Дело №2а-809/2020
УИД - 13RS0023-01-2020-000920-30
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск, ул. Республиканская, д.94 16 июля 2020 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Сиушовой Д.А.,
с участием в деле:
прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия,
административных истцов Агушевой Е. Б., Киселевой Ю. В.,
административного ответчика Администрация городского округа Саранск, в лице Дерова Н. В., действующего на основании доверенности от 4 июня 2020 г.,
заинтересованного лица Казанина О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Агушевой Е. Б., Киселевой Ю. В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным и отмене постановления об изъятии земельного участка и жилого помещения,
установил:
Агушева Е.Б., Киселева Ю.В. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации го Саранск о признании незаконным и отмене постановления об изъятии земельного участка и жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании постановления Администрации го Саранск от 11 декабря 2019 г. № 2162 изъяты земельный участок и жилое помещение, расположенные по адресу: <адрес>. Уведомление получено Агушевой Е.Б. 19 декабря 2019 г., Киселевой Ю.В. - 23 декабря 2019 г. Считают данное постановление незаконным подлежащим отмене, так как оно основано на заключении межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 27 декабря 2011 г. № 420, по которому невозможно оценить состояние жилого помещения на настоящее время. Кроме того, постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 472 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Мордовия» на 2013-2017 годы, в которую включено указанное жилое помещение и 30 августа 2016 г. издано постановление Администрации го Саранск № 2600 об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Не смотря на выделение целевых средств на реализацию данной программы, Администрация го Саранск не выполнила принятых на себя обязательств, всячески уклонялась от них и затягивала сроки, что привело к тому, что до настоящего времени аварийный жилой дом не переселен по причине неисполнения ответчиком обязательной процедуры изъятия недвижимого имущества. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10 июля 2019 г. администрации отказано в иске о выкупе жилого помещения у Агушевой Е.Б., Киселевой Ю.В., Казанина О.В. Таким образом, не имея на то законных оснований Администрация го Саранск выносит новое постановление об изъятии той же самой недвижимости от 11 декабря 2019 г. № 2162, что противоречит нормам действующего законодательства и нарушает жилищные права собственников спорного жилого помещения.
На основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом заявления от 9 июля 2020 г., просят признать постановление Администрации го Саранск от 11 декабря 2019 г. № 2162 об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>, незаконным и подлежащим отмене.
Определением от 1 июня 2020 г. рассмотрение иска Агушевой Е.Б., Киселевой Ю.В. к Администрации го Саранск о признании незаконным и отмене постановления об изъятии земельного участка и жилого помещения производится по правилам административного судопроизводства.
Определением от 19 июня 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Казанин О.В.
В судебном заседании административные истцы Агушева Е.Б., Киселева Ю.В., заявленные требования поддержали в том же объеме и по тем же основаниям, дополнительно пояснив, что данный дом состоит из двух квартир и не являлся муниципальной собственностью, в связи с чем, администрация не имела оснований для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания. Включив дом в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Мордовия» обязанность по переселению надлежащим образом не исполнила, в связи с чем, считают, что нарушены сроки и порядок реализации мероприятий по сносу жилого дома.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации го Саранск Деров Н.В. административный иск не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании заинтересованное лицо Казанин О.В. административный иск поддержал, просил его удовлетворить.
В судебное заседание прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (пункт "к" части первой статьи 72, части вторая и пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Агушева Е.Б., Казанин О.В. и Киселева (до вступления в брак Смольянова) Ю.В. являются собственниками на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) квартиры <адрес> на основании договора передачи, заключенного МУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» г. Саранска от 28 июля 2004 г. № 41755, вступившего в законную силу 23 марта 2009 г. решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 марта 2009 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16 июля 2009 г. №
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 27 декабря 2011 г. № 420 жилые помещения по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а указанный жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 11 декабря 2019 г. № 2162 «Об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>», принято решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1 608 кв.м, а также жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 48,6 кв.м для муниципальных нужд городского округа Саранск.
В соответствии с частью десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 2 июля 2009 г. № 14, судам следует учитывать, что в силу части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (муниципальные нужды заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 названного Кодекса.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу с выселением проживающих в них граждан в соответствии с Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 472 (подпункт 344 приложения № 3).
Постановлением Администрации го Саранск от 20 июня 2013 г. № 1556 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2015 гг.», где адрес <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных домов под №, планируемая дата окончательного переселения 31 декабря 2014 г., планируемая дата сноса или реконструкции 1 июня 2015 г.
12 марта 2018 г. постановлением Администрации го Саранск № 565 внесены изменения в постановление Администрации го Саранск от 20 июня 2013 г. № 1556 в части ресурсного обеспечения, где в адресном списке жилых домов, подлежащих переселению и сносу в 2016 г. под № 8 значатся 4 жителя <адрес>.
Согласно подпункту 26 части первой статьи 9 Устава городского округа Саранск, к вопросам местного значения муниципального образования относятся, среди прочего, утверждение генерального плана муниципального образования, правил землепользования и застройки, реконструкция объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках имеющихся полномочий Администрацией городского округа Саранск.
16 декабря 2019 г. Агушевой Е.Б., 18 декабря 2019 г. Киселевой Ю.В. и Казанину О.В. направлены копии постановления от 11 декабря 2019 г. № 2162, которые ими получены, о чем свидетельствуют уведомления о вручении почтовой корреспонденции 19 декабря 2019 г., 20 декабря 2019 г., 28 декабря 2019 г. и что не оспаривалось ими.
Данное постановление Администрации городского округа Саранск 11 декабря 2019 г. № 2162 «Об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» опубликовано в газете «Столица С» за 18 декабря 2019 г. и на официальной сайте Администрации го Саранск.
Согласно части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть восьмая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье первой Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» целью данного Закона является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями второй, третьей статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
5 сентября 2019 г. в адреса Агушевой Е.Б., Казанина О.В., Киселевой Ю.В. направлены требования в течение месяца со дня его получения совместно с иными собственниками провести мероприятия по сносу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Также указано, что в случае если совместно с иными собственниками жилых помещений снос указанного дома не будет осуществлен, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Предложено либо заключить с Администрацией го Саранск соглашение о мене жилых помещений, в результате исполнения которого в собственность в обмен на 1/3 долю жилого помещения общей площадью 48,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, перейдет по 1/3 доли в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, общей площадью 36,8 кв.м, <адрес>, общей площадью 37,1 кв.м или 1/3 доля в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 69,2 кв.м, либо заключить с Администрацией го Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в их собственности. В этом случае размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Предложено в течение пяти дней после получения уведомления рассмотреть предложенные варианты и направить письменное уведомление о выборе одного из вариантов. Неполучение по истечении указанного срока подписанного уведомления будет расценено как отказ от заключения обозначенных соглашений.
Данное требование получено Агушевой Е.Б. 9 сентября 2019 г., ФИО1 (за Казанина О.В.) 9 сентября 2019 г., Киселевой Ю.В. (по двум адресам) 10 и 12 сентября 2019 г.
Кроме того, аналогичное требование направлено Казанину О.В. 24 сентября 2019 г. и получено им лично 24 сентября 2019 г., о чем представлена расписка.
Административные истцы Агушева Е.Б., Киселева Ю.В., заинтересованное лицо Казанин О.В. предложение Администрации го Саранск не приняли, что не оспаривалось в судебном заседании.
Разрешение вопросов, в том числе о соответствии предлагаемого к переселению жилого помещения, достигается путем соглашения сторон о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого либо его выкупе.
Таким образом, предусмотренный законодателем определенный, конкретный механизм защиты прав собственников при переселении их из аварийного жилого помещения был соблюден.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть первая).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть вторая).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 названной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Основанием для принятия постановления Администрации городского округа Саранск 11 декабря 2019 г. № 2162 « Об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» явилось заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 27 декабря 2011 г. № 420 и необходимость переселения правообладателей из аварийного жилья.
Данное постановление принято Администрацией го Саранск в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса Российской Федерации порядка, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Частями восемь, девять статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение административным истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в части наличия полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Доводы административных истцов о незаконности заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 27 декабря 2011 г. № 420, а также о неисполнении обязанности по переселению суд находит несостоятельными, поскольку данный акт в установленном порядке не оспаривался.
Соглашение о преобразовании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в индивидуальный жилой дом и разделе его на части от 5 сентября 2011 г., заключенное между сособственниками квартир № Казаниным О.В., Киселевой Ю.В., Агушевой Е.Б. и № ФИО2 не принимается во внимание, поскольку оно не повлекло правовых последствий, ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности в силу действующего законодательства.
Более того, вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 февраля 2018 г., от 29 октября 2018 г., от 24 апреля 2019 г., подтверждается, что Администрация го Саранск неоднократно пыталась реализовать данную программу в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе путем обращения в суд с исковыми требованиями к Агушевой Е.Б., Киселевой Ю.В., Казанину О.В. о прекращении права общей долевой собственности на недвижимое имущество, посредством изъятия в пользу муниципального образования городского округа Саранск после уплаты возмещения. Вопросы обоснованности действий Администрации го Саранск по изъятию в пользу муниципального образования городского округа Саранск исследованы судебными инстанциями и не признаны незаконными. В удовлетворении исковых требований отказано в связи с нарушением соответствующей процедуры, предшествующей обращению с указанными исковыми требованиями.
В рамках реализации данной программы 31 мая 2017 г. Администрация го Саранск заключила договор мены с собственником квартиры № данного жилого дома ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 9 июля 2020 г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что возражения административных истцов против постановления Администрации го Саранск от 11 декабря 2019 г. № 2162 сводятся к несогласию с выкупной стоимостью земельного участка и жилого помещения, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, и направлены на ее увеличение, что по своей сути является реализацией оспариваемого постановления административного ответчика.
Доводы представителя ответчика Дерова Н.В. о пропуске срока для оспаривания постановления суд находит несостоятельными.
В соответствии с частью первой статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое постановление Администрации го Саранск получено Агушевой Е.Б. -19 декабря 2020 г., Киселевой Ю.В.- 23 декабря 2019 г., что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции, списками почтовых отправлений от 19 декабря 2020 г., сведениями сайта Почта России.
Таким образом, обратившись с иском 19 марта 2020 г. в соответствии со штемпелем отделения связи на конверте, административные истцы Агушева Е.Б., Киселева Ю.В. реализовали право на обжалование данного постановления в установленный законом срок.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что обжалуемое постановление об изъятии земельного участка и жилого помещения законно и обоснованно, а, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований Агушевой Е.Б. и Киселевой Ю.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Агушевой Е. Б., Киселевой Ю. В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным и отмене постановления об изъятии земельного участка и жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2020 г.
Судья Ленинского районного
суда г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович
Дело №2а-809/2020
УИД - 13RS0023-01-2020-000920-30
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск, ул. Республиканская, д.94 16 июля 2020 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Сиушовой Д.А.,
с участием в деле:
прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия,
административных истцов Агушевой Е. Б., Киселевой Ю. В.,
административного ответчика Администрация городского округа Саранск, в лице Дерова Н. В., действующего на основании доверенности от 4 июня 2020 г.,
заинтересованного лица Казанина О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Агушевой Е. Б., Киселевой Ю. В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным и отмене постановления об изъятии земельного участка и жилого помещения,
установил:
Агушева Е.Б., Киселева Ю.В. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации го Саранск о признании незаконным и отмене постановления об изъятии земельного участка и жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании постановления Администрации го Саранск от 11 декабря 2019 г. № 2162 изъяты земельный участок и жилое помещение, расположенные по адресу: <адрес>. Уведомление получено Агушевой Е.Б. 19 декабря 2019 г., Киселевой Ю.В. - 23 декабря 2019 г. Считают данное постановление незаконным подлежащим отмене, так как оно основано на заключении межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 27 декабря 2011 г. № 420, по которому невозможно оценить состояние жилого помещения на настоящее время. Кроме того, постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 472 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Мордовия» на 2013-2017 годы, в которую включено указанное жилое помещение и 30 августа 2016 г. издано постановление Администрации го Саранск № 2600 об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Не смотря на выделение целевых средств на реализацию данной программы, Администрация го Саранск не выполнила принятых на себя обязательств, всячески уклонялась от них и затягивала сроки, что привело к тому, что до настоящего времени аварийный жилой дом не переселен по причине неисполнения ответчиком обязательной процедуры изъятия недвижимого имущества. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10 июля 2019 г. администрации отказано в иске о выкупе жилого помещения у Агушевой Е.Б., Киселевой Ю.В., Казанина О.В. Таким образом, не имея на то законных оснований Администрация го Саранск выносит новое постановление об изъятии той же самой недвижимости от 11 декабря 2019 г. № 2162, что противоречит нормам действующего законодательства и нарушает жилищные права собственников спорного жилого помещения.
На основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом заявления от 9 июля 2020 г., просят признать постановление Администрации го Саранск от 11 декабря 2019 г. № 2162 об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>, незаконным и подлежащим отмене.
Определением от 1 июня 2020 г. рассмотрение иска Агушевой Е.Б., Киселевой Ю.В. к Администрации го Саранск о признании незаконным и отмене постановления об изъятии земельного участка и жилого помещения производится по правилам административного судопроизводства.
Определением от 19 июня 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Казанин О.В.
В судебном заседании административные истцы Агушева Е.Б., Киселева Ю.В., заявленные требования поддержали в том же объеме и по тем же основаниям, дополнительно пояснив, что данный дом состоит из двух квартир и не являлся муниципальной собственностью, в связи с чем, администрация не имела оснований для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания. Включив дом в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Мордовия» обязанность по переселению надлежащим образом не исполнила, в связи с чем, считают, что нарушены сроки и порядок реализации мероприятий по сносу жилого дома.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации го Саранск Деров Н.В. административный иск не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании заинтересованное лицо Казанин О.В. административный иск поддержал, просил его удовлетворить.
В судебное заседание прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (пункт "к" части первой статьи 72, части вторая и пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Агушева Е.Б., Казанин О.В. и Киселева (до вступления в брак Смольянова) Ю.В. являются собственниками на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) квартиры <адрес> на основании договора передачи, заключенного МУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» г. Саранска от 28 июля 2004 г. № 41755, вступившего в законную силу 23 марта 2009 г. решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 марта 2009 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16 июля 2009 г. №
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 27 декабря 2011 г. № 420 жилые помещения по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а указанный жилой дом аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 11 декабря 2019 г. № 2162 «Об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>», принято решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1 608 кв.м, а также жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 48,6 кв.м для муниципальных нужд городского округа Саранск.
В соответствии с частью десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 2 июля 2009 г. № 14, судам следует учитывать, что в силу части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (муниципальные нужды заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 названного Кодекса.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу с выселением проживающих в них граждан в соответствии с Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 472 (подпункт 344 приложения № 3).
Постановлением Администрации го Саранск от 20 июня 2013 г. № 1556 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2015 гг.», где адрес <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных домов под №, планируемая дата окончательного переселения 31 декабря 2014 г., планируемая дата сноса или реконструкции 1 июня 2015 г.
12 марта 2018 г. постановлением Администрации го Саранск № 565 внесены изменения в постановление Администрации го Саранск от 20 июня 2013 г. № 1556 в части ресурсного обеспечения, где в адресном списке жилых домов, подлежащих переселению и сносу в 2016 г. под № 8 значатся 4 жителя <адрес>.
Согласно подпункту 26 части первой статьи 9 Устава городского округа Саранск, к вопросам местного значения муниципального образования относятся, среди прочего, утверждение генерального плана муниципального образования, правил землепользования и застройки, реконструкция объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках имеющихся полномочий Администрацией городского округа Саранск.
16 декабря 2019 г. Агушевой Е.Б., 18 декабря 2019 г. Киселевой Ю.В. и Казанину О.В. направлены копии постановления от 11 декабря 2019 г. № 2162, которые ими получены, о чем свидетельствуют уведомления о вручении почтовой корреспонденции 19 декабря 2019 г., 20 декабря 2019 г., 28 декабря 2019 г. и что не оспаривалось ими.
Данное постановление Администрации городского округа Саранск 11 декабря 2019 г. № 2162 «Об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» опубликовано в газете «Столица С» за 18 декабря 2019 г. и на официальной сайте Администрации го Саранск.
Согласно части десятой статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть восьмая статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье первой Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» целью данного Закона является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями второй, третьей статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
5 сентября 2019 г. в адреса Агушевой Е.Б., Казанина О.В., Киселевой Ю.В. направлены требования в течение месяца со дня его получения совместно с иными собственниками провести мероприятия по сносу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Также указано, что в случае если совместно с иными собственниками жилых помещений снос указанного дома не будет осуществлен, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Предложено либо заключить с Администрацией го Саранск соглашение о мене жилых помещений, в результате исполнения которого в собственность в обмен на 1/3 долю жилого помещения общей площадью 48,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, перейдет по 1/3 доли в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, общей площадью 36,8 кв.м, <адрес>, общей площадью 37,1 кв.м или 1/3 доля в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 69,2 кв.м, либо заключить с Администрацией го Саранск соглашение о выплате выкупной стоимости за жилое помещение, находящееся в их собственности. В этом случае размер выкупной стоимости за жилое помещение будет определяться по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Предложено в течение пяти дней после получения уведомления рассмотреть предложенные варианты и направить письменное уведомление о выборе одного из вариантов. Неполучение по истечении указанного срока подписанного уведомления будет расценено как отказ от заключения обозначенных соглашений.
Данное требование получено Агушевой Е.Б. 9 сентября 2019 г., ФИО1 (за Казанина О.В.) 9 сентября 2019 г., Киселевой Ю.В. (по двум адресам) 10 и 12 сентября 2019 г.
Кроме того, аналогичное требование направлено Казанину О.В. 24 сентября 2019 г. и получено им лично 24 сентября 2019 г., о чем представлена расписка.
Административные истцы Агушева Е.Б., Киселева Ю.В., заинтересованное лицо Казанин О.В. предложение Администрации го Саранск не приняли, что не оспаривалось в судебном заседании.
Разрешение вопросов, в том числе о соответствии предлагаемого к переселению жилого помещения, достигается путем соглашения сторон о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого либо его выкупе.
Таким образом, предусмотренный законодателем определенный, конкретный механизм защиты прав собственников при переселении их из аварийного жилого помещения был соблюден.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть первая).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть вторая).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 названной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Основанием для принятия постановления Администрации городского округа Саранск 11 декабря 2019 г. № 2162 « Об изъятии земельного участка и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» явилось заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 27 декабря 2011 г. № 420 и необходимость переселения правообладателей из аварийного жилья.
Данное постановление принято Администрацией го Саранск в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса Российской Федерации порядка, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Частями восемь, девять статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение административным истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в части наличия полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Доводы административных истцов о незаконности заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 27 декабря 2011 г. № 420, а также о неисполнении обязанности по переселению суд находит несостоятельными, поскольку данный акт в установленном порядке не оспаривался.
Соглашение о преобразовании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в индивидуальный жилой дом и разделе его на части от 5 сентября 2011 г., заключенное между сособственниками квартир № Казаниным О.В., Киселевой Ю.В., Агушевой Е.Б. и № ФИО2 не принимается во внимание, поскольку оно не повлекло правовых последствий, ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности в силу действующего законодательства.
Более того, вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 февраля 2018 г., от 29 октября 2018 г., от 24 апреля 2019 г., подтверждается, что Администрация го Саранск неоднократно пыталась реализовать данную программу в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе путем обращения в суд с исковыми требованиями к Агушевой Е.Б., Киселевой Ю.В., Казанину О.В. о прекращении права общей долевой собственности на недвижимое имущество, посредством изъятия в пользу муниципального образования городского округа Саранск после уплаты возмещения. Вопросы обоснованности действий Администрации го Саранск по изъятию в пользу муниципального образования городского округа Саранск исследованы судебными инстанциями и не признаны незаконными. В удовлетворении исковых требований отказано в связи с нарушением соответствующей процедуры, предшествующей обращению с указанными исковыми требованиями.
В рамках реализации данной программы 31 мая 2017 г. Администрация го Саранск заключила договор мены с собственником квартиры № данного жилого дома ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 9 июля 2020 г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что возражения административных истцов против постановления Администрации го Саранск от 11 декабря 2019 г. № 2162 сводятся к несогласию с выкупной стоимостью земельного участка и жилого помещения, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, и направлены на ее увеличение, что по своей сути является реализацией оспариваемого постановления административного ответчика.
Доводы представителя ответчика Дерова Н.В. о пропуске срока для оспаривания постановления суд находит несостоятельными.
В соответствии с частью первой статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое постановление Администрации го Саранск получено Агушевой Е.Б. -19 декабря 2020 г., Киселевой Ю.В.- 23 декабря 2019 г., что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции, списками почтовых отправлений от 19 декабря 2020 г., сведениями сайта Почта России.
Таким образом, обратившись с иском 19 марта 2020 г. в соответствии со штемпелем отделения связи на конверте, административные истцы Агушева Е.Б., Киселева Ю.В. реализовали право на обжалование данного постановления в установленный законом срок.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что обжалуемое постановление об изъятии земельного участка и жилого помещения законно и обоснованно, а, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований Агушевой Е.Б. и Киселевой Ю.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Агушевой Е. Б., Киселевой Ю. В. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным и отмене постановления об изъятии земельного участка и жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2020 г.
Судья Ленинского районного
суда г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович