УИД 61RS0022-01-2021-008524-46
№ 12-528/2021
РЕШЕНИЕ
25.08.2021 года г.Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,
с участием привлекаемого руководителя группы экологической безопасности АО «Таганрогский морской торговый порт» Семенистой Анны Валерьевны и её защитника Репях Е.С. по доверенности,
государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования (должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении) Манохина В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на постановление № 0134/02/65-р/ПР/2021 от 18.02.2021 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении руководителя группы экологической безопасности АО «Таганрогский морской торговый порт» Семенистой Анны Валерьевны, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования руководитель группы экологической безопасности АО «Таганрогский морской торговый порт» Семенистая А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 2000 рублей, за то, что АО «ТМТП» использованы методики, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками выбросов, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Привлекаемая подала в суд жалобу на указанное постановление с целью его отмены и последующего прекращения производства по делу.
При разбирательстве жалобы в судебном заседании привлекаемая и её защитник просили применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, пояснив при этом, что АО «ТМТП» использованы методики, которые уже включены в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками выбросов, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При разбирательстве жалобы в судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении не возражало против прекращения производства по делу и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Изучив дело об административном правонарушении, выслушав участников судебного заседания, судья считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Вывод о малозначительности правонарушения может иметь место лишь в случае наличия в действиях субъекта состава административного правонарушения. Применяя ст. 2.9 КоАП РФ и ссылаясь на п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, а также п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Как установлено судом, в период с 05.11.2020 г. по 02.12.2020 г. на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.10.2020г. № 65-Р была проведена внеплановая выездная проверка АО «ТМТП».
В результате проверки установлено следующее:
АО «ТМТП» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - «АО «Таганрогский морской торговый порт», МА-0161-000496-П, категория риска -высокая, категория объекта - II, Свидетельство о постановке на государственный учет от 25.04.2019 № DEZFLAK2, дата ввода в эксплуатацию - 01.01.1900г.
АО «ТМТП» в результате деятельности осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ атмосферу проведена в 2019г. Расчет нормативов допустимых выбросов произведен, в том числе, расчётным методом. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 71,797 т/год.
Декларация о воздействии на окружающую среду с приложением расчета нормативов допустимых выбросов направлена в Департамент Росприроднадзора по ЮФО (вх. № 6934 от 22.08.2019г.).
Ранее, на основании Приказа Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 27.08.2018г. № 09/847 АО «ТМТП» было выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с 27.08.2018 г. по 08.07.2025 г.
Согласно сведений об охране атмосферного воздуха за 2019г. по форме 2-ТП (воздух), фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил 71,797 т/г.
При этом, АО «ТМТП» использованы методики, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками выбросов, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При рассмотрении дела, должностное лицо, в обоснование виновности руководителя группы экологической безопасности АО «Таганрогский морской торговый порт» Семенистой А.В. ссылается на приказ от 09.01.2018 г. № 4, от 22.03.2019 г. № 205, согласно которому лицом, ответственным за соблюдение требований природоохранной деятельности АО «ТМТП» и организацию экологического и производственного санитарно-гигиенического контроля является руководитель группы экологической безопасности Семенистая А.В.
Ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения, субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. Наличие состава правонарушения является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности. Одним из элементов, характеризующих состав правонарушения, является объективная сторона правонарушения - внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об АП подлежит, в том числе, и виновность лица в совершении административного правонарушения. Исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.
Предусмотренный в ст. 2.9 КоАП РФ правовой механизм учета тяжести правонарушения предназначен именно для тех случаев, когда высокие штрафные санкции статьи не позволяют определить адекватную меру ответственности (в т.ч. путем учета смягчающих ответственность обстоятельств) за малозначительное правонарушение, в силу отсутствия у лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении права назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи. При этом, по мнению суда, буквальное толкование ст. 2.9 КоАП РФ не ограничивает возможность освобождения от административной ответственности исключительно за совершение правонарушений, имеющих материальные составы.
В соответствии с п. 21 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 марта 2005 г. N 5 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 года N 12) если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При применении статьи 2.9 КоАП РФ правонарушитель хоть и освобождается от административной ответственности, но к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.
Законодатель в ст. 2.9 КоАП РФ предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание, как метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия. В каждом конкретном случае при назначении наказания необходимо руководствоваться конституционными принципами соразмерности и справедливости наказания, соблюдая при этом баланс публичного и частного интересов.
По мнению суда, необходимо учитывать, что предусмотренный в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий признать не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений правонарушение малозначительным, направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления деятельности субъекта.
Обсуждая вопрос о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, следует выяснять, имелась ли возможность для соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, предпринимал ли привлекаемый зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела установлено, что в настоящий методики использованные АО «ТМТП», уже включены в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками выбросов, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства по делу об ФИО4 правонарушении, судья пришел к выводу, что руководитель группы экологической безопасности АО «Таганрогский морской торговый порт» Семенистая А.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ, однако по своему характеру, объему, отсутствию тяжких последствий действия носят формальный характер, не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, значительных вредных последствий совершенное правонарушение не повлекло.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № 0134/02/65-р/ПР/2021 от 18.02.2021 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении руководителя группы экологической безопасности АО «Таганрогский морской торговый порт» Семенистой Анны Валерьевны - отменить.
Объявить руководителю группы экологической безопасности АО «Таганрогский морской торговый порт» Семенистой Анне Валерьевне устное замечание о недопустимости нарушения норм КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти дней со дня получения копии.
Судья Семеняченко А.В.