Дело №2-2472/2021
УИД 22RS0069-01-2021-004284-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего Лучинкина С.С.
при секретаре Никитиной Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Исаковой Е.М. к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Филоновой Яне Игоревне о признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Истец Исакова Е.М. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Филоновой Я.И., с учетом уточнения требований просила: признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края об отказе в безвозмездном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка общей площадью 1025 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ///, оформленного письмом Управления имущественных отношений Алтайского края от 16.06.2021 №48/6247; возложить на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность повторного рассмотрения заявления Исаковой Е.М. от 18.05.2021 №5836 в установленном законом порядке в течение 30 дней с даты вступления судебного акта в законную силу, принятия решения о предоставлении в собственность истца на безвозмездной основе указанного земельного участка; признать незаконным распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 16.06.2021 №760 об отмене распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 02.04.2021 №436 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1025 кв.м, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ///; признать незаконным распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 06.08.2021 №1045 о бесплатном предоставлении в собственность Филоновой Я.И. земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1025 кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ///.
В обоснование заявленных требований указала на то, что распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 02.04.2021 №436 ей предварительно было согласовано предоставление бесплатно без торгов в собственность земельного участка общей площадью 1025 кв.м, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ///, для индивидуального жилищного строительства.
В целях реализации указанного распоряжения она за собственный счет обеспечила выполнение кадастровых работ и государственный кадастровый учет указанного земельного участка, по итогам которого участку был присвоен кадастровый номер .... Постановлением Научногородской сельской администрации Ленинского района г.Барнаула от 23.04.2021 №51 участку присвоен адрес: Алтайский край, г.Барнаул, ///.
18.05.2021 г. она обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предоставления в собственность без торгов вышеуказанного участка по ул.Ручейная, 38 в г.Барнауле для индивидуального жилищного строительства на основании п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3 ст.3 закона Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Однако письмом от 16.06.2021 №48/6247 ей отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, отменено ранее принятое распоряжение от 02.04.2021 №436 в связи с тем, что ранее она реализовала право на однократное бесплатное получение в собственность земли, поскольку по сведениям ЕГРН ей ранее была предоставлена 1/4 доля земельного участка площадью 0,1741 га для ведения личного подсобного хозяйства в с.Новоперуново ///
Полагает, что оспариваемый отказ Управления имущественных отношений Алтайского края не соответствует закону, так как ранее земельный участок был предоставлен на праве бессрочного пользования и приобретен в собственность 14.09.2010 по иным основаниям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в который Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ включен принцип однократности предоставления земельных участков на бесплатной основе многодетным семьям, в связи с чем его действие в указанной части не имеет обратной силы и не может распространяться на спорные правоотношения, так как ее семья в статусе многодетной была поставлена на учет в 2012 году.
В связи с изложенным полагает, что поскольку решение от 16.06.2021 №48/6247 об отказе в предоставлении земельного участка, решение об отмене распоряжения от 02.04.2021 №436 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, распоряжение от 06.08.2021 №1045 о бесплатном предоставлении в собственность Филоновой Я.И. земельного участка нарушают ее права на бесплатное предоставление земли в собственность в порядке, предусмотренном п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ и являются незаконными, то в качестве способа восстановления нарушенного права на Управление необходимо возложить обязанность повторно рассмотреть ее заявление от 18.05.2021 №5836 о предоставлении спорного земельного участка, удовлетворить это заявление и отменить решение о предоставлении данного участка Филоновой Я.И.
Кроме того указывает на то, что отмена распоряжения от 02.04.2021 №436 и предоставление спорного земельного участка Филоновой Я.И. до истечения трехмесячного срока на обжалование решения Управления об отказе в предоставлении земельного участка, в нарушение ст.219, ч.1 ст.4 КАС РФ являлась преждевременной и лишила ее права на судебную защиту путем обжалования этого решения, а также права на предоставление конкретного участка в собственность, поиск и кадастровый учет которого она обеспечила за собственный счет.
В судебном заседании представитель истца Исаковой Е.М. - Серова В.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края Паутова Е.Д. возражала против удовлетворения иска, подтвердив доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
Представитель ответчика Филоновой Я.И. -Бадажков П.Е. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. В предыдущем судебном заседании возражал против иска в части признания незаконным распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 06.08.2021 №1045 о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка его доверителю. Пояснил, что спорный земельный участок предоставлен Филоновой Я.И. на законном основании. В случае удовлетворения требований истца о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Алтайского края об отказе в безвозмездном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка, оформленного письмом Управления имущественных отношений Алтайского края от 16.06.2021 №48/6247, Управление должно предоставить истцу иной участок.
Истец Исакова Е.М., ответчик Филонова Я.И. в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, об отложении дела не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части.
В соответствии с ч.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (пункт 6); а также земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 7).
В силу ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.3 закона Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (в редакции закона, применяемой к спорным правоотношениям и действующей до дня вступления в силу Закона Алтайского края от 02.11.2020 №82-ЗС (пункт 2 части 2 данного Закона).
Граждане, указанные в части 3 настоящей статьи, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город Барнаул). Гражданам, состоящим на учете на территории города Барнаула, земельные участки в соответствии с настоящей частью могут быть предоставлены на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, а также в следующих населенных пунктах, входящих в состав территории города Барнаула, в том числе в поселке Казенная Заимка (часть 3.3).
Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также является основанием для снятия граждан с учета в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и не дает права на повторное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с настоящим Законом (часть.3.4).
Как следует из материалов дела, 04.06.2010 между истцом Исаковой (до брака - Губерниевой) Е.М. и Исаковым Н.В. зарегистрирован брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака /// от 04.06.2010.
В семье имеется трое детей: ФИО20 +++ года рождения, ФИО19, +++ года рождения, ФИО18 +++ года рождения.
Право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства возникло у истца с 30.07.2012 года в связи с рождением третьего ребенка.
14.08.2012 Исакова Е.М. обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением о постановке на учет в качестве желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства на основании ч.1 ст.2.3 закона Алтайского края от 16.12.2002 №88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Согласно выписке из Протокола заседания комиссии по учету граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула № 41 от 16.08.2012 заявление истца удовлетворено, комиссией решено поставить Исакову Е.М. на учет и включить в перечень граждан, имеющих трех и более детей и состоящих на учете в качестве желающих приобрести земельные участки.
Право на приобретение земельного участка по указанному основанию Исаковой Е.М. не реализовано до настоящего времени.
Из материалов дела следует, что в порядке, предусмотренном ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлению Исаковой Е.М. от 05.03.2021 Управлением имущественных отношений Алтайского края (далее Управление) вынесено распоряжение №436 от 02.04.2021 о предварительном согласовании Исаковой Е.М. предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 1025 кв.м, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, /// для индивидуального жилищного строительства. Этим же распоряжением Исаковой Е.М. вменено обеспечить выполнение кадастровых работ и осуществить государственный кадастровый учет земельного участка в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.48,49).
Из содержания выписки из ЕГРН от 07.09.2021, кадастрового дела следует, что во исполнение данного распоряжения истцом в отношении вышеуказанного земельного участка произведен государственный кадастровый учет, по итогам которого участку был присвоен кадастровый номер ..., участку присвоен адрес: Алтайский край, г.Барнаул, пос.Казенная Заимка, /// (л.д.20-24, 97-103). 18.05.2021 истица обратилась в Управление с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность на основании ч.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и ст.3 Закона Алтайского края №98-ЗС, однако решением Управления №48/6247 от 16.06.2021 в удовлетворении заявления отказано, а распоряжением Управления №760 от 16.06.2021 отменено распоряжение №436 от 02.04.2021 о предварительном согласовании предоставления земельного участка на том основании, что по данным ЕГРН ранее Исаковой Е.М. бесплатно в собственность была предоставлена 1/4 доля земельного участка площадью 0,1741 га в с.Новоперуново /// для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем Исаковой Е.М. реализовано право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка (л.д.50, 65, 66).
Впоследствии распоряжением Управления №1045 от 06.08.2021 спорный земельный участок был предоставлен Филоновой Я.И. в собственность бесплатно на основании п.6 ст.39.5 ЗК РФ, ч.3.3 ст. Закона Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС.
В соответствии с ч.2 ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Исаковой Е.М. отказано в предоставлении спорного земельного участка в соответствии с п.п. 1 и 3 ч.11 ст.7 Закона №98-ЗС, ч.1 ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с реализацией права на однократное получение земельного участка по основаниям, предусмотренным п.6,7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.09.2010, выписке из ЕГРН истице принадлежала 1/4 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 1741 кв.м, расположенный в с.Новоперуново ///
В качестве основания возникновения права указана выписка из похозяйственной книги Новоперуновского сельсовета Тальменского района Алтайского края №50 от 05.05.2009 о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной на основании записи того же сельсовета от 09.12.1985 в похозяйственной книге №8 (лицевой счет №700 01.01.1983-31.12.1985 г.г.).
Доказательств того, что истице по решению органа местного самоуправления из земель государственной или муниципальной собственности выделялся данный земельный участок не представлено.
Вместе с тем в материалы дела представлено Свидетельство на право собственности на землю №420 от 25.05.1993, выданное на имя Аксенова М.П. М.П. (отца истицы). Из содержания данного документа усматривается, что данному землепользователю постановлением администрации Новоперуновского сельсовета Тальменского района №33 от 28.12.1992 для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 0.19 га по адресу: Тальменский район, ///
Таким образом, земельный участок, который, по мнению Управления истице был предоставлен бесплатно в собственность в 2009 году, что явилось основанием отказа в предоставлении спорного земельного участка, по состоянию на 2009 год уже являлся объектом собственности иного лица и не относился к государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, как было указано выше, 16.08.2021 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула Исакова Е.М. поставлена на учет граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
На момент включения истца в реестр многодетных семей, желающих приобрести бесплатно земельный участок на территории Алтайского края, право граждан, имеющих трех и более детей, на получение в собственность бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков было регламентировано абзацем 2 части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным в действие с 17.06.2011 Федеральным законом 14.06.2011 N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации".
Кроме того, на момент возникновения спорных правоотношений в Алтайском крае действовал закон Алтайского края от 16.12.2002 №88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Согласно статье 2.3 Закона № 88-ЗС граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное получение в собственность без торгов земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Земельные участки предоставляются гражданам в границах муниципального района или городского округа, на территории которых они постоянно проживают, в порядке очередности, исходя из времени постановки таких граждан на учет и наличия свободных земель, с учетом положений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности. Повторное предоставление земельных участков, осуществляемое в соответствии с настоящей статьей, не допускается.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона № 98-ЗС со дня вступления в силу данного Закона (10 ноября 2015 года) Закон № 88-ЗС признан утратившим силу.
Вместе с тем в силу части 4 статьи 9 Закона № 98-ЗС граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, указанные в статье 3 настоящего Закона, состоявшие на учете до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, на момент постановки Исаковой Е.М. на учет существовал исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без торгов. При этом такого основания как предоставление в собственность земельного участка до приобретения истцом статуса многодетной семьи в указанном перечне не содержалось.
Положениями данного закона субъекта Российской Федерации было предусмотрено право многодетной семьи на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов независимо от реализации ранее членами этой семьи права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно по иным предусмотренным законом Алтайского края основаниям, а также не было предусмотрено такое основание для исключения многодетной семьи из реестра многодетных семей как реализация ранее членами многодетной семьи права на получение земельного участка в собственность по иному, не предусмотренному пунктом 3 статьи 3 настоящего закона, основанию.
Не предусматривала такого основания и первоначальная редакция Закона №98-ЗС, в соответствии с частью 11 статьи 7 которого помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Алтайского края, решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в следующих случаях: утраты гражданином оснований для получения в соответствии с настоящим Законом земельного участка (пункт 1); снятие гражданина, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Закона, с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (пункт 2); повторное обращение гражданина после предоставления ему земельного участка в соответствии с настоящим Законом или Законом № 88-ЗС (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 года № 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в Российской Федерации как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, пустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Норма, предусмотренная пунктом 3 части 11 статьи 7 Закона № 98-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 05 июля 2017 года № 54-ЗС), согласно которой помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в случае повторного обращения гражданина после предоставления ему земельного участка в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, законом Алтайского края от 16 декабря 2002 года № 88-ЗС, не имеет обратной силы.
По смыслу данной нормы закона основанием для снятия с учета указанной категории граждан либо отказа в предоставлении земельного участка является предоставление земельного участка после вступления в силу указанных изменений в Закон № 98-ЗС.
Таким образом, к правоотношениям сторон пункт 3 части 11 статьи 7 Закона №98-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 05 июля 2017 года № 54-ЗС), учитывая названные положение пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, применению не подлежит.
Ввиду изложенного, довод ответчика о том, что истцом уже реализовано право на получение земельного участка бесплатно, неправомерен, поскольку основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах Управлению надлежало обеспечить реализацию права истца на предоставление спорного земельного участка по основаниям, существовавшим на момент постановки Исаковой Е.М. на учет граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Доводы ответчика о том, что предоставление гражданам земельных участков должно осуществляться в соответствии с действующей на момент принятия решения Управлением редакцией пункта 3 части 11 статьи 7 Закона № 98-ЗС (в редакции Законов Алтайского края от 05 июля 2017 года № 54-ЗС и от 02 ноября 2020 года № 82-ЗС) основаны на неверном толковании указанных норм материального права, в связи с чем признаются судом не состоятельными.
Кроме того, правило, установленное частью 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, на которое ссылается Управление имущественных отношений Алтайского края, к спорным правоотношениям также не может быть применено, поскольку указанная норма введена в действие Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступила в силу с 24.06.2014. В связи тем, что положения названной нормы права обратной силы не имеют, то и применению к спорным отношениям, возникшим ранее, в 2012 году, не подлежит.
Также положение данной статьи, предусматривающей однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность, распространяется на случаи однократного его предоставления многодетным семьям, а также иным лицам, в случаях, предусмотренных Федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Земельный участок, расположенный в с.Новоперуново по /// находящийся у Исаковой Е.М. на праве общей долевой собственности на основании вышеуказанной Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, который в пользовании семьи отца истца находился с 1985 года.
Доказательств того, что указанный участок был предоставлен истице бесплатно в собственность на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что ни до, ни после введения в действие статьи 39.19 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой появился принцип однократности предоставления бесплатно земельного участка в собственность, Исакова Е.М. на основании решения органа местного самоуправления бесплатно в собственность земельный участок не приобретала.
Поскольку правовых оснований для отказа в предоставлении Исаковой Е.М. спорного земельного участка в собственность без торгов не установлено, суд приходит к выводу о том, что решение Управления об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от 16.06.2021 №48/6247, а также распоряжение Управления от 16.06.2021 №760 которым отменено распоряжение №436 от 02.04.2021 о предварительном согласовании предоставления Исаковой Е.М. в собственность без торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства не отвечает требованиям действующих нормативных правовых актов и являются незаконными.
По результатам рассмотрения дела судом установлено, что оспариваемые истцом решение и распоряжение Управления от 16.06.2021 нарушает права Исаковой Е.М., поскольку препятствует ей в реализации права на получение земельного участка в собственность бесплатно как состоящей на учете граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельный участок, для индивидуального жилищного строительства.
При изложенных обстоятельствах требования истца в части признания незаконными данных актов подлежат удовлетворению.
Поскольку распоряжением №436 от 02.04.2021 Исаковой Е.М. предварительно было согласовано предоставление в собственность без торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, пос.Казенная Заимка, /// (ст.39.15 ЗК РФ), а отказ в предоставлении в собственность данного участка является незаконным, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Управление обязанности повторного рассмотрения заявления Исаковой Е.М. от 18.05.2021 №5836 о предоставлении в собственность указанного участка в установленном законом порядке в течение 30 дней с даты вступления судебного акта в законную силу.
При этом суд исходит из того, что в соответствии со статьей 4 Закона Алтайского края от 04 февраля 2007 года № 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае», статьей 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края», постановлениями Администрации Алтайского края от 26 августа 2016 года № 297 и от 16 октября 2018 года № 392 «Об органах исполнительной власти Алтайского края», пунктом 1.1 и подпунктом 4 пункта 2.1.4 положения об Управлении имущественных отношений Алтайского края, утверждённого Указом Губернатора Алтайского края от 03 ноября 2016 года № 131, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование истца о возложении на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанности по принятию решения о предоставлении в собственность Исаковой Е.М. на безвозмездной основе земельного участка, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, пос.Казенная Заимка, /// на основании ее заявления от 18.05.2021 №5836, поскольку суд не вправе подменять деятельность органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие в установленном законом порядке соответствующего решения о предоставлении земельного участка.
Разрешая исковые требования о признании незаконным распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края от 06.08.2021 №1045 о предоставлении в собственность бесплатно Филоновой Я.Н. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, пос.Казенная Заимка, ул.Ручейная, д.38, суд находит их подлежащими удовлетворению как находящиеся в причинной связи с предыдущими требованиями о правах истца на конкретный спорный участок.
Так истица претендует на получение земельного участка на основании ч.3, 3.3, 3.4 ст.3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», которая позволяет многодетной семье реализовать право на предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства бесплатно земельного участка без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации при условии самостоятельного подбора этого земельного участка и обеспечение его кадастрового учета после принятия соответствующего решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п.15 ст.39.15 ЗК РФ).
Как видно из материалов дела истица самостоятельно нашла и выбрала земельный участок, расположенный по адресу: г.Барнаул, ///, в установленном порядке обратилась с заявлением по результатам рассмотрения которого распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 02.04.2021 №436 ей было предварительно согласовано предоставление этого участка, далее она за свой счет организовала проведение кадастровых работ и кадастровый учет участка, постановлением Научногородской сельской администрации Ленинского района г.Барнаула от 23.04.2021 №51 участку присвоен адрес: Алтайский край, г.Барнаул, ///, однако в предоставлении участка в собственность истице было незаконно отказано, а распоряжение 02.04.2021 №436 отменено.
При этом суд отмечает, что в силу вышеуказанных норм права претендовать истица имеет право именно на конкретный выбранный ею участок, в связи с чем предоставление его Филоновой Я.Н. с учетом незаконности решения Управления №48/6247 от 16.06.2021 и распоряжения от 16.06.2021 №760 является неправомерным, поскольку препятствует истцу в реализации права на получение земельного участка в собственность бесплатно как состоящей на учете граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельный участок, для индивидуального жилищного строительства в указанном выше порядке.
При таких обстоятельствах распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 06.08.2021 №1045 о предоставлении в собственность Филоновой Я.И. спорного земельного участка является незаконным.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу Исаковой Е.М., подлежит взысканию госпошлина, уплаченная при подаче иска в размере 900 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1025 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░, ///, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №48/6247 ░░ 16.06.2021 ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 18.05.2021 ░. №5836 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16.06.2021 ░. №760 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 02.04.2021 ░. №436 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1025 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░, ///, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 06.08.2021 ░. №1045 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1025 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░, ///, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 900 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░