Судья Баранова В.А. № 7п-172/2022
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 22 июля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смирнов Н.Н.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мустафаева Р.Р. на постановление судьи ЙошкарОлинского городского суда Республики Марий Эл от 7 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Мустафаева Р.Р., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> являющегося главным врачом Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы», ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 марта 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица Мустафаева Р.Р. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 мая 2022 года постановлении судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 марта 2022 года в отношении должностного лица Мустафаева Р.Р. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
При новом рассмотрении дела постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 июня 2022 года должностное лицо Мустафаев Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание с применением частей 2.2. и 2.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, должностное лицо Мустафаев Р.Р. подал жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 июня 2022 года отменить, ссылаясь на отсутствие вины в инкриминируемом деянии. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судьей городского суда не было принято во внимание, что за данное правонарушение ранее было привлечено иное лицо, а также имелись основания для отложения судебного заседания и приостановления производства по делу в связи с подачей кассационной жалобы на решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 мая 2022 года.
В судебном заседании Мустафаев Р.Р. и его защитник Яковлева О.А. доводы жалобы поддержали, просили постановление судьи отменить.
В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сурнова Е.В. и Жильцова И.А. просили постановление судьи оставить без изменения.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив материалы дел об административном правонарушении <№>, <№>, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (статья 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, Мустафаев Р.Р. в период с <дата> по <дата> исполнял обязанности главного врача ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» и являлся должностным лицом ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы».
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с целью проведения эпидемиологического расследования установления причинно-следственной связи возникновения случаев инфекционных заболеваний, а именно: новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) у сотрудников ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» <дата> в отношении ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Олы» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой обнаружено не обеспечение соблюдения эпидемиологической тактики при COVID-19 (проведение профилактических (противоэпидемических) мероприятий), направленных на профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов COVID-19 в ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы», а именно: <дата> при рассмотрении журнала термометрии сотрудников терапевтического отделения №2 ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» установлено, что участковая медицинская сестра Смирнова И.А. с <дата> по <дата> находилась на больничном, что подтверждается листком временной нетрудоспособности <№> от <дата>, однако, выйдя <дата> в первую смену (с 08 часов 00 минут до 13 часов 30 минут) была допущена к исполнению своих должностных обязанностей без проведения термометрии и опроса на наличие признаков острых респираторных инфекций (ОРИ), что необходимо проводить в соответствии с пунктом 3.3.4 Методических рекомендаций 3.1.0209-20 «Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)», что является нарушением пунктов 4.2, 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 24 февраля 2022 года в отношении должностного лица Мустафаева Р.Р. по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в котором подробно изложено существо правонарушения, обстоятельства его совершения, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется заявителю, распоряжением Управления Роспотребнадзора Республики Марий Эл <№> от <дата> о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки <№> от <дата>, протоколом осмотра от <дата>, приказом министра здравоохранения Республики Марий Эл <№> от <дата> о возложении обязанностей главного врача на Мустафаева Р.Р., должностной инструкцией главного врача №2 ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы».
В связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих COVID-19 в отношении должностного лица – исполняющего обязанности главного врача ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» Мустафаева Р.Р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, установив, что на момент вмененного административного правонарушения Мустафаев Р.Р. являлся должностным лицом, на которого были возложены организационно-распорядительные функции, судья городского суда пришла к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы должностного лица Мустафаева Р.Р. о его непричастности к совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, были предметом рассмотрения судьи городского суда, обоснованно были отвергнуты судьей, свои выводы судья мотивировал и не соглашаться с ними нет оснований.
Из материалов дела следует, что <дата> ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» издан приказ <№> «О профилактике внутрибольничного заражения новой короновирусной инфекцией в ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» в период пандемии новой короновирусной инфекции» (далее – приказ ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» <№> от <дата>), согласно которому работа поликлиники организована по инфекционному режиму.
На основании пунктов 2.1, 2.2 и 2.3 приказа ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» <№> от <дата> на заведующих и старших медицинских сестер структурных подразделений возложены обязанности, в частности: не допускать на рабочее место лиц с повышенной температурой тела и признаками инфекционного заболевания; организовать проведение с работниками опроса (анкетирования) о состоянии их здоровья и здоровья лиц, проживающих совместно с ними, о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из других стран или субъектов Российской Федерации в течение 14 дней, перед началом работы; обеспечить фиксацию информации о состоянии здоровья, термометрии (2 раза в день), данных эпидемиологического анамнеза под роспись каждого работника
Тождественным по своему содержанию в части возложения обязанностей на заведующих и старших медицинских сестер структурных подразделений является приказ ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» <№> от <дата>.
На момент издания приказов обязанности заведующего двух терапевтических отделений №1 и № 2 ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» исполняла Леухина Н.Б.
Между тем <дата>, то есть на момент проверки и выявления обстоятельств административного правонарушения, обязанности заведующей терапевтическим отделением № 2 ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» исполняла Зверева Н.П., которая не была ознакомлена с приказами <№> от <дата> и <№> от <дата>. При этом старшая медицинская сестра ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» применительно к своим должностным обязанностям не может являться лицом, обладающим в силу требований статьи 2.4 КоАП РФ статусом должностного, что нашло отражение в постановлении судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от <дата> по делу <№>, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении исполняющей обязанности старшей медицинской сестры ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы» Гофман М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что именно Мустафаев Р.Р., будучи исполняющим обязанности главного врача ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы», как должностное лицо, на которого были возложены организационно-распорядительные функции, не обеспечил соблюдение эпидемиологической тактики при COVID-19 (проведение профилактических (противоэпидемических) мероприятий), направленных на профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов COVID-19 в ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Олы».
Доводы жалобы о рекомендательном характере методических рекомендаций основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств нарушения пунктов 4.2, 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ.
Приведенные в жалобе доводы о том, что за данное правонарушение ранее уже было привлечено другое должностное лицо, являются несостоятельными, поскольку главная медицинская сестра Леухина Е.А. постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от <дата> привлечена к административной ответственности за совершение иного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП.
Ссылка в жалобе на правовую позицию, изложенную в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года №17 «О применении судами норм кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», о приостановлении производство по делу в случае подачи кассационной жалобы, признается необоснованной. Приведенные разъяснения высшей судебной инстанции в рассматриваемом деле применению не подлежат, поскольку данная правовая позиция сформулирована в отношении норм законодательства об административном судопроизводстве (КАС РФ), а не законодательство об административных правонарушениях (КоАП РФ). Между тем нормами КоАП РФ приостановление производства по делу об административном правонарушении не предусмотрена.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что позиция заявителя, приведенная в жалобе, направлена на избежание административной ответственности за совершенное правонарушение и не опровергает выводы о виновности должностного лица Мкстафаева Р.Р. в совершении вмененного административного правонарушения.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления судьи городского суда.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.
Административное наказание назначено должностному лицу Мустафаеву Р.Р. в пределах санкции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, с применением части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ и является минимальным.
Срок давности на момент привлечения должностного лица Мустафаева Р.Р. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мустафаева Р.Р. оставить без изменения, жалобу Мустафаева Р.Р. – без удовлетворения.
Судья Н.Н. Смирнов