№ 12-126/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
06 августа 2024 года г. Магнитогорск
Судья Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Калинина Э.В.
при секретаре Имподистовой А.В.,
с участием защитника Шабановой Т.Ю. – Лукояновой Ю.С., действующей на основании доверенности от 13 февраля 2024 года,
по адресу Челябинская обл., г.Магнитогорск, ул.Маяковского, 23, зал 404
рассмотрев жалобу защитников Шабановой Т.Ю. – Ивановой А.В., Лукояновой Ю.С. на постановление № <номер обезличен> Административной комиссии города Магнитогорска по Орджоникидзевскому району от 06 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» в отношении Шабановой Т.Ю.,
У С Т А Н О В И Л:
22 мая 2024 года ведущим специалистом отдела контроля управления архитектуры и градостроительства администрации Орджоникидзевского района города Магнитогорска Артюшенко И.Г. составлен протокол об административном правонарушении № <номер обезличен> по ч.5 ст.3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» в отношении Шабановой Т.Ю., в котором указано, что 27 апреля 2024 года в 10:11 час. по адресу: <адрес обезличен>, в неустановленном месте размещена информация «<данные изъяты> не являющаяся рекламой.
Постановлением Административной комиссии г.Магнитогорска по Орджоникидзевскому району от 06 июня 2024 года № <номер обезличен> на основании ч.5 ст.3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» Шабанова Т.Ю. подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
20 июня 2024 года Шабанова Т.Ю. обратилась в суд с жалобой на постановление Административной комиссии г.Магнитогорска по Орджоникидзевскому району от 06 июня 2024 года № <номер обезличен>
В жалобе Шабанова Т.Ю. указывает, что с указанным постановлением не согласна, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. О составлении протокола № <номер обезличен> об административном правонарушении от 22 мая 2024 года в отношении Шабановой Т.Ю., она не была извещена. Никаких уведомлений, копии протокола Шабанова Т.Ю. не получала. То есть Шабатонова Т.Ю. была лишена возможности давать пояснения, представить возражения. Указанными действиями лица, составившего протокол об административном правонарушении нарушены положения ст. 28.2 КоАП РФ. При вынесении постановления об административном правонарушении, административной комиссией не были соблюдены положения п.п. 3-4 ст. 29.1, п.2, 4 ч.1 29.4 КоАП РФ. О проведении заседания административной комиссии Шабанова Т.Ю. извещена не была, чем вновь была лишена возможности защиты своих интересов. При вынесении оспариваемого постановления от 06 июня 2024 года административным органом не были учтены положения ч.3.1. ст. 28.1 КоАП РФ, примечания к ст. 28.1 КоАП РФ, согласно которых дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных п.п. 1-3 ч.1 чт. 28.1. КоАП РФ поводов к возбуждению дела, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов. П. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 предусмотрено, что в 2022-2024 в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по основаниям, предусмотренным данным пунктом. Из оспариваемого Постановления о назначении административного наказания основания для проведения внеплановой проверки установить невозможно. Ссылается на п.9 Постановления Правительства РФ № 336 должностное лицо контрольного органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля, исключительно в случае, предусмотренном п.3 ч.2. ст.90 ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Согласно п.3 ч.2 ст. 90 ФЗ от 31.07.2020 № 248-ФЗ контрольный орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения мероприятий направляет соответствующую информацию в уполномоченный орган либо при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к ответственности.
Ссылается на положения п.7 (2) Постановления Правительства РФ № 336: в случае если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения предписаний, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.
Указанный порядок административным органом не соблюден. Оспариваемым постановлением Шабанова Т.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 3 Закона Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области».
Указанная норма предусматривает административную ответственность за размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации, тротуары, дорожные и иные информационные знаки, другие элементы благоустройств.
Указывает, что никаких объявлений или иной информации на принадлежащем ей объекте Шабанова Т.Ю. не размещала. Следовательно, отсутствует состав и событие административного правонарушения, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Защитник Шабановой Т.Ю. - Лукоянова Ю.С., действующая на основании доверенности от 13 февраля 2024 года, доводы жалобы поддержала, указала, что при привлечении Шабановой Т.Ю. к административной ответственности допущены нарушения, просила отменить постановление. Указала, что Шабанова Т.Ю. является собственником здания по <адрес обезличен>, но здание сдает в аренду, административная комиссия не запрашивала никаких документов.
Защитник Шабановой Т.Ю. – Иванова А.В. о дне рассмотрения дела извещена заказным письмом с уведомлением.
Административная комиссия г.Магнитогорска по Орджоникидзевскому району о рассмотрении жалобы извещена.
Суд, выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд не находит оснований для отмены либо изменения постановления по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на здания, строения, сооружения, инженерные коммуникации, тротуары, дорожные и иные информационные знаки, другие элементы благоустройства - влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу п.п.18 п.63 Правил благоустройства территории города Магнитогорска, утвержденных решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 31 октября 2017 года №146 в целях обеспечения благоустройства и чистоты территории города, в том числе на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, запрещаются: размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в неустановленных местах;
В силу п.104 указанных Правил размещение информационных сообщений, не отнесенных законодательством к рекламе, разрешается только на стендах, досках объявлений, рекламных тумбах, иных сооружениях, установленных в специально отведенных для этих целей администрацией города местах.
По факту нарушения Административной комиссией г.Магнитогорска по Орджоникидзевскому району от 06 июня 2024года вынесено постановление № <номер обезличен> о назначении Шабановой Т.Ю. административного наказания. На рассмотрение дела Шабанова Т.Ю. была извещена заказным письмом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, которое вернулось с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 40), копия постановления была направлена Шабановой Т.Ю. и получена ею 11 июня 2024 года (л.д. 45).
Факт совершения Шабановой Т.Ю. административного правонарушения, предусмотренного часть 5 статьи 3 Закона Челябинской области № 584-ЗО от 27 мая 2010 года «Об административных правонарушениях в Челябинской области», подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе:
- протокол об административном правонарушении от 22 мая 2024года №<номер обезличен> в отношении Шабановой Т.Ю. по ч.5 ст.3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», которым установлено наличие события административного правонарушения – размещение информации, не являющейся рекламой на здании, принадлежащем Шабановой Т.Ю.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, чч. 1 и 3 ст. 28.6 названного Кодекса.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Из вышеприведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
В силу ч.1 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное».
Указанные разъяснения применимы к случаям извещения указанного лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При рассмотрении дела установлено, что протокол составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О дате составления протокола Шабанова Т.Ю. была извещена, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, согласно которому 18 мая 2024 года почтовое отправление возвращено по истечении срока хранения (л.д.36), то есть на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица имелась информация об извещении. Нарушений при составлении протокола не установлено.
В подтверждение совершения правонарушения также представлены:
-акт осмотра от 27 апреля 2024 года, согласно которому выявлены нарушения: на фасаде здания размещена информация <данные изъяты>») в неустановленном месте, по адресу: <адрес обезличен>., в ходе осмотра производилось фотографирование.
-протокол об административном правонарушении от 22 мая 2024года №<номер обезличен> в отношении Шабановой Т.Ю. по ч.5 ст.3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области».
- уведомление от 06 мая 2024 года о возбуждении производства по делу об административном правонарушении с Отчетом об отслеживании отправления с постовым идентификатором <номер обезличен>
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, которая подтверждает, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> принадлежит на праве собственности Шабановой Т.Ю.
- постановление от 06 июня 2024 года в отношении Шабановой Т.Ю., которым она привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области»
- протокол рассмотрения дела об административном нарушении от 06 июня 2024 года, в котором указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не участвовало в рассмотрении дела.
При рассмотрении дела установлено, что 27 апреля 2024 года в 10:11 час. по адресу: <адрес обезличен> в неустановленном месте размещена информация «<данные изъяты> не являющейся рекламой, то есть Шабанова Т.Ю. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 3 Закона Челябинской области № 584-ЗО от 27 мая 2010 года «Об административных правонарушениях в Челябинской области».
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Все юридически значимые для решения вопроса о привлечении Шабановой Т.Ю. к административной ответственности обстоятельства должностным лицом выяснены и оценены.
Суд учитывает, что в силу п.1 ч.1 ст.28 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
В данном случае, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении стало непосредственное обнаружение должностным лицом признаков административного правонарушения.
Защитник Шабановой Т.Ю. ссылалась на несоблюдение административным органом примечания к ст.28.1 КоАП РФ.
Согласно примечанию к ст.28.1 КоАП РФ Положения частей 3.1 и 3.2 настоящей статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» или Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу ч.1 ст.1 ФЗ от 31 июля 2020 года №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»» настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
При рассмотрении дела не установлено, что правоотношения по размещению информации, не являющейся рекламой, связано с осуществлением Шабановой Т.Ю. предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Шабановой Т.Ю. не являлись ч.3.1 и 3.2 КоАП РФ. Судья не усматривает нарушений при возбуждении в отношении Шабановой Т.Ю. дела об административном правонарушении.
Также судья при рассмотрении дела учитывает, что Шабанова Т.Ю. является собственником здания по шоссе Западному, 450, соответственно осуществляет права владения, пользования и распоряжения указанным имуществом, а также несет ответственность за размещение на здании информации, не являющейся рекламой, независимо от того, кем фактически такая информация была размещена. Судом установлено и следует из Акта осмотра от 27 апреля 2024 года, ведущим специалистом отдела контроля управления архитектуры и градостроительства администрации города Магнитогорска Челябинской области Артюшенко И.Г. выявлено размещение информации в неустановленном месте, а именно на фасаде здания размещена информация: «<данные изъяты>», по адресу: <адрес обезличен>. Указанный факт подтверждается фототаблицей к Акту осмотра от 27 апреля 2024 года и фотографиями с программы «2Гис» о наличии такой информации на здании.
Суд учитывает, что Шабановой Т.Ю. документы (извещение о составлении протокола об административном правонарушении, извещение о рассмотрении дела, копия протокола и копия постанволения) направлены по ее адресу регистрации: г<адрес обезличен> данный адрес ею указан в жалобе на постановление и в доверенности, Шабанова Т.Ю. не была лишена возможности для защиты своих прав и предоставлении пояснений, возражений по существу спора. То есть должностным лицом соблюдены требования ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, нарушения не установлены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
С учетом изложенного поданная в порядке ст. 30.12 КоАП РФ жалоба и приведенные в ней доводы не опровергают события административного правонарушения и факт его совершения Шабановой Т.Ю. Доказательств, полученных с нарушением закона, в материалах дела не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей назначено Шабановой Т.Ю. в пределах санкции ч.5 ст.3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом личности лица, а также с учетом характера, и обстоятельств совершенного правонарушения.
Назначенное наказание, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судом, с учетом задач законодательства об административных правонарушениях. Оснований для изменения назначенного наказания не имеется.
Постановление о привлечении Шабановой Т.Ю. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № <номер обезличен> Административной комиссии города Магнитогорска по Орджоникидзевскому району от 06 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» оставить без изменения, а жалобу защитников Шабановой Т.Ю. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: