Решение по делу № 2-9/2023 (2-402/2022;) от 07.11.2022

Дело № 2-9/2023 КОПИЯ

59RS0024-01-2022-000534-17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Красновишерск 16 января 2023 года

Красновишерский районный суд Пермского края в составе председательствующего Байдериной И.В.

при секретаре судебного заседания Бибиковой Т.С.

с участием помощника прокурора Красновишерского района Станкевич Н.А.

истцов Кислера С.Р., Кислер М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Красновишерск гражданское дело по иску прокурора Красновишерского района в интересах Кислера С.Р., Кислер М.М. о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Красновишерского района Пермского края в интересах Кислера С.Р., Кислер М.М. обратился в суд с иском к администрации Красновишерского городского округа Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, мотивируя тем, что в отношении многоквартирного жилого дома 1930 года постройки, расположенного по адресу г. Красновишерск ул. Дзержинского, дом № 20, где по договору социального найма Кислер С.Р., Кислер М.М. занимают <адрес>, комната 2, общей площадью 34,6 кв.м, по заключению межведомственной комиссии от 11.07.2022 года принято решение об отнесении его к категории непригодных для проживания, имеется просадка фундамента по фасаду, частичное отсутствие цоколя, трещины, сколы, утрата конструктивной прочности, гниение первого и второго сруба стены здания, гниение сруба под окнами, горизонтальные трещины по периметру здания, общее старение древесины, многочисленные разнонаправленные трещины по потолкам, трещины по стенам и в примыканиях, выпучивание, частичное разрушение кровли. Постановлением администрации Красновишерского городского округа от 2 августа 2022 года многоквартирный дома № 20 по ул. Дзержинского г. Красновишерска признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок отселения жильцов до 31 декабря 2023 года.

С учетом уточнений в соответствии со ст. 39 ГПК РФ просил обязать администрацию Красновишерского городского округа предоставить Кислеру С.Р., Кислер М.М. на условиях договора социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 34,6 кв.м, расположенного в границах г. Красновишерска Красновишерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2023 года.

В судебном заседании прокурор Станкевич Н.А. уточненные требования поддержала, пояснив, что доводы ответчика, что у истца Кислера С.Р. имеется в собственности иное жилое помещение не свидетельствует об отсутствии у него права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с расселением дома, признанного аварийным, поскольку положения статей 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации не требуют условий о признании гражданина малоимущим, а также не связывают наличие или отсутствие иного жилого помещения в собственности нанимателя жилого помещения по договору социального найма при расселении жилого дома, признанного аварийным. Договор социального найма не расторгнут.

Истец Кислер С.Р. иск прокурора поддержал в полном объеме. В поддержание доводов иска указал, что жилое помещение по ул. Дзержинского, 20 непригодное для проживания, жить там невозможно, пришлось съезжать с него. В настоящее время проживает с женой по <адрес>. Жилое помещение купил в ипотеку 3 года назад в 2019 году, срок ипотеки до 2029 года. Право собственности зарегистрировано на него. По адресу регистрации: <адрес> комната 2 никто не проживает. После пожара в 2015 году в квартире выше этажом, ее не ремонтировали. Отопления там нет, очень низкая температура, поэтому невозможно проживать. Обогреватели стоят, чтобы не замерзла вода. Ему приходится ходить в квартиру и контролировать, чтобы вода не замерзла. Жилое помещение представляет собой коммунальную квартиру, общий туалет, общая кухня, общий коридор, центральное отопление. Он оплачивает коммунальные услуги. Хозяину вышерасположенной квартиру после пожара предоставили жилье, сверху в квартире никто не живет. В связи с тем, что невозможно проживать по ул. Дзержинского, 20, истец вынужден был взять ипотечный кредит и купить квартиру.

Истец Кислер М.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Красновишерского городского округа Лебедева Н.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена, в ходе рассмотрения дела высказала возражения относительно существа иска, указав, что семья истцов Кислер не состоит на учете как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, в администрацию Красновишерского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не обращались, получателями пособий, компенсаций не являются, малообеспеченными гражданами не признаны. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что Кислеру С.Р. как правообладателю принадлежат следующие объекты недвижимости: два земельных участков, здание нежилое, жилое помещение – квартира. Семья не признана малоимущей. Оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма не имеется, дом признан аварийным, подлежащим расселению, срок расселения установлен до 31 декабря 2023 года. Семья Кислер в аварийном доме не проживает, имеет иное постоянное место жительство, в связи с чем угрозы для их жизни и здоровья техническое состояние аварийного жилого помещения по ул. Дзержинского, д. 20 г. Красновишерск не представляет. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав доводы прокурора, истцов, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ч. 7 этой же статьи ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. ст. 86 - 89 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

В силу пункта 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что по договору социального найма между администраций Красновишерского городского поселения и Кислером С.Р., заключенному ДД.ММ.ГГГГ, истцу Кислеру С.Р. предоставлено жилое помещение, состоящее из комнаты, площадью 34,6 кв.м., степень благоустройства: центральное отопление, холодное водоснабжение, канализация, электроснабжение, расположено по адресу г. Красновишерск, ул. Дзержинского, дом 20 <данные изъяты>л.д. 82-83).

Из акта обследования помещения от 13 мая 2021 года проведенного Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Красновишерского городского округа от 2 марта 2020 года № 132, установлено, что при обследовании жилого многоквартирного дома по адресу г. Красновишерск ул. Дзержинского, 20:, просадка фундамента, частичное отсутствие цоколя, имеются трещины, сколы, утрата конструктивной прочности, гниение первого и второго ряда сруба стены здания, гниение сруба под окнами, горизонтальные трещины по периметру здание, общее старение древесины, многочисленные разнонаправленные трещины по потолкам, трещины по стенам и в примыканиях, выпучивание, частичное разрушение кровли, выявлены основания для признания жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 92).

Заключением Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Красновишерского городского округа от 2 марта 2020 года № 132, от 11 июля 2022 года выявлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 93).

Постановлением администрации Красновишерского городского округа от 2 августа 2022 года № 754 жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Красновишерск ул. Дзержинского, 20 признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. (л.д. 75-76)

Постановлением администрации Красновишерского городского округа от 17 октября 2022 года № 1024 установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома № 20 по ул. Дзержинского г. Красновишерска в срок до 31 декабря 2023 года ( л.д. 81).

Именно на ответчике, как собственнике, лежала обязанность по оформлению в установленном законом порядке многоквартирного жилого дома, как непригодного для проживания. Отсутствие данного оформления не может влиять на права истца. К спорным правоотношениям сторон подлежат применению положения ст. 85-89 ЖК РФ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В судебном заседании установлено, что проживание истца в аварийном доме представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, ввиду существующей угрозы обрушения дома, а ответчиком доказательств осуществления каких-либо ремонтных работ конструкций дома и восстановлении его несущей способности, не представлено.

При указанных обстоятельствах и приведенных нормах права истцы Кислер С.Р., Кислер М.М. вправе требовать предоставления по договору социального найма жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, признанному в установленном порядке непригодным для проживания, то есть общей площадью не менее 34,6 м2 .

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Удовлетворяя иск прокурора, суд исходит из установленных обстоятельств дела, при этом учитывается, что занимаемое истцом по договору социального найма, который не отменен и недействительным не признан, жилое помещение и многоквартирный жилой дом является непригодным для проживания, аварийным, представляет опасность для жизни и здоровья истцов при дальнейшем проживании в нем, то есть, они являются нуждающимися в жилом помещении, таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для предоставления истцам жилого помещения на условиях договора социального найма в сроки, установленные органом местного самоуправления для отселения жильцов из аварийного дома.

При этом суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что для предоставления истцу жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, требуется постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях, признание малоимущими, поскольку расселение из аварийного жилья не является улучшением жилищных условий, а носит компенсационный характер.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Красновишерского районного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Красновишерского городского округа предоставить Кислеру С.Р., Кислер М.М. на условиях договора социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 34,6 кв.м., расположенного в границах города Красновишерска Красновишерского городского округа Пермского края, в срок до 31.12.2023 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с 20.01.2023 года).

Судья /подпись/ И.В. Байдерина

Копия верна. Судья И.В. Байдерина

Дело № 2-9/2023 КОПИЯ

59RS0024-01-2022-000534-17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Красновишерск 16 января 2023 года

Красновишерский районный суд Пермского края в составе председательствующего Байдериной И.В.

при секретаре судебного заседания Бибиковой Т.С.

с участием помощника прокурора Красновишерского района Станкевич Н.А.

истцов Кислера С.Р., Кислер М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Красновишерск гражданское дело по иску прокурора Красновишерского района в интересах Кислера С.Р., Кислер М.М. о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Красновишерского района Пермского края в интересах Кислера С.Р., Кислер М.М. обратился в суд с иском к администрации Красновишерского городского округа Пермского края о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, мотивируя тем, что в отношении многоквартирного жилого дома 1930 года постройки, расположенного по адресу г. Красновишерск ул. Дзержинского, дом № 20, где по договору социального найма Кислер С.Р., Кислер М.М. занимают <адрес>, комната 2, общей площадью 34,6 кв.м, по заключению межведомственной комиссии от 11.07.2022 года принято решение об отнесении его к категории непригодных для проживания, имеется просадка фундамента по фасаду, частичное отсутствие цоколя, трещины, сколы, утрата конструктивной прочности, гниение первого и второго сруба стены здания, гниение сруба под окнами, горизонтальные трещины по периметру здания, общее старение древесины, многочисленные разнонаправленные трещины по потолкам, трещины по стенам и в примыканиях, выпучивание, частичное разрушение кровли. Постановлением администрации Красновишерского городского округа от 2 августа 2022 года многоквартирный дома № 20 по ул. Дзержинского г. Красновишерска признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок отселения жильцов до 31 декабря 2023 года.

С учетом уточнений в соответствии со ст. 39 ГПК РФ просил обязать администрацию Красновишерского городского округа предоставить Кислеру С.Р., Кислер М.М. на условиях договора социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 34,6 кв.м, расположенного в границах г. Красновишерска Красновишерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2023 года.

В судебном заседании прокурор Станкевич Н.А. уточненные требования поддержала, пояснив, что доводы ответчика, что у истца Кислера С.Р. имеется в собственности иное жилое помещение не свидетельствует об отсутствии у него права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с расселением дома, признанного аварийным, поскольку положения статей 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации не требуют условий о признании гражданина малоимущим, а также не связывают наличие или отсутствие иного жилого помещения в собственности нанимателя жилого помещения по договору социального найма при расселении жилого дома, признанного аварийным. Договор социального найма не расторгнут.

Истец Кислер С.Р. иск прокурора поддержал в полном объеме. В поддержание доводов иска указал, что жилое помещение по ул. Дзержинского, 20 непригодное для проживания, жить там невозможно, пришлось съезжать с него. В настоящее время проживает с женой по <адрес>. Жилое помещение купил в ипотеку 3 года назад в 2019 году, срок ипотеки до 2029 года. Право собственности зарегистрировано на него. По адресу регистрации: <адрес> комната 2 никто не проживает. После пожара в 2015 году в квартире выше этажом, ее не ремонтировали. Отопления там нет, очень низкая температура, поэтому невозможно проживать. Обогреватели стоят, чтобы не замерзла вода. Ему приходится ходить в квартиру и контролировать, чтобы вода не замерзла. Жилое помещение представляет собой коммунальную квартиру, общий туалет, общая кухня, общий коридор, центральное отопление. Он оплачивает коммунальные услуги. Хозяину вышерасположенной квартиру после пожара предоставили жилье, сверху в квартире никто не живет. В связи с тем, что невозможно проживать по ул. Дзержинского, 20, истец вынужден был взять ипотечный кредит и купить квартиру.

Истец Кислер М.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Красновишерского городского округа Лебедева Н.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена, в ходе рассмотрения дела высказала возражения относительно существа иска, указав, что семья истцов Кислер не состоит на учете как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, в администрацию Красновишерского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не обращались, получателями пособий, компенсаций не являются, малообеспеченными гражданами не признаны. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что Кислеру С.Р. как правообладателю принадлежат следующие объекты недвижимости: два земельных участков, здание нежилое, жилое помещение – квартира. Семья не признана малоимущей. Оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма не имеется, дом признан аварийным, подлежащим расселению, срок расселения установлен до 31 декабря 2023 года. Семья Кислер в аварийном доме не проживает, имеет иное постоянное место жительство, в связи с чем угрозы для их жизни и здоровья техническое состояние аварийного жилого помещения по ул. Дзержинского, д. 20 г. Красновишерск не представляет. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав доводы прокурора, истцов, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и ч. 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ч. 7 этой же статьи ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. ст. 86 - 89 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

В силу пункта 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что по договору социального найма между администраций Красновишерского городского поселения и Кислером С.Р., заключенному ДД.ММ.ГГГГ, истцу Кислеру С.Р. предоставлено жилое помещение, состоящее из комнаты, площадью 34,6 кв.м., степень благоустройства: центральное отопление, холодное водоснабжение, канализация, электроснабжение, расположено по адресу г. Красновишерск, ул. Дзержинского, дом 20 <данные изъяты>л.д. 82-83).

Из акта обследования помещения от 13 мая 2021 года проведенного Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Красновишерского городского округа от 2 марта 2020 года № 132, установлено, что при обследовании жилого многоквартирного дома по адресу г. Красновишерск ул. Дзержинского, 20:, просадка фундамента, частичное отсутствие цоколя, имеются трещины, сколы, утрата конструктивной прочности, гниение первого и второго ряда сруба стены здания, гниение сруба под окнами, горизонтальные трещины по периметру здание, общее старение древесины, многочисленные разнонаправленные трещины по потолкам, трещины по стенам и в примыканиях, выпучивание, частичное разрушение кровли, выявлены основания для признания жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 92).

Заключением Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Красновишерского городского округа от 2 марта 2020 года № 132, от 11 июля 2022 года выявлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 93).

Постановлением администрации Красновишерского городского округа от 2 августа 2022 года № 754 жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Красновишерск ул. Дзержинского, 20 признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. (л.д. 75-76)

Постановлением администрации Красновишерского городского округа от 17 октября 2022 года № 1024 установлен срок отселения физических лиц из многоквартирного дома № 20 по ул. Дзержинского г. Красновишерска в срок до 31 декабря 2023 года ( л.д. 81).

Именно на ответчике, как собственнике, лежала обязанность по оформлению в установленном законом порядке многоквартирного жилого дома, как непригодного для проживания. Отсутствие данного оформления не может влиять на права истца. К спорным правоотношениям сторон подлежат применению положения ст. 85-89 ЖК РФ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В судебном заседании установлено, что проживание истца в аварийном доме представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, ввиду существующей угрозы обрушения дома, а ответчиком доказательств осуществления каких-либо ремонтных работ конструкций дома и восстановлении его несущей способности, не представлено.

При указанных обстоятельствах и приведенных нормах права истцы Кислер С.Р., Кислер М.М. вправе требовать предоставления по договору социального найма жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, признанному в установленном порядке непригодным для проживания, то есть общей площадью не менее 34,6 м2 .

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Удовлетворяя иск прокурора, суд исходит из установленных обстоятельств дела, при этом учитывается, что занимаемое истцом по договору социального найма, который не отменен и недействительным не признан, жилое помещение и многоквартирный жилой дом является непригодным для проживания, аварийным, представляет опасность для жизни и здоровья истцов при дальнейшем проживании в нем, то есть, они являются нуждающимися в жилом помещении, таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для предоставления истцам жилого помещения на условиях договора социального найма в сроки, установленные органом местного самоуправления для отселения жильцов из аварийного дома.

При этом суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что для предоставления истцу жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, требуется постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях, признание малоимущими, поскольку расселение из аварийного жилья не является улучшением жилищных условий, а носит компенсационный характер.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Красновишерского районного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Красновишерского городского округа предоставить Кислеру С.Р., Кислер М.М. на условиях договора социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 34,6 кв.м., расположенного в границах города Красновишерска Красновишерского городского округа Пермского края, в срок до 31.12.2023 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с 20.01.2023 года).

Судья /подпись/ И.В. Байдерина

Копия верна. Судья И.В. Байдерина

2-9/2023 (2-402/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кислер Станислав Рудольфович
Кислер Мария Мартемьяновна
Прокурор красновишерского района
Ответчики
Администрация Красновишерского городского округа Пермского края
Суд
Красновишерский районный суд Пермского края
Судья
Байдерина Ирина Владимировна
Дело на странице суда
krasnovish.perm.sudrf.ru
07.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2022Передача материалов судье
11.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Судебное заседание
16.01.2023Судебное заседание
20.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее