Дело № 2-56/2024
УИД 75RS0012-01-2024-000019-84
Решение
Именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года с.Калга
Калганский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Давыдовой О.А.,
при секретаре Макаровой О.П.,
с участием представителя истца помощника прокурора Калганского района Забайкальского края Новикова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Буринская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Калганского района Забайкальского края обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд к муниципальному общеобразовательному учреждению «Буринская средняя общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Буринская СОШ») с вышеуказанным иском (с учетом уточнений).
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ «Буринская СОШ», в ходе которой установлено следующее.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также содействие физическому; интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу ч.2 ст.189 ТК РФ работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
В соответствии со ст.219 и ст.220 ТК РФ работникам гарантируются их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Согласно п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.п.8, 10 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проведение санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий.
В силу ч.2 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер политического экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно- противоэпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1990г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20) утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Согласно п.2.7.1 СП 2.4.3648-20 в помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов. В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов.
В соответствии с п.1.8 СП 2.4.3648-20 в общеобразовательных организациях должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов.
В силу п.2.4.5 СП 2.4.3648-20 интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), которые утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (далее - решение ТС).
Подразделом 10 приложения 7.1 раздела 7 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) решения ТС определены допустимые уровни воздействия аэроионов при использовании электротехники.
Согласно пункту 10.1 подраздела 10 приложения 7.1 раздела 7 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) решения ТС нормативы распространяются на производственные и общественные помещения, где может иметь место аэроионная недостаточность или избыток аэроионов, включая помещения, в которых эксплуатируется оборудование, способное создавать электростатические поля, включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники.
Согласно пункту 10.5 подраздела 10 приложения 7.1 раздела 7 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) решения ТС контроль аэроионного состава воздуха осуществляется в порядке планового контроля не реже одного раза в год.
В нарушение вышеприведенных норм федерального законодательства МОУ «Буринская СОШ» не проводилось исследование аэроионного состава воздуха, что является нарушением прав несовершеннолетних обучающихся на безопасные условия обучения и прав работников учреждения на безопасные условия труда.
Истец с учетом уточнений просит обязать МОУ «Буринская СОШ» провести исследование вредного воздействия от компьютеров на уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе в кабинете информатики МОУ «Буринская СОШ» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением суда от 03.04.2024г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены: администрация Калганского муниципального округа Забайкальского края, Управление образования администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края.
Помощник прокурора Калганского района Новиков Д.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в уточненном иске.
Ответчик МОУ «Буринская СОШ», третьи лица: администрация Калганского муниципального округа Забайкальского края, Управление образования администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, об отложении не просили, своих представителей в суд не направили.
Представитель ответчика МОУ «Буринская СОШ» Терпугов А.В. в направленном в суд заявлении заявленные прокурором уточненные требования признал в полном объеме, указав, что последствия признания иска ему известны, также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав помощника прокурора Новикова Д.С., исследовав письменные материалы дела, учитывая признание иска ответчиком, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку ответчик признал заявленные исковые требования истца, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, признание иска принимается судом.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд полагает, что заявленный прокурором срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности отвечает принципам разумности и достаточности.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканная сумма государственной пошлины зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, учитывая результаты рассмотрения дела, на основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, с ответчика МОУ «Буринская СОШ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей в местный бюджет (ст.61.6 Бюджетного кодекса РФ). Однако, учитывая, что ответчик является муниципальным бюджетным учреждением и финансируется из местного бюджета, суд, руководствуясь ч.2 ст.333.20 НК РФ, исходя из имущественного положения плательщика, освобождает учреждение от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Буринская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение «Буринская средняя общеобразовательная школа» (ИНН № ОГРН №) обязанность по проведению исследования вредного воздействия от компьютеров на уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе в кабинете информатики МОУ «Буринская СОШ» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Калганский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья-подпись
Копия верна: Судья О.А. Давыдова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2024 года.