Судья Ковунев А.В. Дело №33а-2672/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«20» декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Пелевиной Н.В.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Орлик А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2021-001299-76, №2а-1209/2021) по апелляционной и частной жалобам представителя Мокровой Светланы Валентиновны, Диановой Анастасии Денисовны, Асафьевой Людмилы Альвиновны, Пастуховой Екатерины Викторовны по доверенностям Петрулевича Антона Львовича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 июня 2021 года и определение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 октября 2021, которыми в удовлетворении административного искового заявления Мокровой Светланы Валентиновны, Диановой Анастасии Денисовны, Асафьевой Людмилы Альвиновны, Пастуховой Екатерины Викторовны к Администрации города Костромы о признании незаконным постановления от 04 декабря 2019 года №2443 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м» с момента его принятия, исключении указанного постановления из системы правового регулирования и заявления представителя Мокровой Светланы Валентиновны, Диановой Анастасии Денисовны, Асафьевой Людмилы Альвиновны, Пастуховой Екатерины Викторовны по доверенностям Петрулевича Антона Львовича о вынесении дополнительного решения по административному делу отказано.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя Мокровой С.В., Диановой А.Д., Асафьевой Л.А., Пастуховой Е.В. по доверенностям Петрулевича А.Л., поддержавшего апелляционную жалобу и отказавшегося от частной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителя Администрации города Костромы Коровкиной Н.С., представителя заинтересованного лица ООО «КостромаБизнесСтрой» Кузнецовой Е.А., заключение прокурора Рыловой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Мокрова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Костромы о признании незаконными постановления от 04 декабря 2019 года №2443 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м», постановления от 13 февраля 2020 года №212 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, имеющего местоположение: <адрес>, с кадастровым номером №» с момента их принятия, исключении указанных постановлений из системы правового регулирования.
Требования мотивированы тем, что 21 декабря 2020 года вблизи жилого дома № по проезду Окружному 8-му в г. Костроме ООО «КостромаБизнесСтрой» начало выпилку деревьев с целью строительства на земельном участке с кадастровым номером № 9-этажного жилого дома на 244 квартиры, против чего выступили жители близлежайших домов и всего района, которые много лет использовали данный земельный участок в качестве места для отдыха и спортивной площадки. В домах, прилегающих к спорному земельному участку, проживают в основном престарелые люди, которые владеют информацией о том, что на месте застройки располагался песчаный карьер, и при осваивании территории властями было принято решение об укреплении его склонов посредством высадки деревьев, так как грунт в этих местах неустойчив, и строительство многоквартирного жилого дома может привести к разрушению близлежайших домов или нарушению их основных конструкций. На момент выпилки деревьев всевозможные слушания по проекту межевания квартала, куда входит спорный земельный участок, и изменению вида его разрешенного использования прошли, однако о проведении публичных слушаний знали минимальное количество человек. В нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации у Администрации города Костромы отсутствует проект планировки всей городской территории, а также территории квартала, ограниченного улицами Сутырина, Димитрова, Окружной и проездом Окружным 8-м, и при выделении застройщику спорного земельного участка не было учтено то обстоятельство, что объекты социальной структуры, коммунальные сети и иные структуры в данном районе сильно перегружены, жилая застройка является слишком плотной, и строительство 9-этажного жилого дома на 244 квартиры значительно ухудшит условия проживания населения. В проекте межевания территории, подготовленном ООО «Центр кадастровых услуг», который не был утвержден соответствующим органом государственной власти, спорный земельный участок обозначен по координатам оставшейся от межевания территории с учетом местоположения уже давно существующих объектов капитального строительства. В сведениях о сформированных земельных участках, отраженных в проекте межевания, умышленно не указано на наличие существующего дошкольного учреждения (МБДОУ «Детский сад №48»), которое находится в нескольких метрах от существующей застройки на смежном земельном участке. Межевание земельного участка осуществлялось без учета проектов строительства многоквартирных жилых домов №, №, №, № по ул. Окружной и многоквартирных жилых домов №, № № по проезду Окружному 8-му, которые были построены в период с 1969 года по 1977 год. Фактически при межевании земельного участка органы власти уменьшили земельные участки существующих многоквартирных домов, построенных в советское время в согласованных размерах в установленном порядке того времени, присоединив к спорному земельному участку несколько детских игровых площадок, относящихся к близлежайшим домам. Оспариваемые постановления Администрации города Костромы нарушают ее права, как собственника жилого помещения в смежном жилом доме по адресу: <адрес>, поскольку строительство многоэтажного жилого дома угрожает ее жизни и здоровью, а также жителей близлежайших домов, так как фундаменты рядом стоящих многоквартирных домов из-за воздействия строительной техники могут быть разрушены в любой момент, что значительно снизит рыночную стоимость жилья. В настоящее время из-за движения строительной техники на прилегающей к домам теплотрассе произошло несколько прорывов, в нескольких домах затопило подвалы, и регулярно происходит отключение отопления и горячего водоснабжения.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 15 марта 2021 года административные исковые требования Мокровой С.В. к Администрации города Костромы о признании незаконным постановления от 13 февраля 2020 года №212 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, имеющего местоположение: <адрес>, с кадастровым номером №» с момента его принятия, исключении указанного постановления из системы правового регулирования выделены в отдельное производство.
Судом к участию в деле в качестве административных соистцов привлечены Пастухова Е.В., Дианова А.Д., Асафьева Л.А., в качестве заинтересованных лиц – Высотский Э.В., ООО «КостромаБизнесСтрой».
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Мокровой С.В., Диановой А.Д., Асафьевой Л.А., Пастуховой Е.В. по доверенностям Петрулевич А.Л. просит решение суда отменить. Указывает, что административным ответчиком не представлено доказательств надлежащего оповещения граждан о публичных слушаниях по проекту постановления Администрации города Костромы «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м» в местах массового скопления граждан и иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлен соответствующий проект, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, ограниченных улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м. Согласно материалам дела оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в официальном вестнике г. Костромы и размещено на официальных сайтах Администрации города Костромы и Думы города Костромы, а также на информационных стендах г. Костромы (пл. Конституции, д. 2; Кинешемское шоссе, д. 34а; ул. Индустриальная, д. 37; ул. Индустриальная, д. 16; ул. Профсоюзная, д. 15). Однако информационные стенды расположены не в границах территории, в отношении которой разработан проект межевания, вынесенный на публичные слушания, а на значительном удалении от данной территории. При этом действующее законодательство не содержит прямого указания на уведомление заинтересованных лиц в индивидуальном порядке, однако содержит обязанность проводить их оповещение путем размещения в местах массового скопления граждан и иных местах, которыми могут быть также информационные стенды на подъездах, расположенных в границах территории, в отношении которой разработан соответствующий проект межевания. Факт ненадлежащего оповещения о публичных слушаниях доказывает, что ни один из жителей квартала не принимал в них участие, что подтверждается протоколом от 20 августа 2019 года №1. Вместе с тем публичные слушания – это форма реализации прав населения, проживающего на соответствующей территории, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством публичного обсуждения общественно значимых вопросов. Целью публичных слушаний является выявление общественного мнения по вопросам, вынесенным на публичные слушания. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 июля 2010 года №931-О-О, публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрел проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения. Таким образом, формальное проведение публичных слушаний без уведомления жителей квартала, ограниченного улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, не позволило выявить общественное мнение по вопросу формирования спорного земельного участка.
15 сентября 2021 года представитель Мокровой С.В., Диановой А.Д., Асафьевой Л.А., Пастуховой Е.В. по доверенностям Петрулевич А.Л. обратился в суд с заявлением о вынесении дополнительного решения по административному делу, указав, что в нарушение требований пункта 2 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 2 статьи 5 Порядка организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по проектам муниципальных правовых актов города Костромы в сфере градостроительной деятельности, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 апреля 2018 года №64, оповещение жителей квартала о публичных слушаниях не проводилось в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены спорные проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, однако, данный довод при вынесении решения судом не рассмотрен, и ему не была дана надлежащая оценка.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 06 октября 2021 года в удовлетворении заявления представителя Мокровой С.В., Диановой А.Д., Асафьевой Л.А., Пастуховой Е.В. по доверенностям Петрулевича А.Л. о вынесении дополнительного решения по административному делу отказано.
В частной жалобе представитель Мокровой С.В., Диановой А.Д., Асафьевой Л.А., Пастуховой Е.В. по доверенностям Петрулевич А.Л. просит определение суда отменить. Полагает, что судом при вынесении решения в полной мере не дана оценка всем доводам, приведенным со стороны административных истцов. Отмечает, что в нарушение требований статьи 201 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копия обжалуемого определения не вручена лицам, участвующим в деле, и не направлена в их адрес.
Лица, участвующие в деле, за исключением представителя Мокровой С.В., Диановой А.Д., Асафьевой Л.А., Пастуховой Е.В. по доверенностям Петрулевича А.Л. и представителя Администрации города Костромы Коровкиной Н.С., представителя ООО «КостромаБизнесСтрой» Кузнецовой Е.А., в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в установленных статьей 308 КАС РФ пределах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
В силу статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (часть 2).
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3).
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков); сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон (часть 5).
На чертежах межевания территории отображаются границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; границы публичных сервитутов (часть 6).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.
Аналогичные положения содержатся в пункте 26 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года №41 (далее также – Устав муниципального образования городского округа город Кострома).
В силу статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи (часть 1). Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса (часть 13).
В соответствии с положениями статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 – 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (часть 1).
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 2).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 5).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 6).
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (часть 13).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 14).
Согласно статье 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1).
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2).
Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (часть 5).
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 6).
Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (часть 7).
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 8):
1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;
2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (часть 23).
Аналогичные положения относительно процедуры организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по проектам муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в сфере градостроительной деятельности (за исключением случаев, когда в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации публичные слушания или общественные обсуждения не проводятся) закреплены в Порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по проектам муниципальных правовых актов города Костромы в сфере градостроительной деятельности, утвержденном решением Думы города Костромы от 26 апреля 2018 года №64.
Разрешая заявленные Мокровой С.В., Диановой А.Д., Асафьевой Л.А., Пастуховой Е.В. требования, суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела и нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу разрешенного административного спора правильными.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 17 мая 2019 года ООО «КостромаБизнесСтрой» обратилось в Администрацию города Костромы с заявлением о принятии решения о подготовке проекта межевания территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м (том 1 л.д. 116).
Рассмотрев указанное заявление ООО «КостромаБизнесСтрой», 29 мая 2019 года Администрацией города Костромы в целях обеспечения устойчивого развития территории, в соответствии со статьями 41, 41.1, 41.2, 43 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки города Костромы, утвержденными решением Думы города Костромы от 16 декабря 2010 года №62, статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы вынесено постановление от №846 о подготовке документации по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, согласно ситуационному плану в виде проекта межевания территории, подлежащее официальному опубликованию в течение трех дней со дня его подписания и размещению на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также указанным постановлением утверждено прилагаемое задание на выполнение инженерных изысканий; установлен срок подготовки документации по планировке территории – один месяц со дня принятия настоящего постановления; установлено, что предложения физических и юридических лиц о порядке и сроках подготовки и содержании документации по планировке территории принимаются в Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы в течение двух недель со дня публикации настоящего постановления (том 1 л.д. 117-119).
Согласно заданию на выполнение инженерных изысканий границы территории проведения инженерных изысканий охватывают территорию, смежную с границами земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, общей площадью 1,13 га (том 1 л.д. 119).
Постановлением Администрации города Костромы от 31 июля 2019 года №68 назначены публичные слушания по проекту межевания территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, в форме собрания участников публичных слушаний по проекту муниципального правового акта в Администрации города Костромы; организатором публичных слушаний определена Комиссия по рассмотрению документации по планировке территории города Костромы; проведение собрания участников публичных слушаний назначено на 20 августа 2019 года в период с 15 час. 00 мин. до 16 час. 30 мин. по адресу: г. Кострома, пл. Конституции, д. 2, 3 этаж, кабинет 303в. Настоящее постановление, а также проект постановления Администрации города Костромы «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м» постановлено опубликовать 02 августа 2019 года в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Костромы, иной официальной информации, и разместить на официальном сайте Думы города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Проект межевания территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, и проект постановления Администрации города Костромы «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м» постановлено разместить с 12 августа 2019 года на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Оповещение о начале публичных слушаний на информационных стендах, находящихся в муниципальной собственности, постановлено распространять не позднее 13 августа 2019 года и разместить до 20 августа 2019 года (том 1 л.д. 120-123).
Вышеуказанное постановление с приложениями (схема границ территории, в пределах которых проводятся публичные слушания по проекту межевания территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м; повестка собрания участников публичных слушаний по проекту межевания территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м; оповещение о начале публичных слушаний) было опубликовано в Официальном вестнике города Костромы от 02 августа 2019 года №30, а также размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Костромы www.gradkostroma.ru (том 1 л.д. 124-125).
Согласно протоколу публичных слушаний по проекту межевания территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, от 20 августа 2019 года от участников публичных слушаний, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, замечаний и предложений не поступало (том 1 л.д. 126-129).
По результатам публичных слушаний от иных участников публичных слушаний приняты поступившие замечания и предложения (том 1 л.д. 130-135).
Постановлением Администрации города Костромы от 18 сентября 2019 года №1733 документация по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, в виде проекта межевания территории отклонена и направлена на доработку в Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы; установлен срок доработки документации по планировке территории – три месяца со дня принятия настоящего постановления, которое подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (том 1 л.д. 136).
Вышеуказанное постановление было опубликовано в Официальном вестнике города Костромы от 20 сентября 2019 года №37, а также размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Костромы www.gradkostroma.ru (том 1 л.д. 137).
По результатам рассмотрения документации по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, в форме проекта межевания в г. Костроме департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России в соответствии с Положением о порядке согласования проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, утвержденным приказом Минкультуры России от 31 июля 2013 года №1062, с учетом положительного заключения инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 06 сентября 2019 года №01-23/4170 согласовывал представленный проект, что подтверждается письмом от 31 октября 2019 года №17258-12-02 (том 1 л.д. 138-140).
Документация по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, в виде проекта межевания утверждена постановлением Администрации города Костромы от 04 декабря 2019 года №2343, подлежащим официальному опубликованию в течение семи дней со дня его принятия и размещению на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (том 1 л.д. 141).
Вышеуказанное постановление было опубликовано в Официальном вестнике города Костромы от 06 декабря 2019 года №48, а также размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах Думы города Костромы www.duma-kostroma.ru и Администрации города Костромы www.gradkostroma.ru (том 1 л.д. 168-169).
В соответствии документацией по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, в форме проекта межевания территории, утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 04 декабря 2019 года №2343, территория разработки проекта межевания расположена на землях населенных пунктов города Костромы в границах кадастрового квартала №. Формирование земельных участков осуществляется из земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам на иных видах прав, установленных законодательством Российской Федерации. Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Проект межевания охватывает территорию площадью 9,5 га. В соответствии с Генеральным планом города Костромы планируемая территория расположена в границах функциональных зон: зона среднеэтажной жилой застройки (3-5 эт.), зона объектов дошкольного, начального и среднего общего образования. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Костромы, утвержденными решением Думы города Костромы от 09 февраля 2018 года №21, территория квартала расположена в границах территориальных зон: зона среднеэтажной жилой застройки (3-5 эт., Ж-3), зона объектов дошкольного, начального и среднего общего образования (Ж-6). На территории, отведенной под разработку проекта межевания, объекты культурного наследия, зарегистрированные в Едином государственном реестре объектов культурного наследия, или выявленные, обладающие признаками объектов культурного наследия отсутствуют. Проектируемая территория располагается на территории исторического поселения федерального значения «историческое поселение г. Кострома»; разрабатываемая территория расположена вне зон охраны памятников истории и культуры города Костромы, утвержденных постановлением главы администрации Костромской области от 19 декабря 1997 года №837, вне границ зон с особыми условиями использования территории в соответствии со схемой границ территории объектов культурного наследия. На разрабатываемую территорию не распространяется действие защитных зон объектов культурного наследия, установленных статьей 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В результате разработки проекта межевания на разрабатываемой территории сформировано 18 образуемых земельных участков (№) и 1 уточняемый земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, который является ранее учтенным, и местоположение границ которого не установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. Уточнение местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № определяется в рамках разработки документации по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, в форме проекта межевания территории. Исключению из Единого государственного реестра недвижимости подлежат земельные участки с кадастровыми номерами № (том 1 л.д. 143-167).
Принимая во внимание установленные по настоящему административному делу обстоятельства, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление Администрации города Костромы от 04 декабря 2019 года №2343, утверждающее проект межевания территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, принято в рамках полномочий, предоставленных муниципальному образованию в области градостроительной деятельности, процедура принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдена.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы административных истцов о ненадлежащем извещении жителей близлежайших домов о проводимых публичных слушаниях по спорному проекту межевания территории.
Из системного анализа законодательства усматривается, что требования к содержанию оповещения о проведении публичных слушаний, а также к форме и порядку его размещения предусматривают опубликование информации в официальных печатных средствах массовой информации, распространение на информационных стендах около здания органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и не содержат требований об уведомлении заинтересованных лиц в индивидуальном (отдельном, особом) порядке.
Постановление главы города Костромы от 31 июля 2019 года №68, содержащее информацию, предусмотренную частью 6 статьи 5.1 ГрК РФ, как указывалось выше, 02 августа 2019 года опубликовано в Официальном вестнике города Костромы №30, а также размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Костромы www.gradkostroma.ru.
Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 2 части 8 статьи 5.1 ГрК РФ информация о проведении 20 августа 2019 года публичных слушаний по проекту межевания территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, с 13 по 20 августа 2019 года также была размещена на информационных стендах г. Костромы, расположенных на остановках общественного транспорта по адресам: пл. Конституции, д. 2/2 (у здания администрации); шоссе Кинешемское, д. 34а; ул. Индустриальная, д. 37, ул. Индустриальная, д. 16; ул. Профсоюзная, д. 15.
Остановки общественного транспорта (шоссе Кинешемское, д. 34а; ул. Индустриальная, д. 37, ул. Индустриальная, д. 16; ул. Профсоюзная, д. 15) непосредственно доступны жителям улицы Окружной и проезда Окружной 8-ой, поскольку расположены на улицах, граничащих с их районом, в частности, удаленность домов № по улице Окружной и дома № по проезду Окружному 8-ому до остановки по шоссе Кинешемское, д. 34а составляет 500-700 м.
При таких обстоятельствах не имеется оснований полагать, что административные истцы были лишены доступа к информации о проведении публичных слушаний по проекту межевания территории, в которую включены их дома.
Ссылки административных истцов, повторяемые в апелляционной жалобе, на то, что ненадлежащее проведение публичных слушаний доказывается тем, что ни один из жителей квартала не участвовал в публичных слушаниях, отклоняются судебной коллегией, как бесспорно не свидетельствующие о нарушении процедуры оповещения.
С учетом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что существенных нарушений процедуры проведения публичных слушаний, являющихся основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, административным ответчиком не допущено.
Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июля 2010 года №931-О-О, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, но предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Следовательно, публичные слушания являются публично-правовым институтом выявления коллективного мнения, позволяющим в комплексе учесть потребности населения и территорий в развитии и согласовать государственные, общественные и частные интересы в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, на что в первую очередь направлена регламентация градостроительной деятельности в соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому их результаты при подготовке проекта межевания территории учитываются, но в тоже время не являются определяющими.
Между тем в ходе судебного разбирательства не установлено нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов административных истцов.
Так, материалами дела подтверждено и не оспаривалось административными истцами, что на момент формирования границ земельного участка <адрес>, земельные участки под всеми объектами недвижимости, входящими в квартал проекта межевания были сформированы и поставлены на кадастровый учет, в том числе и земельные участки под многоквартирными домами, в которых проживают административные истцы, обеспечены доступом с земель общего пользования, входящих в состав улично-дорожной сети города.
При формировании границ земельного участка с кадастровым номером № в рамках подготовки документации по планировке территории, ограниченной улицами Сутырина, Димитрова, Окружной, проездом Окружным 8-м, в виде проекта межевания территории, смежные границы существующих земельных участков под многоквартирными домами и объектом детского дошкольного учреждения не изменялись, за исключением границ земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>, который образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в результате перераспределения площадь данного участка увеличилась на 170 кв.м). Изъятия или уменьшения земель у собственников помещений многоквартирных домов, расположенных рядом с обозначенным земельным участком, проектом межевания территории не предусмотрено.
Отвечающих требованиям статей 60 и 61 КАС РФ доказательств того, что формирование границ земельного участка с кадастровым номером № повлекло изменение размещения детских игровых площадок и иных элементов благоустройства в границах принадлежащих жителям многоквартирных домов земельных участков, не имеется.
Само по себе использование жителями района земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для организации места отдыха и занятия спортом, не дает оснований для ограничения права органа местного самоуправления по распоряжению данным земельным участком.
С учетом изложенного, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов, суд на основании статьи 125 КАС РФ правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы, в целом выражающие несогласие с представленными административным ответчиком доказательствами, не опровергают содержащиеся в судебном решении выводы, являлись предметом проверки и получили в решении должную оценку, не содержат ссылку на какие-либо новые обстоятельства, ставящие под сомнение правильность постановленного судом решения.
Суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, выводы суда должным образом мотивированы, соответствуют приведенным в решении обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального закона, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 315 КАС РФ частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей.
Согласно положениям статьи 303 КАС РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения (часть 1).
Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции (часть 2).
О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению (часть 3).
Учитывая, что согласно статье 303 КАС РФ отказ от частной жалобы является процессуальным правом стороны, представитель административных истцов Петрулевич А.Л. вправе отказаться от частной жалобы.
Поскольку отказ представителя административных истцов Петрулевича А.Л. от частной жалобы поступил в суд апелляционной инстанции до вынесения апелляционного определения по существу, он не противоречит требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не нарушает прав и законных интересов других лиц, судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда считает возможным принять отказ от частной жалобы на определение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 октября 2021 года и производство по частной жалобе прекратить.
Руководствуясь статьей 303, 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мокровой Светланы Валентиновны, Диановой Анастасии Денисовны, Асафьевой Людмилы Альвиновны, Пастуховой Екатерины Викторовны по доверенностям Петрулевича Антона Львовича – без удовлетворения.
Принять отказ представителя Мокровой Светланы Валентиновны, Диановой Анастасии Денисовны, Асафьевой Людмилы Альвиновны, Пастуховой Екатерины Викторовны по доверенностям Петрулевича Антона Львовича от частной жалобы.
Производство по частной жалобе представителя Мокровой Светланы Валентиновны, Диановой Анастасии Денисовны, Асафьевой Людмилы Альвиновны, Пастуховой Екатерины Викторовны по доверенностям Петрулевича Антона Львовича на определение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 октября 2021 года прекратить.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: