РљРѕРїРёСЏ.
в„–2Р°-в„–/2021
РЈРР” в„–
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30.04.2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,
при секретаре Петрика Е.Ю.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„–2Р°-в„–/2021 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Спановской Р¤РРћ11 Рє ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ признании незаконным отказа РІ рассмотрении РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ переводе осужденного РІ РґСЂСѓРіРѕРµ исправительное учреждение,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›
Административный истец Спановская Р¤РРћ12 обратилась РІ СЃСѓРґ Рє ответчику ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё СЃ вышеуказанными административными исковыми требованиями.
В обоснование административного иска указано следующее.
РњСѓР¶ административного истца, Р¤РРћ13, ДД.РњРњ.ГГГГ Рі.СЂ., уроженец <адрес>, ранее проживавший РїРѕ адресу: <адрес>, был осужден РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂРѕРј Самарского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ <данные изъяты>.
Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РФ кассационным определением от 17.05.2012г. приговор был оставлен без изменений.
Р’ настоящее время Р¤РРћ14 находится РІ учреждении <адрес>, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>.
30 сентября 2020 РіРѕРґР° посредством интернет-приемной ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё истцом было отправлено заявление РћР“-2-47073 РѕС‚ 30.10.2020Рі. СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ перевода Р¤РРћ15 РІ исправительное учреждение для отбывания наказания РїРѕ месту его постоянной регистрации, С‚. Рµ. Рі. Самара или РІ ближайшие регионы.
16 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР° истцом РЅР° электронную почту был получен ответ без номера Р·Р° РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ начальника 4 Управления ГОУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Кононенко РЎ.Р’. Рѕ рассмотрении обращения, РІ переводе Р¤РРћ16 было отказано.
С отказом истец не согласна.
Р’ своем заявлении СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ Рѕ переводе Р¤РРћ17 РІ исправительное учреждение для отбывания наказания РїРѕ месту его постоянной регистрации, С‚.Рµ. Рі. Самара или РІ ближайшие регионы истец ссылалась РЅР° невозможность поездок РЅР° свидания. Материальное положение семьи РЅРµ позволяет нести значительные расходы РЅР° РґРѕСЂРѕРіСѓ РѕС‚ Самары РґРѕ Петрозаводска Рё обратно, расстояние между которыми составляет более 2000 РєРј. Рстец получает небольшую заработную плату, дочь является студенткой колледжа. Р’ последний раз истец находилась РЅР° длительном свидании СЃ мужем РІ конце 2015 РіРѕРґР°, дочь РЅРё разу РЅРµ была РЅР° длительном свидании СЃ отцом.
Р’ ответе РЅР° обращение данные аргументы РЅРµ были рассмотрены. Есть только ссылка РЅР° результаты проведенной проверки, согласно которой <адрес> РІ настоящее время обстоятельств, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания, осужденному Р¤РРћ18 РІ <адрес>, РЅРµ имеется».
Оспариваемый отказ нарушает права истца и ее дочери, гарантированных статьей 8 Европейской конвенции прав на уважение семейной жизни, в связи с чем, ответ на обращение, как не отвечающий требованиям пропорциональности и соразмерности, соответствия социально значимой цели, принципу гуманности, свойственному социальному государству, как оно провозглашено в статье 7 Конституции РФ.
Спановская Р¤РРћ19 РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать отказ РѕС‚ 16.11.2020Рі. начальника 4 Управления ГОУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Кононенко РЎ.Р’. РїРѕ обращению Р¤РРћ20 РћР“-2-47073 РѕС‚ 30.10.2020 РіРѕРґР° необоснованным Рё незаконным. Возложить РЅР° ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё обязанность решить РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ месте дальнейшего отбывания уголовного наказания Р¤РРћ21 СЃ учетом вышеизложенных обстоятельств.
Р’ судебное заседание административный истец Спановская Р¤РРћ22 РЅРµ явилась. Представила СЃСѓРґСѓ заявление Рѕ рассмотрении административного дела РІ СЃРІРѕРµ отсутствие. Административные исковые требования просила удовлетворить РІ полном объеме.
Представитель административного ответчика ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РІ судебное заседание РЅРµ явился. Рћ дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ФКУ РРљ-9 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Карелия РІ судебное заседание РЅРµ явился. Рћ дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Карелия РІ судебное заседание РЅРµ явился. Рћ дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представил отзыв на административный иск.
Заинтересованное лицо Спановский Р¤РРћ23. РІ судебное заседание РЅРµ явился. Рћ дате судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил отзыв РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного разбирательства.
Суд, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.
Предмет регулирования КАС РФ определен в статье 1, согласно части 1 которой настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Конкретизируя указанную правовую норму, Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Спановская Р¤РРћ24 Рё Спановский Р¤РРћ25 состоят РІ зарегистрированном браке.
Установлено, что вступившим РІ законную силу РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂРѕРј Самарского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 07.12.2011Рі. Спановский Р¤РРћ26 осужден <данные изъяты> СЃ отбыванием наказания РІ РРљ строгого режима.
РџРѕ РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂСѓ СЃСѓРґР° Спановский Р¤РРћ27 отбывает наказание РІ учреждении ФКУ РРљ-9 ФСРРќ Карелии, расположенном РїРѕ адресу: 185012, Республика Карелия, Рі. Петрозаводск, Рї. Птицефабрика, ФКУ РРљ-9.
Спановская Р¤РРћ28 обратилась Рє административному ответчику СЃ заявлением РћР“-2-47073 РѕС‚ 30.10.2020Рі. Рѕ переводе Спановского Р¤РРћ29 РІ исправительное учреждение для отбывания наказания РїРѕ месту его постоянной регистрации или РІ ближайшие регионы.
Ответом ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Р±/РЅ Спановской Р¤РРћ30 было отказано РІ удовлетворении заявления. Р’ обоснование отказа указано, что обстоятельств, препятствующих дальнейшему отбывания наказания, осужденному Спановскому РЎ.Р®. РІ ФКУ РРљ-9УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Карелия РЅРµ имеется.
Согласно части 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации (часть 1).
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (часть 2).
Постановлением Европейского Суда по жалобам NN №, №, № и № "П. и другие против России" (вынесено 17 марта 2017 г. вступило в силу 3 июля 2017 г.) установлено нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с несоблюдением права заявителей на уважение семейной жизни ввиду направления заявителей для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные на значительном отдалении от места проживания их семей и близких, и отсутствием у заявителей реальной возможности добиться в национальных судах отмены соответствующих решений.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, указано на необходимость применения судами Российской Федерации при рассмотрении административных дел вышеприведенной правовой позиции в целях эффективной защиты прав и свобод человека.
РџРѕСЂСЏРґРѕРє перевода осужденных определяется статьей 81 РЈРРљ, согласно указанной статье перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ исправительного учреждения РІ РґСЂСѓРіРѕРµ того Р¶Рµ РІРёРґР° допускается РІ случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, РїСЂРё реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, Р° также РїСЂРё иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного РІ данном исправительном учреждении. Перевод для дальнейшего отбывания наказания РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ исправительного учреждения РІ РґСЂСѓРіРѕРµ того Р¶Рµ РІРёРґР° осужденных Р·Р° преступления, указанные РІ части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, Р° также осужденных, РІ отношении которых имеется информация РѕР± РёС… приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении РёРјРё такой идеологии (РїСЂРё отсутствии достаточных данных для решения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ возбуждении уголовного дела) Рё оказании РёРјРё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим РІ период содержания РїРѕРґ стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия РЅР° РґСЂСѓРіРёС… обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается РїРѕ решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Приказом Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 26 января 2018 N 17 утвержден РџРѕСЂСЏРґРѕРє направления осужденных Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ для отбывания наказания РІ исправительные учреждения Рё РёС… перевода РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ исправительного учреждения РІ РґСЂСѓРіРѕРµ, РІ соответствии СЃ пунктом 13 которого перевод РІ исправительные учреждения, расположенные РЅР° территории РґСЂСѓРіРёС… субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, осуществляется РїРѕ решению ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё.
Как следует РёР· РЅРѕСЂРј приведенного выше РїРѕСЂСЏРґРєР° перевод осужденных Р·Р° преступления, указанные РІ части четвертой статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, осуществляется РїРѕ решению ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё.
РџСЂРё этом основанием для вынесения такого решения является мотивированное заключение территориального органа РЈРРЎ Рѕ переводе. Заключение Рѕ переводе утверждается начальником территориального органа РЈРРЎ либо лицом, его замещающим. Утвержденное территориальным органом РЈРРЎ заключение Рѕ переводе; СЃ материалами направляется РІРѕ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё. Рљ заключению Рѕ переводе должны прилагаться: характеристика; справка Рѕ поощрениях Рё взысканиях; письменное заявление осужденного РЅР° перевод; РїСЂРё иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного РІ данном исправительном учреждении, справка оперативного управления (отдела, РіСЂСѓРїРїС‹) территориального органа РЈРРЎ СЃ указанием мер, принятых территориальным органом РЈРРЎ для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного РІ данном исправительном учреждении; справка медико-санитарной части.
Формально оспариваемое решение вынесено полномочным должностным лицом, оформлено в установленной законом форме. Вместе с тем закону оно не соответствует.
Как следует из приведенных выше нормативно-правовых актов, закон, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, при которых допускается перевод из одного исправительного учреждения в другое, и корреспондирует положениям регламентирующих права осужденных международных правовых актов, в частности Европейских пенитенциарных правил (2006 год), в соответствии с которыми заключенные должны по возможности направляться для отбывания наказания в расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации пенитенциарные учреждения. Согласно части 4 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно- исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
РќР° данное обстоятельство неоднократно указывал Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ частности, РІ определениях РѕС‚ 28 марта 2017 РіРѕРґР° в„–562-0 "РћР± отказе РІ принятии Рє рассмотрению жалобы гражданина Украины Афанасьева Геннадия Сергеевича РЅР° нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 Рё частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации", в„–599-Рћ "РћР± отказе РІ принятии Рє рассмотрению жалобы гражданина Асташина Рвана Ргоревича РЅР° нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 73 Рё частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации".
Европейский Суд по правам человека в постановлении от 7 марта 2017 года по делу "Полякова и другие (PoiyakovaandOthers) против Российской Федерации" отметил, что Конвенция о Защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания. Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего: человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям статьи 8 указанной конвенции (пункт 100).
Р’ названном постановлении содержится вывод РѕР± отсутствии РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј законодательстве требования, обязывающего ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё рассматривать перед отступлением РѕС‚ общего правила распределения осужденных возможные последствия географического расположения исправительных учреждений РЅР° семейную Р¶РёР·РЅСЊ заключенных Рё РёС… родственников, Рѕ РЅРµ предоставлении реальной возможности перевода заключенного РІ РґСЂСѓРіРѕРµ место заключения РЅР° основаниях, относящихся Рє праву уважения семейной Р¶РёР·РЅРё, Р° также Рѕ невозможности для лица добиться судебного пересмотра решения ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РІ части пропорциональности его или ее заинтересованности РІ; поддержании семейных Рё общественных связей. Данные обстоятельства, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ Рє нарушению статьи 8 Конвенции Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ (пункты 116-118).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· правовых позиций Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рё Европейского РЎСѓРґР° РїРѕ правам человека Рё СЃ учетом того, что национальным уголовно-исполнительным законодательством установлен открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного РІ исправительном учреждении, РїСЂРё которых допускается его перевод РІ РґСЂСѓРіРѕРµ исправительное учреждение, Рє таким обстоятельствам следует отнести невозможность заключенного поддерживать семейные СЃРІСЏР·Рё РІРѕ время отбывания наказания РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹.
Административный истец РІ качестве основания перевода своего СЃСѓРїСЂСѓРіР° Спановского Р¤РРћ31 для дальнейшего отбывания наказания РІ исправительное учреждение РЅР° территории Самарской области указывает РЅР° затруднительность реализации права осужденного РЅР° общение СЃ семьей, обусловленную финансовыми трудностями.
В силу положений процессуального закона обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
РР· оспариваемого решения РЅРµ следует, что такие обстоятельства, как наличие Сѓ Спановского Р¤РРћ32 родственников, СЃ которыми РѕРЅ поддерживает социально-полезные СЃРІСЏР·Рё, место РёС… проживания, РёС… финансовые возможности посещать Спановского Р¤РРћ33 РІ объеме предоставленных ему законом свиданий РїСЂРё вынесении решения выяснялись Рё учитывались.
Невозможность Спановского Р¤РРћ34. поддерживать социально-полезные семейные СЃРІСЏР·Рё РІ достаточном объеме РЅРµ оценена, как исключительное обстоятельство, которое может быть положено РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ решения Рѕ переводе РІ исправительное учреждение РїРѕ месту жительства семьи осужденного.
Также нарушена процедура вынесения решения ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё.
В силу указаний постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, разъяснениями Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенными РІ Постановлении РѕС‚ 25 декабря 2018 РіРѕРґР° N 47 "Рћ некоторых вопросах, возникающих Сѓ СЃСѓРґРѕРІ РїСЂРё рассмотрении административных дел, связанных СЃ нарушением условий содержания лиц, находящихся РІ местах принудительного содержания", правовой позицией Европейского РЎСѓРґР° РїРѕ правам человека, оценив представленные сторонами РїРѕ делу доказательства РІ РёС… совокупности РїРѕ правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё установив, что РјСѓР¶ административного истца Спановский Р¤РРћ36. РІ силу своего нахождения РІ исправительном учреждении РЅР° территории Республики Карелия фактически лишен возможности получения личной встречи СЃ родными ему людьми (СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№ Рё дочерью) путем реализации права РЅР° свидание, гарантированное частью 1 статьи 89 РЈРРљ Р Р¤, РІРІРёРґСѓ проживания последних РІ Рі. Самара, РїСЂРё ограниченности РґРѕС…РѕРґРѕРІ Спановской Р¤РРћ35 РїСЂРёРЅСЏРІ РІРѕ внимание наличие Сѓ него намерения Рё желания поддерживать СЃРІСЏР·СЊ СЃ семьей, считает, что РїСЂРё вынесении оспариваемого отказа, данные обстоятельства РЅРµ учтены.
К иным исключительным обстоятельствам, допускающим в силу положений части 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, среди прочего должна относиться невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время тюремного заключения.
Поскольку административный РёСЃРє Рѕ признании отказа незаконным мотивирован необходимостью поддержания социально полезных связей СЃ близкими Рё родственниками, проживающими РІ Рі. Самаре, Рё РЅРµ имеющими возможности РІ силу материального положения посещать осужденного Спановского Р¤РРћ37. РІ Республике Карелия, РїСЂРё этом существенные затруднения поездок родных Рё близких родственников Спановского Р¤РРћ38., проживающих РІ Рі. Самара, для свидания СЃ последним РІ исправительном учреждении, расположенном РІ Республике Карелия, установлено СЃСѓРґРѕРј Рё ответчиком РЅРµ оспорено, отказ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РІ переводе Спановского Р¤РРћ39 РІ исправительное учреждение РїРѕ месту жительства его родственников, оформленный РїРёСЃСЊРјРѕРј Р±/РЅ является незаконным, как принятый без учета сохранения, поддержки социально полезных семейных отношений.
При этом суд учитывает, что с 29 сентября 2020 года статья 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 96-ФЗ дополнена частью 2.1, в соответствии с которой по письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного, что свидетельствует о приведении национального правового регулирования в соответствие с положениями международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 г.), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации пенитенциарные учреждения и которые имеют рекомендательный характер и подлежат реализации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (часть четвертая статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, для оспаривания решений, действий (бездействий)
органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица,
государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух
условий: нарушение оспариваемым решением, либо действием (бездействием) гражданских
прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим
требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.
Для понуждения в судебном порядке органа государственной власти, органа местного
самоуправления совершить определенное действие должны быть представлены доказательства
того, что его действие или бездействие не соответствует требованиям законодательства,
нарушает права и свободы заявителя, создает какие-либо препятствия к их осуществлению.
В данном случае присутствуют оба основания для признания недействительным оспариваемого отказа.
РџСЂРё таких обстоятельствах административные исковые требования Спановской Р¤РРћ40. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административные исковые требования Спановской Р¤РРћ41 удовлетворить.
Признать отказ начальника 4 управления ГОУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Кононенко РЎ.Р’. Р±/РЅ РЅР° в„– 30.10.2020 РѕРі-47073 РїРѕ обращению Спановской Р¤РРћ42 незаконным Рё нарушающим ее права.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания Р РѕСЃСЃРёРё РІ течение месяца повторно рассмотреть обращение Спановской Р¤РРћ43 в„– РѕС‚ 30.10.2020Рі. Рё сообщить РѕР± исполнении решения РІ СЃСѓРґ Рё Спановской Р¤РРћ44 РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.
Мотивированное решение суда изготовлено 07.05.2021г.
Председательствующий Е.В. Щелкунова
Копия верна.
РЎСѓРґСЊСЏ:
Секретарь:
Подлинный документ находится в материалах административного дела №2а-№/2021
(РЈРР” в„–) Промышленного районного СЃСѓРґР° Рі. Самары