Решение по делу № 12-65/2024 (12-822/2023;) от 20.12.2023

Дело № 12-65/2024

УИД 12RS0003-01-2023-002047-13

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

г.Йошкар-Ола 30 января 2024 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Васенёвой Елена Васильевна на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 13 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении,

предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 13 декабря 2023 года Васенёва Е.В., как должностное лицо, привлечена к административной ответственности и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, Васенёва Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление, указав, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не была установлена ее вина, поскольку заявитель в период с конца марта 2023 года по май 2023 года принимала все возможные действия, направленные на устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а именно: регулярно проводилась промывка системы холодного водоснабжения в период с 23 марта 2023 года по 02 мая 2023 года, которая, тем не менее, не способствовала динамике уменьшения содержания цинка в питьевой воде в квартире <адрес>. 11 декабря 2023 года МУП «<иные данные>» в процессе исследования пробы питьевой воды установило норму содержания показателя «цинк» (4,9±1,2 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?) в питьевой воде в квартире <адрес>. Заявитель считает, что наличие регулярного промывания системы ХВС не дало положительного результата, направленного на доведение питьевой воды до требований нормативов, о чем и свидетельствуют материалы дела . Напротив, при отсутствии промывки в течение семи месяцев, при исследовании проб холодной питьевой воды наблюдается динамика снижения концентрации «Цинка», что может являться следствием естественной циркуляции холодной воды по мере ее использования другими потребителями в ходе заселения квартир в пятом и шестом подъездах указанного дома. Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении 13 декабря 2023 года вышеуказанные доводы не были учтены.

Поскольку в судебное заседание Васенева Е.В., надлежаще извещенная, не явилась, считаю возможным рассмотреть дело без ее участия.

Защитник Васеневой Е.В. – А.Е.В. доводы письменной жалобы поддержала, просила отменить обжалуемое постановление.

Помощник прокурора г.Йошкар-Олы М.Е.В., представители Управления Роспотребнадзора С.Е.В. и Б.А.В., потерпевшая К.Л.М. с доводами жалобы не согласились.

Потерпевшая К.Л.М. пояснила, что ООО «Управдом» не предприняло достаточных мер к промыванию системы холодного водоснабжения, в связи с чем, она длительное время не может пользоваться водой, нарушаются ее права на безопасное проживание.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные и истребованные материалы, материалы дела , обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статьей 19 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пунктом 2 статьи 25 ФЗ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение.

Централизованными сетями инженерно-технического обеспечения в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем); внутридомовыми инженерными системами - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети) и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до

внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения).

Холодное водоснабжение в силу подпункта "а" пункта 4 указанных Правил представляет собой снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 75 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектом, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и доведению санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 мая 2023 года сотрудниками ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМЭ» отобрана проба из места водозабора системы централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – водопроводного крана в кухне квартиры №181 дома №86 по ул.Комсомольская г.Йошкар-Олы для проведения проверки качества воды на соответствие гигиеническим нормативам, установленными требованиями 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 75 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектом, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно–противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМЭ» от 22 мая 2023 года качество воды в пробе, отобранной из места водозабора системы централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - водопроводного крана в кухне квартиры <адрес> по содержанию химического вещества - цинка не соответствует требованиям таблицы 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 75 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектом, питьевой воде и питьевому водоснабжению атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Внеочередным общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома от 17 апреля 2019 г. в качестве управляющей компании избрана ООО «<иные данные>».

Обслуживание и управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет ООО «<иные данные>».

Генеральным директором ООО «Управдом» является Васенёва Е.В.

27 июня 2019 года заключен Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения между МУП «<иные данные>» и ООО «<иные данные>».

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении 25 мая 2023 года по ст.6.5 КоАП РФ и вынесения постановления заместителем главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл о привлечении генерального директора ООО «<иные данные>» Васенёвой Е.В., по статье 6.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа.

Информация по вопросу качества воды, подаваемой в <адрес> поступила в Управлением Роспотребнадзора по РМЭ 23 марта 2023 года с МУП «<иные данные>», на основании чего ООО «<иные данные>» было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 (далее - Правила №491).

Согласно п.5 Правил №491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлении от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Под внутридомовыми инженерными системами понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.

В соответствии с п.10 Правил №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе:

- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 (далее - Правила № 354).

МКД <адрес>, в котором проживает К.Л.М., находится на обслуживании ООО «<иные данные>».

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Результаты лабораторных исследований, проведенных специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», поступившие в ходе рассмотрения обращения сведения из органов жилищного надзора (Минстроя РМЭ, Департамента госжилнадзора РМЭ), МУП «<иные данные>», материалы дела об административном правонарушении по итогам проведенной прокуратурой г.Йошкар-Олы проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «Управдом» доказывают, что «загрязнение» поставляемой питьевой воды у конечного потребителя происходит внутри дома в стояках системы водоснабжения. Обратного суду не представлено.

Согласно актам о проведении промывки системы ХВС (23 марта 2023г., 04 апреля 2023г., 12 апреля 2023г., 18 апреля 2023г., 26 апреля 2023г., 02 мая 2023г. ООО «<иные данные>» проводились мероприятия по промывке системы холодного водоснабжения.

Согласно проведенным исследованиям: МУП «<иные данные> от 23 марта 2023 года уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет 9.2±2,3 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?; ФБУЗ «Центр гигиены и Эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 10 апреля 2023г. уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет 7,0923±1,4185 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?; ФБУЗ «Центр гигиены и Эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 22 мая 2023г. уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет более 10 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?; ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 05.12.2023г. уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет 8,7041 ± 1,7408 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?; МУП «<иные данные> от 11 декабря 2023 года уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет 4.9±1,2 мг/дм?; ФБУЗ «Центр гигиены и Эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 18.12.2023г. уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет 8,0286±1,6057 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?.

Потерпевшая К.Л.М. суду пояснила, что 07.12.2023г. звонила в диспетчерскую домоуправления, где ей сообщили, что только что закончилась промывка системы холодного водоснабжения, что по ее мнению и явилось результатом измерения цинка с допустимым показателем от 11 декабря 2023 года.

Проводимые исследования питьевой воды ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» с учетом динамики снижения показателей содержания цинка свидетельствует о том, что со стороны должностного лица меры по доведению качества питьевой воды до гигиенических нормативов применялись не в полном объеме (не достаточно), что повлекло за собой длительные нарушения требований таблицы 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектом, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Оснований не доверять проведенным исследованиям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» у суда нет.

Защитник А.Е.В. в судебном заседании пояснила, что после мая 2023 года промывка системы ХВС не осуществлялась, что указывает не непринятие всех мер по устранению должностным лицом допущенного вышеуказанного нарушения законодательства.

На основании вышеизложенного, с учетом продолжительности подачи питьевой воды не соответствующей гигиеническим нормативам, возможно возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Согласно ч.1. ст.4.1 административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 мая 2023 года, актом отбора проб природных и питьевых вод от 08 декабря 2023 года; экспертным заключением от 05 декабря 2023 года и от 22 мая 2023 года; протоколами испытаний; копией протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>; копией решения учредителя общества с ограниченной ответственностью «<иные данные>», иными материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Совокупность установленных в ходе производства по данному делу об административных правонарушениях обстоятельств и исследованных доказательств позволили должностному лицу прийти к выводу о том, что Васенёва Е.В., является субъектом административного правонарушения, которым не были приняты все зависящие от нее меры с целью недопущения нарушения требований приведенного выше законодательства.

Доводы жалобы о том, что наличие регулярного промывания системы ХВС не дало положительного результата, направленного на доведение питьевой воды до требований нормативов, и, напротив, при отсутствии промывки в течение семи месяцев, при исследовании проб холодной питьевой воды наблюдается динамика снижения концентрации «Цинка», что может являться следствием естественной циркуляции холодной воды по мере ее использования другими потребителями в ходе заселения квартир в пятом и шестом подъездах указанного дома, суд находит не состоятельными. Указанные доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных административным органом в полном соответствии с правилами ст. 26.1 КоАП РФ. Между тем к выводу о виновности в действиях Васенёвой Е.В. в совершении административного правонарушения и квалификации ее действий по ст.6.5 КоАП должностное лицо пришло на основании объективного исследования представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость всех доказательств проверена, каких-либо неустранимых сомнений в виновности в действиях Васенёвой Е.В. в совершении вмененного административного правонарушения по делу не усматривается.

При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у руководителя организации имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях должностного лица Васенёвой Е.В., которая управляет многоквартирным домом, ООО «<иные данные>» эксплуатирует внутреннюю систему водоснабжения, которое находится у него на балансе, является исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальные услуги надлежащего качества, в том числе услугу холодного водоснабжения, соответствующую санитарным и техническим требованиям, и в этих целях обязано в пределах границ своей эксплуатационной ответственности осуществлять производственный контроль качества воды.

Таким образом, Васенёва Е.В. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, может повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Таким образом, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя Васенёвой Е.В. от административной ответственности.

В рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так же не усматривается.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Порядок привлечения Васенёвой Е.В. к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено Васенёвой Е.В. в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.

На основании изложенного приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица. При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица является законным, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь его изменение или отмену, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 13 декабря 2023 года о признании генерального директора ООО «<иные данные>» Васенёвой Елены Васильевны виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа, оставить без изменения, а жалобу Васенёвой Е.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Ермолаева М.Л.

Дело № 12-65/2024

УИД 12RS0003-01-2023-002047-13

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

г.Йошкар-Ола 30 января 2024 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Васенёвой Елена Васильевна на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 13 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении,

предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 13 декабря 2023 года Васенёва Е.В., как должностное лицо, привлечена к административной ответственности и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, Васенёва Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление, указав, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не была установлена ее вина, поскольку заявитель в период с конца марта 2023 года по май 2023 года принимала все возможные действия, направленные на устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а именно: регулярно проводилась промывка системы холодного водоснабжения в период с 23 марта 2023 года по 02 мая 2023 года, которая, тем не менее, не способствовала динамике уменьшения содержания цинка в питьевой воде в квартире <адрес>. 11 декабря 2023 года МУП «<иные данные>» в процессе исследования пробы питьевой воды установило норму содержания показателя «цинк» (4,9±1,2 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?) в питьевой воде в квартире <адрес>. Заявитель считает, что наличие регулярного промывания системы ХВС не дало положительного результата, направленного на доведение питьевой воды до требований нормативов, о чем и свидетельствуют материалы дела . Напротив, при отсутствии промывки в течение семи месяцев, при исследовании проб холодной питьевой воды наблюдается динамика снижения концентрации «Цинка», что может являться следствием естественной циркуляции холодной воды по мере ее использования другими потребителями в ходе заселения квартир в пятом и шестом подъездах указанного дома. Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении 13 декабря 2023 года вышеуказанные доводы не были учтены.

Поскольку в судебное заседание Васенева Е.В., надлежаще извещенная, не явилась, считаю возможным рассмотреть дело без ее участия.

Защитник Васеневой Е.В. – А.Е.В. доводы письменной жалобы поддержала, просила отменить обжалуемое постановление.

Помощник прокурора г.Йошкар-Олы М.Е.В., представители Управления Роспотребнадзора С.Е.В. и Б.А.В., потерпевшая К.Л.М. с доводами жалобы не согласились.

Потерпевшая К.Л.М. пояснила, что ООО «Управдом» не предприняло достаточных мер к промыванию системы холодного водоснабжения, в связи с чем, она длительное время не может пользоваться водой, нарушаются ее права на безопасное проживание.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные и истребованные материалы, материалы дела , обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статьей 19 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пунктом 2 статьи 25 ФЗ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение.

Централизованными сетями инженерно-технического обеспечения в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем); внутридомовыми инженерными системами - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети) и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до

внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения).

Холодное водоснабжение в силу подпункта "а" пункта 4 указанных Правил представляет собой снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 75 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектом, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и доведению санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 мая 2023 года сотрудниками ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМЭ» отобрана проба из места водозабора системы централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – водопроводного крана в кухне квартиры №181 дома №86 по ул.Комсомольская г.Йошкар-Олы для проведения проверки качества воды на соответствие гигиеническим нормативам, установленными требованиями 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 75 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектом, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно–противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМЭ» от 22 мая 2023 года качество воды в пробе, отобранной из места водозабора системы централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - водопроводного крана в кухне квартиры <адрес> по содержанию химического вещества - цинка не соответствует требованиям таблицы 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 75 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектом, питьевой воде и питьевому водоснабжению атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Внеочередным общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома от 17 апреля 2019 г. в качестве управляющей компании избрана ООО «<иные данные>».

Обслуживание и управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет ООО «<иные данные>».

Генеральным директором ООО «Управдом» является Васенёва Е.В.

27 июня 2019 года заключен Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения между МУП «<иные данные>» и ООО «<иные данные>».

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении 25 мая 2023 года по ст.6.5 КоАП РФ и вынесения постановления заместителем главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл о привлечении генерального директора ООО «<иные данные>» Васенёвой Е.В., по статье 6.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа.

Информация по вопросу качества воды, подаваемой в <адрес> поступила в Управлением Роспотребнадзора по РМЭ 23 марта 2023 года с МУП «<иные данные>», на основании чего ООО «<иные данные>» было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 (далее - Правила №491).

Согласно п.5 Правил №491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлении от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Под внутридомовыми инженерными системами понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования.

В соответствии с п.10 Правил №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе:

- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 (далее - Правила № 354).

МКД <адрес>, в котором проживает К.Л.М., находится на обслуживании ООО «<иные данные>».

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Результаты лабораторных исследований, проведенных специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл», поступившие в ходе рассмотрения обращения сведения из органов жилищного надзора (Минстроя РМЭ, Департамента госжилнадзора РМЭ), МУП «<иные данные>», материалы дела об административном правонарушении по итогам проведенной прокуратурой г.Йошкар-Олы проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «Управдом» доказывают, что «загрязнение» поставляемой питьевой воды у конечного потребителя происходит внутри дома в стояках системы водоснабжения. Обратного суду не представлено.

Согласно актам о проведении промывки системы ХВС (23 марта 2023г., 04 апреля 2023г., 12 апреля 2023г., 18 апреля 2023г., 26 апреля 2023г., 02 мая 2023г. ООО «<иные данные>» проводились мероприятия по промывке системы холодного водоснабжения.

Согласно проведенным исследованиям: МУП «<иные данные> от 23 марта 2023 года уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет 9.2±2,3 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?; ФБУЗ «Центр гигиены и Эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 10 апреля 2023г. уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет 7,0923±1,4185 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?; ФБУЗ «Центр гигиены и Эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 22 мая 2023г. уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет более 10 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?; ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 05.12.2023г. уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет 8,7041 ± 1,7408 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?; МУП «<иные данные> от 11 декабря 2023 года уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет 4.9±1,2 мг/дм?; ФБУЗ «Центр гигиены и Эпидемиологии в Республике Марий Эл» от 18.12.2023г. уровень содержания цинка питьевой воды в квартире <адрес> составляет 8,0286±1,6057 мг/дм? при допустимом уровне не более 5 мг/дм?.

Потерпевшая К.Л.М. суду пояснила, что 07.12.2023г. звонила в диспетчерскую домоуправления, где ей сообщили, что только что закончилась промывка системы холодного водоснабжения, что по ее мнению и явилось результатом измерения цинка с допустимым показателем от 11 декабря 2023 года.

Проводимые исследования питьевой воды ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» с учетом динамики снижения показателей содержания цинка свидетельствует о том, что со стороны должностного лица меры по доведению качества питьевой воды до гигиенических нормативов применялись не в полном объеме (не достаточно), что повлекло за собой длительные нарушения требований таблицы 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п.75 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектом, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Оснований не доверять проведенным исследованиям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» у суда нет.

Защитник А.Е.В. в судебном заседании пояснила, что после мая 2023 года промывка системы ХВС не осуществлялась, что указывает не непринятие всех мер по устранению должностным лицом допущенного вышеуказанного нарушения законодательства.

На основании вышеизложенного, с учетом продолжительности подачи питьевой воды не соответствующей гигиеническим нормативам, возможно возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Согласно ч.1. ст.4.1 административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 мая 2023 года, актом отбора проб природных и питьевых вод от 08 декабря 2023 года; экспертным заключением от 05 декабря 2023 года и от 22 мая 2023 года; протоколами испытаний; копией протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>; копией решения учредителя общества с ограниченной ответственностью «<иные данные>», иными материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Совокупность установленных в ходе производства по данному делу об административных правонарушениях обстоятельств и исследованных доказательств позволили должностному лицу прийти к выводу о том, что Васенёва Е.В., является субъектом административного правонарушения, которым не были приняты все зависящие от нее меры с целью недопущения нарушения требований приведенного выше законодательства.

Доводы жалобы о том, что наличие регулярного промывания системы ХВС не дало положительного результата, направленного на доведение питьевой воды до требований нормативов, и, напротив, при отсутствии промывки в течение семи месяцев, при исследовании проб холодной питьевой воды наблюдается динамика снижения концентрации «Цинка», что может являться следствием естественной циркуляции холодной воды по мере ее использования другими потребителями в ходе заселения квартир в пятом и шестом подъездах указанного дома, суд находит не состоятельными. Указанные доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных административным органом в полном соответствии с правилами ст. 26.1 КоАП РФ. Между тем к выводу о виновности в действиях Васенёвой Е.В. в совершении административного правонарушения и квалификации ее действий по ст.6.5 КоАП должностное лицо пришло на основании объективного исследования представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость всех доказательств проверена, каких-либо неустранимых сомнений в виновности в действиях Васенёвой Е.В. в совершении вмененного административного правонарушения по делу не усматривается.

При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у руководителя организации имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях должностного лица Васенёвой Е.В., которая управляет многоквартирным домом, ООО «<иные данные>» эксплуатирует внутреннюю систему водоснабжения, которое находится у него на балансе, является исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальные услуги надлежащего качества, в том числе услугу холодного водоснабжения, соответствующую санитарным и техническим требованиям, и в этих целях обязано в пределах границ своей эксплуатационной ответственности осуществлять производственный контроль качества воды.

Таким образом, Васенёва Е.В. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, может повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Таким образом, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя Васенёвой Е.В. от административной ответственности.

В рассматриваемом случае совокупности условий, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так же не усматривается.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Порядок привлечения Васенёвой Е.В. к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено Васенёвой Е.В. в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.

На основании изложенного приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица. При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица является законным, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь его изменение или отмену, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от 13 декабря 2023 года о признании генерального директора ООО «<иные данные>» Васенёвой Елены Васильевны виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа, оставить без изменения, а жалобу Васенёвой Е.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Ермолаева М.Л.

12-65/2024 (12-822/2023;)

Категория:
Административные
Ответчики
ВАСЕНЕВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл
Судья
Ермолаева М.Л.
Статьи

6.5

Дело на странице суда
yoshkarolinsky.mari.sudrf.ru
20.12.2023Материалы переданы в производство судье
21.12.2023Истребованы материалы
28.12.2023Поступили истребованные материалы
30.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее