Дело № 66а-746/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 23 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бутковой Н.А.,
судей Пластинина И.В., Шадриной Е.В.,
при секретаре Швец К.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-78/2020 по административным исковым заявлениям Кулюмовой Галины Валентиновны, Мельникова Юрия Александровича, Науменко Павла Игоревича, Федаша Дмитрия Сергеевича, Черепнева Константина Борисовича о признании не действующим в части решения Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 8 июля 2019 г. № 38 «О внесении дополнения в Устав города Трехгорного» по апелляционной жалобе Кулюмовой Галины Валентиновны, Мельникова Юрия Александровича, Науменко Павла Игоревича, Федаша Дмитрия Сергеевича, Черепнева Константина Борисовича на решение Челябинского областного суда от 14 мая 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 8 июля 2019 г. № 38 «О внесении дополнения в Устав города Трехгорного» (далее – Решение № 38) раздел VIII «Заключительные положения» устава дополнен пунктом 191 следующего содержания: «До вступления в должность главы города, избранного из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, полномочия председателя представительного органа нового созыва продолжает исполнять действующий глава города, избранный на муниципальных выборах, а обязанности по руководству местной администрацией осуществляет должностное лицо администрации, назначенное решением Собрания депутатов».
Документ официально опубликован 25 июля 2019 г. в городской газете «Спектр», выпуск № 49 (2313).
Кулюмова Г.В., Мельников Ю.А., Науменко П.И, Федаш Д.С. и Черепнев К.Б., являясь депутатами Собрания депутатов города Трехгорного, избранными на муниципальных выборах, проведённых 8 сентября 2019 г., обратились в суд с административным исковым заявлением о признании Решения № 38 не действующим в части продолжения исполнения полномочий председателя представительного органа нового созыва действующим главой города, избранным на муниципальных выборах, ссылаясь на противоречие оспариваемого положения Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва, и изменение, а в данном случае продление, этого срока не допускается.
Решением Челябинского областного суда от 14 мая 2020 административным истцам в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что Решение № 38 принято компетентным органом в пределах его полномочий, правомерно не усмотрел нарушения процедуры его принятия и официального опубликования и несоответствия оспариваемых норм нормативным правовым актам большей юридической силы.
Абзацем вторым части 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных указанным федеральным законом, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
Согласно статье 35 данного федерального закона представительный орган городского округа состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
В силу пункта 1 части 2 статьи 37 названного федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Из устава Трехгорного городского округа, принятого решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 30 ноября 2005 г. № 95 (далее – Устав), усматривается, что город Трехгорный – муниципальное образование, являющееся городским округом и имеющее свою территорию. Город Трехгорный является закрытым административно-территориальным образованием в составе Челябинской области (пункты 1, 2 главы «Правовой статус города Трехгорного»).
Собрание депутатов является представительным органом местного самоуправления города Трехгорного. Собрание депутатов состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Организацию деятельности Собрания депутатов осуществляет председатель Собрания депутатов, который избирается Собранием депутатов из своего состава на срок действия полномочий депутата Собрания депутатов (пункты 87, 88, 96 главы «Собрание депутатов» Устава).
Пунктом 96 главы «Собрание депутатов» Устава и пунктом 111 главы 21 «Глава города» Устава (в редакции, действовавшей до 29 декабря 2016 г.) было предусмотрено, что Глава города избирается Собранием депутатов из своего состава на первом заседании на пять лет и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов с правом решающего голоса.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 297-ФЗ в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» внесены изменения, в соответствии с которыми согласно пункту 3 статьи 4 глава закрытого административно-территориального образования избирается представительным органом закрытого административно-территориального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Пунктами 3, 5 статьи 2 данного федерального закона предусмотрено, что глава закрытого административно-территориального образования, избранный на муниципальных выборах или из состава представительного органа закрытого административно-территориального образования до дня вступления в силу этого же федерального закона, продолжает осуществлять деятельность до истечения срока своих полномочий.
На основании поименованного федерального закона Законом Челябинской области от 1 июня 2016 г. № 354-ЗО «О внесении изменений «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» также установлен новый порядок избрания глав городских округов. В частности, пунктом 11 статьи 3 данного областного закона предусмотрено, что глава Трехгорного городского округа избирается представительным органом округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. В части 2 статьи 9 упомянутого областного закона статья 3 данного закона применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу этого же закона.
Решением Собрания депутатов города Трехгорного Челябинской области от 29 декабря 2016 г. № 141 внесены изменения в Устав, в том числе и в пункты 96, 111 и 113 Устава, в соответствии с которыми Глава города избирается Собранием депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет, и возглавляет администрацию города.
В соответствии с абзацем третьим части 3.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд, проведя сравнительный анализ оспариваемого правового регулирования с действующим законодательством Российской Федерации, обоснованно пришёл к выводу, о том, что пункт 191 раздела VIII «Заключительные положения» Устава, предусматривающий, что до вступления в должность главы города, избранного из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, полномочия председателя представительного органа нового созыва продолжает исполнять действующий глава города, избранный на муниципальных выборах, не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы жалобы о том, что срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, установленный частью 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является пресекательным, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 1 июля 2015 г. № 18-П по делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и) Конституции Российской Федерации, нормативно установленный и реальный (фактический) срок полномочий могут не совпадать.
Апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Челябинского суда от 14 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулюмовой Галины Валентиновны, Мельникова Юрия Александровича, Науменко Павла Игоревича, Федаша Дмитрия Сергеевича, Черепнева Константина Борисовича – без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в соответствующий кассационный суд через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи