Дело №а-418/2022
УИД 11RS0№-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
с участием представителя административного истца Комаровой Е.В., представителя административного ответчика Изъюровой Н.А., заинтересованного лица Черноусовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 02 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Васькиной Т. В. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков, обязании принять решение об утверждения схемы расположения земельного участка,
установил:
Васькина Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков, оформленного письмом от <дата> №, обязании принять решение об утверждения схемы расположения земельного участка.
В обоснование требований указано, что Васькина Т.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 11:№, полученного по наследству от отца. При обращении в администрацию с заявлением о перераспределении земельных участков, оспариваемым решением административному истцу отказано в перераспределении земельных участков по причине того, что при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не учтены сведения, поименованные в п. 4 Приказа Минэкономразвития России от <дата> №, указано, что перераспределяемый земельный участок полностью расположен в водоохранной зоне, которая целиком совпадает с прибрежной защитной полосой ручья «Ягсерегский», где установлен особый режим использования земельного участка, не указаны сведения о местоположении ручья, о землях общего пользования, не показаны опоры линий электропередач. Находя отказ администрации не основанным на законе и нарушающим права и законные интересы административного истца, Васькина Т.В. обратилась с иском в суд.
В судебное заседание административный истец Васькина Т.В., извещенная надлежащим образом, не явилась, направив своего представителя.
Представитель административного истца Комарова Е.В. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. Указала, что испрашиваемый земельный участок исторически находился в фактическом пользовании отца Васькиной Т.В., с 1964 года на нем расположена баня, что подтверждается выписками из похозяйственных книг. Впоследствии конфигурация земельного участка неоднократно менялась, в 1994 году при определении границ земельного участка данная территория оказалась за пределами границ участка. Никакого строительства на испрашиваемом участке Васькиной Т.В. не предполагается, поскольку дом на участке уже имеется. Схема расположения земельного участка подготовлена в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от <дата> №, данные в схеме указаны на основании сведений государственного кадастра недвижимости. Иные сведения, которые просит отразить на схеме администрация, в установленном порядке не зарегистрированы, а потому не представляется возможным отразить их на схеме. Ограничения в отношении испрашиваемого земельного участка в установленном порядке не зарегистрированы, наличие водоохранной зоны не подтверждено, а потому препятствий в утверждении представленной схемы не имеется.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Изъюрова Н.А., действующая на основании доверенности, с требованиями административного иска не согласилась по доводам письменных возражений. Указала, что отказ администрации является законным, поскольку сведения, указанные в приказе Минэкономразвития России от <дата> №, в представленной Васькиной Т.В. схеме отражены не в полном объеме. На испрашиваемой территории имеется ручей с охранной зоной, линии электропередач, однако эти данные на схеме не отражены. Пояснила, что с учетом вида разрешенного использования участка «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками», на участке возможно не только строительство, но и производство сельскохозяйственной продукции, а поскольку испрашиваемый земельный участок находится в водоохранной зоне, осуществление такой деятельности приведет к нарушению требований законодательства об охране окружающей среды.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения «Шошка» Черноусова Н.Н. не возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснив, что сведений о наличии на испрашиваемом земельном участке водоохранной зоны у сельского поселения не имеется, линии электропередач имеются, однако они включаются один раз в год в Крещение, и в установленном порядке не введены в эксплуатацию, вести сельскохозяйственное производство на испрашиваемом истцом земельном участке невозможно, поскольку участок имеет большой склон. Отметила, что спорный участок всегда находился в пользовании семьи Васькиной Т.В., она ухаживает за территорией, не позволяя разрастаться борщевиком.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что Васькина Т.В. является собственником земельного участка площадью 1402 кв.м., расположенного в <адрес>, м. Ягсерег, <адрес>, которому соответствует кадастровый №.
Из представленной по запросу суда выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером 11:№ относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования индивидуальные жилые дома с приусадебными участками.
Как следует из материалов административного дела, <дата> Васькина Т.В. обратилась в администрацию района с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 11:№, находящегося в ее собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перераспределяемая площадь участка составляет 534 кв.м. К заявлению приложена схема расположения земельных участков.
Письмом от <дата> администрацией отказано в перераспределении земельных участков со ссылкой на то, что при подготовке схемы расположения земельного участка не учтены сведения, указанные в п. 4 Приказа Минэкономразвития России от <дата> № об особо охраняемых природных территориях, зонах с особыми условиями использования территории, земельных участках общего пользования, а именно на схеме отсутствует информация о местоположении ручья и его охранной зоны, не показаны опоры и линии электропередач, нет информации о землях общего пользования, посредством которого будет осуществляться доступ к образуемому участку.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из следующего.
В силу п. 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.
В силу положений п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Из пунктов 1, 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ следует, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В силу п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, среди которых: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Анализ изложенного позволяет сделать однозначный вывод, что положения Земельного кодекса РФ содержат исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, администрация в письме от <дата> указала, что представленная Васькиной Т.В. схема расположения земельного участка не отображает информацию об особо охраняемых природных территориях, зонах с особыми условиями использования территории, земельных участках общего пользования, что не соответствует требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от <дата> №.
Согласно требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденным Минэкономразвития России от <дата> №, схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить (п.3).
Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.4).
Возражая заявленным требованиям, представитель административного ответчика, ссылаясь на положения п. 4 приказа Минэкономразвития России от <дата> №, указывал, что действия администрации по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка являются законными, поскольку административным истцом в представленной схеме не были отражены сведения о местоположении ручья и его охранной зоны, о землях общего пользования, посредством которого будет осуществляться доступ к образуемому участку, не показывает опоры и линии электропередач.
С указанными доводами суд не соглашается в силу следующего.
Процедура и порядок рассмотрения администрацией муниципального района «Сыктывдинский» заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка (на дату рассмотрения заявления Васькиной Т.В.) были предусмотрены Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования», утвержденным постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от <дата> №, действовавшим до <дата> (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 2.8 Административного регламента для получения муниципальной услуги заявители подают в орган местного самоуправления, МФЦ заявление о предоставлении муниципальной услуги. В целях установления личности заявителя при обращении за получением муниципальной услуги заявителю для ознакомления необходимо представить документ, удостоверяющий личность. В случае если от имени заявителя действует лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, также представляется документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий соответствующие полномочия.
Пунктом 2.5 Административного регламента установлено, что результатом предоставления муниципальной услуги является решение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории муниципального образования, уведомление о предоставлении муниципальной услуги; или решение об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории муниципального образования, уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Пункт 2.13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в числе которых несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, регламентирующим, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Анализ приведенных положений, как действующего земельного законодательства, так и утвержденного Административного регламента предоставления соответствующей муниципальной услуги, позволяет сделать вывод об исчерпывающих основаниях отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к коим предоставление информации о земельных участках общего пользования и территории общего пользования, о зонах с особыми условиями использования территории и местоположении зданий, при отсутствии таких сведений в государственном кадастре недвижимости не относится.
Из спорной схемы расположения земельных участков следует, что на схеме присутствуют отображения границ земельных участков, в границах учтенных земельных участков, кадастровые номера земельных участков, номер кадастрового квартала, условный номер образуемого участка с координатами характерных точек.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом согласно письменным сведениям Минприроды Республики Коми от <дата> установлено, что сведений о зонах с особыми условиями использования территории отсутствуют, определение местоположения береговых линий (границ водных объектов), установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в районе <адрес> не осуществлялось; в пределах земельного участка, расположенного на территории муниципального района «Сыктывдинский» особо охраняемые природные территории республиканского и местного значения, а также их охраняемые зоны, отсутствуют. Из ответа Отдела водных ресурсов по <адрес>-Печорского БВУ от <дата> на запрос суда следует, что по состоянию на <дата> в государственном водном реестре отсутствуют сведения по водному объекту ручей Ягсерегский, в том числе по формам 1.9-гвр «Водные объекты. Изученность», 2.13-гвр «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов», 2.14-гвр «Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, округа санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В этой связи указание Васькиной Т.В. в схеме таких сведений в рассматриваемом случае не требовалось.
Вопреки доводам администрации муниципального района «Сыктывдинский», на подготовленной истцом схеме расположения земельного участка отображены все сведения, данные о которых имелись в Едином государственном реестре недвижимости на момент подготовки данной схемы.
Согласно фрагменту дежурной кадастровой карты вблизи формируемого земельного участка земельных участков и территорий общего пользования, равно как и зданий на отраженных в схеме сформированных земельных участках, данные о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не имеется.
Доказательств установления красных линий или зон с особыми условиями материалы дела не содержат.
Согласно письменным сведениям администрации сельского поселения «Шошка» от <дата>, подтвержденным главой сельского поселения в ходе рассмотрения дела, акты о выполнении технических условий и об осуществлении технологического присоединения между администрацией и ПАО «Россети Северо-Запада» не подписаны, в установленном порядке данные линии в эксплуатацию не введены, кроме того, данные линии включаются один раз в год на два дня в Крещение, поскольку на ручье располагается организованная купель.
На принадлежащем Васькиной Т.В. на праве собственности земельный участок и возведенный на участке жилой дом каких-либо ограничений (обременений) не зарегистрировано, режим ограниченного использования указанных объектов недвижимого имущества не установлен.
Довод администрации о том, что в будущем, после перераспределения испрашиваемого земельного участка, возможны нарушения землепользования со стороны владельца, осуществления им хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой могут привести к негативным изменениям окружающей среды, несостоятельны и достоверными доказательствами не подтверждены.
В силу ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком допустимых и достоверных доказательств несоответствия схемы расположения земельного участка, об утверждении которой просил административный истец, не представлено, суд приходит к выводу о незаконности отказа в предварительном согласовании земельного участка.
Доводы представителя административного ответчика о том, что на схеме расположения не отражено, как будет осуществляться доступ к формируемому земельному участку несостоятельны и не свидетельствуют о законности оспариваемого решения, поскольку из материалов дела видно, что доступ будет осуществляться от участка истца.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Определяя на основании ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ способ восстановления нарушенного права административного истца, с учетом того, что суд проверяет законность оспариваемого решения в рамках изложенных в нем мотивов и оснований, а также принимая во внимание, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, суд в рассматриваемом случае полагает необходимым возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» обязанность повторно рассмотреть заявление Васькиной Т.В. от <дата> в установленном земельным законодательством порядке.
Учитывая, что утверждение схемы расположения земельного участка отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, а судебный контроль ограничен принципом разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в связи с чем, суд не уполномочен возлагать на орган местного самоуправления обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта, а равно подменять своим судебным актом реализацию функций органов местного самоуправления и установленный законом административный порядок разрешения тех или иных заявлений, суд приходит к выводу, что с учетом положений п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка отсутствуют.
Принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, надлежащим способом устранения нарушения прав Васькиной Т.В., по убеждению суда, будет возложение на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский» обязанности устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения ее заявления.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Васькиной Т. В. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в перераспределении земельного участка, выраженный в письме от <дата> №.
Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанность повторно рассмотреть заявление и схему расположения земельного участка от <дата>.
В удовлетворении требований Васькиной Т. В. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми об обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Сурнина
Мотивированное решение составлено <дата>.