Решение по делу № 12-13/2021 от 30.12.2020

РЕШЕНИЕ

29 января 2021 года г. Пудож

Судья Пудожского районного суда Республики Карелия Свидунович В.И.,

при секретаре Ермаковой М.В.,

рассмотрев жалобу ПАО «ЛХК «Кареллеспром» на постановление Министерства природных ресурсов и экологии РК от 16.12.2020 о привлечении ПАО «ЛХК «Кареллеспром» к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за исполнением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии РК, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК, от 16.12.2020 года ПАО «ЛХК «Кареллеспром» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ. Ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 54000 рублей.

С таким постановлением не согласно ПАО «ЛХК «Кареллеспром», в поданной жалобе представитель этого общества указал, что считает обжалуемое постановление незаконным поскольку ПАО «ЛХК «Кареллеспром» является арендатором участка лесного фонда в Авдеевском участковом лесничестве квартал 68 выдел 21 делянка 21 на основании договора аренды лесного участка от 03.12.2008 г. и лесной декларации от 18.04.2019 г.

2.09.2020 г. в ходе проведения осмотра лесосеки, должностными лицами ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество» было выявлено нарушение лесного законодательства, выразившегося в рубке деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочной рубки, породы ель в объеме 12,03 кбм. (26 шт.).

ПАО «ЛXK «Кареллеспром» не согласно с позицией Министерства о якобы допущенном нарушении п.п. «е» п.12 «Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст.23 Лесного кодекса Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 г. .

Заготовку древесины на делянке, на основании договора подряда вела подрядная организация ООО «О.В.А.» В соответствии с п.3.1. договора подряда от 17.12.2018 г. ООО «О.В.А.» приняло на себя обязательства вести работы с соблюдением Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. . ПАО «ЛХК «Карелеспром» (заказчик по договору подряда) передало ООО «О.В.А.» все документы, необходимые для производства работ (копию лесной декларации, копию технологической карты). ПАО «ЛХК «Кареллеспром» не располагает информацией о том, по какой причине произошла незаконная вырубка деревьев, не предназначенных в рубку. По факту незаконной рубки органом лесного хозяйства было подано заявление в правоохранительные органы, в настоящий момент обстоятельства произошедшего выясняются. ПАО «ЛХК «Кареллеспром» полагает, что отсутствует событие административного правонарушения, а имеет место уголовное деяние, совершенное работниками ООО «О.В.А.».

ПАО «ЛХК «Карелеспром» невиновно в совершении незаконной рубки, поскольку обеспечило подрядную организацию документами и информацией, необходимыми для надлежащего производства работ в рамках действующего законодательства.

Обжалуемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя. Наличие административного взыскания вредит деловой репутации заявителя, нарушаются финансовые интересы, т.к. на заявителя возлагается обязанность уплатить штраф. По изложенным основаниям, представитель ПАО «ЛХК «Карелеспром» просит признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов и экологии РК от 16.12.2020 г.

В дополнительных письменных пояснениях представитель ПАО ЛХК «Кареллеспром» указала о том, что осуществление заготовки непосредственно ООО «О.В.А.» подтверждается актом сдачи-приемки работ. О нарушении требований лесной декларации и технологической карты подрядчик не информировал подателя жалобы. Аналогичные действия ООО «О.В.А.» допустило в ряде иных делянок, по факту незаконной рубки древесины правоохранительными органами проводится проверка. В случае, если представители подрядной организации проводили работы, имея прямой умысел на совершение незаконной рубки, ПАО «ЛХК «Кареллеспром» не имело возможности ни предвидеть, ни предотвратить такие действия подрядчика, поскольку добросовестность действий сторон договора в гражданских правоотношениях презюмируется.

Также заявитель полагает, что указанное в обжалуемом постановлении время совершения правонарушения недостоверно, поскольку 31.12.2019 года – последний день срока действия лесной декларации. Правонарушение не могло быть совершено в указанное время, поскольку проходные рубки в зимнее время не производятся, снежный покров мешает выбирать больные и поврежденные деревья, предназначенные в рубку. Согласно акту приема-сдачи работ, заготовка древесины на делянке была завершена 31.08.2019 года.

В возражениях на жалобу представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК указала, что между Министерством и ПАО «ЛХК «Кареллеспром» 03.12.2008 года заключен договор аренды лесного участка для использования в целях заготовки древесины. Согласно данному договору, арендатор обязан: использовать лесной участок, переданный в аренду, по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными актами Российской Федерации и Республики Карелия; не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лица, осуществлявшие заготовку древесины на основании договора подряда, не являются лицами, уполномоченными собственником имущества владеть и пользоваться имуществом, на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества, а следовательно, они не являются субъектами административной ответственности за данное правонарушение. Ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей влечет наступление гражданско-правовой ответственности. При должной осмотрительности и заинтересованности в недопущении нарушений требований лесного законодательства ПАО «ЛХК «Кареллеспром» должно было осуществить контроль за проведением работ по рубке лесных насаждений, что сделано не было. С учетом положений ч.3 ст.2.1 КоАП РФ, возбуждение уголовного дела по факту незаконной порубки не является основанием для освобождения арендатора лесного участка от административной ответственности. При вынесении оспариваемого постановления и назначении административного наказания учитывались все обстоятельства дела, в том числе отягчающие обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения. В связи с чем, представитель органа рассмотревшего дело просит отказать в удовлетворении жалобы.

    Представитель ПАО «ЛХК «Кареллеспром» и представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела. Неявка указанных представителей не препятствует рассмотрению жалобы.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Часть 1 ст.8.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил заготовки древесины в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно п.2, п.3 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 13.09.2016 №474 (далее – Правила, Правила заготовки древесины) действовавших до 01.01.2021 г. заготовка древесины - это предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

     Указанные Правила утратили силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 № 1132. Вместе с тем, вменённый обществу пункт Правил в новой редакции принятой Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 не претерпел изменений, в связи с чем, подлежат применению Правила, действовавшие на момент совершения правонарушения.

Согласно ч.3 ст.16, ч.ч.1, 9 ст.29 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Согласно ч.4 ст.29 Лесного кодекса РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

Подпунктом «е» п.12 Правил заготовки древесины действовавших до 01.01.2021, установлено, что при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.

03.12.2008 года между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодателем) и ОАО «ЛХК «Кареллеспром» (арендатором) был заключен договор аренды лесного участка площадью 499090 га, расположенного в Пудожском районе Республики Карелия, в том числе в Авдеевском участковом лесничестве ГУ РК «Пудожского центрального лесничества», включая квартал 68. Согласно п.4.4.1, п.4.4.2 этого договора арендатор обязался: использовать лесной участок, переданный в аренду, по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия, настоящим договором, не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Согласно п.1.4. договора, лесной участок передан арендатору для использования в целях заготовки древесины. Срок действия указанного договора установлен до 31.12.2028 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, наименование ОАО «ЛХК «Кареллеспром» изменено на ПАО «ЛХК «Кареллеспром».

Постановлениями Правительства Республики Карелия от 04.09.2011 года №177-П, от 26.09.2017 года № 326-П Министерство лесного комплекса РК преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии РК.

Согласно лесной декларации , ОАО «ЛХК «Кареллеспром» 18.04.2019 года заявило об использовании для заготовки древесины в период с 28.04.2019 года по 31.12.2019 года лесного участка в 68 квартале Авдеевского участкового лесничества, выдел 21 делянка 21. При этом заявлен вид рубки – рубки ухода.

02.09.2020 года в ходе проведения контрольного осмотра лесосек должностными лицами ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество» в присутствии представителя ПАО «ЛХК «Кареллеспром» проведен осмотр места проведения лесосечных работ, на лесном участке в 68 квартале Авдеевского участкового лесничества, выдел 21 делянка 21. При этом было выявлено нарушение ПАО «ЛXK «Кареллеспром» лесного законодательства, которое выразилось в рубке или повреждении до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочной рубки в общем объеме 12,03 куб. м. породы ель в общем количестве 26 шт. Вырубленные деревья имеют диаметр от 12 до 36 см. при этом заявлены в вырубку сухостойные деревья в диаметре от 8 до 16 см.

Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела и фактически не оспариваются заявителем. Таким образом, отсутствие должного контроля обществом «ЛХК «Кареллеспром» за работой исполнителя по договору подряда, привело к рубке и повреждению деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению на указанном лесном участке. Такое бездействие арендатора и указывает на допущенное нарушение п.п.«е» п.12 Правил заготовки древесины.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, составляет один год. Согласно материалам дела, период разработки лесосеки в соответствии с лесной декларацией лесного участка в 68 квартале, делянка 21 выдел 21 был установлен с 28.04.2019 года по 31.12.2019 года. В связи с этим время передачи лесосеки от арендатора (заказчика) подрядчику и обратно не имеет значения для исчисления срока давности. В связи с этим судом отклоняются доводы представителя заявителя об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности.

Часть 2 ст.2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ПАО «ЛХК «Кареллеспром», выступая арендатором указанного лесного участка, переданного в аренду именно в целях заготовки древесины, согласно п.п. 2.1, 2.2 вышеуказанного договора подряда было обязано, как заказчик, осуществлять текущий контроль выполнения обязательств по договору, а также имело право осуществлять контроль за надлежащим выполнением работ на всех этапах технологического процесса, за рациональным использованием лесосечного фонда, качеством и объемами заготовленной древесины. Таким образом, ПАО «ЛХК «Кареллеспром» имело возможность без каких-либо ограничений соблюдать правила заготовки древесины, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В связи с этим, судом отклоняется довод жалобы о невиновности ПАО «ЛХК «Кареллеспром» в связи с тем, что заготовку древесины осуществляла подрядная организация, а также о возбуждении уголовного дела по факту незаконной рубки.

Оценив установленные по делу обстоятельства и материалы дела, должностным лицом обоснованно сделан вывод о виновности ПАО «ЛХК «Кареллеспром» в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.

Наказание назначено в пределах санкции статьи, соответствует объему и характеру совершенного правонарушения. Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено. Оснований для освобождения привлекаемого лица от административной ответственности по делу не установлено.

При вышеизложенных обстоятельствах, не имеется оснований для изменения или отмены оспариваемого постановления, в том числе по доводам жалобы.

Руководствуясь ст.30.7- 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ПАО «ЛХК «Кареллеспром» оставить без удовлетворения, а постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Коханского С.А. от 16.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья            подпись        Свидунович В.И.

Подлинник решения находится в деле об административном правонарушении в Пудожском районном суде Республики Карелия.

12-13/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ПАО "ЛХК "Кареллеспром"
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Судья
Свидунович Владимир Иванович
Статьи

8.25

Дело на странице суда
pudozhsky.kar.sudrf.ru
30.12.2020Материалы переданы в производство судье
29.01.2021Судебное заседание
29.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее