УИД 11RS0008-01-2021-002058-96 дело №2а-43/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2022 года г. Сосногорск
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Мухиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кобелева ДВ к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми,
установил:
Кобелев Д.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (далее также – СИЗО-2) о взыскании компенсации в размере 800 000 рублей за нарушение условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указал, что по прибытии в СИЗО-2 он был помещен в карантинную камеру №, где помимо него находилось еще 2 заключенных, при этом камера не соответствовала требованиям жилой площади 4 кв.м. на одного заключенного. Из-за отсутствия свободного пространства затекали мышцы тела, создавался физический дискомфорт. Спустя 20 дней он был переведён в камеру №, через месяц в камеру №, через две недели в камеру №, в которых находилось от 6 до 8 человек, площадь камер не соответствовала санитарным нормам. В период содержания в СИЗО-2 в камерах отсутствовало горячее водоснабжение; стены покрывали плесень, влага и грибок; выдавалась пища плохого качества, ниже установленной нормы, подавались сублимированные продукты; он содержался в камерах совместно с лицами ВИЧ-инфицированными и имеющими заболевание «туберкулез»; надзор в глазки вел женский персонал; в камерах было тусклое освещение; санитарные узлы находились в грязном и несправном состоянии; на стенах и полах в камерах имелись трещины; питьевая вода была ненадлежащего качества, грязная, имела тухлый запах, употреблять ее в сыром виде было невозможно; в камерах были установлены жесткие железные койки; постельные принадлежности выдавались грязные, перешитые; личные вещи в прачечную для стирки не принимались; на звонки выводили один раз в неделю; в душ выводили один раз в неделю, там плохо работала вытяжка; в камерах плохо работает вытяжка, в связи с чем большая влажность и полно насекомых; прогулка осуществлялась один раз в день не более одного часа, в прогулочных двориках громко играет музыка, из-за чего болит голова; не хватало посадочных мест за столом для принятия пищи; просьба о постановке на диетическое питание была проигнорирована сотрудниками медицинской части СИЗО-2, несмотря на наличие хронических заболеваний.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованных лиц - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
В судебном заседании административный истец Кобелев Д.В., участвуя посредством видеоконференц-связи, на удовлетворении требований настаивал, после перерыва в судебном заседании не участвовал.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службы исполнения наказаний и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Осташова Ю.Е. просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие нарушений условий содержания истца в СИЗО-2.
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России своего представителя в суд не направило, извещено надлежаще.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Установлено, что Кобелев Д.В. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (г.Сосногорск, п. Лыаёль, 13) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приговора Ухтинского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ, после чего убыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом №103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту также Федеральный закон №103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года №189 (далее по тексту также Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).
Согласно статье 4 Федерального закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (п.43). Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут (п.45).
В период содержания истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми отсутствовало горячее водоснабжение в камерах режимных корпусов, что не оспаривалось стороной административного ответчика, подтверждается отзывом на иск.
В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений обязана выполнять установленные санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30.08.1955 первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. N 245/пр утвержден и введен в действие с 4 июля 2016 года Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24.05.2016, имеет номер СП 247.1325800.2016.
Согласно п.1.1 указанного Свода правил, он устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (п.1.2).
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).
Согласно п.19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: 1) к умывальникам – в камерах, помещениях медицинской части, в помещениях для хранения уборочного инвентаря, в бытовых комнатах, в уборных для персонала СИЗО и уборных при блоке комнат свиданий, в помещениях фотодактилоскопии, в комнатах чистки оружия, в помещениях аккумуляторной, комнатах для хранения и мытья инвентаря, применяемого для проверки передач, в комнатах обыска сборного отделения, в постирочных; 2) к мойкам (ваннам) – в комнатах мытья и хранения посуды; 3) к душевым сеткам – в душевых и санпропускнике; 4) к поливочным кранам; 5) в зданиям – прачечной, пищеблока, столовой, кухни, городка для содержания служебных собак.
Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 года № 217-дсп. Согласно пункту 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Как неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский Суд по правам человека, доступ к надлежащему санитарному оборудованию и поддержание удовлетворительных стандартов гигиены имеют первостепенное значение для поддержания у заключенных чувства собственного достоинства; гигиена и чистота не только являются неотъемлемой частью уважительного отношения к себе и своим соседям, с которыми лица делят помещения в течение долгого времени, но и создают условие и в то же время необходимость сохранения здоровья; действительно гуманная среда невозможна без легкого доступа к санитарному оборудованию или возможности поддерживать свое тело в чистоте; отсутствие доступа к надлежащему санитарному оборудованию, само по себе достаточно для установления нарушения статьи 3 Конвенции.
Согласно правовой позиции, изложенной пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
С учетом изложенного и исходя из анализа указанных положений Свода правил, СанПиН 2.1.2.2645-10 и Инструкции, суд приходит к выводу о том, что обеспечение горячим водоснабжением учреждений уголовно-исполнительной системы является обязательным, неисполнение данного требования в зданиях учреждений, введенных в эксплуатацию до принятия Свода правил и Инструкции, ставят в неравное положение лиц, содержащихся в данных учреждениях, с лицами, которые содержатся в зданиях пенитенциарной системы, веденных в эксплуатацию после 2003 года, так как посещение душа один раз в семь дней, предусмотренное пунктом 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, не может обеспечить осужденному надлежащую возможность поддержания личной гигиены в удовлетворительной степени.
Вступившим в законную силу решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 24.11.2020 по делу №2-613/2020 по иску Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением:
камеры №№, карцеры №№ режимного корпуса №,
камеры №№, № режимного корпуса №,
камеры №№, № режимного корпуса №,
камеры №№,№, камеры специального блока №№ режимного корпуса №,
в соответствии с требованиями Свода правил 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 апреля 2016 г. N 245/пр, в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
Доводы административного ответчика о том, что следственным изолятором в отношении Кобелева Д.В. нарушений действующего законодательства не допущено, так как пунктом 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов предусмотрено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности, судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм международного права. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал в своих постановлениях, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
Наличие горячего водоснабжения в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключение под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Поскольку обеспечение помещений СИЗО горячим водоснабжением, являлось и является обязательным, постольку неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав административного истца на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. В соответствии с судебной практикой Европейского Суда по правам человека данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация.
Факт отсутствия горячего водоснабжения и водонагревательных приборов в камерах ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, в которых в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался Кобелев Д.В., ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми не оспаривался, доказательств обеспечения административного истца горячей водой в соответствии с требованиями пункта 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, то есть ежедневно с учетом потребности, административным ответчиком суду не представлено.
Еженедельные посещения бани, душа не могут обеспечить заключенному надлежащую возможность поддержания личной гигиены.
Таким образом, истец на протяжении почти четырех месяцев был лишен возможности поддержания личной гигиены в удовлетворительной степени в связи с отсутствием в камерах СИЗО-2 горячей воды, что свидетельствует о нарушении условий содержания в СИЗО-2.
В остальной части заявленных требований оснований для признания условий содержания ненадлежащими суд не усматривает.
В период содержания в СИЗО-2 Кобелев Д.В. размещался:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере № площадью 13,4 кв.м., в которой содержалось от 1 до 3 человек,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере № площадью 32,5 кв.м., в которой содержалось от 5 до 8 человек,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере № площадью 32,5 кв.м., в которой содержалось от 6 до 7 человек.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере № площадью 33,5 кв.м., в которой содержалось от 5 до 6 человек.
Указанное подтверждается копиями книг количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО-2, письменному отзыву на иск, площадь камер указана на основании технического паспорта СИЗО-2.
Положениями статьи 23 Федерального закона №103-ФЗ предусмотрено, что норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Санитарная норма жилой площади - это минимальный размер жилой площади, приходящийся на одного человека и необходимый для его нормальной жизнедеятельности, и приравнивается к размеру жилой площади.
С учетом представленных в материалы дела сведений о площади камер и количестве содержащихся в них лиц, суд приходит к выводу, что норма санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров, установленная статьей 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в отношении Кобелева Д.В. соблюдалась.
Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Из представленных сведений и фотографий следует, что камеры №, №, №, № оборудованы необходимой мебелью, в том числе полками для продуктов, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству мест в камере. Столы и скамьи, которыми оборудованы указанные камеры, по своим параметрам соответствуют требованиям, установленным Каталогом «Специальные режимные изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденного приказом Минюста России от 27.07.2007 №407, и предназначены на 8 мест и 4 места соответственно, что подтверждается представленными административным ответчиком фотографиями.
Нарушений параметров и конструкции стола и скамьи требованиям норм и стандартов не установлено.
Административным ответчиком также представлены фотографии кроватей в камерах, которые также по своим параметрам соответствуют требованиям, установленным Каталогом «Специальные режимные изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденного приказом Минюста России от 27.07.2007 №407. Изготовление всех элементов кровати из стали предусмотрено указанным Каталогом (раздел 10), доказательств причинения вреда истцу в результате использования таких кроватей материалы дела не содержат, административным истцом суду не представлено.
Как указано выше, оборудование камер телевизором и холодильником обязательным не является, осуществляется лишь при наличии возможности. Между тем, все камеры оборудованы телевизором, некоторые холодильником, что подтверждается фотоматериалом.
Согласно актам осмотра камер от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ камеры №, в которых содержался Кобелев Д.В., оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Приток воздуха осуществляется через форточку окна. Удаление воздуха предусматривается через вытяжные отверстия. В соответствии с п.13.8 СП 247.1325800.2016 «Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» вытяжные вентиляционные отверстия располагаются под потолком. Указанные камеры оборудованы оконными проемами, размерами, позволяющими обеспечить достаточное естественное освещение и доступ свежего воздуха. Размеры оконных проемов соответствуют требованиям Приказа Минюста России от 27.07.2007 №407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России. Решетка оконная камерная состоит из рамы и открывающегося решетчатого полотна. Рама обеспечивает выступ открывающегося решетчатого полотна на расстояние 250 мм от стены и выполнена из стального уголка сечением 50х50х5 мм. Обрамление полотна из стального уголка сечением 40х40х4 мм. Решетчатое заполнение из стального прутка диаметром 10 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна («в свету») 50х50 мм. Остекление не повреждено. Оконные рамы оборудованы механизмом открывания/закрывания форточки.
При соблюдении режима проветривания через форточные проемы в камерах создается комфортный микроклимат по температуре и влажности.
Относительная влажность в камерах №№ соответствует норме по ГОСТу 30494-96 и находится в диапазоне 30%-60%.
Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры оборудуются вентиляционным оборудованием при наличии возможности. Пунктом 19.13 СП 247.1325800.2016 установлено, что температура воздуха в камерах должна быть не ниже 20 градусов, кратность обмена воздуха в 1ч. – по расчету на ассимиляцию СО2, но не менее 36 куб.м/ч. на одного человека. При этом обязательное оборудование камер вентиляцией с механическим побуждением (принудительной вентиляцией) не предусмотрено.
Наличие вентиляции подтверждается представленными фотографиями камер.
Стороной административных ответчиков также представлены акты очистки вентиляционных отверстий и воздуховодов вентиляции в режимных корпусах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Установив наличие в корпусах приточно-вытяжной вентиляции с естественным побуждением, суд приходит к выводу о том, что само по себе отсутствие принудительной вентиляции в камерах не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца, поскольку доказательств ненадлежащего микроклимата в помещении либо ненадлежащей работы естественной вентиляции в материалах дела не имеется.
Капитальный ремонт камер №№ произведен в ДД.ММ.ГГГГ г.г., что подтверждается дефектными ведомостями и актами приемки. Согласно записям журналов контрольных технических осмотров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замечаний при осмотрах камер №№ не выявлено. Актом комиссионного осмотра и фотографиями камер подтверждается, что стены в камерах чистые, плесень и грибок отсутствуют.
Капитальный ремонт в банно-прачечном комплексе и душевых производился в 4 квартале 2020 года, что подтверждается дефектными ведомостями, актами о списании материальных запасов, расцененными описями на капитальный ремонт, актами приемки. Согласно справке старшего инспектора ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-2 не реже 3-х раз в день проводится санитарная обработка дезинфекция помещений банно-прачечного комплекса и душевых. Перед проведением ремонтных работ производилась санитарная обработка стен и потолка от грибка. Санитарное состояние банно-прачечного комплекса и душевых удовлетворительное. Вентиляция в душевых помещениях с механическим побуждением. Стены и пол покрыты кафелем. Грибок и плесень на стенах душевых отсутствуют, санитарное состояние душевых соответствует нормам СанПиН. Надлежащее техническое и санитарное состояние душевых помещений, вентиляции подтверждается и актами комиссионного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотоматериалами, актами очистки вентиляционных отверстий.
Согласно пункту 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов камеры СИЗО оборудуются светильниками дневного и ночного освещения.
Согласно отзыву ответчика, камеры, в которых содержался Кобелев Д.В., оборудованы светильниками дневного и ночного освещения. Искусственная освещенность камер осуществлялась в дневное время лампами ЛПО мощностью 36 Вт каждая, в ночное время светильником, оборудованным лампой накаливания 40 Вт.
Освещение в камерах соответствует нормативным значениям СанПин 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет не меньше 150 Лк. В случае несоответствия уровень освещенности увеличивается путем установки дополнительного светильника, либо его заменой на более мощный, устраняется в ходе проверки. Освещение в камерах присутствует с 06:00 до 22:00 часов и с 22:00 до 06:00 - ночное освещение (ночник).
Надлежащее естественное и искусственное освещение подтверждается и фотографиями камер.
По сведениям административного ответчика, санитарные узлы камер, в которых содержался Кобелев Д.В., оборудованы унитазами со сливным бачком и умывальником. Все санитарно-технические приборы находятся в технически исправном состоянии. Санитарный узел от жилой площади камеры отделен перегородкой, высотой от пола до потолка, ограждение оборудовано дверью, что обеспечивает возможность уединения (приватность).
С заявлениями о неисправности санитарно-технических приборов в камерах истец к сотрудникам СИЗО не обращался, что подтверждается оригиналом журнала учета № контрольно-технических осмотров, обозревавшимся судом.
Согласно пункту 1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения.
Для общего пользования в камеры выдаются предметы для уборки камеры (п.41 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов).
С учетом изложенного, принимая во внимание обязанность лиц, содержащихся в следственном изоляторе, самостоятельно проводить уборку и содержать в чистоте санузел, доводы истца о нарушении условий содержания из-за грязи в санузлах не могут быть приняты обоснованными.
Согласно пункту 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Как следует из журнала № учета санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых, осужденных, Кобелев Д.В. по прибытию в СИЗО-2 ДД.ММ.ГГГГ и при дальнейшем содержании в учреждении проходил помывку не реже одного раза в неделю продолжительностью не менее 15 минут в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов.
Статьей 23 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются, в том числе, постельные принадлежности.
В силу пункта 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
В силу п.45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Судом на основании камерной карточки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по прибытии в СИЗО-2 Кобелеву Д.В. были выданы во временное пользование следующие вещи: матрас, подушка, одеяло, простынь 2 шт., наволочка 1 шт., полотенце 2 шт., ложка 1 шт., кружка 1 шт.
Обеспечение вещевым имуществом спецконтингента в ФКУ СИЗО-2 осуществляется в строгом соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ст. 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (далее - приказ №216), указаниям ФСИН России в части выдачи и учета выданных предметов вещевого довольствия, создании и обновлении подменного фонда.
Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, наволочки) и полотенца являются инвентарным имуществом и имеют свои сроки эксплуатации, установленные приказом приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». Замена инвентарного имущества производится не ранее истечения установленных сроков носки, находящихся в пользовании предметов. Кроме того, истечение установленных сроков эксплуатации инвентарного имущества не может служить основанием для их списания, если они по своему качественному состоянию без ремонта или после ремонта пригодны для дальнейшего использования по прямому назначению. Выдача бывших в употреблении постельных принадлежностей допускается.
Как следует из письменного отзыва административного ответчика, выдача постельных принадлежностей и полотенец, бывших в употреблении, осуществляется после санитарной обработки, стирки, сушки и глажения. Стирка вещевого имущества производится с использованием сертифицированного синтетического моющего средства. Контроль за качеством стирки и санитарной обработкой осуществляется сотрудниками филиала «Медицинская часть № 17» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Представленными административным ответчиком накладными на отпуск материалов и материальных ценностей за ДД.ММ.ГГГГ.г. подтверждается регулярное поступление на вещевой склад СИЗО-2 новых матрасов, одеял, подушек, полотенец, простыней и наволочек в замену пришедших в негодность. Списание по срокам эксплуатации постельных принадлежностей осуществлялось по актам списания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
С жалобами на ненадлежащее качество выданных во временное пользование вещей, в том числе постельных принадлежностей, в порядке п.40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов Кобелев Д.В. не обращался.
С учетом имеющихся в деле доказательств, оснований полагать, что административный истец не был обеспечен обязательными к выдаче для индивидуального пользования и надлежащего качества постельными принадлежностями, у суда не имеется.
Нарушений условий содержания в части непредоставления в СИЗО-2 услуги по стирке личных вещей подозреваемых, обвиняемых судом не установлено.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и п.50 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов администрация СИЗО обеспечивает подозреваемым и обвиняемым, при наличии соответствующих условий, в том числе платные услуги по стирке, ремонту принадлежащих подозреваемым и обвиняемым одежды и постельного белья.
Согласно отзыву административного ответчика, в настоящее время услуга по стирке личных вещей осужденных в прачечном отделении банно-прачечного комплекса учреждения, не оказывается ввиду отсутствия соответствующих условий. Оборудование режимных корпусов следственных изоляторов помещениями для сушки белья не предусматривается нормативными документами.
Питание в СИЗО-2 организовано и предоставляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время». Медицинскими работниками МЧ-17 ежедневно проводятся регулярные оценки качества приготовленной пищи.
Предоставленными меню-раскладками за период содержания Кобелева Д.В. в СИЗО-2 подтверждается соблюдение установленных норм питания. Замена одних продуктов другими производилась в соответствии с Нормами замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение №7 к Приказу Минюста России от 17.09.2018 N 189).
В СИЗО-2 Кобелев Д.В. был поставлен на довольствие по норме питания, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205. Дополнительное питание не предоставлялось ввиду отсутствия для этого медицинских показаний.
Согласно сведениям МЧ №14 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Кобелев Д.В. в медицинскую часть с просьбой поставить его на диетическое питание не обращался, что подтверждается копией журнала амбулаторного приема 1 режимного корпуса. Заболеваний, при которых показано питание согласно Приказу Минюста РФ от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН, на мирное время, у Кобелева Д.В. не имелось.
Кроме того, судом исследованы медицинская карта Кобелева Д.В. и выписной эпикриз от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отсутствуют сведения о наличии у него заболеваний, перечисленных в приложении №5 к приказу Минюста России от 17.09.2018 №189, являющихся основанием для обеспечения повышенной нормой питания.
Такое заболевание как хронический комбинированный геморрой, на которое ссылается административный истец, основанием для обеспечения повышенной нормой питания не является. Обеспечение повышенным питанием в период нахождения на стационарном лечении в учреждениях ФСИН (в Филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в ДД.ММ.ГГГГ.) предусмотрено вышеуказанным приказом Минюста России от 17.09.2018 №189 и, вопреки мнению административного истца, не связано с наличием у него данного заболевания.
В соответствии с п. 150 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемому или обвиняемому телефонные переговоры с родственниками или иными лицами предоставляются администрацией СИЗО при наличии технических возможностей на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Разрешение действительно только на один телефонный разговор. В письменном разрешении на предоставление телефонного разговора, заверенном гербовой печатью, должно быть указано, кому и с какими лицами он предоставляется, их адреса места жительства и номер телефона абонента.
Согласно справке начальника отдела режима и надзора Кобелев Д.В. на основании соответствующих разрешений суда осуществлял телефонные звонки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается и записями в журнале телефонных переговоров.
Доводов о не предоставлении телефонного разговора при наличии письменного разрешения суда на его предоставление административный истец не приводит, в материалах дела сведения о не предоставлении истцу телефонного разговора при наличии письменного разрешения суда отсутствуют.
Административный истец указывает на нарушения в части его размещения в камерах № совместно с ТАМ, болеющим <данные изъяты>, а также совместно с лицами, больными ВИЧ-инфекцией.
Вместе с тем, каких-либо нарушений в данной части судом не установлено.
Согласно абзацу 9 пункта 2 части 2 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17 октября 2005 года "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" изолированное и раздельное содержание предусмотрено в отношении групп больных, перечисленных в абзаце 6 пункта 317 (больных активным туберкулезом, лиц, наблюдающихся в "0" группе диспансерного учета, больных, выделяющих микробактерии туберкулеза, бактериовыделителей с множественной лекарственной устойчивостью).
Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, устанавливающий правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной, которым раздельное содержание осужденных не страдающих активным туберкулезом от лиц, не состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания, не предусмотрено.
Согласно выписке из медицинской карты ТАМ и справкам ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, у ТАМ диагноз <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал; оснований содержать ТАМ отдельно от других подозреваемых и обвиняемых не имелось.
Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает содержание ВИЧ-инфицированных осужденных в исправительных учреждениях с изоляцией от основной массы заключенных, а нахождение в одном помещении с такими лицами не свидетельствует о причинении какого-либо вреда. Кроме того, Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека" запрещает любую дискриминацию в отношении ВИЧ-инфицированных лиц.
В соответствии с приказом Минюста России от 03.11.2005 №204-дсп «Об утверждении инструкции по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» - надзор за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными осуществляется круглосуточно на внутренних постах личным составом четырех дежурных смен (при 12-часовом режиме несения службы) и дневной сменой. Приказом начальника СИЗО об обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, издаваемым накануне на каждые сутки, производится назначение дежурных смен для несения службы. В нем указывается персональная расстановка личного состава каждой смены по постам. При этом надзор за лицами, содержащимися в СИЗО, женским персоналом не запрещен.
Оборудование камер системами видеонаблюдения выполнено ответчиком в соответствии с п.60 Приказа Минюста России №279 от 04.09.2006 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы". Согласно указанной норме, в следственных изоляторах для наблюдения за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей, устанавливаются видеокамеры: в камерах и коридорах режимных зданий и помещений; на прогулочных дворах. Изображения от видеокамер выводятся на видеоконтрольные устройства в помещениях соответствующих операторов СОТ, ПУТСН (СОТ, ДПНСИ, ДПНТ).
Согласно доводам стороны ответчика обзор с камеры видеонаблюдения направлен на спальные места для обеспечения надзора за спецконтингентом, санитарный узел в обзор не входит, тем самым обеспечивается должная приватность, что не оспаривалось административным истцом.
Таким образом, нарушений условий содержания в части оборудования камер следственного изолятора видеокамерами в СИЗО-2 не допущено.
Согласно пункту 134 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов.
Представленными в материалы дела сведениями об учете прогулок (справка начальника отдела режима надзора, копии журналов учета прогулок) подтверждается факт предоставления прогулок административному истцу в период его содержания на территории прогулочных двориков. При этом продолжительность данных прогулок составляла не менее 1 часа каждый день, что не оспаривалось административным истцом, а также следует из журнала учета прогулок.
Доводы иска о том, что в прогулочных двориках был нарушен уровень шума, очень громко играла музыка, допустимыми доказательствами не подтверждены. Кроме того, из пояснений представителя административных ответчиков, дежурный сотрудник СИЗО всегда имеет возможность регулировать громкость.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Европейский Суд в Постановлении ЕСПЧ от 31 мая 2011 года «Дело «Ходорковский (Khodorkovskiy) против Российской Федерации» (жалоба № 5829/04) указывал, что вся структура Конвенции основана на общем предположении о том, что публичные власти в государствах-участниках действуют добросовестно.
Следовательно, на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.
Таким образом, у суда не имеется оснований не доверять представленным в соответствии с положениями приведенной статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствам.
Представленные административным истцом пояснительные записки осужденных МАВ, САС об отсутствии горячего водоснабжения и сливных бачков на унитазах не опровергают обстоятельства, подтвержденные исследованными судом письменными доказательствами.
В этой связи, суд полагает, что в ходе рассмотрения дела по существу не доказаны ненадлежащие условия содержания истца в период его содержания в СИЗО-2, кроме несоблюдения требований об обеспечении горячей водой.
С жалобами на ненадлежащие условия содержания истец в администрацию в СИЗО-2 не обращался, что подтверждается информацией старшего инспектора канцелярии. Согласно ответу Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ от осужденного Кобелева Д.В. обращений, связанных с условиями содержания в ФКУ СИЗО-2 в ДД.ММ.ГГГГ году не поступало.
На обращение Кобелева Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ к Уполномоченному по правам человека по поводу неудовлетворительных условий содержания в СИЗО-2 был дан ответ Управлением ФСИН по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому изложенные в обращении нарушения не подтвердились.
Указывая в дополнении к иску на несогласие с ответом УФСИН России по Республике Коми, административный истец требований о признании незаконным данного ответа в суд не предъявлял.
При вынесении настоящего решения суд исходит из установленного факта нарушения прав истца, выразившегося в несоблюдении ответчиком требований о необходимости наличия горячего водоснабжения в камерах СИЗО-2, и как следствие создании бытовых условий, не отвечающих требованиям гигиены, санитарии, что, безусловно, нарушило права административного истца и является основанием для взыскания в его пользу денежной компенсации.
Определяя размер денежной компенсации, суд учитывает, что он должен отвечать принципам справедливости и разумности. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.
В настоящем деле, принимая во внимание правоприменительную наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания Кобелева Д.В. в СИЗО-2, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца (четыре месяца) и значимость их последствий для него, суд считает необходимым взыскать денежную компенсацию в размере 5000 рублей, находя определенную к взысканию сумму компенсации соотносимой с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, продолжительность, последствия и ущерб, обоснованной и справедливой, а также способствующей восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания прав административного истца.
В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, денежная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227-227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Кобелева ДВ к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, Федеральной службе о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Кобелева ДВ в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кобелева ДВ компенсацию за нарушение условий содержания в размере 5 000 рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Кобелева ДВ, по указанным в его заявлении банковским реквизитам:
<данные изъяты>
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 07 февраля 2022 года.
Судья Н.В. Плесовская