24RS0012-01-2021-000976-89
Судья Вишнякова С.А. дело № 33-537/2022 2.209
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.,
судей Русанова Р.А., Славской Л.А.
при ведении протокола помощником судьи Дуниным М.О.
рассмотрела гражданское дело по иску прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад №, администрации г. Дивногорска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта
по апелляционной жалобе администрации г. Дивногорска
на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от <дата>, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад №, администрации г. Дивногорска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта - удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность по финансированию расходов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №, по выполнению следующих мероприятий в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта по:
- оснащению объекта (территории) системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией;
- обеспечению охраны объекта по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудованию на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудованию основных входов в здание, входящие в состав объекта (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
- оснащению стационарными или ручными металлоискателями.
Установить администрации г. Дивногорска срок для исполнения вышеуказанных обязанностей в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №, в течение 3 месяцев со дня финансирования администрацией г. Дивногорска выполнить следующие мероприятия в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта:
- оснастить объект (территорию) системами видеонаблюдения и охранной сигнализацией;
- обеспечить охрану объекта по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудовать основные входы в здание, входящие в состав объекта (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
- оснастить стационарными или ручными металлоискателями».
Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Дивногорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к МБДОУ детский сад №, администрации г. Дивногорска с требованием о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.
В обоснование указал, что прокуратурой г. Дивногорска проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательных организаций. По результатам проведенного комиссионного обследования и категорирования МБДОУ детский сад № присвоена 3 категория опасности. Согласно выводам и рекомендациям межведомственной комиссии существующая система охраны (защиты) и безопасности объекта не позволяет в полной мере обеспечить его безопасность и антитеррористическую защищенность, требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта выполняются не в полном объеме, силы и средства для выполнения мероприятий по охране (защите) объекта не достаточны. В ходе проведенных в августе 2020 года прокуратурой города проверочных мероприятий выявлены нарушения требований антитеррористической безопасности в 18 образовательных учреждениях, в том числе в МБДОУ детский сад №. Указанное стало возможным вследствие непринятия администрацией города мер по обеспечению финансирования образовательных учреждений в рассматриваемой сфере. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой в адрес Главы города <дата> внесено представление, по результатам рассмотрения которого представлена информация о проведении определенной работы на данном направлении, однако, до настоящего времени образовательное учреждение не в полной мере соответствует требованиям антитеррористической защищенности.
Прокурор просил возложить на администрацию города Дивногорска обязанность в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБДОУ детский сад № для создания безопасных условий обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019, путем проведения следующих мероприятий:
- оснастить объект (территорию) системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией;
- обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; заключить договор со специализированной охранной организацией;
- оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудовать основные входы в здание, входящие в состав объекта (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
- оснастить стационарными или ручными металлоискателями.
Возложить на МБДОУ детский сад № обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу провести вышеуказанные мероприятия.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Дивногорска просит решение отменить как незаконное. Удовлетворяя исковые требования, суд не конкретизировал объекты (территории), не указал их местонахождение, адресные ориентиры, а также количественные признаки и иные индивидуально определенные характеристики требуемых к выполнению мероприятий. Кроме того, требования к администрации г. Дивногорска о финансировании также сводятся к необоснованному понуждению включения в проект бюджета города определенных расходов, что является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
В письменных возражениях прокурор, указывая на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (п. 4 ч. 1 ст. 5.2 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с п. 6 Требований от 02.08.2019 N 1006 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Подпунктом «б» п. 25 Требований от 02.08.2019 года N 1006 предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к иным мероприятиям осуществляются мероприятия: б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здание, входящие в состав объекта (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенной прокуратурой города Дивногорска в августе 2020 года проверки МБОУ детский сад № установлено, что в данном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, охрана сотрудниками охранных организаций, система охранной сигнализации, стационарные или ручные металлоискатели.
<дата> руководителю дошкольного образовательного учреждения внесено представление, по результатам рассмотрения которого в администрацию г. Дивногорска направлена заявка на выделение денежных средств для выполнения необходимых мероприятий.
<дата> главе города Дивногорска прокурором внесено представление по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму.
<дата> администрация г. Дивногорска сообщила, что доводы, изложенные в вышеуказанном представлении, - обоснованы; причиной является отсутствие в бюджете города достаточных финансовых средств на эти цели, а также сообщено, что обследование, категорирование и паспортизация учреждений образования на соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 завершено <дата>, в связи с чем, срок устранения недостатков в соответствии с требованиями п. 11е) указанного постановления - в течение 2 финансовых лет, следующих за текущим финансовым годом. По выявленным недостаткам разработаны мероприятия по их устранению. Срок устранения недостатков - 2020-2021 годы по мере поступления финансовых средств на эти цели.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что на территории МБОУ детский сад № не обеспечена антитеррористическая безопасность объекта в соответствии с требованиями подп. «б» п. 25 Требований от 02.08.2019 N 1006, а именно: не осуществляется охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, охраны; отсутствуют система видеонаблюдения и охранная сигнализация, оборудованные помещения охраны, контрольно-пропускные пункты, металлоискатели, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию города обязанности осуществить финансирование проведения указанных мероприятий, а на образовательное учреждение – проведение указанных мероприятий, установив срок, обозначенный в резолютивной части решения.
Принимая решение о возложении на администрацию г. Дивногорска обязанности обеспечить образовательному учреждению финансирование для устранения нарушений требований по антитеррористической безопасности (охране объекта), суд первой инстанции исходил из того, что образовательное учреждение не имеет денежных средств на организацию охраны объекта в соответствии с Требованиями от 02.08.2019 N 1006, а также принял во внимание, что обязанность по финансированию расходов муниципальных учреждений законом возложена учредителя бюджетного образовательного учреждения.
Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что органами местного самоуправления, а также образовательным учреждением не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности спорного объекта образования.
В силу вышеприведенных норм права образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые органом местного самоуправления в необходимом размере не обеспечены, несмотря на то, что вышеуказанными Требованиями от 02.08.2019 N 1006 прямо предусмотрена обязанность по обеспечению охраны объектов такой категории за счет средств местного бюджета.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» на органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма также прямо возложена обязанность по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п. 1.5 Устава МБОУ детский сад № учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование г. Дивногорск.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления, который обязан обеспечить соответствующее финансирование созданного им муниципального образовательного учреждения.
С учетом изложенного ссылки в жалобе на то, что возложение обязанности по финансированию обеспечения антитеррористической защищенности детского сада является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, являются несостоятельными.
Вышеуказанные доводы жалобы об отсутствии конкретизации мероприятий, проведение которых возложено на ответчиков, также отклоняются, как не состоятельные, поскольку объем и характер мероприятий, необходимых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта, определен в соответствии подпунктом «б» п. 25 Требований от 02.08.2019 года N 1006.
Ссылки в жалобе на недостаточность установленного судом срока для выполнения возложенных обязанностей также не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств невозможности исполнения возложенных решением суда обязанностей в установленный в решении срок администрацией города Дивногорска не представлено.
Установленный судом первой инстанции срок судебная коллегия полагает достаточным для совершения действий, направленных на исполнение решения суда, и отвечающим принципу разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленному в статье 6.1 ГПК РФ.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержат.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Дивногорска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата> года