Дело № 2 - 119/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
16 января 2019 РіРѕРґР° РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Степановой Р•.Рђ. РїСЂРё секретаре Петренко Рњ.РЎ. рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Редько Р“. Р. Рє РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРјСѓ муниципальному унитарному предприятию тепловых сетей РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рѕ признании действий РїРѕ непредоставлению услуги горячего водоснабжения неправомерными, возложении обязанности обеспечить оказание услуги горячего водоснабжения, взыскании убытков, штрафа, СЃ участием третьих лиц специализированного потребительского кооператива РїРѕ управлению домами В«XXXXВ», РњРЈРџ В«XXXXВ»,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстица обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ названными требованиями, РІ обоснование которых указала, что является РѕРґРЅРёРј РёР· собственников квартиры, расположенной РїРѕ адресу XXXX. РЎ ДД.РњРњ.ГГ собственникам помещений РІ РґРѕРјРµ прекращена подача горячего водоснабжения. Ранее данная услуга представлялась РІ РґРѕРјР° в„–XXXX РїРѕ XXXX РћРћРћ В«XXXXВ» (далее РћРћРћ В«XXXXВ») путем подачи тепловой энергии РЅР° Центральный тепловой РїСѓРЅРєС‚ -34 (далее XXXX. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ отказом РћРћРћ В«XXXXВ» РѕС‚ подачи тепловой энергии ответчиком РїРѕ поручению администрации РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° нагрузки XXXX должны были быть переключены РЅР° котельную XXXX путем устройства дополнительного котельного оборудования РІ котельной XXXX, строительства тепловой сети РїРѕ XXXX длиной 1 РєРј, переключения РґРѕРјРѕРІ РїРѕ XXXX Рє двухтрубной системе теплоснабжения котельной XXXX. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ аварийным состоянием надземных тепловых сетей отопления Рё ГВС РѕС‚ XXXX РґРѕ XXXX длиной 310 Рј, ответчиком были выполнены работы только РїРѕ переключению внутренних систем теплопотребления РґРѕРјРѕРІ Рє двухтрубной системе теплоснабжения. Для обеспечения РґРѕРјР° горячим водоснабжением ответчик обратился РІ управляющую компанию XXXX - РћРћРћ В«XXXXВ» Рѕ согласовании установки элеватора РЅР° системе отопления Рё оборудовании теплового пункта для приготовления горячей РІРѕРґС‹ РІ подвале РґРѕРјР° СЃ передачей предприятию подвального помещения РІ аренду для размещения оборудования СЃ внесением арендной платы XXXX РІ РіРѕРґ. Управляющей компанией XXXX является потребительский кооператив РїРѕ управлению домами В«XXXXВ». РџРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГ РћРћРћ В«XXXXВ» направило ответчику протоколы общих собраний собственников помещений РІ РѕР±РѕРёС… домах СЃ принятыми решениями Рѕ том, что РѕРЅРё РЅРµ согласны РЅР° реконструкцию тепловых сетей путем установки индивидуального теплового пункта. Согласно техническому паспорту РЅР° XXXX нем предусмотрено устройство труб для горячего водоснабжения, ответчик РІ нарушение договорных обязательств СЃ управляющей компанией прекратил поставку горячего водоснабжения. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим истица была вынуждена ДД.РњРњ.ГГ приобрести водонагреватель Р·Р° XXXX.
Просила признать действия ответчика по непредоставлению услуги горячего водоснабжения неправомерными, обязать ответчика обеспечить оказание услуги горячего водоснабжения, взыскать убытки XXXX, штраф.
В судебном заседании на исковых требованиях настаивала, пояснила, что собрания, на котором собственники приняли решения реконструкции тепловых сетей путем установки бойлера в подвальном помещении дома, не проводилось. Собственники отказались от реконструкции, т.к. в этом случае увеличивалась оплата на общедомовые нужды, ответчик отказался ставить систему погодного регулирования. Собственники в основном являются пенсионерами. В связи с переключением ЦТП- 34 на котельную XXXX Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа (далее УМУПТС) в котельной был установлен дополнительный котел с увеличением мощности котельной на 4, 41 Гкал\час. Достигнутая мощность явилась достаточной для подачи теплоснабжения и горячего водоснабжения по прежней действующей схеме от XXXX, что можно определить арифметическим расчетом тепловой мощности на основании расшифровки по гигакалориям отопления и горячей воды, отпускаемых потребителям с ЦТПXXXX, содержащейся в соглашении о расторжении договора (в горячей воде) от ДД.ММ.ГГ и сведений о мощности котельной XXXX в результате ее реконструкции, которой достаточно для подачи отопления и горячего водоснабжения для потребителей микрорайона, в том числе в дома №XXXX по XXXX по существующей схеме от ЦТП XXXX. В схеме прокладки магистрального трубопровода от котельной XXXX указана ее мощность до реконструкции. Доводы ответчика какими-либо расчетами не подтверждены. Ответчик располагал возможностью без нарушения строительных норм и правил проложить магистральный трубопровод от котельной XXXX к ЦТП XXXX, совместив этот проект с реконструкцией существующих сетей теплоснабжения подачи горячей воды по существующей схеме подачи горячего водоснабжения. Ответчиком не приведен расчет, из которого бы следовала экономическая целесообразность применения предлагаемой схемы подачи горячего водоснабжения.
Представители ответчика, действующие по доверенностям Шемчук Е.В., Крамаренко А.А., Корчагина А.А. с исковыми требованиями не согласились ввиду следующего.
РЈРњРЈРџРўРЎ РїРѕ отношению Рє истице является РЅРµ СЃ исполнителем коммунальной услуги, Р° ресурсоснабжающей организацией. Рсточником подачи тепловой энергии РІ XXXX РІ Рі. РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРµ являлось XXXX, теплоснабжение Рё горячее водоснабжение подавалось РІ РґРѕРј РїРѕ 4-С… трубной системе РѕС‚ XXXX. Данные сети находились РІ неудовлетворительном состоянии, планировался РёС… капитальный ремонт РІ ДД.РњРњ.ГГ путем проведения сетей РїРѕРґ проезжей частью XXXX Рє тепловой камере. Такой вариант был выбран потому, что РЅР° данном участке имеется РјРЅРѕРіРѕ подземных коммуникаций, стеснены условия производства работ.
Тепловая энергия на XXXX подавалась ООО «XXXX», которая ДД.ММ.ГГ уведомила администрацию Уссурийского городского округа о выводе источника тепловой энергии XXXX из эксплуатации. В связи с этим нагрузка XXXX была переключена на котельную XXXX со строительством тепловой сети длиной 1км по XXXX, установкой дополнительного оборудования на котельной XXXX- котла XXXX. Проведение этих мероприятий сделало невозможным проведение планировавшейся реконструкции сетей. Первостепенной задачей при разработке вариантов прокладки сетей явилось обеспечение домов бесперебойным теплоснабжением.
Оставить сети отопления Рё ГВС РѕС‚ XXXX РІ надземном исполнении РЅРµ представлялось возможным, С‚.Рє. часть сетей находилась РІ границах земельного участка, переданного РњРЈРџ В«XXXXВ» для строительства канализационного коллектора. Рмелся только РєРѕСЂРёРґРѕСЂ размером 1 Рј, РІ котором невозможно без нарушения СЃРІРѕРґР° строительных правил проложить магистральный трубопровод РѕС‚ котельной XXXX РґРѕ XXXX СЃ одновременным размещением реконструируемых сетей отопления Рё ГВС РѕС‚ XXXX РґРѕ РґРѕРјРѕРІ РїРѕ XXXX. Р’ случае выхода сетей для прохождения РёС… РїРѕ опорам будет невозможно провести строительство (ремонт) канализационного коллектора. Также РЅРµ представлялось возможным выполнить работы РїРѕ прокладке сетей РїРѕ той Р¶Рµ трассировке РІ подземном исполнении, С‚.Рє. РІ этом случае тепловая сеть затронула Р±С‹ придорожный кювет для ливневых стоков. Поэтому тепловая сеть РѕС‚ котельной XXXX была построена РїРѕРґ проезжей частью XXXX РґРѕ существующей СЃ тепловой сети РѕС‚ котельной РћРћРћ В«XXXXВ», что исключило одновременную подачу ГВС РІ часть многоквартирных РґРѕРјРѕРІ, включая XXXX.
В связи с изменением схемы теплоснабжения в адрес управляющей компании ООО «XXXX» было направлено письмо с просьбой согласовать устройство теплового пункта для внутренних систем теплоснабжения с установкой современного оборудования. ДД.ММ.ГГ ООО «XXXX» сообщило, что собственники помещений XXXX согласны на установку бойлеров ГВС. УМУПТС была произведена закупка оборудования, однако письмом от ДД.ММ.ГГ ООО «XXXX» направило протокол общего собрания собственников дома о том, что ими принято решение не реконструировать сети дома и не размещать оборудование для приготовления ГВС в подвале дома. На тот момент уже был готов проект на прокладку новой тепловой сети, вырыт котлован. Прокладка еще двух труб ГВС под XXXX от котельной XXXX невозможна из-за узкого коридора для прокладки труб, было проложено две трубы теплоснабжения.
Представители специализированного потребительского кооператива по управлению домами «XXXX» Хрычев С.В., по доверенности Горовая О.Г. требования истицы поддержали, пояснили, что собственники отказались от устройства бойлера в подвале дома, т.к. это увеличило бы платежи по ОДН, УМУПТС отказалось установить счетчик погодного регулирования. Полагали возможным установить трубы от XXXX по- прежнему – на опорах, считают, что УМУПТС могло заменить часть трассы.
Представитель МУП «XXXX» по доверенности Видова В.В. возражала против удовлетворения требований, т.к. в районе земельного участка, где могли бы быть проложены трубы от XXXX, проходят сети напорной канализации, в этом же районе предприятию выделен участок для строительства напорного канализационного коллектора, ведутся проектно-изыскательские работы. Расстояние канализации от теплопровода при их параллельном размещении должно составлять не менее 1 м, от опор теплосетей - не менее 3м. Нарушение этих норм может нарушить экологическую безопасность, какое - либо строительство на этом участке нарушит права МУП «XXXX».
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» (далее Закон) источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.
Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Как следует из пункта 9 статьи 2 Закона, потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354).
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В силу пункта 2 Правил № 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с пунктом 6, 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В судебном заседании установлено, что истица является собственником XXXX в г. Уссурийске, где имелось централизованное горячее водоснабжение, подаваемое УМУПТС как ресурсоснабжающей оранизацией. оплата за эту услугу вносилась УМУПТС. С учетом приведенных норм УМУПТС одновременно является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам дома.
По договору энергоснабжения (в горячей воде) от ДД.ММ.ГГ, заключенному между ООО «XXXX» как энергоснабжающим предприятием и УМУПТС как абонентом, ООО «XXXX» подавало УМУПТС тепловую энергию (отопление, горячее водоснабжение) с целью обеспечения населения тепловой энергией.
Правопреемником ООО «XXXX» является ООО «XXXX».
ДД.ММ.ГГ ООО «XXXX» уведомило администрацию Уссурийского городского округа о выводе котельной из эксплуатации путем консервации в конце ДД.ММ.ГГ. В перечне потребителей тепловой энергии, теплоснабжение которых прекращается, был указан XXXX.
ДД.ММ.ГГ УМУПТС сообщило администрации Уссурийского городского округа, что соответствующих уведомлений от владельца источника тепловой энергии не получало, иного источника теплоснабжения, способного обеспечить выработку необходимой тепловой энергии для нужд отопления и ГВС в микрорайоне нет, к отопительному сезону ДД.ММ.ГГ г.г. альтернативный построить невозможно. В связи с несоблюдением ООО «XXXX» порядка уведомления просил оставить последнее без рассмотрения.
Как установлено судом, следует из пояснения сторон, теплоснабжение и горячее водоснабжение в дом подавалось от котельной ООО «XXXX» до XXXX, а далее в 4-м трубам в надземном исполнении до тепловой камеры по XXXX, а далее в подземном исполнении.
До получения уведомления от ООО «XXXX» ответчиком была запланирована реконструкции сетей от XXXX ввиду их неудовлетворительного состояния.
В связи с прекращением работы прежнего теплоносителя УМУПТС было принято решение об использовании источника теплоснабжения- котельной УМУПТС XXXX, в связи с чем на котельной XXXX был установлен дополнительный котел. Для подачи тепловой энергии под проезжей частью XXXX построена в двухтрубном исполнении система теплоснабжения от котельной XXXX до существующей тепловой сети от котельной ООО «XXXX».
Как пояснил ответчик, возможность устройства труб для отопления и горячего водоснабжения от XXXX к дому XXXX по XXXX как в надземном, так и в подземном исполнении была невозможной без нарушения строительных норм и правил в связи с тем, что земельный участок был передан МУП «XXXX» для устройства канализационного коллектора. Проложить 4 трубы от котельной XXXX под проезжей частью XXXX также не представлялось возможным и-за узкого коридора.
Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГ администрации Уссурийского городского округа в ООО «XXXX», ДД.ММ.ГГ администрация Уссурийского городского округа требовала приостановить вывод из эксплуатации источника тепловой энергии на срок до 3-х лет, однако в связи с переключением объектов на котельную XXXX после строительства новой тепловой сети на XXXX, ООО «XXXX» согласован вывод его котельной из эксплуатации.
В п. 4 приложения N 1 к Правилам №354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определены требования к качеству предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии со ст. 22 указанного Закона в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
В случае, если вывод объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения, органы местного самоуправления обязаны уведомить собственников и иных законных владельцев указанного объекта о сроках и причинах такого решения не менее чем за один год до наступления указанного срока.
Собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.
Согласно Правилам горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 "вывод из эксплуатации" - окончательная остановка работы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.
Решение о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных (присоединенных) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения принимается органом местного самоуправления в отношении организации, осуществляющей горячее водоснабжение с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения). Собственники или иные законные владельцы объектов централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за 1 год до планируемого вывода из эксплуатации обязаны уведомить органы местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.
Орган местного самоуправления в течение 6 месяцев со дня получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта, в том числе водопроводных сетей, из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта.
Орган местного самоуправления вправе потребовать от собственника или иных законных владельцев объекта централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, приостановить вывод такого объекта из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более 1 года при наличии угрозы возникновения дефицита горячей воды, а собственник или иные законные владельцы обязаны выполнить требование органа местного самоуправления.
В письме от ДД.ММ.ГГ УМУПТС просило директора ООО «XXXX» Хрычева С.В., являющегося одновременно руководителем специализированного потребительского кооператива по управлению домами «XXXX», согласовать устройство в подвальных помещениях домов устройство теплового пункта для внутренних систем теплоснабжения с отнесением затрат по установке, содержанию, ремонту и обслуживанию на УМУПТС.
В письме в адрес УМУПТС от ДД.ММ.ГГ Хрычев С.В. сообщил, что собственники помещений, в частности в XXXX, согласны на установку бойлеров на горячее водоснабжение, систему теплоснабжения оставить прежней с установкой погодного регулирования температуры теплоносителя. Ответчиком было закуплено соответствующее оборудование, однако письмом от ДД.ММ.ГГ Хрычев С.В. направил протокол общего собрания собственников помещений XXXX от ДД.ММ.ГГ о том, что собственники не согласны на реконструкцию сетей путем установки индивидуального теплового пункта для приготовления ГВС в подвале дома.
Подача горячего водоснабжения собственникам помещений в доме прекращена с ДД.ММ.ГГ.
Несмотря на дальнейшие обращения УМУПТС о том, что иным образом подача горячего водоснабжения невозможна, решение собственниками изменено не было.
РР· изложенного следует, что подача горячего водоснабжения РІ XXXX РІ Рі. РЈСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРµ была прекращена РЈРњРЈРџРўРЎ РїРѕ причине изменения теплоносителя, вывода сетей РёР· эксплуатации.
Доводы истицы о возможности устройства централизованного горячего водоснабжения, в том числе в настоящее время, основаны на предположениях, опровергаются пояснениями ответчика и представителя МУП «XXXX».
Несоблюдение процедуры вывода сетей горячего водоснабжения РёР· эксплуатации само РїРѕ себе РЅРµ порождает обязанность ответчика осуществлять услугу РїРѕ горячему водоснабжению РґРѕРјР° централизованным путем, С‚.Рє. несоблюдение этой процедуры было вызвано ограниченными сроками для устройства подачи теплоснабжения новым теплоносителем. РРЅРѕР№ СЃРїРѕСЃРѕР± горячего водоснабжения РґРѕРјР° был ответчиком предусмотрен, РЅРѕ РїРѕ независящим РѕС‚ него обстоятельствам – решению собственников РґРѕРјР°, применен РЅРµ был.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истицы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении исковых требований Редько Р“. Р. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Степанова
Мотивированное решение изготовлено 23.01.2019