Дело №2-436/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2020 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовой О.С.,
с участием представителя истца Сварцевич А.А., действующей на основании доверенности 82 АА 1512926 от 28.08.2019 г.,
представителя Администрации г. Алушта - Стеблина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кучерука Р.Н. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации г. Алушта, Алуштинскому городскому совету о признании незаконным отказа в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Сварцевич А.А., действуя на основании доверенности, от имени Кучерука Р.Н., обратилась в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации <адрес>, Алуштинскому городскому совету о признании незаконным отказа в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, №, признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с.<адрес>Волшебный,8, кадастровый №.
Исковые требования мотивированы тем, что Кучерука Р.Н. решением Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка по пер.Волшебному,8 <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек. В порядке завершения прав на оформление земельного участка в собственность, истец обратился с заявлением в Администрацию <адрес>, по результатам рассмотрения которого принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданину Кучерука Р.Н.», которым ему в собственность передан земельный участок площадью 2000 кв.м. по <адрес> <адрес>, кадастровый №. Для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Решением Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в государственной регистрации, по тем основаниям, что якобы решение Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено решением Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с указанными обстоятельствами ответчик посчитал постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым истцу был передан земельный участок в собственность, как таковое, которое не подлежит принятию в учет. Истец считает указанное решение незаконным, ссылаясь положение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", Постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ". Полагает, что истцом в Госкомрегистр был представлен полный, являющийся достаточным пакет документов для осуществления регистрации права собственности. Также ссылается на то, что постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ является действующим и принятым в соответствии с требованиями закона. Поскольку для Госкомрегистра обязательным для регистрации будет судебный акт о признании права собственности просит признать право собственности на земельный участок по пер. Волшебному,8 <адрес>.
Представитель истца исковые требования поддержала. Настаивала на их удовлетворении, в том числе ссылаясь на представленные дополнительные пояснения. Также указала, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Кучерука Р.Н. не обжаловалось.
Представитель Администрации <адрес> возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что ввиду ненадлежащей проверки об актуальности решения Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче земельного участка Кучерука Р.Н. в собственность. В последующем, при взаимодействии с Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым выявлено, что решение Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено решением Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, Администарцией <адрес> было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которое в настоящее время является действующим, некем не обжаловалось и не отменялось.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ранее направил возражения, в которых просил рассматривать дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегситр поступило заявление Кучерука Р.Н. о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером № про <адрес> <адрес>. В качестве документа основания регистрации права собственности было представлено постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ При проведении правовой экспертизы представленных документов, при взаимодействии с Администрацией <адрес> установлено, что решение Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ отменено решением Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, решение о составлении проекта землеустройства является недействительным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и не могло служить основанием для государственной регистрации права собственности. Вышеперечисленные обстоятельства послужили основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности. Сведений о незаконности решения № от ДД.ММ.ГГГГ истцом, на момент осуществления государственной регистрации, не представлено.
Представитель Алуштинского городского совета в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении, возражений в суд не поступало.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела. суд приходит к следующему.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно положениям статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории Республики Крым особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Такие особенности установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38- 3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Ст.13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Постановлением Совета Министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, в соответствии с пунктом 4 которого, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ», утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № определен порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по завершению оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ, в п.2.5 закреплен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
В соответствии ч п.1 ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Право на проведение государственным регистратором правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов закреплено в п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела судом установлено следующее.
Решением Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ Кучерука Р.Н. разрешено составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,20 га, расположенного в с.<адрес>Волшебный,8, для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (л.д.16 оборот. сторона,82-84).
Решением Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О составлении проекта землеустройства Кучерука Р.Н.» (л.д.46,85).
Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что собственником земельного участка по адресу: <адрес> с. лучистое пер.Волшебный,8, кадастровый №, площадью 2000 кв.м является муниципальное образование городской округ Алушта (л.д.30-36).
ДД.ММ.ГГГГ Кучерука Р.Н., от имени которого действовала ФИО5 на основании доверенности, обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ, предоставив решение Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ и иные документы (л.д.92-142)
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Кучерука Р.Н. предоставлен бесплатно в собственность земельный участок по адресу: <адрес> с. <адрес>Волшебный,8, кадастровый №, площадью 2000 кв.м. в соответствии с ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Порядком переоформления прав или завышения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании решения Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О составлении проекта землеустройства Кучерука Р.Н.» (л.д.12,13,14,92-93).
ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сообщением № Кучерука Р.Н. отказано в регистрации права собственности на земельный участок по пер.Волшебному,8 <адрес>, поскольку при проведении правовой экспертизы установлено что решение Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося основанием для предоставления земельного участка в собственность в соответствии с Порядком оформления права или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № отменено, в связи с чем, в силу ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основания для государственной регистрации права отсутствуют (л.д.11,38-39).
Из материалов регистрационного дела Государственного комитета по государственно регистрации и кадастру Республики Крым следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, действуя на основании доверенности от имени Кучерука Р.Н. обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок по пер.Волшебному,8 <адрес>, кадастровый №, предоставив постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и иные материалы. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена, в связи с направлением межведомственных запросов об актуальности представленного постановления и решения, на основании которого был издан правоустанавливающий документ. ДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегистр поступила копия решения Лучистовкого сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию <адрес> направленно письмо о приведении акта в соответствии с действующим законодательством, на которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ представлена копия постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37-73).
Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданину Кучерука Р.Н.», в виду наличия решения Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73,140).
Согласно решения Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными решением Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора <адрес> №ВН№ от ДД.ММ.ГГГГ на решение Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен. Решение Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ отменено (л.д.76,142, 143-145,149).
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что у Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ не имелось правовых оснований для предоставления земельного участка в собственность Кучерука Р.Н., при наличии неотмененного решения Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, в силу положений ст.13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Таким образом, отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, равно как и проведение его должностным лицом правовой экспертизы представленных документов и осуществления межведомственных запросов, соответствовали действующим нормативно-правовым актам.
Учитывая, что постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Кучерука Р.Н. не обжаловалось, что подтвердил его представитель в судебном заседании, правовых оснований для признания права собственности на земельный участок в порядке дооформления по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется.
При этом, учитывая, что решение Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ отменено решением Алуштинского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, истец не лишен права на повторное обращение в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, поскольку положениями действующих нормативно-правовых актов предусмотрено, что предоставление земельных участков является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным ими основаниям, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.05.2020 ░.