Решение по делу № 2-3050/2012 от 22.06.2012

Дело № 2-3050/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    город Москва 23 ноября 2012 года

Лефортовский районный суд города Москвы в составе:

председательствующего федерального судьи Воробьевой С.Е.,

при секретаре Татарканове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3050/2012 по иску Спиридонова Н. И. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Спиридонов Н.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с имеющимся 25-ти летним специальным стажем педагогической деятельности, однако, в назначении пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ему было отказано из-за отсутствия у него требуемого специального стажа, при этом не были засчитаны в специальный стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Представители истца (по доверенности) – Анучина С.А., Ишкина Э.Р. - в суд явились, поддержали исковые требования и, с учетом уточнений в судебном заседании, просили признать за истцом право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью вышеуказанные периоды и назначить пенсию.

Ответчик – представитель Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области – (по доверенности) – Шиленкова Ю.С. – в суд явилась, возражала против удовлетворения искового заявления.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, считает, исковые требования Спиридонова Н. И. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Данный закон вступил в силу с 01.01.2002 г.

Действовавшим ранее ФЗ «О государственных пенсиях в РФ», также предусматривалось, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет (ст. 80 ФЗ).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

Указанные нормативные акты не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.

Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Как усматривается из трудовой книжки истца, он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Советской армии, ДД.ММ.ГГГГ – принят в качестве <данные изъяты> в Сергеевское СПТУ-21, ДД.ММ.ГГГГ – уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ – принят в порядке перевода <данные изъяты> в детскую музыкальную школу № 33, работает по настоящее время (л.д. 10-13).

Истец обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о досрочным назначением трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 66-67).

В судебном заседании установлено, что, согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, специальный стаж Спиридонова Н.И. составляет 15 лет 01 месяц 29 дней. В указанный стаж ему не засчитаны периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Советской армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <данные изъяты> в Сергеевском СПТУ-21, так как должность не поименована списком, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <данные изъяты> в ГБОУ дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им. А.К. Глазунова», так как не выполнено условие п. 12 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781): работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 г. засчитывается в стаж работы, если на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев (л.д. 7-9).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-0, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Кроме того, из Определения Верховного суда РФ от 25.07.2008 г. следует, что положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Представители истца просили при подсчете трудового стажа истца принять во внимание нормы ранее действовавшего законодательства.

До перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников не могут ставиться в неравные условия по сравнению с педагогическими работниками, начавшие трудовую деятельность после перехода на новую систему или ограничиваться в своих правах.

В настоящее время действует Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривающий такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет педагогическим работникам при отработке 25 лет профессионального стажа, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (досрочно назначаемая пенсия) при выработке педагогического стажа также 25 лет, в том числе и за гражданами, осуществляющими педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно подпункту «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (действующего с 01.01.1960 г. по 22.09.1993 г.), учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась в том числе и служба в составе Вооруженных Сил СССРВ силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. В связи с чем, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР подлежит зачету в педагогический стаж работы. Согласно п. 1 Постановления, утвержденного Советом Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, пенсии за выслугу лет работникам просвещения (педагогическая деятельность) назначалась при стаже работы по специальности не менее 25 лет по перечню учреждений и должностей согласно Приложению. Данное постановление действовало с 22.09.1993 г.

Должность «<данные изъяты>» в указанный перечень должностей не входит. Однако из ответа Государственного учреждения «Отдел образования района Шал акына» на запрос следует, что в спорный период истец осуществлял профессиональную педагогическую деятельность.

Граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, не могут оказаться в неравном положении, поскольку законодатель изначально, закрепляя в законе право на получение пенсии за выслугу лет и (или) досрочно назначаемая пенсия, исходит именно из характера профессиональной деятельности.

Таким образом, стаж работы в должности <данные изъяты> - а именно осуществление педагогической деятельности, необходимо учитывать при подсчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.

Период работы истца в должности <данные изъяты> в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей города Москвы «Детская музыкальная школа им. А.К. Глазунова» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в специальный стаж в связи с тем, что п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Применение данного условия (16 лет 8 мес.) не должно противоречить конституционно-правовому смыслу положений Конституции, гарантирующим равенство прав перед Законом гражданам, в том числе гражданам относящимся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Согласно разъяснениям Минтруда РФ от 17 октября 2003 года N 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в т.ч. досрочно назначаемую в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в т.ч. с учетом льготного порядка его исчисления).

Таким образом, если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ только по нормам ФЗ N 173-ФЗ и нормативно-правовым актам, принятым в целях его реализации, у гражданина для приобретения права на пенсию стажа недостаточно (страхового и (или) стажа на соответствующих видах работ), то соответствующие периоды трудовой и иной деятельности до 1 января 2002 года можно засчитать в стаж в том случае, если эти периоды засчитывались в соответствующий стаж по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Указанный правовой подход в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказываемой в постановлениях относительно соответствия отдельных норм ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституции Российской Федерации.

Стаж работы в должности <данные изъяты> в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей города Москвы «Детская музыкальная школа им. А.К. Глазунова» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению при подсчете педагогического стажа в соответствии с ранее и ныне действующим законодательством.

Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленный иск следует удовлетворить.

Таким образом, с зачетом спорных периодов, периодов зачтенных пенсионными органами, истец имеет педагогический стаж 25 лет, в связи с чем, приобрел право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании установлено, что истец обратился за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами, досрочная трудовая пенсия истцу подлежит начислению со дня обращения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ

    На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд -

Р Е Ш И Л:

исковые требования Спиридонова Н. И. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.

Признать за Спиридоновым Н. И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Спиридонову Н. И. периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области назначить Спиридонову Н. И. досрочную трудовую пенсию по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.Е. Воробьева

Решение суда в окончательной форме принято

(мотивированное решение составлено) 27ноября 2012 года

2-3050/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Спиридонов Н.И.
Ответчики
ГУ-ГУ ПФР РФ №3
Суд
Лефортовский районный суд Москвы
Дело на сайте суда
lefortovsky.msk.sudrf.ru
22.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2012Передача материалов судье
26.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявлении, жалобы) к рассмотрению
26.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2012Собеседование
16.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2012Судебное заседание
31.08.2012Судебное заседание
11.10.2012Судебное заседание
02.11.2012Судебное заседание
23.11.2012Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее