INCLUDEPICTURE "../../../../WINWORD/RUSSIA1.PCX" \* MERGEFORMATINET К делу № 2 – 176/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ейск 22 февраля 2013 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Коваленко А.А.
при секретаре Хватовой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Кафе «Центральное», о понуждении создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,-
УСТАНОВИЛ:
Ейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит обязать ООО «Кафе «Центральное» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в кафе «Центральное», расположенное по <адрес>, путем приведения входной зоны и тамбура в соответствие требованиями строительных норм и правил, установки пандуса при входе в здание, нанесение контрастных полос перед нижней и верхней ступенями для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша, оборудования санитарно – гигиенического помещения для маломобильных групп населения, установки знака доступности для инвалидов в кабине туалета.
Выслушав участвующего в деле прокурора, представителя ответчика, специалиста, допрошенного в судебном заседании, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить в части, по следующим основаниям.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ООО «Кафе «Центральное» в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку здание, в помещение которого расположено ООО «Кафе «Центральное», 1946 года постройки (до введения в действие ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), входит в перечень объектов культурного наследия. На основании чего, ООО «Кафе «Центральное» по вопросу устройства пандуса обращалось в Центр градостроительства, архитектуры и землеустройства, где им было выдано заключение об отсутствии технической возможности обустройства пандуса с рекомендацией установить на стене у входа кнопку для вызова персонала (установка которой уже согласована с общественными объединениями инвалидов). Более того, в целях соблюдения требований ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в помещении кафе «Центральное» имеется лоток с выпечкой, что подразумевает возможность заказа любых блюд в пластиковых контейнерах.
Специалист – ведущий специалист – эксперт Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Ейском районе в судебном заседании пояснила, что в ходе проверки ООО «Кафе «Центральное» специалистами УСЗН были выявлены ряд нарушений, препятствующих доступу инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и иных маломобильных групп населения в части обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры в ООО «Кафе «Центральное» были выявлены следующие нарушения: входная зона не доступна, отсутствует пандус; отсутствует кнопка вызова; для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша отсутствует контрастная полоса перед нижней и верхней ступенями; ширина дверных и открытых проемов в стене 90 см., без порогов; глубина и ширина тамбура не соответствует нормам; санитарно – гигиеническое помещение не оборудовано для МГН; на кабине туалета отсутствует знак доступности (л.д.7-9).
При этом, помещения кафе «Центральное»: в литер Г1 комнаты №№, в пристройке литер г2 комнаты №№, в подвале литер под Г1 комнаты №№, общей площадью 482,5 кв.м., 1946 года постройки (л.д.22-30) принадлежат на праве собственности ООО «Кафе «Центральное» (л.д.12), которое для достижения поставленных целей – организация рентабельной деятельности, расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, ведет следующие виды деятельности: организация общественного питания, торгово – закупочная деятельность, оптовая торговля спиртными напитками, закупка у физических и юридических лиц продукции сельского хозяйства растительного и животного происхождения, ее переработка и реализация, транспортное и транспортно – экспедиторское обслуживание, производство товаров народного потребления и производственно – технического назначения, консультационная, аудиторская, маркетинговая деятельность, строительно – монтажные и ремонтно – строительные работы, ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, изготовление запасных частей, а также иные, не противоречащие законодательству РФ, виды деятельности (л.д.15-16).
Согласно ст.ст. 2,15 Федерального Закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с Перечнем основных функционально – типологических групп зданий и помещений общественного назначения СНиП 31-06-2009 «Общественные зданий и сооружения», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 года №390, предприятия питания, зрелищные и досугово – развлекательные учреждения, кинотеатры отнесены к зданиям общественного назначения.
Согласно п.1ч.1ст.4, ч.5,6 ст.5 Закона Краснодарского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания, при этом организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Оснащение действующих объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан осуществляется в период как нового строительства, так и при проведении их реконструкции, капитального ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы.
На основании п.п. 4.2,5.3, 8.1, 8.4 СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом, препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени. Под безопасностью понимается возможность посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким – либо образом или причинить вред своему имуществу или нанести вред другим людям, зданию или сооружению, оборудованию. Основными требованиями критерия безопасности являются возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий; возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска; предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность. Коммуникационные пути и пространства, включающие входы и выходы, лестницы и пандусы, обеспечивающие непрерывность связей между входами, местами обслуживания и отдыха и выходами, должны быть доступны для различных категорий пользователей, безопасны для движения и отдыха в процессе движения, оборудованы для облегчения движения, получения современной информации. Коммуникационные пути рекомендуется совмещать с эвакуационными путями.
Согласно требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Ширина дверных проемов в стене должна быть не менее 0,9м. При необходимости устройства порогов их высота и перепад высот не должен превышать 0,025м. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8м. при уклоне не более 8%. Вдоль обеих сторон лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м., у лестниц – на высоте 0.9м., поручень перил с верхней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3м. Глубина тамбуров и тамбуров - шлюзов должна быть не менее 2,2м. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%. Первую и последнюю ступени лестницы рекомендуется выделять желтым цветом. В общественных уборных, в том числе, размещаемых в общественных и производственных зданиях, необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан. В любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более и при расчетной продолжительности нахождения посетителей в здании 60 мин. и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной общего пользования, которая должна иметь размеры в плане: ширина не менее 1,65м., глубина – не менее 1,8м. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла – коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно – гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части понуждения ООО «Кафе «Центральное» установки пандуса и оборудования санитарно – гигиенического помещения для маломобильных групп населения, суд исходит из следующего. Согласно заключению МУП Ейского городского поселения Ейского района «Центр градостроительства, архитектуры и землеустройства» от 15.01.2013 года, технической возможности устройства пандуса к зданию ООО «Кафе «Центральное», в связи с градостроительной ситуацией, не имеется, однако, в целях обеспечения условий жизнедеятельности маломобильных групп населения, требуется установить на стене у входа (со стороны улицы), на высоте 1000 мм., кнопку для вызова персонала (л.д.31), установка которой, согласно материалам дела, согласована ООО «Кафе «Центральное» с общественными объединениями инвалидов г. Ейска (л.д.43). Из заключения проведенной в рамках рассматриваемого дела строительно – технической экспертизы от 04.02.2013 года следует, что технической возможности приведения входной зоны и тамбура в кафе «Центральное» в соответствии с требованиями строительных норм и правил для маломобильных групп населения – не имеется, поскольку кафе «Центральное» расположено в здании Гостиного Двора, являющегося архитектурным памятником г. Ейска и имеющего свои фасады, пропорции оконных и дверных проемов, изменение размеров которых может внести диссонанс как в облик кафе «Центральное», так и в облик всего Гостиного Двора, при этом, расширение наружного дверного проема в существующей наружной стене чревато необратимыми последствиями – обрушением. Для устройства пандуса не имеется технической возможности в связи с тем, что площадка перед кафе «Центральное» используется как летнее кафе с одной стороны от входа, и вход в подвал – с другой стороны. Наличие столиков летнего кафе, лотка с выпечкой и возможности заказа любых блюд в пластиковых контейнерах (как на месте, так и с собой) позволит гражданину из числа маломобильных групп населения быть обслуженным сотрудниками кафе «Центральное», для устройства санузла не имеется технической возможности в связи с отсутствием канализации по <адрес> и отсутствия площади для его устройства в кафе, так как минимальные наружные размеры – 1,9х2,05м. (л.д.49-55).
В соответствии со ст.15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Вместе с тем, на основании вышеизложенного, суд, в целях обеспечения интересов и условий жизнедеятельности маломобильных групп населения, согласно заключению МУП Ейского городского поселения Ейского района «Центр градостроительства, архитектуры и землеустройства» от 15.01.2013 года и заключению строительно – технической экспертизы от 04.02.2013 года, считает возможным выйти за рамки исковых требований и обязать ООО «Кафе «Центральное» установить у входа в кафе «Центральное» на стене (со стороны улицы) кнопку для вызова персонала на высоте 1 000 мм. от поверхности земли.
При таких обстоятельствах исковые требования следует удовлетворить в указанной выше части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд, -
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Кафе «Центральное» (<данные изъяты>, <данные изъяты>) обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в кафе «Центральное», расположенное по <адрес>, путем установки кнопки вызова персонала у входа в кафе на стене (со стороны улицы) на высоте 1 000 мм. от поверхности земли, нанесения контрастных полос перед нижней и верхней ступенями для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша, установки знака доступности для инвалидов в кабине туалета.
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Ейский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме 25.02.2013 года.
Председательствующий