Дело № 2-4167/2019 17 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Горишевской Е.А.,
при секретаре Черноковой Т.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Северодвинске гражданское дело по исковому заявлению Нюнина ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж период службы в армии, произвести перерасчет размера пенсии с учетом конвертации исходя из стажа на соответствующих видах работ,
установил:
Нюнин А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж период службы в армии, произвести перерасчет размера пенсии с учетом конвертации исходя из стажа на соответствующих видах работ.
В обоснование требований указал, что с 24 февраля 2010 г. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российский Федерации» с понижением общеустановленного возраста выхода на пенсию. В июне 2019 г. он ознакомился с материалами своего пенсионного дела и, проанализировав их, пришел к выводу о том, что при проведении конвертации пенсионных прав ответчик нарушил положения пенсионного законодательства, проигнорировав правовые нормы Положения № 590, утверждённого 3 августа 1972 г. Постановлением Совета Министров СССР, и не включил в специальный стаж по Списку № 1 период службы в составе Вооружённых Сил СССР с 6 мая 1983 г. по 30 апреля 1986 г. Сразу после службы он стал рабочим и непосредственно исполнял свою трудовую функцию слесаря-монтажника судового на определённых видах работ. Эти работы выполнялись во вредных условиях труда, которые определены Списком № 1. Следовательно, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж по Списку № 1. При этом и страховой и специальный стаж, необходимые для назначения пенсии, выработаны им за период до 1 января 2002 г., поэтому их следует исчислять в льготном порядке в полуторном размере. Таким образом, он имел право в момент назначения трудовой пенсии на проведение конвертации своих пенсионных прав исходя из правовых норм п. 9 и п. 10 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Учитывая изложенное, истец просит суд обязать ответчика включить в его специальный трудовой стаж по Списку № 1 период службы в составе Вооружённых Сил СССР с 6 мая 1983 г. по 30 апреля 1986 г.; обязать ответчика произвести перерасчёт его пенсии с момента назначения, а именно с 5 февраля 2015 г.; обязать ответчика при проведении перерасчёта страховой пенсии конвертацию пенсионных прав на 1 января 2002 г. произвести исходя из стажа на соответствующих видах работ (имеемого и полного); взыскать с ответчика расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 2 600 руб.
В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие. Представитель истца по доверенности Титов И.А. в судебном заседании требования уточнил, просил произвести перерасчет размера пенсии истца с даты ее назначения, то есть с 24 февраля 2010 г. Настаивал на том обстоятельстве, что специальный стаж работы истца, в том числе период службы в армии, для конвертации пенсионных прав должен учитываться в полуторном исчислении. При таком исчислении продолжительность стажа Нюнина А.В. по Списку № 1 на 1 января 2002 г. составит более необходимых 10 лет, следовательно, у истца возникнет право на конвертацию пенсионных прав исходя из стажа на соответствующих видах работ.
Представитель ответчика Олонцева Н.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в иске отказать. Указала, что доводы стороны истца о возможности исчисления специального стажа для конвертации исходя из льготного полуторного исчисления основаны на ошибочном толковании закона. Включение периода службы истца в армии возможно только в календарном порядке, в связи с чем на 1 января 2002 г. продолжительность специального стажа истца составит менее необходимых 10 лет, что не даст истцу права на конвертацию пенсионных прав исходя из стажа на соответствующих видах работ.
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Нюнин А.В. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 24 февраля 2010 г., пенсия назначена в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российский Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).
Условия и порядок назначения и перерасчета пенсии до 1 января 2015 г. регулировались Законом № 173-ФЗ, действовавшим на момент назначения истцу трудовой пенсии по старости.
На основании п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
РП – расчетный размер трудовой пенсии;
СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27-28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27-28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
Согласно п. 9 ст. 30 Закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В силу п. 10 ст. 30 Закона № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
Иные периоды общественно полезной деятельности, такие как служба, учеба и т.п. при конвертации пенсионных прав исходя из стажа на соответствующих видах работ включаются только в том случае, если это было предусмотрено законодательством. В данном случае производится возмещение нестраховых периодов в соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2005 г. № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».
При назначении пенсии истцу конвертация пенсионных прав произведена в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона 173-ФЗ, с учетом страхового стажа, исчисленного в календарном порядке на 1 января 2002 г. – 18 лет 4 месяца 26 дней, в который учтена служба в армии (стажевый коэффициент составил 0,55).
Согласно п. 1 ст. 30 Закона № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Исходя из положений п. 9 ст. 30 Закона № 173-ФЗ право на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением вместо общего страхового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность конвертации пенсионных прав, исходя из продолжительности специального стажа, только при условии наличия стажа, требуемого для определения права на пенсию.
При этом, поскольку оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г., указанные в ст. 27 Закона № 173-ФЗ размеры стажа, как страхового, так и на соответствующих видах работ, указанной продолжительности, должны быть выработаны гражданином только на 1 января 2002 г.
Данная позиция согласуется с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п. 9 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ).
С учетом указанной позиции истцу для конвертации пенсионных прав исходя из стажа на соответствующих видах работ необходимо иметь наличие страхового стажа 20 лет и стажа в тяжелых условиях по Списку № 2 – 10 лет.
Вместе с тем, даже с учетом удовлетворения требований о включении периода службы в стаж по Списку № 1, стаж истца на 1 января 2002 г. по Списку № 1 составит 9 лет 5 месяцев и 10 дней.
Следовательно, произвести конвертацию пенсионных прав истца с учетом стажа на соответствующих видах работ не представляется возможным, поскольку у истца на 1 января 2002 г. отсутствует требуемое количество стажа на соответствующих видах работ.
Таким образом, ответчик обоснованно произвел конвертацию пенсионных прав истца по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ исходя из общего страхового стажа, исчисленного в календарном порядке путем соотношения имеющегося стажа и полного.
Суд находит необоснованными доводы стороны истца о том, что периоды работы истца в должности, предусмотренной Списком № 1, а также период службы в армии, необходимо исчислять в полуторном размере для признания права на конвертацию (преобразование) его пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, а саму конвертацию производить с применением вместо общего трудового стажа, стажа на соответствующих видах работ, исчисленного календарно.
Положения п. 9 ст. 30 Закона № 173-ФЗ устанавливают возможность конвертации (преобразования) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), однако в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, который, в свою очередь, определяет порядок исчисления продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. только в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Следовательно, произвести конвертацию пенсионных прав истца с учетом стажа на соответствующих видах работ не представляется возможным, поскольку у истца на 1 января 2002 г. отсутствует требуемое количество стажа на соответствующих видах работ, в том числе в случае включения спорного периода в специальный стаж.
Таким образом, в соответствии с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что ответчик расчет пенсии истца произвел правильно, в соответствии с вариантом, наиболее выгодным для истца, в то время как расчет истца связан с неправильным применением и толкованием действующего законодательства, включение спорных периодов в специальный стаж истца не повлечет за собой изменения размера пенсии, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Нюнина ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж период службы в армии, произвести перерасчет размера пенсии с учетом конвертации исходя из стажа на соответствующих видах работ отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Горишевская
Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2019 г.