Дело № 2-1005/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 30 октября 2018 года
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Арефьевой Т.Ю.,
при секретаре Казариновой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обратилась в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – Наименование: Участок надземной тепловой сети в .... В обоснование требований указывает, что данный объект недвижимости является бесхозяйным, поскольку не имеет собственника, принят на учет как бесхозяйный, со дня постановки на учет своих прав на объект недвижимости никто не заявлял, спор о праве отсутствует.
В судебном заседании представитель заявителя участие не принимал, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в судебном заседании участие не принимал, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель привлеченного судом в качестве заинтересованного лица - Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (ранее Агентство Республики Коми по управлению имуществом, переименовано Указом Главы Республики Коми от 03.11.2015 года № 115) в судебном заседании участие не принимал, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве от **.**.** года №... указывает, что объект недвижимого имущества: участок наземной тепловой сети в ..., согласно данным автоматизированной системы «Учет и управление объектами государственной собственности Республики Коми» (АСУС) в реестре государственного имущества Республики Коми не учитывается, государственной собственностью Республики Коми не является.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.225 ГПК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу абз.1 ч.3 ст.225 ГПК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В абз.3 ч.3 названной статьи установлено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 4 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (действовал до 1 января 2017 года) от 22.11.2013 года № 701 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществлялся на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Аналогичный порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества с 01 января 2017 утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно ч.2 ст.290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.
В соответствии с ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Судом установлено, что на основании п. 4 ст. 64 Устава МО ГО «Сыктывкар» от имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет администрация городского округа и администрация Эжвинского района в пределах полномочий, определенных Уставом МО ГО «Сыктывкар» и муниципальными правовыми актами.
Согласно подп.1 п.2 ст. 58 Устава МО ГО «Сыктывкар» в сфере управления муниципальной собственностью, переданной в ведение администрации Эжвинского района, в сфере взаимоотношений с организациями, расположенными на территории Эжвинского района, администрация Эжвинского района осуществляет в порядке, установленном Советом городского округа и муниципальными правовыми актами, полномочия собственника в сферах управления объектами муниципальной собственности городского округа, расположенными на территории Эжвинского района и подведомственными администрации Эжвинского района.
В соответствии с пунктом 1.3. решения Совета МО городского округа «Сыктывкар» от 27.02.2007 года № 33/02-568 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от имени муниципального образования городского округа «Сыктывкар» полномочия собственника муниципального имущества в пределах полномочий, определенных уставом, настоящим Положением и муниципальными правовыми актами, осуществляет Совет муниципального образования городского округа «Сыктывкар», администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар», администрация Эжвинского района (в отношении объектов муниципальной собственности городского округа, расположенных на территории Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и подведомственных администрации Эжвинского района), а также Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
Из материалов дела также установлено, что на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» имеется иное сооружение производственного назначения - Наименование: Участок надземной тепловой сети в ....
Из сообщения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми от **.**.** года на имя руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» следует, что объект с наименованием «Участок надземной тепловой сети протяженностью ... м», расположенный в ... на техническом учете не состоит.
Из сообщения Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в адрес администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** года №... следует, что участок тепловой сети, расположенный в м.Радиоцентр в районе жилых домов №... (от магистрали ...), в Реестре государственного имущества Республики Коми не числится.
Территориальное управление Росимущества в Республике Коми в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от **.**.** года №..., в ответе от **.**.** года №... отказало руководителю администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в предоставлении информации из реестра федерального имущества в связи с тем, что объект недвижимого имущества – участок тепловой сети протяженностью ... м, расположенный в ... в территориальной базе данных реестра федерального имущества в Республике Коми на учете не состоит, а также сообщило, что отсутствие сведений об объекте в территориальной базе данных реестра федерального имущества не означает, что он не находится в федеральной собственности, поскольку в соответствии с вышеуказанным постановлением реестр федерального имущества ведется по месту регистрации юридических лиц и обязанность по предоставлению данных для внесения в реестр возложена на юридические лица, на балансе которых находится данное имущество. Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Коми и имеющие на балансе федеральное имущество, сведений по внесению указанного объекта недвижимостям в Реестр федерального имущества не предоставляли.
В связи с отсутствием собственника недвижимого имущества **.**.** года руководителем администрации Эжвинского "района МО ГО «Сыктывкар» вынесено распоряжение №... «О бесхозяйном имуществе», согласно которому в реестр муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» в раздел «Бесхозяйное имущество» было включено имущество: «участок надземной тепловой сети протяженностью ... м., расположенный по адресу: ...
**.**.** года указанное распоряжение было опубликовано в газете «Панорама столицы».
**.**.** года подготовлен технический план сооружения, уточнена протяженность объекта: ... м, кадастровые работы проведены филиалом АО «... на основании Договора подряда №... от **.**.** года.
**.**.** года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись №... о принятии на учет в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества: Вид объекта: сооружение; Назначение объекта: сооружения коммунального хозяйства; Основная характеристика объекта: протяженность №... м.; Адрес объекта: ...
В течение года с момента постановки объекта недвижимости на учет как бесхозяйного никто о своих правах на него не заявил, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от **.**.** года.
Таким образом, судом установлена совокупность обязательных условий, необходимых для признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь: отсутствие у заявленного объекта недвижимости собственников, принятие объекта по заявлению органа местного самоуправления на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и истечение года со дня постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о признании права муниципальной собственности на участок надземной тепловой сети в ...
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» удовлетворить.
Признать право собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на объект недвижимого имущества – Наименование: Участок надземной тепловой сети в ....
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Т.Ю. Арефьева