№ 2-3951/2024
03RS0004-01-2024-005201-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2024 года город Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Харламова Д.А.,
при секретаре Ишмухаметовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьева В. А. к МВД России по Республике Башкортостан о присвоении статуса ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Соловьев В. А. обратился в суд с иском к МВД России по Республике Башкортостан о присвоении статуса ветерана боевых действий.
В обосновании исковых требований указано, что Соловьев В. А., с ДД.ММ.ГГГГ, приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N?178л/с, был назначен на должность заместителя начальника управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Херсонской области.
Пребывая в должности, истец выполнял служебные задачи, возложенные на органы внутренних дел Российской Федерации, на территории Херсонской области, где Указом Президента от 19.10.2022 года N? 756 «О введении военного положения на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» введено военное положение (справка ГУ МВД России по Херсонской области N?7/1268 от 04.09.2023 года).
Неоднократно находился в служебных командировках согласно приказам руководства ГУ МВД по Херсонской области, на линии боевого соприкосновения, в 15 километровой зоне от линии боевого соприкосновения:
- в городах Новая Каховка и Каховка, а также в Вернерогачикском муниципальном округе Херсонской области (приказ от 27 марта 2023 года N? 39-к);
- в городе Новая Каховка, в Алешкинском и Голопристанском муниципальных округах Херсонской области (приказ от 03 апреля 2023 года N?44-к);
- в пгт. Горностаевка Горностаевского района Херсонской области (приказ от 14 апреля 2023 года N? 70-к).
За мужество и отвагу, проявленную при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, в период проведения специальной военной операции на территории Херсонской области, указом Губернатора Херсонской области от 7 сентября 2023 года N?249-В был награжден государственной наградой Херсонской области «За заслуги перед Херсонской областью», Орденом 2-й степени «За заслуги перед Херсонской областью».
14 февраля 2024 года в соответствии с приказом ГУ МВД России по Херсонской области от 13.02.2024 года N? 176 л/с истец вышел на пенсию по выслуги лет, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 года N?342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
20 февраля 2024 года по прибытию к месту своего постоянного проживания в город Уфа я обратился с заявлением в МВД по Республики Башкортостан о предоставлении мне статуса «Ветерана боевых действий», в соответствии с пунктом 6 приказ МВД России от 27 ноября 2020 г. N 808 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации».
17 мая 2024 года за N? 42/12- 17580 мне был предоставлен ответ, что прохождение службы на постоянной основе в ГУ МВД России по Херсонской области, не соответствует условиям, установленным законом «О ветеранах», для приобретения статуса «Ветерана боевых действий». В связи, с чем правовых оснований для выдачи мне удостоверения «Ветеран боевых действий» не имеется.
В разъяснении МВД России на мое обращение N?3/247709749285 от 18.04.2024 года, о порядка выдачи удостоверения «Ветерана боевых действий», указано, что в соответствии пунктом 8 приказ МВД России от 27 ноября 2020 г. N 1 808 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации», я должен был предоставить в комиссию заверенные выписки из приказов о командировании сотрудников для выполнения задач в ходе специальной военной операции, справки о направлении, прибытии, убытии в служебные командировки, копии командировочных удостоверений, либо иные документы, подтверждающие выполнение задач в ходе специальной военной операций.
Просит суд обязать МВД по Республике Башкортостан присвоить Соловьеву В. А. статус «Ветеран боевых действий» по имеющимся у Соловьева В. А. документам о прохождении службы в ГУ МВД России по Херсонской области. Выдать Соловьеву В. А. удостоверение «Ветерана боевых действий», датой отказа в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» МВД по Республике Башкортостан.
В судебном заседании истец Соловьев В.А. исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель ответчика МВД по РБ просила суд удовлетворить заявленные требования, представила возражение на исковое заявление.
Свидетель Старухин Н.Е. пояснил суду, что Соловьев В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, был назначен на должность заместителя начальника управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Херсонской области. Пребывая в должности, Соловьев В.А. выполнял служебные задачи, возложенные на органы внутренних дел Российской Федерации, на территории Херсонской области. Находился в служебных командировках согласно приказам руководства ГУ МВД по Херсонской области, на линии боевого соприкосновения, в 15 километровой зоне от линии боевого соприкосновения
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено при указанной явке в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Информация о движении гражданского дела, даты судебных заседаний своевременно опубликованы на сайте Ленинского районного суда г.Уфа ул.Аксакова, д.71, 450076, РБ - leninsky.bkr@sudrf.ru.
Выслушав участников судебного заседания, изучив и оценив материалы гражданского дела, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", названным кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В данной статье закона закреплен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, в которых могут содержаться нормы о порядке гражданского судопроизводства, включая нормы о доказательствах и доказывании в гражданском процессе.
В соответствии с частью 1 статьи 262 и статьей 263 ГПК РФ дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом в порядке особого производства по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 27 и 28 данного кодекса.
Общие правила доказывания в гражданском процессе урегулированы положениями главы 6 ГПК РФ.
Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Таким образом, реализация конституционного права на судебную защиту путем установления в порядке особого производства юридически значимых фактов предусмотрена законодателем именно для тех случаев, когда документы, удостоверяющие эти факты, не могут быть получены заявителем во внесудебном порядке. Установление в судебном порядке факта, от которого зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, предоставляет заявителю возможность реализовать принадлежащие ему права, в том числе на социальную защиту, в случае, если их реализация в ином порядке по формальным основаниям невозможна.Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 названного закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В разделе III этого Перечня (приложения) к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесено, в том числе: выполнение задач в ходе специальной военной операции: на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года; на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.
Действующий в настоящее время приказ МВД России от 27 ноября 2020 года N 808 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации" устанавливает внесудебную процедуру выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 6 указанного Порядка для получения удостоверения сотрудники подают рапорт, гражданские служащие, работники и граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел, федеральной государственной гражданской службы или в связи с прекращением трудового договора, подают заявление. Рапорт (заявление) подается в кадровое подразделение органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудники, гражданские служащие, работники, уволенные граждане проходят (проходили) службу, работают (работали) или по месту дислокации которого они проживают.
К рапорту (заявлению) прикладываются: две фотографии размером 3 x 4 см (в цветном либо черно-белом варианте без светлого угла на матовой фотобумаге), заверенные печатью кадрового подразделения, копия паспорта гражданина Российской Федерации, согласие на обработку персональных данных, заверенные выписки из приказов либо справки командиров (начальников) воинских частей, иных подразделений о направлении, прибытии, убытии в служебные командировки, копии командировочных удостоверений, а также документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (пункт 8 Порядка).
Для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств, а также указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - архивные справки, подтверждающие, в том числе участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III) (пункт 8.3.1 Порядка).
Следовательно, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", и, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня.
Судом установлено, что Соловьев В. А., с ДД.ММ.ГГГГ, приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N?178л/с, был назначен на должность заместителя начальника управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>.
За мужество и отвагу, проявленную при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, в период проведения специальной военной операции на территории Херсонской области, указом Губернатора Херсонской области от 7 сентября 2023 года N?249-В был награжден государственной наградой Херсонской области «За заслуги перед Херсонской областью», Орденом 2-й степени «За заслуги перед Херсонской областью».
14 февраля 2024 года в соответствии с приказом ГУ МВД России по Херсонской области от 13.02.2024 года N? 176 л/с истец вышел на пенсию по выслуги лет, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 года N?342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
20 февраля 2024 года в МВД по Республики Башкортостан поступило заявление Соловьева В.А., о присвоении статуса "Ветеран боевых действий" и выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий"
В разъяснении МВД России на мое обращение N?3/247709749285 от 18.04.2024 года, о порядка выдачи удостоверения «Ветерана боевых действий», указано, что в соответствии пунктом 8 приказ МВД России от 27 ноября 2020 г. N 1 808 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации», я должен был предоставить в комиссию заверенные выписки из приказов о командировании сотрудников для выполнения задач в ходе специальной военной операции, справки о направлении, прибытии, убытии в служебные командировки, копии командировочных удостоверений, либо иные документы, подтверждающие выполнение задач в ходе специальной военной операций.
Соловьев В.А. проходил службу на территории Российской Федерации с 27 февраля 2023 года по 14 февраля 2024 года в органах внутренних дел Херсонской области по должности заместителя начальника управления по вопросам миграции Главного управления МВД Херсонской области. ГУ МВД по Херсонской области не входило в систему МВД России, что подтверждается приказом МВД России от 6 августа 2014 года N 652 "О схема размещения территориальных органов МВД России".
Приказом МВД России от 21 ноября 2022 года N 876 "О некоторых вопросах территориальных органах МВД России в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области" создано Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Херсонской области, которое согласно приказа МВД России от 10 декабря 2022 года N 937 "Об утверждении Положения о Главном управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Херсонской области" не является правопреемником ГУ МВД по Херсонской области.
Пояснения свидетеля приняты судом, однако не являются основанием для удовлетворения иска.
Доказательства получены надлежащим образом, не содержат противоречий, согласуются между собой. Суд считает указанные обстоятельства установленными.
Анализируя действующее законодательства и представленные доказательства суд приходит к выводу, что ГУ МВД по Херсонской области выполняло задачи, возложенные на Вооруженные Силы Российской Федерации в ходе специальной военной операции. Доказательств, что в функции Соловьева В.А. входило содействие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации в ходе специальной военной операции, суду не представлено. Соловьев В.А., являясь сотрудником органов внутренних дел на территории Херсонской области в указанный им период, участия в боевых действиях не принимал, выполняя свои функции заместителя начальника управления по вопросам миграции Главного управления МВД Херсонской области. Сам по себе факт нахождения Соловьева В.А. на территории Херсонской области в период проведения специальной военной операции не дает ему права на получения удостоверения ветерана боевых действий.
При таких обстоятельствах, исковые требования Соловьева В. А. к МВД России по Республике Башкортостан о присвоении статуса ветерана боевых действий, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Соловьева В. А. к МВД России по Республике Башкортостан о присвоении статуса ветерана боевых действий отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Д.А. Харламов
Решение в окончательной форме изготовлено 03 сентября 2024 года.