Решение по делу № 33-8409/2024 от 12.02.2024

Судья: Курочкина М.А.                Дело № 33-8409/2024

50RS0007-01-2022-008466-45

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московская область            25 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Шилиной Е.М.

судей Баринова С.Н., Маркина Э.А.,

при ведении протокола помощником судьи Н.Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, действующего в интересах РФ в лице: Управления Роспотребнадзора по Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к МУП городского округа Домодедово «Домодедовский водоканал», администрации городского округа Домодедово Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области об обязании МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал» провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых с эксплуатируемых очистных сооружений, до установления нормативов предельно допустимых концентраций,

по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 03 февраля 2023 года,

заслушав доклад судьи Шилиной Е. М.,

объяснения явившихся лиц,

установила:

Межрайонный природоохранный прокурор <данные изъяты>, действующий в интересах РФ в лице: Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал», администрации городского округа <данные изъяты>, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа <данные изъяты> об обязании МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал» провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых с эксплуатируемых очистных сооружений, до установления нормативов предельно допустимых концентраций.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства муниципальным унитарным предприятием городского округа Домодедово «Домодедовский водоканал» (далее – МУП «Домодедовский водоканал», Предприятие) при сбросе сточных вод в водные объекты на территории городского округа <данные изъяты>. В соответствии с уставом Предприятия, утвержденным распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации г.о. <данные изъяты> (далее – Комитет) от <данные изъяты> <данные изъяты>, юридическое лицо является эксплуатационной организацией в сфере водопроводно-канализационного хозяйства г.о. <данные изъяты>, основными целями которой являются обеспечение устойчивой работы объектов водоснабжения и канализации городского округа, находящихся в хозяйственном ведении Предприятия, а также водоснабжение и прием сточных вод от населения и других потребителей. Для реализации поставленных целей Предприятие в том числе эксплуатирует инженерные сети и сооружения, также находящиеся в его хозяйственном ведении. Согласно договору аренды недвижимого имущественного комплекса от <данные изъяты> <данные изъяты>-КИ, заключенного между Комитетом и Предприятием, на основании постановления от <данные изъяты> <данные изъяты> «О предоставлении в аренду имущественного комплекса МУП «Домодедовский водоканал» Комитет передает во временное владение и пользование Предприятию имущество в целях эксплуатации и содержания объектов водоснабжения и водоотведения на территории городского округа <данные изъяты>, указанное в приложении к договору, в том числе очистные сооружения, расположенные в д. Бехтеево, д. Долматово, д. Кутузово, д. Новые Семивраги г.о. <данные изъяты>. Проектная мощность эксплуатируемых Предприятием очистных сооружений в д. Бехтеево г.о. <данные изъяты> составляет 150 м3/сут, фактический сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения составляет 16,4 м3/сут или 5,99 тыс м3/год. Указанные инженерные сооружения поставлены на федеральный учет с присвоением II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта <данные изъяты>П), что подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от <данные изъяты> № DBWN882E. Министерством экологии и природопользования <данные изъяты> Предприятию <данные изъяты> выдано решение <данные изъяты>-<данные изъяты>.018-Р-РСБХ-С-2017-04151/00 о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод в реку Северка через ручей Безымянный. Указанным решением для Предприятия Министерством экологии и природопользования <данные изъяты> утверждена степень очистки сточных вод, сбрасываемых после очистки с очистных сооружений. Фактически сброс очищенных очистными сооружениями сточных вод осуществляется на территории <данные изъяты>, в координатах, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование. Проектная мощность эксплуатируемых Предприятием очистных сооружений в д. Долматово г.о. <данные изъяты> составляет 250 м3/сут, фактический сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения составляет 27,022 м3/сут или 74,202 тыс м3/год. Указанные инженерные сооружения поставлены на федеральный учет с присвоением II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта <данные изъяты>П), что подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от <данные изъяты> № DBWМ87QI. Министерством экологии и природопользования <данные изъяты> Предприятию <данные изъяты> выдано решение <данные изъяты>-<данные изъяты>.016-Р-РСБХ-С-2017-04123/00 о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод в реку Злодейка. Указанным решением для Предприятия Министерством экологии                           и природопользования <данные изъяты> утверждена степень очистки сточных вод, сбрасываемых после очистки с очистных сооружений. Фактически сброс очищенных очистными сооружениями сточных вод осуществляется на территории <данные изъяты>, в координатах, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование. Проектная мощность эксплуатируемых Предприятием очистных сооружений в д. Кутузово г.о. <данные изъяты> составляет 80 м3/сут, фактический сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения составляет 78,781 м3/сут или 25,496 тыс м3/год. Указанные инженерные сооружения поставлены на федеральный учет с присвоением II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта <данные изъяты>П), что подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от <данные изъяты> № DEDGKPCX. Министерством экологии и природопользования <данные изъяты> Предприятию <данные изъяты> выдано решение <данные изъяты>-<данные изъяты>.018-Р-РСБХ-С-2017-04124/00 о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод в ручей Безымянный – приток реки Гнилуша. Указанным решением для Предприятия Министерством экологии и природопользования <данные изъяты> утверждена степень очистки сточных вод, сбрасываемых после очистки с очистных сооружений. Фактически сброс очищенных очистными сооружениями сточных вод осуществляется на территории <данные изъяты>, в координатах, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование. Проектная мощность эксплуатируемых Предприятием очистных сооружений в д. Новые Семивраги г.о. <данные изъяты> составляет 400 м3/сут, фактический сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения составляет 64,12 м3/сут или 23,4 тыс м3/год. Указанные инженерные сооружения поставлены на федеральный учет с присвоением II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта <данные изъяты>П), что подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от <данные изъяты> № CORNY1W2. Министерством экологии и природопользования <данные изъяты> Предприятию <данные изъяты> выдано решение <данные изъяты>-<данные изъяты>.016-Р-РСБХ-С-2017-04152/00 о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод в реку Пахра. Указанным решением для Предприятия Министерством экологии и природопользования <данные изъяты> утверждена степень очистки сточных вод, сбрасываемых после очистки с очистных сооружений. Фактически сброс очищенных очистными сооружениями сточных вод осуществляется на территории <данные изъяты>, в координатах, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование. Для соблюдения утвержденной в вышеуказанных решениях Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> степени очистки сбрасываемых сточных вод в водные объекты аккредитованной лабораторией МУП «Домодедовский водоканал» проводятся ежеквартальные мониторинги сбрасываемых очищенных стоков.В нарушение указанных требований законодательства МУП «Домодедовский водоканал» допускается сброс сточных вод с превышением предельно-допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты.Из содержания результатов испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Бехтеево, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в <данные изъяты> через руч. Безымянный, по следующим показателям: аммоний ион – 1,7 мг/дм3 при нормативе не более 0,5 мг/дм3, БПК-5 – 5,6 мг/дм3 при нормативе не более 3 мг/дм3, фосфаты – 0,3 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3. Из содержания результатов испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Долматово, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в <данные изъяты>, по следующим показателям: аммоний ион – 6,3 мг/дм3 при нормативе не более 0,5 мг/дм3, БПК-5 – 10,2 мг/дм3 при нормативе не более 2,0 мг/дм3, фосфаты – 1,51 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3, железо общее – 0,42 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3. Из содержания результатов испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Кутузово, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в руч. Безымянный – приток реки Гнилуша, по следующим показателям: железо общее – 0,23 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК-5 – 3,8 мг/дм3 при нормативе не более 2,0 мг/дм3, фосфаты – 0,98 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3. Из содержания результатов испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Новые Семивраги, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в <данные изъяты>, по следующим показателям: железо общее – 0,2 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, фосфаты – 2,1 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3, БПК-5 – 6,1 мг/дм3 при нормативе не более 0,3 мг/дм3 и др. Сброс сточных вод с превышением установленных нормативов создает угрозу причинения вреда компонентам окружающей среды – водному объекту, водным биологическим ресурсам. По указанным фактам нарушений законодательства межрайонной природоохранной прокуратурой <данные изъяты> <данные изъяты> директору МУП «Домодедовский водоканал» внесено представление об их устранении, которое рассмотрено, действенных мер к устранению нарушений не принято. Также ввиду сбросов сточных вод с превышением установленных нормативов Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленским областям директор МУП «Домодедовский водоканал» привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде штрафа (постановление о назначении административного наказания от <данные изъяты>). Кроме того, в соответствии с результатами испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Кутузово, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в ручей Безымянный и далее в реку Северка через руч. Безымянный, по следующим показателям: железо – 0,25 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК-5 – 5,4 мг/дм3 при нормативе не более 3,0 мг/дм3, фосфаты – 0,28 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3. Согласно результатам испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Долматово, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в реку Злодейка, по следующим показателям: железо – 0,25 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК-5 – 3,2 мг/дм3 при нормативе не более 2,0 мг/дм3, фосфаты – 0,49 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3. В соответствии с результатами испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Кутузово, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в ручей Безымянный – приток реки Гнилуша, по следующим показателям: железо – 0,11 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК-5 – 3,0 мг/дм3 при нормативе не более 2,0 мг/дм3, фосфаты – 0,18 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3.Согласно результатам испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Новые Семивраги, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в реку Пахра, по следующим показателям: железо – 0,2 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК-5 – 3,2 мг/дм3 при нормативе не более 3,0 мг/дм3, фосфаты – 1,08 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3. Полагает, что учитывая длительное негативное воздействие на водные объекты в результате ненадлежащей работы очистных сооружений, имеется необходимость в судебном порядке обязать МУП «Домодедовский водоканал» довести качество сбрасываемых после очистки сточных вод в водные объекты (<данные изъяты> через руч. Безымянный, <данные изъяты>, руч. Безымянный – приток <данные изъяты>) до установленных законом нормативов предельных допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ. В связи с указанным, Межрайонный природоохранный прокурор <данные изъяты>, действующий в интересах РФ в лице: Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц обратился в суд.

Решением Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора <данные изъяты> удовлетворены. Решено обязать МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых с эксплуатируемых очистных сооружений, расположенных в д. Бехтеево, д. Долматово, д. Кутузово, д. Новые Семивраги г.о. <данные изъяты> в <данные изъяты> через руч. Безымянный, <данные изъяты>, руч. Безымянный – приток <данные изъяты> соответственно до установления нормативов предельно допустимых концентраций.

Не согласившись с решением суда, МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал», администрация г.о. Домодедово подали апелляционные жалобы, в которых просили указанное решение отменить, ссылаясь на его незаконность, отказать в удовлетворении исковых требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал», администрация г.о. Домодедово без удовлетворения.

Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от <данные изъяты> кассационная жалоба Комитета по управлению имуществом г.о. Домодедово возвращена без рассмотрения. Гражданское дело направлено в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда для рассмотрения апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом г.о. Домодедово.

В апелляционной жалобе, Комитет по управлению имуществом г.о. Домодедово просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Межрайонной природоохранной прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка соблюдения законодательства муниципальным унитарным предприятием городского округа Домодедово «Домодедовский водоканал» при сбросе сточных вод в водные объекты на территории городского округа <данные изъяты>.

    В соответствии с уставом предприятия, утвержденным распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации г.о. <данные изъяты> (далее – Комитет) от <данные изъяты> <данные изъяты>, юридическое лицо является эксплуатационной организацией в сфере водопроводно-канализационного хозяйства г.о. <данные изъяты>, основными целями которой являются обеспечение устойчивой работы объектов водоснабжения и канализации городского округа, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, а также водоснабжение и прием сточных вод от населения и других потребителей. Для реализации поставленных целей предприятие в том числе эксплуатирует инженерные сети и сооружения, также находящиеся в его хозяйственном ведении.

    Согласно договору аренды недвижимого имущественного комплекса от <данные изъяты> <данные изъяты>-КИ, заключенного между Комитетом и предприятием, на основании постановления от <данные изъяты> <данные изъяты> «О предоставлении в аренду имущественного комплекса МУП «Домодедовский водоканал» Комитет передает во временное владение и пользование предприятию имущество в целях эксплуатации и содержания объектов водоснабжения и водоотведения на территории городского округа <данные изъяты>, указанное в приложении к договору, в том числе очистные сооружения, расположенные в д. Бехтеево, д. Долматово, д. Кутузово, д. Новые Семиврагиг.о. <данные изъяты>.

Проектная мощность эксплуатируемых предприятием очистных сооружений в д. Бехтеевог.о. <данные изъяты> составляет 150 м3/сут, фактический сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения составляет 16,4 м3/сут или 5,99 тыс м3/год.Указанные инженерные сооружения поставлены на федеральный учет с присвоением II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта <данные изъяты>П), что подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от <данные изъяты> № DBWN882E.

Министерством экологии и природопользования <данные изъяты>                     Предприятию <данные изъяты> выдано решение <данные изъяты>-<данные изъяты>.<данные изъяты> предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод в реку Северка через ручей Безымянный.

Указанным решением для предприятия Министерством экологии                           и природопользования <данные изъяты> утверждена степень очистки сточных вод, сбрасываемых после очистки с очистных сооружений. Фактически сброс очищенных очистными сооружениями сточных вод осуществляется на территории <данные изъяты>, в координатах, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование.

Проектная мощность эксплуатируемых предприятием очистных сооружений в д. Долматово г.о. <данные изъяты> составляет 250 м3/сут, фактический сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения составляет 27,022 м3/сут или 74,202 тыс м3/год.

Указанные инженерные сооружения поставлены на федеральный учет с присвоением II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта <данные изъяты>П), что подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от <данные изъяты> № DBWМ87QI.

Министерством экологии и природопользования <данные изъяты>                     Предприятию <данные изъяты> выдано решение <данные изъяты>-09.01.<данные изъяты>/00о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод в реку Злодейка.

Указанным решением для предприятия Министерством экологии                           и природопользования <данные изъяты> утверждена степень очистки сточных вод, сбрасываемых после очистки с очистных сооружений. Фактически сброс очищенных очистными сооружениями сточных вод осуществляется на территории <данные изъяты>, в координатах, указанных в решении      о предоставлении водного объекта в пользование.

Проектная мощность эксплуатируемых предприятием очистных сооружений в д. Кутузовог.о. <данные изъяты> составляет 80 м3/сут, фактический сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения составляет 78,781 м3/сут или 25,496 тыс м3/год.

Указанные инженерные сооружения поставлены на федеральный учет с присвоением II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта <данные изъяты>П), что подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от <данные изъяты> № DEDGKPCX.

Министерством экологии и природопользования <данные изъяты>                     Предприятию <данные изъяты> выдано решение <данные изъяты>-09.<данные изъяты>00 о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод в ручей Безымянный – приток реки Гнилуша.

Указанным решением для предприятия Министерством экологии                           и природопользования <данные изъяты> утверждена степень очистки сточных вод, сбрасываемых после очистки с очистных сооружений. Фактически сброс очищенных очистными сооружениями сточных вод осуществляется на территории <данные изъяты>, в координатах, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование.

Проектная мощность эксплуатируемых предприятием очистных сооружений в д. Новые Семиврагиг.о. <данные изъяты> составляет 400 м3/сут, фактический сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения составляет 64,12 м3/сут или 23,4 тыс м3/год.

Указанные инженерные сооружения поставлены на федеральный учет с присвоением II категории негативного воздействия на окружающую среду (код объекта <данные изъяты>П), что подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от <данные изъяты> № CORNY1W2.

Министерством экологии и природопользования <данные изъяты>                     Предприятию <данные изъяты> выдано решение <данные изъяты>-<данные изъяты>.016-Р-РСБХ-С-2017-04152/00 о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод в реку Пахра.

Указанным решением для предприятия Министерством экологии                           и природопользования <данные изъяты> утверждена степень очистки сточных вод, сбрасываемых после очистки с очистных сооружений. Фактически сброс очищенных очистными сооружениями сточных вод осуществляется на территории <данные изъяты>, в координатах, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование.

Для соблюдения утвержденной в вышеуказанных решениях Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> степени очистки сбрасываемых сточных вод в водные объекты аккредитованной лабораторией МУП «Домодедовский водоканал» проводятся ежеквартальные мониторинги сбрасываемых очищенных стоков.

Из содержания результатов испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Бехтеево, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в <данные изъяты> руч. Безымянный, по следующим показателям: аммоний ион – 1,7 мг/дм3при нормативе не более 0,5 мг/дм3, БПК-5 – 5,6 мг/дм3 при нормативе не более 3 мг/дм3, фосфаты – 0,3 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3.

Из содержания результатов испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Долматово, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в <данные изъяты>, по следующим показателям: аммоний ион – 6,3 мг/дм3 при нормативе не более 0,5 мг/дм3, БПК-5 – 10,2 мг/дм3 при нормативе не более 2,0 мг/дм3, фосфаты – 1,51 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3, железо общее – 0,42 мг/дм3при нормативе не более 0,1 мг/дм3.

Из содержания результатов испытаний на выходе после очистных сооружений в д. Кутузово, проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в руч. Безымянный – приток реки Гнилуша, по следующим показателям: железо общее – 0,23 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК-5 – 3,8 мг/дм3 при нормативе не более 2,0 мг/дм3, фосфаты – 0,98 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3.

Из содержания результатов испытаний на выходе после очистныхсооружений в д. Новые Семивраги,проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в <данные изъяты>, по следующим показателям: железо общее – 0,2 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, фосфаты – 2,1 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3, БПК-5 – 6,1 мг/дм3 при нормативе не более 0,3 мг/дм3 и др.

Сброс сточных вод с превышением установленных нормативов создает угрозу причинения вреда компонентам окружающей среды – водному объекту, водным биологическим ресурсам.

По указанным фактам нарушений законодательства межрайонной природоохранной прокуратурой <данные изъяты> <данные изъяты> директору МУП «Домодедовский водоканал» внесено представление об их устранении, которое рассмотрено, действенных мер к устранению нарушений не принято.

Также ввиду сбросов сточных вод с превышением установленных нормативов Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленским областям директор МУП «Домодедовский водоканал» привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде штрафа (постановление о назначении административного наказания от <данные изъяты>).

Кроме того, в соответствии с результатами испытаний на выходе после очистныхсооружений в д. Кутузово,проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в ручей Безымянный и далее в реку Северка через руч. Безымянный, по следующим показателям: железо – 0,25 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК-5 – 5,4 мг/дм3 при нормативе не более 3,0 мг/дм3, фосфаты – 0,28 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3.

Согласно результатам испытаний на выходе после очистныхсооружений в д. Долматово,проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в реку Злодейка, по следующим показателям: железо – 0,25 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК-5 – 3,2 мг/дм3 при нормативе не более 2,0 мг/дм3, фосфаты – 0,49 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3.

В соответствии с результатами испытаний на выходе после очистныхсооружений в д. Кутузово,проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в ручей Безымянный – приток реки Гнилуша, по следующим показателям: железо – 0,11 мг/дм3при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК-5 – 3,0 мг/дм3 при нормативе не более 2,0 мг/дм3, фосфаты – 0,18 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3.

Согласно результатам испытаний на выходе после очистныхсооружений в д. Новые Семивраги,проведенных в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, сбрасываемых в реку Пахра, по следующим показателям: железо – 0,2 мг/дм3 при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК-5 – 3,2 мг/дм3 при нормативе не более 3,0 мг/дм3, фосфаты – 1,08 мг/дм3 при нормативе не более 0,2 мг/дм3.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 12 ГК РФ,ст.ст. 1, 35, 44, 56 Водного кодекса РФ, ст.ст. 3, 21, 34, 76Федерального закона от <данные изъяты> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положениями о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> (далее – Министерство), утвержденным постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, исходил из длительного негативного воздействия на водные объекты в результате ненадлежащей работы очистных сооружений, что является недопустимым.

Учитывая, что заявленный истцом срок доведения качества сточных вод в течение четырех месяцев является недостаточным, суд первой инстанции посчитал разумным установить срок исполнения решения суда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом г.о. Домодедово, что МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал» не является производителем загрязняющих веществ, поступающих в водный объект, поскольку превышение водоотведения производится абонентами, не может повлечь отмену постановленного судом решения.

Материалами дела установлено, что МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал» является водопользователем указанных выше водных объектов.

В этой связи на него распространяются требования Водного кодекса Российской Федерации, устанавливающие обязанности водопользователей, в том числе в части необходимости соблюдения прав иных лиц и недопущения причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации г.о. <данные изъяты> (далее – Комитет) от <данные изъяты> <данные изъяты> условиями водопользования являются, в том числе: обеспечение устойчивой работы объектов водоснабжения и канализации; водоснабжение и (или) прием сточных вод населения и других потребителей; обязанность по возмещению ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и др.

При таких обстоятельствах, именно на МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал» возложена ответственность за качество сточных вод, сброшенных в водоемы.

При этом на ответчика в полном объеме распространяются требования законодательства в области охраны водных объектов, в том числе, в части соблюдения нормативов предельно допустимого воздействия на водные объекты.

Установленный судом срок для исполнения решения суда - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда, по мнению судебной коллегии, соответствует требованиям разумности.

В нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками не представлено доказательств невозможности совершения действий, указанных в решении суда, в установленный судебным актом срок.

При наличии установленных статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал» вправе в последующем обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Поскольку требований о проведении конкретных мероприятий истцом заявлено не было, МУП г.о. Домодедово «Домодедовский водоканал» по своему усмотрению должен предпринять необходимые меры для повышения качества сточных вод.

Ссылки в апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом администрации г.о. <данные изъяты> о том, что установление судом срока исполнения решения в течение одного года необоснованно, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.67.1 ФЗ от <данные изъяты> № 7-ФЗ « Об охране окружающей среда» срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать семь лет и не подлежит продлению, суд установил срок в пределах указанной статьи закона.

Таким образом, судом первой инстанции были приняты меры к всестороннему исследованию обстоятельств дела, а доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчиков по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Выводы суда первой инстанции основаны на нормах действующего законодательства, подробно мотивированы со ссылкой на доказательства, оцененные по правилам статьи 67 ГПК РФ, и сомнений в законности не вызывают.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, которые выражают несогласие с постановленным решением, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, однако не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о неправильности принятого по делу решения.

Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Домодедовского городского суда Московской области от 03 февраля 2023 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу - Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33-8409/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонный природоохранный прокурор МО
Ответчики
Администрация г/о Домодедово
Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Домодедово Московской области
Домодедовский водоканал
Другие
Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской области
Министерство жилищно-коммунального хозяйства МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
25.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2024Передано в экспедицию
25.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее