91RS0022-01-2021-001673-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2022 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Тимохиной Е.В., при секретаре Джеляловой Э.И, с участием представителя истца ФИО1 – ФИО3, представителя ответчика ГУП РК «Теплокоммунэнерго» -ФИО6, третьих лиц: ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУП Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» филиалу ГУП Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> о признании договора недействительным, взыскании компенсации морального вреда, третьи лица: МУП ЖЭК №, Администрация <адрес> РК, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Инспекция по жилищному надзору РК,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» о признании договора № недействительным, и о взыскании морального вреда в размере 30000 рублей.
В обоснование иска указала, что она является собственником <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ она расторгла договор с ответчиком на поставку услуг теплоснабжения, между ней и ответчиком прекратились все взаимоотношения. Однако, с ДД.ММ.ГГГГ ей стали приходить платежные уведомления от ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» об оплате за отопление имущества общего пользования. В платежном уведомлении продавец услуг указывает лицевой счет №, который она заключала с другой организацией, с ДД.ММ.ГГГГ данный договор был расторгнут, на основании старого лицевого счета ответчик заключил новый договор. Своими незаконными действиями ответчик причинил ей моральные страдания. Просила иск удовлетворить.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица привлечены МУП «ЖЭК №» и Администрация <адрес>.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица привлечен председатель МКД № по <адрес> – ФИО2
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц привлечены ФИО3, и ФИО4
В судебное заседание истец не явилась, предоставила суду ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчиков ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэерго» ФИО6 исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражении.
Третьи лица ФИО3 и ФИО4 просили удовлетворить исковые требования.
Иные участники процесса, при надлежащем извещении, в судебное заседание не явились, заявлений об отложении слушания дела суду не предоставили.
Заслушав представителя истца, представителя ответчиков, третьих лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из содержания статьи 11 ГПК РФ следует, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных нормативно правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативно правовых актов органов местного самоуправления.
К отношениям с участием потребителей - граждан применяются нормы Закона «О защите прав потребителей» и принятых в соответствии с ним иных правовых актов в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
Судом установлено, что истец ФИО1 и третьи лица ФИО3, ФИО4 являются собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в <адрес> Республики Крым в равных долях – по 1/3 доли каждый (л.д.114-116).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ (далее по тексту ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Права и обязанности собственника жилого помещения определены в статье 30 ЖК РФ, согласно частям 3 и 4 которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, принадлежащему им на праве общей долевой собственности, относятся:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (пункт 1);
- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий (пункт 2);
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3).
В силу положений статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
При этом правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрена обязанность граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии часть 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
При этом в силу положений части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
По смыслу изложенных норм права и в их взаимосвязи собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имуществ, в состав которых входит, в том числе плата по отоплению общего имущества.
Как усматривается из материалов дела, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» является производителем, транспортировщиком и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения в <адрес>.
Установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, подключен к системе централизованного отопления, поставку тепловой энергии в помещения МКД осуществляет ответчик.
Согласно выписке из лицевого счёта, предоставленной МУП РК «ЖЭК №» в указанной квартире постоянно зарегистрированы и проживают ФИО1, ФИО3, ФИО4 (л.д. 118).
Не оспаривается по делу то обстоятельство, что квартира ФИО11 снабжена автономным отоплением.
Между тем, часть квартир в данном МКД отапливается за счёт системы центрального теплоснабжения, поставляемой ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго».
Согласно ответу МУП МО городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора №» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ договора управления от ДД.ММ.ГГГГ с МКД 64 по <адрес> собственники помещений обязуются заключить прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Плата за отопление мест общего пользования по данному МКД в тариф коммунальных платежей не начисляется (л.д. 166).
Актом комиссии в составе: директора МУП «ЖЭК №» ФИО7, представителя МКД ФИО8, в присутствии представителя ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» ФИО9, депутата Шпитальной. от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что приборы отопления в местах общего пользования в подъездах 1-9 имеются в рабочем состоянии (л.д. 69).
Как следует из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, подтверждено, что в МКД, расположенном по адресу: <адрес>, приборы отопления в подъездах в исправном состоянии (л.д. 67-68).
Обращаясь в суд с иском, истец не оспаривал факт того, что приборы отопления в МКД могут находиться в исправном состоянии, однако обжалует правомерность начисления ответчиками платы за обогрев мест общего пользования, указывая на то, что за данную услугу должны производить начисления управляющая компания.
Вместе с тем, представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что МКД подключен к системе центрального отопления, и имеет сеть трубопроводов и радиаторов отопления, проходящих через систему перекрытий и мест общего пользования по которым тепловая энергия доставляется в квартиры отапливаемые от данной сети.
Начисление платы за тепловую энергию производится на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила №354)
Так в силу пункта 42.1 Правил № 354 (в редакции, действовавшей на момент образования задолженности) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
МКД истца оборудован прибором учета тепловой энергии, начисления за отопление мест общего пользования производится в отопительный период (л.д. 85).
В стоимость тарифа на коммунальные услуги управляющей компанией за отопление мест общего пользования не включено на основании решения собственников МКД.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Вместе с тем, по смыслу статьи 539 ГК РФ, обязанность по оплате поставленной тепловой энергии несет лицо, принявшее такую обязанность по договору, либо, не состоящее в обязательственных отношениях путем подписания соответствующего договора энергоснабжения, фактически потребившее тепловой ресурс, в связи с чем юридическое значение приобретает отношение лица к теплопотребляющим установкам, а также к имуществу, на содержание которого была израсходована тепловая энергия (статьи 210, 216 ГК РФ).
Диспозиция указанной нормы предполагает заключение договора теплоснабжения, лишь как одного из оснований, порождающих юридические последствия для его сторон.
Согласно части 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии со ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Собственники МКД № по <адрес> находятся на прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями, таким образом, начисления, производимые ответчиками за отопление мест общего пользования, являются правомерными и обоснованными, и как следствие, заключение договора № на оказание услуг теплоснабжения с истцом не противоречащим действующему законодательству.
Учитывая вышеизложенное, суд не установил оснований, по которым договор № мог быть признан недействительным (ничтожным), следовательно, требования истца не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Учитывая, что права и законные интересы истца не нарушены, требования о взыскании морального вреда не подлежат удовлетворению.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░