Дело № 2а-4914/18
Изготовлено 13.12.2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ярославль 11 декабря 2018 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего судьи Нуваховой О.А.
при секретаре Лукиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Разживиной Натальи Константиновны к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Разживина Н.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, в котором просила признать незаконным приказ № 5064 от 12.11.2018 года «Об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>, обязать ответчика принять решение о передаче в МКУ «Агентство по аренде земельных участков г.Ярославля» заявление Разживиной Н.К. с прилагаемыми к нему документами для подготовки проекта договора аренды указанного земельного участка.
В обоснование административных исковых требований указала, что является многодетной матерью и состоит на учете в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании ч. 3 ст. 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 года №22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». В связи с чем, административным истцом было подано заявление о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>. Приказом заместителя директора Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля № 5064 от 12.11.2018 года отказано в предоставлении земельного участка, поскольку цель использования земельного участка, указанная в заявлении, не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Данный отказ административный истец считает незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а целью использования земельного участка являлось индивидуальное жилищное строительство.
В судебное заседание административный истец Разживина Н.К. не явилась, о дате, времени и месте извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Суров А.П. административные исковые требования поддержал по доводам искового заявления.
Представитель административного ответчика ДАЗО мэрии г.Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому административные исковые требования не признает, указывает, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости целью использования испрашиваемого земельного участка является среднеэтажная жилая застройка (для строительства индивидуальных жилых домов, блокированных жилых домов; 2-6 квартирных жилых домов, многоквартирных малоэтажных жилых домов, то есть вид разрешенного использования земельного участка не соответствовал целям его использования.
Представитель МКУ «Агентство по аренде земельных участков г.Ярославля» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Судом установлено, что Разживина Н.К. является многодетной матерью и состоит на учете в Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в соответствии с Законом Ярославской области от 10.10.2016 года №14-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
11.10.2018 года Разживина Н.К. обратилась в ДАЗО мэрии г.Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> без проведения торгов.
Приказом директора Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г.Ярославля №5064 от 12.11.2018 года Разживиной Н.К. отказано в предоставлении земельного участка на основании п. пп. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона Ярославской области от 08.04.2015 года №14-з «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» граждане, имеющие трех и более детей и принятые на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании части 3 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», имеют право на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов регламентирован ст.39.14 ЗК РФ.
На основании пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
По делу установлено, что Разживина Н.К. обратилась в ДАЗО мэрии г.Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> без проведения торгов с целью строительства индивидуального жилого дома.
Согласно сведениям из ЕГРН по состоянию на 25.09.2018 г. вид разрешенного использования данного земельного участка указан как «среднеэтажная жилая застройка (для строительства индивидуальных жилых домов; блокированных жилых домов; 2-6 квартирных жилых домов, многоквартирных малоэтажных жилых домов).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 5401 малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов) предназначена для размещения жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений (код 2.1).
Таким образом, цель использования земельного участка, указанная в заявлении Разживиной Н.К. соответствовала виду разрешенного использования земельного участка – для строительства индивидуального жилого дома.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что основания отказа Разживиной Н.К. в предоставлении спорного земельного участка не соответствует закону, а оспариваемый приказ директора департамента архитектуры и земельных отношений является незаконным, нарушает права административного истца, претендующего на льготный порядок предоставления спорного земельного участка.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В целях устранения нарушенных прав административного истца Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля обязан повторно рассмотреть заявление Разживиной Н.К. о предоставлении земельного участка кадастровым номером № по <адрес>
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 5064 ░░ 12.11.2018 ░░░░ «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 76:23:041502:31 ░░ 13-░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░░ 67) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 76:23:041502:31 ░░ 13-░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░░ 67) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░ |
░.░.░░░░░░░░ |