Решение по делу № 2а-1154/2022 от 13.09.2022

11RS0020-01-2022-001834-51

Дело №2а-1154/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кослан

29 сентября 2022 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мининой О.Н., при секретаре Митиной Е.В., с участием прокурора Пашкиной Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми к администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами,

установил:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации МО МР «Удорский» с указанным иском. В обоснование указал, что в ходе проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории МО СП «Большая Пысса», по результатам которой в деятельности администрации МО МР «Удорский» установлены нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Территория временного накопления ТКО не обустроена в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В частности, на указанной площадке отсутствует ограждение, препятствующее распространению ТКО за её пределы, а также не организовано наличие твердого (асфальтового либо бетонного) покрытия. В связи с выявленными нарушениями в адрес администрации МО МР «Удорский» <Дата> внесено представление, однако по состоянию на <Дата> представление в полном объеме не устранено: ограждение территории присутствует частично, поверхность площадки имеет твердое покрытие не по всему ее периметру, отсутствует защита от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом). Просит признать бездействие администрации МО МР «Удорский», выразившееся в непринятии мер к оборудованию площадки временного накопления ТКО (до 11 месяцев) около перекрестка дороги « » в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным. Обязать администрацию МО МР «Удорский» в срок до <Дата> привести в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства площадку временного накопления ТКО (до 11 месяцев) около перекрестка дороги « » путем оборудования специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, установки ограждения по периметру с трех сторон, обеспечить наличие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом).

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований, доводы поддержал.

Административный ответчик администрация МР «Удорский», заинтересованные лица: Удорский районный отдел по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, администрация СП «Большая Пысса» извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, участия в судебном заседании не приняли, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

На основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу абз. 6 ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ одним из принципов в области охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 2-3 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельских поселений относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере предусмотрены и п. 18 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ, и порядком накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила № 1039).

В соответствии с пунктом 2 Правил №1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно пункту 3 названных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями Правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

В силу п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;

поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);

поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Во исполнение ст. ст. 8, 13.4 Федерального закона №89-ФЗ постановлением администрации МР «Удорский» от 28.01.2022 № 84 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территориях сельских поселений МР «Удорский» (далее – Реестр). В данный реестр за номером 8.1.1 включена площадка временного хранения ТКО (до 11 месяцев), расположенная около перекрестка дороги «Большая Пысса-Латьюга-Зубово».

Вместе с тем, по результатам проверки, проведенной прокуратурой района в июне 2021 г. с привлечением специалиста Удорского районного отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, установлено, что указанная территория временного накопления ТКО не обустроена в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В частности, на указанной площадке отсутствует ограждение, препятствующее распространению ТКО за её пределы, а также не организовано наличие твердого (асфальтового либо бетонного) покрытия.

В связи с выявленными нарушениями в адрес администрации МО МР «Удорский» <Дата> внесено представление, однако по состоянию на <Дата> представление в полном объеме не устранено: ограждение территории присутствует частично, поверхность площадки имеет твердое покрытие не по всему ее периметру, отсутствует защита от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом).

Вместе с тем, допущенные нарушения недопустимы, поскольку бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории района, приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезней и иных тяжких последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения и, как следствие, ведет к ущемлению экологических прав граждан, организаций.

Оценив предложенный административным истцом срок для проведения необходимых действий, принимая во внимание характер спора, суд считает его разумным и достаточным. При этом суд учитывает, что ст. 189 КАС РФ предусматривает право лица, участвующего в деле, обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования муниципального района «Удорский», выразившееся в непринятии мер к оборудованию площадки временного накопления твердых коммунальных отходов (срок накопления до 11 месяцев) около перекрестка дороги «Большая Пысса-Латьюга-Зубово» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Удорский» в срок до <Дата> привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства площадку временного накопления твердых коммунальных отходов (срок накопления до 11 месяцев) около перекрестка дороги « » путем оборудования специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, установки ограждения по периметру с трех сторон, создания защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Минина О.Н.

2а-1154/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Удорского района
Ответчики
Администрация МР "Удорский"
Другие
Удорский районный отдел по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
АМО СП "Большая Пысса"
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Минина Ольга Николаевна
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
13.09.2022Регистрация административного искового заявления
13.09.2022Передача материалов судье
14.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее