Решение по делу № 2-289/2023 (2-3684/2022;) от 12.10.2022

        Дело

решение

Именем Российской Федерации

<адрес>                                        ДД.ММ.ГГГГ

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего - Шеди А.В.,

при секретаре судебного заседания Аушевой М.Я.,

с участием представителя истца     Коригова М.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>8, представителя МВД по <адрес>Шевчук И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Салсановой Р. М., действующей в интересах несовершеннолетнего Ажигова М. Т., к Министерству внутренних дел по <адрес> о взыскании единовременной социальной выплаты,

установил:

Салсанова Р.М., действуя в интересах несовершеннолетнего Ажигова М.Т., обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Министерства внутренних дел по <адрес> в пользу Ажигова М.Т. единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в размере 841302 рублей путем перечисления денежных средств на расчетный счет законного представителя Салсановой Р.М.

В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой погибшего при исполнении служебных обязанностей Ажигова Т.Х., бывшего участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции МОБ ОВД по <адрес>. В установленном законом порядке брак зарегистрирован не был. У них имеется общий ребенок – Ажигов М.Т., который родился после смерти отца. Протоколом заседания ЖБК МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ её сын Ажигов М.Т. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. <адрес> жилого помещения, положенная Ажигову М.Т. с учетом состава прежней семьи погибшего, согласно протоколу составляет 54 кв.м. В сентябре 2022 года членам семьи Ажигова Т.Х. от первого брака, а также его родителям была предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 950 186 рублей, а доля, полагающаяся её сыну выплачена не была, несмотря на то, что расчет единовременной выплаты согласно протоколу ЖБК МВД по <адрес> был выполнен с учетом Ажигова М.Т.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ажигова С.И., Ажигов Х.Х., Ажигов М.Т.

В судебном заседании представитель истца Коригов М.А. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель МВД по <адрес> Шевчук И.В. просила отказать в удовлетворении иска, представила письменные возражения.

Остальные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав пояснения представителя истца Коригова М.А., представителя МВД по <адрес> Шевчук И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Салсанова Р.М. состояла в фактических брачных отношениях с Ажиговым Т.Х., который проходил службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции МОБ ОВД по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Ажигов Т.Х. погиб от телесных повреждений, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, в связи с исполнением им служебных обязанностей.

Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт отцовства Ажигова Т. Х., 1983 года рождения, над малолетним Салсановым М. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившегося после смерти Ажигова Т.Х.

Из свидетельства об установлении отцовства серии 1-РГ , выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ГС ЗАГС Республики <адрес> следует, что отцом ребенка Салсанова М. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан Ажигов Т. Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с присвоением ребенку фамилии - Ажигов.

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в учетное дело Ажигова Т.Х. внесены изменения следующего содержания: «считать его очередником на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе трех человек (он (погиб), сын – Ажигов М.Т., 2007 года рождения, сын Ажигов М.Т., 2010 года рождения); размер единовременной социальной выплаты определять из расчета нормы предоставления на семью из трех человек - 54 кв.м.».

Заседанием жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом , рассмотрен вопрос о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 950 186 рублей членам семьи погибшего Ажигова Т. Х.: сыну - Ажигову М. Т., сыну -Ажигову М. Т., а также матери - Ажиговой С. И., отцу- Ажигову Х. Х.вичу. Расчет выплаты произведен на семью из двух человек, с учетом членов семьи на дату гибели сотрудника (42,0 х 46 433 х 1,00 х 1,00). При определении нормы предоставления площади жилого помещения для расчета единовременной социальной выплаты учтено, что на дату гибели погибший Ажигов Т.Х. в зарегистрированном браке не состоял, сын погибшего- Ажигов М. Т., родился после гибели сотрудника.

Распоряжением МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , сыновьям погибшего сотрудника Ажигову М. Т., Ажигову М. Т., и родителям погибшего Ажиговой С. И. и Ажигову Х. Хасановну в равных частях в сумме 1 950 186,00 рублей, предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с реализацией права сотрудника на получение единовременной выплаты, Ажигов Т.Х.снят с учета очередников МВД по <адрес> с семьей в составе пяти человек.

Обращаясь в суд с настоящим иском Салсанова Р.М., действующая в интересах своего несовершеннолетнего сына Ажигова М.Т., полагала, что исключение ее сына при расчете единовременной социальной выплаты, со ссылкой на рождение ребенка после смерти Ажигова Т.Х., противоречит нормам действующего законодательства и нарушает конституционные права несовершеннолетнего.

В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ) данным законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ.

Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчёта её размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия (копии) свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункты "б", "в", "г", "е").

Разделом III названных правил регламентируется определение размера единовременной социальной выплаты.

В части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ названы лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся (находившимся) на их иждивении, на которых распространяется действие данного федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями этого федерального закона: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Абзацем четвёртым пункта 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что членам семьи, а также родителям погибших (умерших) сотрудников, предоставление единовременной выплаты осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены для сотрудников.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 названной статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ право на социальные гарантии, установленные этим федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Исходя из содержания абзаца второго подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) члены семьи погибшего (умершего) сотрудника дополнительно представляют копии свидетельства о смерти сотрудника и заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Из приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путём предоставления с учётом совместно проживающих с ними членов семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Эта социальная гарантия сохраняется за членами семьи сотрудника и в случае его смерти по причинам, названным в законе: гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел. Члены семьи погибшего (умершего) сотрудника имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ, то есть при нуждаемости в жилом помещении.

При этом сам сотрудник и члены семьи могут не состоять на учёте для получения единовременной социальной выплаты на день его гибели (смерти), вместе с тем члены семьи сотрудника, подтвердив нуждаемость в жилом помещении соответствующими документами, имеют право на получение единовременной социальной выплаты, которая должна быть им предоставлена не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях. Данный срок является периодом, в течение которого федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный им руководитель обязан предоставить единовременную социальную выплату членам семьи погибшего (умершего) сотрудника.

Принимая оспариваемое решение, ответчик исходил из того, что положения части 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не наделяют правом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения детей, не родившихся на момент гибели (смерти) сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем Ажигов М.Т., родившийся после смерти Ажигова Т.Х., не может учитываться при расчете нормы предоставления площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты как совместно проживавший с сотрудником органов внутренних дел член его семьи.

Между тем в соответствии со статьёй 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

В силу пункта 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации, если ребёнок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трёхсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребёнка, отцом ребёнка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 названного кодекса). Отцовство супруга матери ребёнка удостоверяется записью об их браке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 52-П,действующее законодательство защищает интересы таких детей. Например, в рамках институтов возмещения вреда и наследования обеспечиваются права детей, в том числе родившихся после смерти кормильца или после смерти наследодателя (статьи 1088, 1116, 1163 и 1166 ГК Российской Федерации). Социальное законодательство также предусматривает меры по защите интересов детей, родившихся после смерти отца. В частности, независимо от момента рождения детям в случае смерти отца назначается пенсия по случаю потери кормильца; на основании пункта 2.1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ребенок умершего, родившийся после его смерти, имеет право на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного лица.

Следовательно, в российском законодательстве сформировался общий подход, в силу которого детям, родившимся после смерти отца, гарантируется защита их имущественных интересов и социальная защита наравне с детьми, рожденными на момент гибели (смерти) отца.

Исключение ребенка, родившегося после смерти военнослужащего, из числа членов его семьи, имеющих право на жилищное обеспечение, приводит к тому, что семья получает жилое помещение (жилищную субсидию, единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения) без учета доли такого ребенка, тогда как норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, установленный пунктом 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 76), и пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации", равен 18 квадратным метрам на каждого члена семьи, если обеспечению подлежит семья из трех и более человек. Следовательно, от числа членов семьи, реализующих право на жилище, напрямую зависит объем этого права, ведь такой показатель, как норматив общей площади жилого помещения, по существу, гарантирует гражданам возможность проживать в надлежащих условиях, поскольку лишь нормальная жилищная обеспеченность позволяет каждому члену семьи полностью удовлетворить свои потребности в здоровой среде, в полноценном отдыхе, в развитии (в том числе творческом), в получении образования и т.д. Учет количества членов семьи умершего военнослужащего на момент его смерти фактически ведет к тому, что его семье, состав которой может измениться к моменту осуществления жилищных прав, будет предоставлено жилое помещение (жилищная субсидия, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения) в размере, который вопреки требованиям закона не гарантирует надлежащих условий проживания.

Иными словами, не только несовершеннолетние дети ставятся в разное положение в зависимости от того, были они рождены до смерти отца или после, но и сама семья военнослужащего в случае наличия в ней ребенка, рожденного после его смерти, оказывается в худшем положении по сравнению с семьями, в которых все дети рождены до смерти отца, проходившего военную службу.

Таким образом, исходя из названных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ и Семейного кодекса Российской Федерации, в совокупности с правовой позицией Конституционного Суда РФ, несовершеннолетний Ажигов М.Т. является членом семьи погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Ажигова Т.Х. и подлежит учёту при расчете нормы предоставления площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты как совместно проживавший с сотрудником органов внутренних дел член его семьи.

С учетом размера общей площади жилого помещения в 54 кв.м., размер соответствующей выплаты семье погибшего сотрудника должен был составлять 2 507 382 рублей (54 кв.м. х 46433 х 1,00 х 1,00).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком произведена единовременная социальная выплата не в полном объеме, в связи с чем в пользу семьи погибшего Ажигова Т.Х. подлежит произвести доплату единовременной социальной выплаты из расчета потребности семьи Ажигова Т.Х. в жилой площади с учетом сына Ажигова М. Т., в размере 557 196 рублей (2 507 382 руб. - 1 950 186 руб.).

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

исковое заявление Салсановой Р. М., действующей в интересах несовершеннолетнего Ажигова М. Т., к Министерству внутренних дел по <адрес> о взыскании единовременной социальной выплаты удовлетворить частично.

Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> произвести доплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения из расчета потребности семьи Ажигова Т. Х. в жилой площади с учетом сына Ажигова М. Т. в размере 557196 (пятьсот пятьдесят семь тысяч сто девяносто шесть) рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Копия верна:

Судья                                             А.В. Шеди

*Решение изготовлено в окончательной форме –ДД.ММ.ГГГГ

2-289/2023 (2-3684/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Салсанова Радимхан Могомедовна
Ответчики
Министерство внутренних дел по РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Шеди А-Х.В.
Дело на странице суда
magassky.ing.sudrf.ru
12.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2022Передача материалов судье
12.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2022Подготовка дела (собеседование)
27.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2022Судебное заседание
21.12.2022Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.06.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.08.2023Судебное заседание
30.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее