г. Кизеле, возложении на администрацию городского округа «Город Кизел» обязанности по организации межведомственной комиссии по признанию указанных домов аварийными о подлежащими сносу.

Исковые требования мотивированы следующим.

Прокуратурой города Кизел проведена проверка исполнения администрацией городского округа «город Кизел» жилищного законодательства в части непринятия мер к исполнению обязанности по реализации полномочий по признанию аварийными и подлежащими сносу домов, расположенных по адресам: ул. Крепильщиков, д. 23а, пос. Северный Коспашский и ул. Полярная, д.11, пос.Шахта в г. Кизеле.

В рамках осуществления надзора за соблюдением жилищного законодательства установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. Крепильщиков, д. 23а, п. Северный Коспашский, г. Кизел, всего расположено 32 жилых помещения. На праве собственности администрации городского округа «Город Кизел» принадлежит 17 жилых помещений, 15 жилых помещений принадлежат на праве собственности гражданам. В ходе осуществления выезда по адресу нахождения жилого дома установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Крепильщиков, д. 23а, пос. Северный Коспашский, г. Кизел в настоящее время не пригоден для дальнейшего проживания (отсутствуют окна, входные двери), жилые помещения не пригодны для проживания в виду их разрушения, в том числе разрушены балконные плиты, попадание в жилое помещение на момент проведения проверки не представлялось возможным.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. Полярная, д. 11, пос.Шахта, г. Кизел, Пермский край, всего расположено 32 жилых помещения. На праве собственности администрации городского округа «Город Кизел» принадлежит 26 жилых помещений, 6 жилых помещений принадлежат на праве собственности гражданам. В ходе осуществления выезда по адресу нахождения жилого дома установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Полярная, д. 11, пос.Шахта, г. Кизел, в настоящее время не пригоден для дальнейшего проживания (отсутствуют окна, входные двери), жилые помещения не пригодны для проживания в виду разрушения, в том числе разрушены балконные плиты, попадание в жилые помещения на момент проведения проверки не представлялось возможным.

Администрация длительное время бездействует, мер направленных на признание домов аварийными и подлежащим сносу не предпринимает.

Решением Кизелдовского городского суда Пермского края от 03.10.2023 постановлено:

«Исковые требования Прокурора города Кизела удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа «Город Кизел» обязанность по проведению инструментального(детального) обследования в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул.Крепильщиков,23а п.Северный Коспашский г.Кизела и ул.Полярная,11 п.Шахта г.Кизела.

По результатам проведения инструментального(детального) обследования возложить на администрацию городского округа «Город Кизел» обязанность по организации межведомственной комиссии по признанию указанных домов аварийными и подлежащими сносу.».

В апелляционной жалобе администрация городского округа «город Кизел» просит решение суда отменить полностью и принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указано на то, что суд неправомерно отказал в ходатайстве о привлечении третьих лиц к участию в деле, так как кроме собственности администрации в жилых помещениях есть и иные собственники, чем затрагиваются их права и обязанности, без вынесения определения по делу. Так как в жилых домах имеются иные собственники, они в соответствии с ЖК РФ должны нести бремя содержания имущества. Постановлением администрации г. Кизела от 24.02.2022 № 85 на территории г. Кизела уже создана и действует межведомственная Комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Дома, не находящиеся в эксплуатации, не могут быть обследованы МВК и решение о выявлении признаков аварийности принято быть не может, соответственно решение не исполнимое и соответственно расходование бюджетных средств на изготовление технических отчетов не будет являться обоснованным и целесообразным. Суд принял решение не основанное на нормах материального права.

Прокурор просил оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании постановлений администрации города Кизела от 24.02.2022г. № 85 на территории города Кизела создана и действует межведомственная Комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Постановлением №63 от 30.01.2019г. утверждено Положение о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.3.1 Положения в обязанность комиссии входит определение пригодности жилого дома(жилого помещения) для постоянного проживания граждан на основании требований, установленных правовыми и нормативными актами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение вышеуказанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с пп. 1 п. 33 Постановления № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно п. 34 Постановления № 47, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В силу п.44 Положения №47 Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее - специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с пунктом 45 (1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

В силу пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В силу п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в т.ч.: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Судом установлено и следует из материалов дела, что многоквартирные дома по ул.Крепильщиков,23а и ул.Полярная, 11 в г.Кизел на протяжении длительного времени не используются по назначению, разрушаются, жильцы из этих домов выехали, в виду того, что в домах отсутствуют крыша, окна, двери, перекрытия, лестничные марши, дома отключены от центрального отопления, водоснабжения и водоотведения.

Свободный доступ в данные многоквартирные дома создает условия для противоправных действий, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, которые могут попасть в здание, а также угрозу причинения ущерба муниципальному имуществу и имуществу собственников жилых помещений.

Ответчик, как орган местного самоуправления, являясь в том числе собственником большинства жилых помещений, длительное время действий направленных на признание указанных домов аварийными и подлежащими сносу не предпринимает.

Удовлетворяя исковые требования, установив, что большинство жилых помещений в спорных домах принадлежат ответчику, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, пришел к выводу, что администрация городского округа «Город Кизел», как орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за сохранностью муниципального жилищного фонда, контроль за деятельностью межведомственной комиссии, которая проводит обследование и дает заключение на предмет признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, контроль за обеспечением общественной безопасности на территории объекта, относящегося к муниципальному жилищному фонду.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и не находит оснований для его отмены.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.

По правилам пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливает Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года (далее по тексту Положение N 47), пунктом 7 которого определено, что оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанного дома установленным в Положении требованиям.

Перечень документов необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным установлен пунктом 45 Положения, где в числе прочих указано заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (подпункт "г").

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 49 Положения).

Указанные действия ответчиком совершены не были.

Довод жалобы о том, что обязанность по проведению технического обследования многоквартирного дома согласно действующему законодательству не может быть возложена исключительно на органы местного самоуправления, отклоняется судебной коллегией, поскольку не свидетельствует об отсутствии у последнего такой обязанности, не освобождает его от исполнения установленных требований законодательства по контролю за сохранностью жилищного фонда, своевременному принятию решений о признании жилых помещений аварийными и подлежащими сносу либо подлежащими реконструкции.

Привлечение иных собственников жилых помещений при рассмотрении настоящего спора, вопреки доводам заявителя жалобы, обязательным не является.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что большинство жилых помещений в многоквартирных домах по ул.Полярная, 11 и по ул.Крепильщиков,23а в г.Кизел принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ «Город Кизел», администрация городского округа «Город Кизел», как орган местного самоуправления обязана осуществить контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за сохранностью муниципального жилищного фонда, контроль за деятельностью межведомственной комиссии, которая проводит обследование и дает заключение на предмет признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, контроль за обеспечением общественной безопасности на территории объекта, относящегося к муниципальному жилищному фонду.

Вывод спорных домов из эксплуатации не освобождает орган местного самоуправления от принятия мер направленных на исключение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате ненадлежащего состояния жилого дома, для чего в силу правового регулирования необходимы оценка и обследование многоквартирного дома специализированной организацией в целях последующего принятия межведомственной комиссией решения об определении будущей судьбы многоквартирного дома.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кизеловского городского суда Пермского края от 03.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа «Город Кизел» - без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Определение в окончательной форме изготовлено 21.12.2023 г.

Судья – Балуева Е.В.

Дело № 33 – 13597/2023

Суд первой инстанции дело № 2-325/2023

УИД 59RS0022-01-2023-000842-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,

судей Новоселовой Д.В., Ивановой Е.В.,

с участием прокурора Левыкиной Л.Л.

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 14.12.2023 дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «город Кизел» на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 03 октября 2023 года по иску прокурора города Кизела к Администрации городского округа «Город Кизел» о возложении обязанности по проведению инструментального (детального) обследования многоквартирных домов и об организации межведомственной комиссии.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Кизела, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации городского округа «Город Кизел» с исковыми требованиями о возложении на администрацию городского округа «Город Кизел» обязанности по проведению инструментального (детального) обследования в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул. Крепильщиков, д. 23а, пос. Северный Коспашский, ул. Полярная, д.11, пос.Шахта в г. Кизеле; по результатам проведения инструментального (детального) обследования многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул. Крепильщиков, д. 23а, пос. Северный Коспашский, ул. Полярная, д.11, пос.Шахта в г. Кизеле, возложении на администрацию городского округа «Город Кизел» обязанности по организации межведомственной комиссии по признанию указанных домов аварийными о подлежащими сносу.

Исковые требования мотивированы следующим.

Прокуратурой города Кизел проведена проверка исполнения администрацией городского округа «город Кизел» жилищного законодательства в части непринятия мер к исполнению обязанности по реализации полномочий по признанию аварийными и подлежащими сносу домов, расположенных по адресам: ул. Крепильщиков, д. 23а, пос. Северный Коспашский и ул. Полярная, д.11, пос.Шахта в г. Кизеле.

В рамках осуществления надзора за соблюдением жилищного законодательства установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. Крепильщиков, д. 23а, п. Северный Коспашский, г. Кизел, всего расположено 32 жилых помещения. На праве собственности администрации городского округа «Город Кизел» принадлежит 17 жилых помещений, 15 жилых помещений принадлежат на праве собственности гражданам. В ходе осуществления выезда по адресу нахождения жилого дома установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Крепильщиков, д. 23а, пос. Северный Коспашский, г. Кизел в настоящее время не пригоден для дальнейшего проживания (отсутствуют окна, входные двери), жилые помещения не пригодны для проживания в виду их разрушения, в том числе разрушены балконные плиты, попадание в жилое помещение на момент проведения проверки не представлялось возможным.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ул. Полярная, д. 11, пос.Шахта, г. Кизел, Пермский край, всего расположено 32 жилых помещения. На праве собственности администрации городского округа «Город Кизел» принадлежит 26 жилых помещений, 6 жилых помещений принадлежат на праве собственности гражданам. В ходе осуществления выезда по адресу нахождения жилого дома установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Полярная, д. 11, пос.Шахта, г. Кизел, в настоящее время не пригоден для дальнейшего проживания (отсутствуют окна, входные двери), жилые помещения не пригодны для проживания в виду разрушения, в том числе разрушены балконные плиты, попадание в жилые помещения на момент проведения проверки не представлялось возможным.

Администрация длительное время бездействует, мер направленных на признание домов аварийными и подлежащим сносу не предпринимает.

Решением Кизелдовского городского суда Пермского края от 03.10.2023 постановлено:

«Исковые требования Прокурора города Кизела удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа «Город Кизел» обязанность по проведению инструментального(детального) обследования в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул.Крепильщиков,23а п.Северный Коспашский г.Кизела и ул.Полярная,11 п.Шахта г.Кизела.

По результатам проведения инструментального(детального) обследования возложить на администрацию городского округа «Город Кизел» обязанность по организации межведомственной комиссии по признанию указанных домов аварийными и подлежащими сносу.».

В апелляционной жалобе администрация городского округа «город Кизел» просит решение суда отменить полностью и принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указано на то, что суд неправомерно отказал в ходатайстве о привлечении третьих лиц к участию в деле, так как кроме собственности администрации в жилых помещениях есть и иные собственники, чем затрагиваются их права и обязанности, без вынесения определения по делу. Так как в жилых домах имеются иные собственники, они в соответствии с ЖК РФ должны нести бремя содержания имущества. Постановлением администрации г. Кизела от 24.02.2022 № 85 на территории г. Кизела уже создана и действует межведомственная Комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Дома, не находящиеся в эксплуатации, не могут быть обследованы МВК и решение о выявлении признаков аварийности принято быть не может, соответственно решение не исполнимое и соответственно расходование бюджетных средств на изготовление технических отчетов не будет являться обоснованным и целесообразным. Суд принял решение не основанное на нормах материального права.

Прокурор просил оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании постановлений администрации города Кизела от 24.02.2022г. № 85 на территории города Кизела создана и действует межведомственная Комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Постановлением №63 от 30.01.2019г. утверждено Положение о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.3.1 Положения в обязанность комиссии входит определение пригодности жилого дома(жилого помещения) для постоянного проживания граждан на основании требований, установленных правовыми и нормативными актами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение вышеуказанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с пп. 1 п. 33 Постановления № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Согласно п. 34 Постановления № 47, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В силу п.44 Положения №47 Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее - специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с пунктом 45 (1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

В силу пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В силу п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в т.ч.: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Судом установлено и следует из материалов дела, что многоквартирные дома по ул.Крепильщиков,23а и ул.Полярная, 11 в г.Кизел на протяжении длительного времени не используются по назначению, разрушаются, жильцы из этих домов выехали, в виду того, что в домах отсутствуют крыша, окна, двери, перекрытия, лестничные марши, дома отключены от центрального отопления, водоснабжения и водоотведения.

Свободный доступ в данные многоквартирные дома создает условия для противоправных действий, влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, которые могут попасть в здание, а также угрозу причинения ущерба муниципальному имуществу и имуществу собственников жилых помещений.

Ответчик, как орган местного самоуправления, являясь в том числе собственником большинства жилых помещений, длительное время действий направленных на признание указанных домов аварийными и подлежащими сносу не предпринимает.

Удовлетворяя исковые требования, установив, что большинство жилых помещений в спорных домах принадлежат ответчику, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, пришел к выводу, что администрация городского округа «Город Кизел», как орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за сохранностью муниципального жилищного фонда, контроль за деятельностью межведомственной комиссии, которая проводит обследование и дает заключение на предмет признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, контроль за обеспечением общественной безопасности на территории объекта, относящегося к муниципальному жилищному фонду.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и не находит оснований для его отмены.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации). В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.

По правилам пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливает Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года (далее по тексту Положение N 47), пунктом 7 которого определено, что оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанного дома установленным в Положении требованиям.

Перечень документов необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным установлен пунктом 45 Положения, где в числе прочих указано заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (подпункт "г").

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 49 Положения).

Указанные действия ответчиком совершены не были.

Довод жалобы о том, что обязанность по проведению технического обследования многоквартирного дома согласно действующему законодательству не может быть возложена исключительно на органы местного самоуправления, отклоняется судебной коллегией, поскольку не свидетельствует об отсутствии у последнего такой обязанности, не освобождает его от исполнения установленных требований законодательства по контролю за сохранностью жилищного фонда, своевременному принятию решений о признании жилых помещений аварийными и подлежащими сносу либо подлежащими реконструкции.

Привлечение иных собственников жилых помещений при рассмотрении настоящего спора, вопреки доводам заявителя жалобы, обязательным не является.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что большинство жилых помещений в многоквартирных домах по ул.Полярная, 11 и по ул.Крепильщиков,23а в г.Кизел принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ «Город Кизел», администрация городского округа «Город Кизел», как орган местного самоуправления обязана осуществить контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за сохранностью муниципального жилищного фонда, контроль за деятельностью межведомственной комиссии, которая проводит обследование и дает заключение на предмет признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, контроль за обеспечением общественной безопасности на территории объекта, относящегося к муниципальному жилищному фонду.

Вывод спорных домов из эксплуатации не освобождает орган местного самоуправления от принятия мер направленных на исключение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате ненадлежащего состояния жилого дома, для чего в силу правового регулирования необходимы оценка и обследование многоквартирного дома специализированной организацией в целях последующего принятия межведомственной комиссией решения об определении будущей судьбы многоквартирного дома.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кизеловского городского суда Пермского края от 03.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа «Город Кизел» - без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Определение в окончательной форме изготовлено 21.12.2023 г.

33-13597/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор города Кизел
Ответчики
Администрация городского округа Город Кизел
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Новоселова Диана Вячеславовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
17.11.2023Передача дела судье
14.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023Передано в экспедицию
14.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее