2а-133/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2019 года г.Починок
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Починковского района Смоленской области Старовойтовой Н.Н.,
представителя административного ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях Г.Е.Б.,
представителя заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области Ф.Е.В.,
представителя заинтересованного лица Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Починковском районе Смоленской области В.Е.Г.,
представителя заинтересованного лица Смоленского филиала Публичного акционерного общества «Ростелеком» Г.И.Г.,
при секретаре Панкратовой Н.Г.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести действия.
Представитель административного истца старший помощник прокурора Починковского района Смоленской области Старовойтова Н.Н. в судебном заседании указала, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства при осуществлении полномочий собственника в отношении защитных сооружений гражданской обороны, прокуратурой установлено, что на территории Починковского района Смоленской области расположены защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) - убежища (противорадиационные укрытия) с инвентарными номерами: -----, что подтверждается паспортами данных защитных сооружений. Согласно информации межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях вышеперечисленные ЗС ГО в реестре федерального имущества не числятся. Вместе с тем, согласно выписки из реестра федерального имущества от ** ** **, вышеназванные ПРУ значатся в реестре федерального имущества. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях обязано обеспечить учет вышеуказанных убежищ, как объектов федеральной собственности, поскольку данные объекты относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральным имуществом, однако указанная обязанность им не исполняется. Просит суд признать незаконным бездействие межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по не обеспечению учета защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий с инвентарными номерами -----, как объектов, находящихся в федеральной собственности; обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях обеспечить учет данных защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий; обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения.
Представители административного ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в отзыве (т.1 л.д.30-33), в дополнительных отзывах (т.2 л.д.1-3, т.3 л.д.86-91), в возражениях (т.3 л.д.167-170), в судебном заседании Г.Е.Б., Д.Д.С. пояснили, что требования не признают, правовые основания вносить в реестр федерального имущества спорные объекты отсутствуют, признаки имущества ГО согласно представленных паспортов, отсутствуют, кроме наличия оформленных паспортов. Из постановления ВС РФ №3020-1 от 27 декабря 1991 года следует, что к федеральной форме собственности не относятся любые объекты гражданской обороны, а только государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение, защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период. Ни к одному из вышеперечисленных спорные объекты, которые располагаются в жилых домах, в медицинских учреждениях, в торговых помещениях, принадлежащих субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию, не относятся, в связи с чем такое имущество нельзя считать объектами, которые должны быть в реестре федерального имущества. На момент издания данного постановления, ПРУ не существовало. Согласно паспортам объектов, организация, возводившая ПРУ и утверждавшая проект ПРУ, не установлена. Российская Федерация в лице МТУ либо иного уполномоченного органа не возводило ПРУ в помещениях, не приобретало это имущество. К паспортам не приложены заверенные надлежащим образом экспликации поэтажных помещений ГО. Спорные объекты не могут быть включены в реестр федерального имущества, так как не были представлены документы, подтверждающие, что имущество являлось собственностью Российской Федерации на момент разграничения собственности в Российской Федерации, отнесено к объектам ГО на момент разграничения собственности в Российской Федерации, приобретено Российской Федерацией, как имущество ГО либо возведено за счет средств Российской Федерации. МТУ не является уполномоченным органом по ведению учета защитных сооружений гражданской обороны.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области в отзыве (т.1 л.д.64-65), в дополнительном отзыве (т.2 л.д.25-30), в судебном заседании Ф.Е.В. указала, что поддерживает требования административного истца в полном объеме. Из положений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликации помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации. Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода ЗС ГО в эксплуатацию, при изменении типа ЗС ГО, при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией. При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО. Согласно паспортам объектов гражданской обороны ----- являются защитными сооружениями гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны являются объектами, находящимся в федеральной собственности. Учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом. Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Обязанность по контролю за распоряжением, использованием по назначению, сохранностью спорных объектов гражданской обороны возложена на МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях. МЧС России утверждены методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в ** ** **, согласно которых инвентаризация осуществляется комиссиями, создаваемыми территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создаваемыми в каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с распоряжением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Спорные защитные сооружения были включены в инвентаризацию, проходившую в ** ** **. Ранее объекты гражданской обороны, включая спорные защитные сооружения, были учтены в реестре федерального имущества, однако в последствии, после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года №447, из него «исчезли». МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях не осуществляется контроль за объектами гражданской обороны. Принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц в период военного времени и в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Представитель заинтересованного лица Смоленского филиала Публичного акционерного общества «Ростелеком» Г.И.Г. пояснила, что в собственности ПАО «Ростелеком» находится помещение узла связи с подвальным помещением. Доказательства того, что за ПАО «Ростелеком» закреплено защитное сооружение, отсутствуют. При осмотре подвального помещения признаков защитного сооружения, указанных в акте инвентаризации, не установлено. В материалы дела представлен паспорт ** ** **, в котором указана дата приемки в эксплуатацию защитного сооружения - ** ** **. Паспорт на период приемки в эксплуатацию - ** ** ** не представлен. Указанная в паспорте эксплуатирующая ПРУ организация - -----, никакого отношения к ПАО «Ростелеком» не имеет. Просит в иске в части защитного сооружения с инвентарным номером -----, отказать.
Представитель заинтересованного лица Управления федеральной почтовой связи в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (т.5 л.д.136), просит рассмотреть дело в его отсутствие (т.5 л.д.115-116).
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Е.А.Н. пояснил, что противорадиационные укрытия в муниципальной собственности не находятся, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (т.5 л.д.158).
Представитель заинтересованного лица администрации Смоленской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (т.5 л.д.138), просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (т.4 л.д.157), в письменных объяснениях (т.4 л.д.155-157) указал, что спорные защитные сооружения гражданской обороны в реестре государственной собственности Смоленской области не значатся. Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области в государственную собственность Смоленской области объекты муниципального медицинского учреждения «Починковская ЦРБ», расположенные по адресу: ..., переданы на безвозмездной основе муниципальным образованием «Починковский район» Смоленской области в соответствии с распоряжением администрации Смоленской области от ** ** ** № ** «О принятии в государственную собственность Смоленской области объектов, являющихся муниципальной собственностью». Согласно выписки из ЕГРН спорные объекты являются государственной собственностью Смоленской области.
Представитель заинтересованного лица Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Починковском районе Смоленской области в пояснениях (т.4 л.д.39-41) и в судебном заседании В.Е.Г. указала, что распоряжением ТУ Росимущества в Смоленской области от ** ** ** за № ** за Государственным учреждением - Управление пенсионного фонда в Починковском районе Смоленской области на праве оперативного управления закреплено федеральное недвижимое имущество, расположенное по адресу: .... Согласно данным технического паспорта от ** ** ** ПРУ с инвентарным номером ----- не значится, балансодержателем ЗС ГО Управление не является. В настоящее время помещение эксплуатируется как вспомогательное (подсобное) помещение.
Представители заинтересованных лиц администрации Прудковского сельского поселения Починковского района Смоленской области, администрации Переснянского сельского поселения Починковского района Смоленской области, открытого акционерного общества «Кредо плюс 1», ОГБУЗ «Починковская ЦРБ», открытого акционерного общества «Дорспецстрой №3», Публичного акционерного общества «Ростелеком», МБОУ Васьковская СШ, МБОУ Дивинская СШ, бюджетного учреждения культуры «Районный культурно-досуговый центр» администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, Марченковой Н.М. - Горбацевич С.Н. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания (т.5 л.д.147-148, 160, 187-189), возражений не представили.
Заинтересованные лица Марченкова Н.М., Анисимов М.И., Захаренкова А.Н., Холменкова Н.Д., Буринская Р.И., Попов В.Н., Попова Н.Д., Федченкова Е.А., Федорков Д.Н., Федоркова А.В., Бурсова А.А., Лукьянова Е.А., Рожненкова М.В., Рожненков А.Л., Кудрявцева Н.В., Кудрявцева Л.С., Диденко С.А., Петрусева Д.А., Кузьмицкая Н.В., Корнеенкова С.Н., Корнеенкова В.А., Корнеенков Д.А., Железная Е.А., Федоркова А.В., Корнеенкова С.Н., Тарасенкова Г.Ю., Джанаралиев М.Л. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания (т.5 л.д.141-146, 149-156, 162-172), возражений не представили.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.1, 5 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Из ст.6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», следует, что Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а так же порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно п.2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309, к объектам гражданской обороны относятся: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из положений п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
В силу абз.2 п.3 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1-3 к настоящему постановлению, а, следовательно, со дня вступления в силу этого постановления оно относится к федеральной собственности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории ... расположены защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), а именно:
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, на праве оперативного управления закреплено за муниципальным бюджетным учреждением культуры «Районный культурно-досуговый центр» администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью Смоленской области, на праве оперативного управления закреплено за ОГБУЗ «Починковская ЦРБ»;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, эксплуатируется администрацией муниципального образования «Починковский район» Смоленской области;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью Смоленской области, на праве оперативного управления закреплено за ОГБУЗ «Починковская ЦРБ»;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью ООО «Дорспецстрой №3», эксплуатируется ООО «Дорспецстрой №3»;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **; здание является собственностью Джанаралиева М.Л., эксплуатируется Джанаралиевым М.Л.;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, эксплуатируется администрацией муниципального образования «Починковский район» Смоленской области;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью ПАО «Ростелеком», эксплуатируется Смоленским филиалом ПАО «Ростелеком»;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью Российской Федерации, правообладателем является Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Починковском районе Смоленской области;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, на праве оперативного управления закреплено за МБОУ Васьковская СШ;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью Марченковой Н.М., находится в аренде ООО «Кредо плюс 1»;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является собственностью муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, на праве оперативного управления закреплено за МБОУ Дивинская СШ;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является многоквартирным жилым домом, собственниками жилых помещений в котором являются Анисимов М.И., Захаренкова А.Н., Холменкова Н.Д., Буринская Р.И., Попов В.Н., Попова Н.Д., Федченкова Е.А., Федорков Д.Н., Федоркова А.В., Бурсова А.А., эксплуатирующая организация Прудковское сельское поселение;
противорадиационное укрытие с инвентарным номером ----- расположено по адресу: ..., принято в эксплуатацию в ** ** **, здание является многоквартирным жилым домом, собственниками жилых помещений в котором являются Рожненкова М.В., Рожненков А.Л., Кудрявцева Н.В., Кудрявцева Л.С., Диденко С.А., Петрусева Д.А., Кузьмицкая Н.В., Корнеенкова С.Н., Корнеенкова В.А., Корнеенков Д.А., Железная Е.А., Федоркова А.В., Корнеенкова С.Н., эксплуатирующая организация Прудковское сельское поселение.
Данные обстоятельства подтверждаются паспортами защитных сооружений (т.1 л.д.12-23, т.2 л.д.73, т.5 л.д.107), планами защитных сооружений (т.1 л.д.81-86), кадастровым паспортом от ** ** ** (т.1 л.д.94-99), техническими паспортами от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** (т.1 л.д.109-128, 143-161, 162-184, 193-204, 216-230, 233-243, т.2 л.д.74-81, 144-165, 172-193, 194-206, т.3 л.д.40-50, 61-68), инвентаризационными карточками защитных сооружений гражданской обороны от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** (т.1 л.д.87-88, 100-101, 129-130, 135-136, 185-186, 205-206, 244-245, т.2 л.д.138-139, 166-167, 209-210, т.3 л.д.35-36, 73-74, т.5 л.д.101-103), актами инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** (т.1 л.д.89, 102, 131, 137, 187, 207, 246, т.2 л.д.140, 168, 211, т.3 л.д.34, 74 оборот-75, т.5 л.д.100), сводной ведомостью результатов инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по состоянию на ** ** ** (т.1 л.д.79-80), инвентаризационной ведомостью результатов инвентаризации противорадиационных укрытий гражданской обороны, находящихся на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по состоянию на ** ** ** (т.5 л.д.104), журналом учета защитных сооружений гражданской обороны муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по состоянию на ** ** ** (т.1 л.д.77-78), актами инвентаризации, оценки содержания и использования защитных сооружений ГО ПРУ от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** (т.1 л.д.90-92, 103-105, 132-134, 138-140, 188-190, 208-210, 247-249 т.2 л.д.82-84, 141-143, 169-171, 212-214, т.3 л.д.37-38), информацией (т.1 л.д.106-107, 191, 211-214, 231, т.3 л.д.52-53, 69, 76-78, 84, 147-161, т.4 л.д.42-43, 67, 73-74, 158-220, 227-243, т.5 л.д.105-106), перечнем ЗС ГО, расположенных на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (т.2 л.д.46).
Согласно записям Единого государственного реестра недвижимости, здание по адресу: ... с ** ** ** является собственностью Российской Федерации, с ** ** ** находится в оперативном управлении Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Починковском районе Смоленской области (т.3 л.д.12-13); здание по адресу: ... с ** ** ** находится в оперативном управлении МБОУ Дивинская СШ (т.3 л.д.14-15); здание по адресу: ... с ** ** ** является собственностью ООО «Дорспецстрой №3» (т.3 л.д.16-17); здание по адресу: ... с ** ** ** является собственностью муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (т.3 л.д.18-19); здание по адресу: ... с ** ** ** является собственностью ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (т.3 л.д.20-21); здание по адресу: ... с ** ** ** является собственностью муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, с ** ** ** находится в оперативном управлении МБОУ Васьковская СШ (т.3 л.д.22-23); здание по адресу: ... с ** ** ** является собственностью муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, находилось в аренде Тарасенковой Г.Ю., действие договора аренды прекращено ** ** ** в связи с истечением срока договора (т.3 л.д.24-25, т.4 л.д.67, т.5 л.д.44); здание по адресу: ... с ** ** ** является собственностью Смоленской области, с ** ** ** в оперативном управлении ОГБУЗ «Починковская ЦРБ» (т.3 л.д.26-27); здание по адресу: ... с ** ** ** является собственностью Смоленской области, со ** ** ** в оперативном управлении ОГБУЗ «Починковская ЦРБ» (т.3 л.д.28-29); здание по адресу: ... с ** ** ** является собственностью Марченковой Н.М., с ** ** ** находится в аренде ООО «Кредо плюс 1» (т.3 л.д.102-103); здание по адресу: ... является многоквартирным жилым домом (т.3 л.д.124); здание по адресу: ... является многоквартирным жилым домом (т.3 л.д.125). В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об объектах недвижимости: здание по адресу: ..., являющееся собственностью муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (т.3 л.д.10), здание по адресу: ..., приобретенное Джанаралиевым М.Л., согласно договору купли-продажи от ** ** ** (т.3 л.д.60, т.3 л.д.58, 85, т.5 л.д.81-83). Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются и свидетельствами о государственной регистрации права от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** (т.1 л.д.93, 108, 142, 163, 192, 215, 232, т.2 л.д.207).
Комиссия в составе старшего помощника прокурора Починковского района Смоленской области Старовойтовой Н.Н., заместителя начальника управления - начальника отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по Смоленской области С.Е.В., главного специалиста ГО и ЧС администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Е.А.Н. на основании указания прокуратуры Смоленской области от ** ** ** произвела обследование защитных сооружений гражданской обороны типа «противорадиационное укрытие» на предмет наличия признаков противорадиационного укрытия. Согласно акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему, в ходе визуального осмотра установлено, что ПРУ имеет общие для ЗС ГО признаки, а именно является встроенным, размещается на первом этаже здания, имеет помещения, которые могут использоваться для размещения укрываемых, санитарного поста (медпункта), хранения загрязненной одежды, имеет санитарный узел (т.2 л.д.65-68). В силу акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему, в ходе визуального осмотра установлено, что ПРУ имеет общие для ЗС ГО признаки, а именно является встроенным, размещается в цокольном этаже здания, имеет помещения, которые могут использоваться для размещения укрываемых, санитарного поста (медпункта), хранения загрязненной одежды, имеет систему водоснабжения (т.2 л.д.69-72). Из акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему видно, что в ходе визуального осмотра установлены следующие конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (ПРУ): здание подвергалось переделке, вследствие чего с северной стороны здания был засыпан вход в ПРУ, вход из здания в ПРУ дверей не имеет, кирпичная кладка в месте предположительного входа (выхода) в ПРУ, засыпанная вентиляционная шахта (предположительно могли стоять воздухозаборные и вытяжные устройства), на входе кабелей в ПРУ предусматривается установка вводно-распределительного устройства (т.2 л.д.86-89). Согласно акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему, в ходе визуального осмотра установлено, что ПРУ имеет общие для ЗС ГО признаки, а именно является встроенным, размещается в подвальном помещении учреждения здравоохранения, имеет помещения, которые могут использоваться для размещения укрываемых, санитарного поста (медпункта), хранения загрязненной одежды, имеет систему водоснабжения, имеет воздуховод, на вводе кабелей в ЗС ГО предусмотрена установка вводно-распределительного устройства (т.2 л.д.90-94). В силу акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему, в ходе визуального осмотра установлено, что ПРУ имеет общие для ЗС ГО признаки, а именно является встроенным, размещается в подвальном помещении здания, имеет помещения, которые могут использоваться для размещения укрываемых, санитарного поста (медпункта), хранения загрязненной одежды, имеет систему водоснабжения (т.2 л.д.95-98). Из акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему видно, что в ходе визуального осмотра установлены следующие конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (ПРУ): наличие двух входов (выходов) в ПРУ, на одном из которых установлена обычная дверь, имеются помещения, которые могут использоваться для размещения укрываемых, санитарного поста (медпункта), хранения загрязненной одежды, наличие элементов водоснабжения ПРУ, наличие элементов системы вентиляции ПРУ, наличие воздухозаборной (у пола) и вытяжной (у потолка) шахт естественной вентиляции, на вводе кабелей в ПРУ предусматривается установка вводно-распределительного устройства (т.2 л.д.99-104). Согласно акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему, в ходе визуального осмотра установлены следующие конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (ПРУ): наличие оголовка с шахтой воздухозаборного канала, наличие защитно-герметической двери во входе в ПРУ, наличие элементов системы вентиляции ПРУ, наличие фильтровентиляционного оборудования (т.2 л.д.105-108). В силу акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему, в ходе визуального осмотра установлены следующие конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (ПРУ): на входе в ПРУ установлены обычные двери, наличие элементов системы вентиляции ПРУ, наличие элементов водоснабжения ПРУ (внутреннего водопровода для пожаротушения), наличие приемного резервуара станции перекачки и насоса, наличие санузла с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть, наличие элементов системы отопления ПРУ (т.2 л.д.109-113). Из акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему следует, что в ходе визуального осмотра установлены следующие конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (ПРУ): наличие двух входов (выходов) в ПРУ, на которых установлены обычные двери, наличие элементов системы вентиляции ПРУ, наличие инженерных систем ПРУ, в том числе вентилятора с электроприводом, электроручного вентилятора марки ЭРВ-72, наличие элементов системы отопления ПРУ, наличие элементов водоснабжения ПРУ, на вводе кабелей в ПРУ предусматривается установка вводно-распределительного устройства (т.2 л.д.114-120). Согласно акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему, в ходе визуального осмотра установлены следующие конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (ПРУ): наличие оголовка с шахтой воздухозаборного канала, наличие двух входов (выходов) в ПРУ, на которых установлены обычные двери, наличие элементов системы вентиляции ПРУ, наличие элементов системы отопления ПРУ, наличие элементов водоснабжения ПРУ, наличие санузла с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть, на вводе кабелей в ПРУ предусматривается установка вводно-распределительного устройства (т.2 л.д.121-126). В силу акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему, в ходе визуального осмотра установлены следующие конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (ПРУ): во входах в ПРУ устанавливаются обычные двери, допускается один вход в ПРУ, при этом запасной (эвакуационный) выход - люк размером 0,6х0,9 м с вертикальной лестницей или окно размером 0,75х1,5 м со специальным приспособлением для выхода, приспособление для выхода отсутствует, присутствуют элементы магистрального воздуховода, естественную вентиляцию ПРУ, размещаемых в подвальных и цокольных этажах зданий, осуществляют за счет теплового напора через воздухозаборные (у пола) и вытяжные шахты (у потолка), наличие элементов водоснабжения ПРУ, в ПРУ, расположенных в зданиях с канализацией, предусматривается отвод сточных вод в наружную канализационную сеть, на вводе кабелей в ПРУ предусматривается установка вводно-распределительного устройства (т.2 л.д.127-132). Из акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему следует, что в ходе визуального осмотра установлены следующие конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (ПРУ): допускается один вход в ПРУ, при этом запасной (эвакуационный) выход - люк размером 0,6х0,9 м с вертикальной лестницей или окно размером 0,75х1,5 м со специальным приспособлением для выхода, приспособление для выхода отсутствует, естественную вентиляцию ПРУ, размещаемых в подвальных и цокольных этажах зданий, осуществляют за счет теплового напора через воздухозаборные (у пола) и вытяжные шахты (у потолка), наличие элементов водоснабжения ПРУ, на вводе кабелей в ПРУ предусматривается установка вводно-распределительного устройства (т.2 л.д.133-137). Согласно акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему следует, что в ходе визуального осмотра установлены следующие конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (ПРУ): ПРУ размещается в первом этаже кирпичного здания, здание подвергалось переделке, пробиты новые входы на первом этаже, на входе в ПРУ имеются элементы систем жизнеобеспечения, вводно-распределительного устройства электроснабжения, в ПРУ имеются помещения и места для размещения укрываемых, ПРУ находится в состоянии «не готовое к приему укрываемых», изменена планировка помещений (т.3 л.д.30-33). В силу акта обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: ... ----- от ** ** ** и фототаблицы к нему следует, что в ходе визуального осмотра установлены следующие конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (ПРУ): ПРУ имеет общие для ЗС ГО признаки, а именно является встроенным, размещается в первом этаже двухэтажного здания, вводно-распределительное устройство электроснабжения, помещения, которые могут использоваться для размещения укрываемых, санитарного поста (медпункта), хранения загрязненной одежды (т.3 л.д.54-57).
Вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью, что следует из инвентаризационных карточек защитных сооружений гражданской обороны от ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** (т.1 л.д.87-88, 100-101, 129-130, 135-136, 185-186, 205-206, 244-245, т.2 л.д.138-139, 166-167, 209-210, т.3 л.д.35-36, 73-74), информации (т.1 л.д.106-107, 191, 211-214, 231, т.3 л.д.70-72), были включены в реестр федерального имущества, что усматривается из выписки из реестра федерального имущества, направленной территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области в адрес Главного управления МЧС России по Смоленской области за исходящим № ** от ** ** ** (т.1 л.д.69-73, т.2 л.д.33-44), и указаны в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по состоянию на ** ** ** (т.1 л.д.77-78).
В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2018 года, Планом устранения нарушений законодательства в соответствии с представлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10 апреля 2018 года, Федеральным законом от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804, МЧС России поручено организовать в период до ** ** ** проведение инвентаризации защитных сооружений на территории субъектов Российской Федерации. По запросу Главного управления МЧС России по Смоленской области о согласовании кандидатуры представителя в состав областной комиссии по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны Смоленской области межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях сообщило о кандидатуре на включение в состав комиссии старшего специалиста 2 разряда отдела управления федеральным имуществом и взаимодействия с органами государственной власти в Смоленской области П.С.Н. (т.2 л.д.31-32).
Распоряжением главы муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от ** ** ** № ** (т.1 л.д.74) предписано провести инвентаризацию защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (ЗС ГО), создать комиссию по проведению инвентаризации ЗС ГО на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области и утвердить состав комиссии согласно приложению (т.1 л.д.75-76).
Согласно актов инвентаризации, оценки содержания и использования защитных сооружений ГО ПРУ от ** ** ** (т.1 л.д.90-92), ** ** ** (т.1 л.д.103-105), ** ** ** (т.1 л.д.132-134), ** ** ** (т.1 л.д.138-140), ** ** ** (т.1 л.д.188-190), ** ** ** (т.1 л.д.208-210), ** ** ** (т.1 л.д.247-249), ** ** ** (т.2 л.д.82-84), ** ** ** (т.2 л.д.141-143), ** ** ** (т.2 л.д.169-171), ** ** ** (т.2 л.д.212-214), ** ** ** (т.3 л.д.37-38), ** ** ** (т.3 л.д.76-78) комиссия проверила наличие и оценила готовность к использованию по предназначению защитных сооружений ГО ПРУ (убежища, ПРУ, укрытия): с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...; и пришла к выводу, что так как ЗС ГО расположены в безопасной зоне, организации, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление или хозяйственное ведение, отсутствуют, потребности в ЗС ГО на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области для защиты категорий населения не имеется, есть возможность снять ЗС ГО с учета.
В течение ** ** ** администрацией муниципального образования «Починковский район» Смоленской области дважды направлялись на согласование в ГУ МЧС России по Смоленской области акты о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны и дважды были возвращены на доукомплектование выписками из реестра Федерального имущества. В ответах межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях значилось, что защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области в реестре федерального имущества не значатся, по состоянию на ** ** **, ** ** **, ** ** ** в реестре федерального имущества информация о вышеуказанных объектах недвижимости отсутствует (т.2 л.д.45-57, т.1 л.д.11, т.2 л.д.52, 85, т.3 л.д.59).
Вместе с тем, действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (ст.210 Гражданского кодекса российской Федерации), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния спорных защитных сооружений гражданской обороны – убежищ, вопрос об их снятии с учета, может быть разрешен только сособственником этих помещений, являющихся в силу закона объектами федеральной собственности, обязанность по учету которых возложена в данном случае на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Свидетель М.И.А. указал, что при в воде в эксплуатацию зданий составлялся паспорт ПРУ, велся учет. С момента принятия приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 ведутся журналы учета ПРУ. В ** ** ** была проведена инвентаризация, по итогам которой в ** ** ** осуществлен основной учет, собраны копии паспортов, объекты ПРУ внесены в реестр федеральной собственности. Порядок снятия с учета ПРУ проводится по акту, согласно выписки из реестра федерального имущества. Объекты ПРУ относятся к федеральной собственности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, включая данные технической и кадастровой паспортизации спорных объектов, паспортов и планов защитных сооружений, инвентаризационных карточек защитных сооружений гражданской обороны, результаты проверки использования имущества, судом бесспорно установлено, что спорное имущество (защитные сооружения) по своим признакам относится к объектам гражданской обороны. Вышеприведенные судом доказательства опровергают доводы о том, что спорное имущество признакам объектов гражданской обороны не отвечает и отсутствуют правоустанавливающие документы, свидетельствующие о том, что спорные объекты на момент разграничения собственности Российской Федерации являлись противорадиационными укрытиями. В материалах дела, вопреки доводам представителя административного ответчика, имеются надлежащим образом заверенные планы защитных сооружений с экспликацией помещений (т.1 л.д.81-86).
Спорные защитные сооружения в виде противорадиационных укрытий находятся в федеральной собственности, в собственность Смоленской области не передавались, так же не передавались в оперативное управление либо хозяйственное ведение каким-либо организациям, в реестре муниципального имущества и имущества Смоленской области не значатся (т.4. л.д.155-157, т.5 л.д.43). Доказательств иного стороной ответчика не представлено, поэтому доводы представителя административного ответчика о том, что требования направлены на незаконное и необоснованное лишение собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования и частных лиц и понуждении включить в реестр федерального имущества объект, право собственности Российской Федерации на который не подтверждено документально, суд считает необоснованными, поскольку убежища в силу закона являются федеральной собственностью.
В силу п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в Приложениях 1-3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», поэтому со дня вступления в законную силу этого постановления таковые стали относиться к федеральной собственности.
Согласно п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.
На территории Смоленской области функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, которое в том числе осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества (п.1, 4.1.22 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 года №471).
На основании п.2 Положения о совершенствовании учета федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года №447, учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Согласно пп.«б» п.6 указанного Положения, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.
С учетом приведенных норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях обязано обеспечить учет спорных убежищ, расположенных на территории Починковского района Смоленской области, как объектов федеральной собственности, поскольку данные объекты имеют статус защитных сооружений гражданской обороны, ограничены в обороте и отнесены исключительно к федеральной собственности в силу закона.
Вопреки доводам представителя административного ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в материалах дела имеются выписки из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимости, в которых расположены спорные противорадиационные укрытия. Отсутствие же выписок из Единого государственного реестра недвижимости на спорные противорадиационные укрытия, при наличии иных документов на противорадиационные укрытия, не является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Довод административного ответчика о том, что прокурором в материалы дела не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, является несостоятельным. Право прокурора обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации предусмотрено положениями части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного Закона).
Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны как государственного имущества, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора Починковского района Смоленской области, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по не обеспечению учета защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий с инвентарными номерами -----, как объектов, находящихся в федеральной собственности.
Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны -
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером ----- расположеного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ...;
противорадиационного укрытия с инвентарным номером -----, расположенного по адресу: ....
Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.А.Шабанова
Мотивированное решение в окончательной форме принято 27 сентября 2019 года.