Дело № 2а-795/2022
11RS0004-01-2022-000689-66
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Васевчик Е.П.
при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 25 апреля 2022 года административное дело по административному иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, запрещенной в Российской Федерации, в обоснование своих требований указывая, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение п. 3.2. Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании», а также на основании поступившего обращения проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет». В ходе проверки изучены интернет-страницы с адресами в сети «Интернет»: http://www.yandex.ru/video/touch/preview/4607404976292418648 (видеоролик «Ловим Европейского хариуса на Приполярном Урале. Река Косью») и http://www.yandex.ru/video/touch/preview/5137411705796332202 (видеоролик «Приполярный урал ловим хариуса на реке Косью»), содержащая в свободном доступе для неограниченного круга лиц информацию о деятельности, противоречащей законодательству Российской Федерации и распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В видеороликах, расположенных по указанным сетевым адресам, запечатлен факт добычи водных биоресурсов рыбы вида «хариус европейский». Из содержания видеороликов следует, что указанные действия осуществлены на территории ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» (река Косью). Доступ к интернет-сайтам открыт для всех пользователей сети «Интернет». Вход на интернет-страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием данных видеороликов имеет возможность любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Печорский природоохранный межрайонный прокурор просит признать информацию, размещенную в сети Интернет по сетевым адресам: http://www.yandex.ru/video/touch/preview/4607404976292418648 (видеоролик «Ловим Европейского хариуса на Приполярном Урале. Река Косью») и http://www.yandex.ru/video/touch/preview/5137411705796332202 (видеоролик «Приполярный урал ловим хариуса на реке Косью») информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Печорского природоохранного межрайонного прокурора Сизов С.В. отказался от исковых требований о признании запрещенной информации, размещенной в сети «Интернет» по сетевому адресу: http://www.yandex.ru/video/touch/preview/4607404976292418648, указав, что в настоящее время при переходе по указанной ссылке происходит техническая ошибка сайта. Уточнил исковые требования, просил суд признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в сети Интернет по сетевому адресу: https://vk.com/video16033525_150840547 (видеоролик с названием «Ловим Европейского хариуса на Приполярном Урале. Река Косью»).
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми, ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания. Из письменных отзывов следует, что требования прокурора поддерживают.
Суд, заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч.6 ст.10 Федерального закона №149–ФЗ).
В соответствии со ст.15 Федерального закона № 149–ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149–ФЗ).
Понятие информационно–телекоммуникационной сети дано в ч.4 ст.2 Федерального закона № 149–ФЗ, в соответствии с которой под такой сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч.13 ст.2 Федерального закона № 149–ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». Страница сайта в сети «Интернет» является частью сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Конституцией РФ установлено, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9), каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 58).
ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» создан на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 № 377 «О создании в Республике Коми национального парка «Югыд ва» и в соответствии с действующим законодательством является особо охраняемой природной территорией.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также в соответствии с п. 9 Положения о национальном парке «Югыд ва» утвержденного Приказом Минприроды России от 20.11.2013 № 534 на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Согласно подп. 18 п. 9 Положения запрещено нахождение с орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по государственному надзору в области охраны и использования территории национального парка уполномоченными должностными лицами, с осуществлением спортивного и любительского рыболовства в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с п. 10.2 Положения в пределах особо охраняемой зоны национального парка запрещено также осуществлять любительское и спортивное рыболовство.
Кроме того, подп. «а» п. 43.4 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна утвержденного Приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 «Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна» в реке Печора выше деревни Пачгино и в реках, впадающих в. нее: Унья, Илыч, Вуктыл, Югыд Вуктыл, Подчерье, Щугор с притоками - Большой Паток, Малый Паток; Уса с притоками - Косью выше устья реки Кожим, Кожим, Лемва, Вангыр, Большая Сыня; запрещается добыча (вылов) водных биоресурсов, в том числе запрещено осуществлять любительское и спортивное рыболовство.
В соответствии с разъяснениями указанными в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36, ст. 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивается, в том числе, путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
При рассмотрении дел об экологических правонарушениях судам следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ч. 2 ст. 253, ст. 256, ст. 258.1 УК РФ) под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом на особо охраняемых природных территориях.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В соответствии со ст.36 Федерального закона №33-ФЗ определено, что законодательством устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
Так, за незаконная добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено на особо охраняемых природных территориях (п. «г» ч. 1 ст. 256 УК РФ) и за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба (ст. 262 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность.
В судебном заседании установлено, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для объектов животного мира.
Проверкой установлено, что в сети Интернет на интернет-страницах с адресами: http://www.yandex.ru/video/touch/preview/5137411705796332202 (видеоролик «Приполярный урал ловим хариуса на реке Косью» и https://vk.com/video16033525_150840547 (видеоролик «Ловим Европейского хариуса на Приполярном Урале. Река Косью») содержится информация о деятельности, противоречащей законодательству Российской Федерации, а именно: запечатлен факт добычи водных биоресурсов рыбы вида «хариус европейский». Из содержания видеороликов следует, что указанные действия осуществлены на территории ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» (река Косью).
Сведения об осмотре указанных интернет-страниц отражены в акте, согласно которому, запечатлен факт добычи природных ресурсов-рыбы вида «хариус европейский», указанные действия осуществлены на особо охраняемой территории – Национальный парк «Югыд ва».
Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, побуждающей к совершению действий по нарушению режима особой охраны национального парка (рубка деревьев, вылов водных биологических ресурсов на особо охраняемой природной территории), за осуществление которых законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации. Указанное способствует совершению преступлений, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, побуждающей к совершению действий по нарушению режима особой охраны национального парка (вылов водных биологических ресурсов на особо охраняемой природной территории), за осуществление которых законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07. 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно -телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Учитывая изложенное, сеть «Интернет» является информационно -телекоммуникационной сетью.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр доменных имен). В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
Основанием для включения в Единый реестр доменных имен сведений, указанных в части 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Учитывая, что информация, распространенная в сети Интернет на web-страницах с адресвми: http://www.yandex.ru/video/touch/preview/5137411705796332202 и https://vk.com/video16033525_150840547, содержащие в свободном доступе для неограниченного круга лиц информацию о деятельности противоречащей законодательству Российской Федерации (факт добычи водных биоресурсов - рыба вида «хариус европейский» на особо охраняемой территории федерального значения – национальный парк «Югыд ва», использование которого влечет как уголовную, так и административную ответственность), соответственно указанная информация является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение доступа к информации о незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях является нарушением требований действующего законодательства в области информационных технологий и охраны водных биоресурсов, а также негативным образом сказывается на общественной нравственности и может послужить одним из условий совершения преступлений, что является недопустимым, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Печорского природоохранного межрайонного прокурора о признании данной информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд,
решил:
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевым адресам: http://www.yandex.ru/video/touch/preview/5137411705796332202 (видеоролик «Приполярный урал ловим хариуса на реке Косью») и https://vk.com/video16033525_150840547 (видеоролик «Ловим Европейского хариуса на Приполярном Урале. Река Косью»).
Направить копию вступившего в законную силу решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанных страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Васевчик
Мотивированное решение изготовлено 13.05.2022