2а-2668-2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2018 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Славинской А.У.,
при секретаре Яновой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Интерком» к Государственной инспекции труда в Пермском крае о признании незаконными Предписания от 05.06.2018 года №,
у с т а н о в и л:
ООО «Интерком» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Пермском крае, указав в заявлении, что 05.06.2018 года ответчиком в отношении ООО «Интерком» было вынесено Предписание №, об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а именно в срок до 22.06.2018 года выплатить денежную компенсацию предусмотренную ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за нарушение сроков выплаты заработной платы за август 2017 года и других выплат, причитающихся работнику Тюняткину А.А; в срок до 22.07.2018 года произвести выплату причитающихся сумм в размере 1 458 рублей в качестве компенсации за неиспользованный отпуск, с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Данное предписание истцом получено 13.06.2018 года. Считают его незаконным, поскольку согласно ведомостей выдачи заработной платы за август 2017 года Тюняткину А.А. был выплачен аванс 18.08.2017 года и окончательный расчет 05.09.2017 года, соответственно нарушений Трудового кодекса Российской Федерации истцом не допущено. Задолженности по оплате неиспользованного Тюняткиным А.А. отпуска ООО «Интерком» так же не имеет, в 2017 году Тюняткин А.А. использовал 14 дней отпуска, за остальное фактически отработанное время ему выплачены денежные средства в большем размере, чем полагалось, а именно в сумме 9000 рублей. С учетом изложенного, просят признать Предписание от 05.06.2018 года №, незаконным.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в материалы дела направили отзыв, указав, что в период проведения проверки документы подтверждающие своевременную выплату заработной платы и компенсации за отпуск Тюняткину А.А. инспектору представлены не были, полагают что оспариваемое Предписание выдано законно и обосновано.
Заинтересованное лицо Тюняткин А.А. судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля определен Федеральным законом N 294-ФЗ.
В силу статьи 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. К основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесен государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, работнику предоставлено право выбора способа защиты нарушенных трудовых прав, в том числе посредством обращения с заявлением в государственную инспекцию труда.
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).
В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно части второй статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Пермском крае от 14.05.2018 года в ООО «Интерком» проведена внеплановая, документарная проверка, в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, с целью защиты прав и интересов работников? в связи с обращением Тюняткина А.А. от 07.05.2018 года №.
05.06.2018 года в отношении ООО «Интерком» составлен Акт проверки №, выдано Предписание №, ООО «Интерком» предписано в срок до 22.06.2018 года для устранения нарушений ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации выплатить денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы за август 2017 года и других выплат, причитающихся работнику Тюняткину А.А; в срок до 22.07.2018 года для устранения нарушения требований ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации произвести выплату причитающихся сумм в размере 1458 рублей – компенсация за неиспользованный отпуск, с учетом денежной компенсации предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Согласно положениям ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Как усматривается из ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из материалов дела следует, что на основании трудового договора № от 01.12.2016 года ФИО1 принят в ООО «Интерком», на должность менеджера по продажам, с должностным окладом 3750 рублей в месяц, исходя из установленной в штатном расписании ставки должности менеджера- 0,5, с учетом уральского коэффициента заработная плата составляет 4312 рублей 50 копеек, заработная плата выплачивается не реже, чем каждые пол месяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка общества.
Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней.
04.07.2017 года Тюняткин А.А. обратился с заявлением о предоставлении отпуска с 31.07.2017 года по 13.08.2017 года сроком 14 календарных дней.
Приказом директора ООО «Интерком» от 30.07.2017 года Тюняткину А.А. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней, с 31.07.2017 года по 13.08.2017 года.
Как приведено выше, в ходе проведения государственным инспектором труда проверки ООО «Интерком» выявлено нарушение требований ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно заработная плата за август 2017 года выплачена работнику Тюняткину А.А. один раз.
Вместе с тем, данное обстоятельство не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Так, согласно представленных сторонами в материалы дела документов, 18.08.2017 года сотрудникам ООО «Интерком», за расчетный период с 01.08.2017 года по 15.08.2017 года произведены выплаты, в том числе Тюняткину А.А. в размере 2 000 рублей, что подтверждено платежной ведомостью №, за расчетный период с 01.08.2017 года по 31.08.2017 года в размере 2 116 рублей 50 копеек., что подтверждено платежной ведомостью № от 05.09.2017 года, за расчетный период с 01.08.2017 года по 31.08.2017 года в сумме 4 116 рублей 50 копеек, что подтверждено платежной ведомостью № от 07.09.2017 года, за расчетный период с 01.09.2017 года по 15.09.2017 года в размер 2 000 рублей, что подтверждено платежной ведомостью № от 20.09.2017 года.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца в части признания незаконным первого пункта Предписания об устранении нарушений трудового законодательства государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № от 05.06.2018 года.
Приказом директора ООО «Интерком» от 19.03.2018 года на основании личного заявления работника Тюняткин А.А. уволен с должности менеджера по продажам.
Согласно Записки – расчета от 19.03.2018 года, трудовой договор с Тюняткиным А.А. прекращен 19.03.2018 года по инициативе работника, на основании п.3 части 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом последним не использованы 9,33 дней отпуска за период работы с 01.12.2016 года по 19.03.2018 года.
Согласно представленному «расчетному листку» за март 2018 года Тюняткину А.А. года начислена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 1 458 рублей.
Постановлением № о назначении административного наказания от 27.06.2018 года, главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2 установлено, что ООО «Интерком» являясь юридическим лицом, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.06.2018 года №, а именно в нарушение требований ч.1 ст. 140 ТК РФ в день прекращения трудового договора выплата всех причитающихся сумм работнику Тюняткину А.А. не произведена, задолженность по причитающимся суммам составляет 1458 рублей – компенсация за неиспользованный отпуск, ООО «Интрком» признано виновным в совершении административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения.
Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 29.08.2018 года постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2 № от 27 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «Интерком» отменено, дело об административном правонарушении направлено в Государственную инспекцию труда в Пермском крае на новое рассмотрение.
Постановлением № о назначении административного наказания от 02.11.2018 года, главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2 установлено, что ООО «Интерком» являясь юридическим лицом, совершило нарушение норм действующего трудового законодательства что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.06.2018 года №, а именно в нарушение требований ч.1 ст. 140 ТК РФ в день прекращения трудового договора выплата всех причитающихся сумм работнику Тюняткину А.А. не произведена, задолженность по причитающимся суммам составляет 1458 рублей – компенсация за неиспользованный отпуск, задолженность подтверждена материалами проверки, документы подтверждающие выплату причитающихся сумм Тюняткину А.А.на 02.11.2018 года не представлено. ООО «Интрком» признано виновным в совершении административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения.
В ходе рассмотрения административного иска доказательств выплаты Тюняткину А.А. начисленной при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск истцом суду также не представлено, доводы о выплате расчета в большем, чем начислено размере, в установленные законом сроки, документально не подтверждены.
Таким образом, вывод государственного инспектора о нарушении ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации со стороны ООО «Интерком» суд находит обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконным пункта второго Предписания об устранении нарушений трудового законодательства государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № от 05.06.2018 года не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ООО «Интерком» удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить пункт первый Предписания об устранении нарушений трудового законодательства государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае № от 05.06.2018 года в отношении ООО «Интерком».
В удовлетворении оставшейся части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья : подпись. Копия верна. Судья –
Решение не вступило в законную силу. Секретарь -