Решение по делу № 33-343/2024 от 01.04.2024

Судья Манджиев О.Б. Дело № 33-343/2024

№2-224/2024

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 апреля 2024г. г.Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия всоставе:

председательствующего Басангова Н.А.,

судей Сидоренко Н.А. и Цакировой О.В.,

при секретаре Корниенко Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным действия Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элисты Республики Калмыкия, выраженного в увольнении Мангутовой Е.С. по собственному желанию, о возложении обязанности изменить основание увольнения по апелляционной жалобе третьего лица Мангутовой Е.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2024г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия БасанговаН.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя третьего лица Мангутовой Е.С. – Атаевой Н.Н., прокурора Лиджиевой В.П., представителя ответчика Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элисты Республики Калмыкия БасанговойЭ.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

у с т а н о в и л а:

прокурор г.Элисты Республики Калмыкия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, мотивируя тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере земельных правоотношений и осуществления земельного контроля выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, допущенные Мангутовой Е.С., которая в период с 27ноября 2019г. по 12 июля 2022г. состояла на муниципальной службе в должности начальника отдела по управлению муниципальной собственностью Управления по земельным и имущественным отношениям администрации г.Элисты (далее - УЗИО, Управление). В этом же Управлении с 5 сентября 2019г. в должность ведущего специалиста отдела организационно-правового обеспечения и бухгалтерского учета работал её племянник «ФИО1», с 4 декабря 2019г. он переведен на должность главного специалиста отдела по управлению муниципальной собственностью, с 21 апреля 2020г. – на должность эксперта-консультанта отдела организационно-правового обеспечения, с 23 ноября 2021г. назначен на должность начальника отдела организационно-правового обеспечения УЗИО Администрации г.Элисты. В период с 4 декабря 2019г. по 21 апреля 2020г. муниципальный служащий «ФИО1», являясь главным специалистом отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО администрации г.Элисты, находился в прямом подчинении своей тёти Мангутовой Е.С. В периоды исполнения Мангутовой Е.С. (с 7 по 24 июля 2020г., с 13 по 26 октября 2020г., с 26 по 29 ноября 2020г., с 7 по 21 июня 2021г., с 27 сентября по 15 октября 2021г., с 5 по 22 марта 2022г.) обязанностей начальника УЗИО администрации г.Элисты, её племянник «ФИО1»., занимавший с апреля 2020г. должность эксперта-консультанта отдела организационно-правового обеспечения, в последующем – начальника этого отдела, находился в её прямом подчинении. О наличии родства с подчиненным сотрудником Мангутова Е.С. работодателю своевременно не сообщила, уведомление работодателю о возможном конфликте интересов подала только 7 апреля 2022г. По итогам заседания 19 апреля 2022г. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации г.Элисты (далее - Комиссия) установлен факт несвоевременного принятия муниципальным служащим Мангутовой Е.С. мер о возможном конфликте интересов и работодателю рекомендовано принять меры по его урегулированию. Лишь спустя месяц, после запроса прокурора г.Элисты, Мангутова Е.С. привлечена к дисциплинарной ответственности.

Проверкой также установлено, что муниципальный служащий МангутоваЕ.С. использует находящийся в её собственности земельный участок не по целевому назначению. Распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее – Министерство) от 25декабря 2017г. №3117-р по результатам аукциона земельный участок, категории земель с разрешенным использованием – бытовое обслуживание, площадью 2239кв.м, с кадастровым номером «НОМЕР», расположенный по адресу: «АДРЕС1», предоставлен единственному участнику аукциона «ФИО2» в аренду сроком на 10 лет с разрешенным использованием – бытовое обслуживание. 16 ноября 2018г. ему выдано разрешение на строительство на арендованном земельном участке объекта капитального строительства, площадью 126кв.м. 20 декабря 2018г. Администрацией г.Элисты выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, после чего «ФИО2» зарегистрировано право собственности на объект недвижимости – «мастерская по мелкому бытовому ремонту». 11 ноября 2019г. между «ФИО2» в лице представителя «ФИО3» и «ФИО4» заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, по условиям которого земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, строения на участке отсутствуют. В дальнейшем Министерством принято решение о предоставлении «ФИО4» земельного участка как собственнику расположенного на нем объекта недвижимости. 22 февраля 2019г. между Министерством (продавец) и «ФИО4» (покупатель) в лице представителя «ФИО3» заключен договор купли-продажи земельного участка №«Номер» д/п, целевое назначение – предназначен для бытового обслуживания. 1 апреля 2019г. согласно выпискам из Единого государственного реестра объектов недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок, площадью 2239кв.м., с кадастровым номером «НОМЕР», снят с кадастрового учета в связи с разделом на 5 новых земельных участков, собственником одного из которых с кадастровым номером «НОМЕР», площадью 449кв.м., вид разрешенного использования «под размещение объектов предпринимательской деятельности», являлась МангутоваЕ.С., занимавшая указанную выше должность. В ходе проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Мангутовой Е.С. за 2018, 2019 и 2020гг. установлено, что на данном земельном участке располагается нежилое здание «мастерская по мелкому бытовому ремонту», площадью 126кв.м., с кадастровым номером «НОМЕР». В ходе осмотра установлено, что указанное строение является жилым домом и земельный участок использовался под индивидуальное жилищное строительство. Проверкой установлено, что заключенный между Министерством и «ФИО4» договор купли-продажи земельного участка, а также производные от него договоры купли-продажи земельных участков заключены в нарушение положений статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, а процедурой участия в торгах, заключением договора аренды земельного участка от имени «ФИО2» занимался гражданский супруг Мангутовой Е.С. – «ФИО5» Элистинским городским судом Республики Калмыкия рассмотрено гражданское дело по иску прокурора г.Элисты о признании недействительными вышеуказанных договоров, по которому одним из ответчиков являлась – муниципальный служащий Мангутова Е.С., третьим лицом – Администрация г.Элисты. При этом МангутоваЕ.С. письменного уведомления работодателю Администрации г.Элисты о возникшем конфликте интересов, выраженном в привлечении её в качестве ответчика по делу, по которому в качестве третьего лица привлечена Администрация г.Элисты, не представила.

Полагал, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении муниципальным служащим Мангутовой Е.С. положений действующего законодательства о противодействии коррупции в части непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликтов интересов, выразившихся в неуведомлении руководства УЗИО о нахождении у неё в непосредственном подчинении близкого родственника «ФИО1» 24 июня 2022г. прокурором г.Элисты в адрес Администрации г.Элисты внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием, в том числе рассмотреть вопрос о привлечении Мангутовой Е.С. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия. 10 августа 2022г. администрацией г.Элисты дан ответ о том, что изложенные в представлении прокурора города факты нашли свое подтверждение. Назначенная Администрацией г.Элисты в отношении Мангутовой Е.С. служебная проверка не завершена по причине её увольнения по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ с 12 июля 2022г. согласно приказу и.о. начальника УЗИО Администрации г.Элисты от 12 июля 2022г. №64, изданного без согласования с заместителем главы Администрации г.Элисты. Распоряжением главы Администрации г.Элисты от 21 июля 2022г. №262-к и.о. начальника УЗИО Администрации г.Элисты «ФИО6» объявлен выговор. Полагал, что муниципальный служащий Мангутова Е.С. подлежала увольнению в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения, сведения о ней подлежали внесению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет. Её увольнение по собственному желанию противоречит принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, не отвечает публичным интересам общества и государства, целям и задачам законодательства о противодействии коррупции. Ссылаясь на изложенное, прокурор просил признать незаконными действия УЗИО Администрации г.Элисты, выраженные в увольнении Мангутовой Е.С. по собственному желанию, и обязать ответчика изменить основание увольнения на увольнение в связи с утратой доверия по части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11ноября 2022г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2023г., в удовлетворении исковых требований прокурора г.Элисты отказано.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19июля 2023г. решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 ноября 2022г., апелляционное определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2023г. отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

В суде первой инстанции прокурор Кокеляева К.Э. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель УЗИО Администрации г.Элисты Республики Калмыкия Басангова Э.О. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители третьего лица Мангутовой Е.С. – Атаева Н.Н. и МучеряеваС.Н. в удовлетворении исковых требований просили отказать.

Третье лицо Мангутова Е.С., представитель третьего лица Администрации г.Элисты Республики Калмыкия в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не представили.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20февраля 2024г. исковые требования прокурора г.Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элисты Республики Калмыкия о признании незаконным увольнения по собственному желанию, обязании изменить основание увольнения удовлетворены. Признано незаконным действие Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элисты Республики Калмыкия, выразившееся в увольнении Мангутовой Е.С. по собственному желанию. На Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элисты Республики Калмыкия возложена обязанность изменить основание увольнения Мангутовой Е.С., указанное в приказе и.о.начальника Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элисты от 12 июля 2022г. №64, на увольнение в связи с утратой доверия на основании части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Не согласившись с указанным решением, третьим лицом МангутовойЕ.С. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права. Увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, относится к дисциплинарному взысканию. В деле отсутствует приказ о проведении служебной проверки, сведения об ознакомлении её с приказом. Доказательств того, что в установленный статьей 193 Трудового кодекса РФ срок у неё истребовали объяснения, в материалах дела также не имеется. Сведения о составлении соответствующего акта отсутствуют. Таким образом служебная проверка в отношении неё не проводилась, результаты её отсутствуют. Тем самым порядок увольнения в связи с утратой доверия не соблюден. Данное обстоятельство подтверждается заключением служебной проверки от 12 июля 2022г., из которого следует, что в отношении Мангутовой Е.С. провести служебную проверку в соответствии с трудовым законодательством не представилось возможным. Пояснения «ФИО6» о том, что объяснения запрашивались в устной форме, ничем не подтверждены. Данные пояснения им даны в рамках проверки о привлечении его к дисциплинарной ответственности. Суд в пределах своих полномочий не может вместо представителя нанимателя соблюсти эту процедуру и избрать новое основание увольнения муниципального служащего. Реализация предоставленных участнику трудовых правоотношений прав носит исключительный характер и суд не может подменять при этом права работодателя на выбор вида дисциплинарного взыскания или освобождения от такового. 22 июня 2022г. «ФИО1» был уволен по собственному желанию. Тем самым на момент её увольнения конфликт интересов был исчерпан. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания на МангутовуЕ.С. от 17 мая 2022г. истцом не оспаривается в связи с чем повторное наложение дисциплинарного взыскания свидетельствует о двойной ответственности за одно и тоже правонарушение. Полагает, что в соответствии со статьей 27.1 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» взыскания, предусмотренное статьями 14.1, 15 и 27 применяются не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения. Тем самым вывод суда первой инстанции о том, что трехгодичный срок привлечения её к дисциплинарной ответственности не истек, является ошибочным. Информация о совершении правонарушения была известна представителю нанимателя в апреле 2020г., а прокуратуре – в июне 2020г. Следовательно, срок привлечения к дисциплинарной ответственности истек в октябре 2020г.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Мангутовой Е.С. – Атаева Н.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представителя ответчика УЗИО Администрации г.Элисты Республики Калмыкия БасанговаЭ.О. просила отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований.

Прокурор Лиджиева В.П. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Третье лицо Мангутова Е.С., представитель третьего лица Администрации г.Элисты Республики Калмыкия в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не представили.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для изменения или отмены состоявшегося по делу решения.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, являются предметом регулирования Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №25-ФЗ) и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе, Трудового кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона №25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона №25-ФЗ.

Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ), устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно частям 1, 2 статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ под конфликтом интересов в приведенном Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 названной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Частью 6 статьи 11 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 упомянутого Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона
№273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Данным нормам корреспондируют положения частей 1, 2, 2.1, 2.3, 3 статьи14.1 Федерального закона №25-ФЗ.

Пунктом 11 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Обязанность муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона №25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона №25-ФЗ за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом №273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания предусмотренные статьей 27 Федерального закона №25-ФЗ, в частности, в виде увольнения.

Таким образом, Федеральный закон №273-ФЗ, устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов – ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) связанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (статья 5 Федерального закона
№273-ФЗ).

Исполнение должностными лицами органов местного самоуправление, законодательно установленного запрета, реализует законность, как принцип противодействия коррупции, что исключает коррупционную составляющую при приеме на работу на должности муниципальной службы.

Согласно статье 2 Федерального закона №25-ФЗ муниципальная служба профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В силу статьи 14.2 указанного Федерального закона, муниципальный служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

В соответствии со статьей 14.1 этого же Федерального закона, для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона
№273-ФЗ.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона №25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Закона.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010г. №460, она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления путем неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.

Указанные нормы являются императивными и не предоставляют представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего возможности применить иную меру ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 5сентября 2019г. приказом начальника УЗИО Администрации г.Элисты №53-л Мангутова Е.С. временно принята на должность главного специалиста отдела по управлению муниципальной собственностью с 5сентября 2019г. до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы с оплатой согласно штатному расписанию. В этот же день с ней заключен срочный трудовой договор.

Приказом начальника УЗИО Администрации г.Элисты от 5 сентября 2019г. №54-л «ФИО1» принят на муниципальную службу и назначен ведущим специалистом отдела организационно-правового обеспечения и бухгалтерского учета временно до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы с 5 сентября 2019г. с оплатой согласно штатному расписанию.

Приказом начальника УЗИО Администрации г.Элисты от 27 ноября 2019г. №90-л Мангутова Е.С. с её согласия временно переведена с 27ноября 2019г. на должность начальника отдела по управлению муниципальной собственностью до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Приказом начальника УЗИО Администрации г.Элисты от 4 декабря 2019г. №93-л «ФИО1» переведен временно с 4 декабря 2019г. на должность главного специалиста отдела по управлению муниципальной собственностью до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Приказом начальника УЗИО Администрации г.Элисты от 17 января 2020г. №80-л Мангутова Е.С., состоявшая в кадровом резерве работодателя, с её согласия без проведения конкурса с 17 января 2020г. назначена на муниципальную должность начальника отдела по управлению муниципальной собственностью.

Приказом УЗИО Администрации г.Элисты от 22 апреля 2020г. №36-л «ФИО1» временно переведен с его согласия с 22 апреля 2020г. на должность эксперта-консультанта отдела организационно-правового обеспечения до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Приказом УЗИО Администрации г.Элисты 23 ноября 2021г. №88-л «ФИО1» временно переведен с его согласия с 23 ноября 2021г. на должность начальника отдела организационно-правового обеспечения до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Мангутова Е.С., являясь начальником отдела по управлению муниципальной собственностью, исполняла обязанности начальника УЗИО Администрации г.Элисты в следующие периоды: с 7 по 24 июля 2020г., с 13по 26 октября 2020г., с 26 по 29 ноября 2020г., с 7 по 21 июня 2021г., с 27 сентября по 15 октября 2021г., с 5 по 22 марта 2022г.

Согласно пунктам 7, 24, 25 раздела 2 Должностной инструкции начальника отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО Администрации г.Элисты, утвержденной 1ноября 2019г., начальник отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО координирует деятельность специалистов отдела по вопросам управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности; принимает меры по предупреждению коррупционных правонарушений в установленной сфере деятельности; руководит и обеспечивает деятельность специалистов отдела в пределах своей компетенции.

Пунктом 27 раздела 2 приведенной выше Должностной инструкции предусмотрено, что начальник отдела несет персональную ответственность в соответствии с законодательством РФ и трудовым договором за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы.

7 апреля 2022г. Мангутова Е.С. уведомила и.о. начальника УЗИО «ФИО6» о возникновении (возможности возникновения) личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов муниципального служащего, и сообщила о том, что начальник отдела организационно-правового обеспечения УЗИО «ФИО1» приходится ей родным племянником. При этом предложила перевести его на должность эксперта-консультанта отдела организационно-правового обеспечения Управления.

19 апреля 2022г. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации г. Элисты установлено, что начальником отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО Администрации г.Элисты Мангутовой Е.С. требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов своевременно не соблюдены; в период исполнения муниципальным служащим МангутовойЕ.С. должностных обязанностей начальника УЗИО в отношении «ФИО1» личная заинтересованность носит вероятностный характер и может привести к конфликту интересов; рекомендовано и.о. начальника УЗИО принять меры по урегулированию конфликта интересов, указав муниципальному служащему Мангутовой Е.С. на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов; рекомендовано и.о. начальника УЗИО принять меры по урегулированию возникновения конфликта интересов в частности, при отсутствии начальника УЗИО возлагать исполнение обязанностей начальника Управления на начальника отдела по управлению земельными ресурсами УЗИО либо предусмотреть в должностной инструкции начальника Управления возложение исполнение обязанностей начальника Управления на иную должность муниципальной службы Управления; рекомендовано и.о. начальника УЗИО привлечь к дисциплинарной начальника отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО Мангутову Е.С. за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в несвоевременном соблюдении требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов.

Приказом начальника УЗИО от 17 мая 2022г. №40 начальнику отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО Администрации г.Элисты Мангутовой Е.С. объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания за несвоевременное уведомление об урегулировании конфликта интересов работником.

Приказом УЗИО от 23 июня 2022г. №55 прекращено действие трудового договора от 5 сентября 2019г., «ФИО1» с его согласия освобожден от замещаемой должности муниципальной службы начальника отдела организационно-правового обеспечения и уволен по собственному желанию 27июня 2022г.

По результатам проверки исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства в сфере земельных правоотношений 24 июня 2022г. прокуратурой г.Элисты в адрес Администрации г.Элисты внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием, в том числе рассмотреть вопрос о привлечении Мангутовой Е.С. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия. В указанном представлении прокурором указано, что Мангутова Е.С. привлечена к дисциплинарной ответственности только лишь спустя месяц после соответствующего запроса прокуратуры, иные меры по урегулированию конфликта интересов приняты не были.

Согласно заключению служебной проверки от 12 июля 2022г., проведенной по указанному выше представлению прокурора г.Элисты начальником отдела кадров Администрации г.Элисты, 7 июля 2022г. по поручению и.о. начальника УЗИО «ФИО6» экспертом-консультантом отдела организационно-правового обеспечения Андреевой А.А. в устной форме запрошены письменные объяснения по фактам, изложенным в представлении, у начальника отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО Мангутовой Е.С. В установленный статьей 193 Трудового кодекса РФ срок письменное объяснение Мангутовой Е.С. не предоставлено. 11 июля 2022г. ею подано заявление об увольнении по собственному желанию 12 июля 2022г.

Приказом и.о. начальника УЗИО от 12 июля 2022г. №64 прекращено действие трудового договора от 5 сентября 2019г., Мангутова Е.С. с ее согласия освобождена от замещаемой должности муниципальной службы начальника отдела по управлению муниципальной собственностью и уволена по собственному желанию с 12 июля 2022г.

Разрешая спор и удовлетворения исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, исходил из того, что Мангутова Е.С. допустила нарушения требований Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ, Федерального закона №25-ФЗ, но уволена по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, и устранить допущенное нарушение возможно только путем удовлетворения заявленных требований прокурора, поскольку при совершении коррупционного правонарушения, когда ставятся под угрозу интересы Российской Федерации, а закон безальтернативно устанавливает в качестве меры ответственности (при отсутствии малозначительности) увольнение по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, у представителя нанимателя (работодателя) возможность такого произвольного усмотрения отсутствует.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия считает, что с данным выводом суда первой инстанции следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям материального закона и основан на фактических обстоятельствах дела.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что несвоевременное уведомление МангутовойЕ.С. работодателя о возникшем конфликте интересов влечет за собой привлечение её к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Как верно установлено судом, племянник «ФИО1», состоявший в период с 4декабря 2019г. по 21 апреля 2020г. в должности главного специалиста отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО, находился в указанный период в подчинении муниципального служащего Мангутовой Е.С., замещавшей должность начальника этого же отдела. В полномочия МангутовойЕ.С. входили, в том числе, координация и руководство деятельности специалистов отдела, в котором работал главным специалистом её племянник.

В периоды с 7 по 24 июля 2020г. в соответствии с распоряжением Администрации г.Элисты от 29 июня 2020г. №181-к.; с 13 по 26октября 2020г. в соответствии с распоряжениями Администрации г.Элисты от 13октября 2020г. №322-к, от 27 октября 2020г. №348-к; с 26 по 29 ноября 2020г. в соответствии с распоряжением Администрации г.Элисты от 25ноября 2020г. №390-к; с 7 по 21 июня 2021г., с 27 сентября по 15октября 2021г. в соответствии с распоряжениями Администрации г.Элисты от 24 мая 2021г. №129-к, от 20сентября 2021г. №317-к; с 5 по 22марта 2022г. в соответствии с распоряжением Администрации г.Элисты от 2 марта 2022г. №81-к Мангутова Е.С. исполняла обязанности начальника УЗИО Администрации г.Элисты, в котором продолжал работать «ФИО1» (с 21 апреля 2020г. в должности эксперта-консультанта отдела организационно-правового обеспечения УЗИО, с 23 ноября 2021г. в должности начальника этого отдела).

Таким образом в нарушение положений Федерального закона
№273-ФЗ, которыми именно на работника возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, Мангутова Е.С. своевременно не приняла таких мер, в связи с чем в соответствии с частью 6 статьи 11 указанного Федерального закона указанное является самостоятельным правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Увольнение Мангутовой Е.С. по собственному желанию противоречит закрепленному в пункте 4 статьи 3 Федерального закона №273-ФЗ принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Вопреки доводам жалобы порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренный статьей 192 Трудового кодекса РФ, работодателем соблюден, что подтверждается заключением служебной проверки от 12 июля 2022г., согласно которому затребованные работодателем объяснения Мангутовой Е.С. не представлены.

Доводы жалобы о пропуске срока применения дисциплинарного взыскания были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

В силу положений статьи 193 Трудового кодекса РФ срок привлечения Мангутовой Е.С. к дисциплинарной ответственности не истек.

Утверждение заявителя о том, что предусмотренный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности истек и составляет 6месяцев, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судом первой инстанции произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию третьего лица, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, были предметом проверки, оценки и правомерно отвергнуты как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.

Каких-либо новых доводов, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и опровергали бы выводы суда первой инстанции, в жалобе не приведено.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20февраля 2024г. оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.А. Басангов

Судьи Н.А.Сидоренко

О.В. Цакирова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2024г.

Судья Манджиев О.Б. Дело № 33-343/2024

№2-224/2024

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 апреля 2024г. г.Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия всоставе:

председательствующего Басангова Н.А.,

судей Сидоренко Н.А. и Цакировой О.В.,

при секретаре Корниенко Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным действия Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элисты Республики Калмыкия, выраженного в увольнении Мангутовой Е.С. по собственному желанию, о возложении обязанности изменить основание увольнения по апелляционной жалобе третьего лица Мангутовой Е.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2024г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия БасанговаН.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя третьего лица Мангутовой Е.С. – Атаевой Н.Н., прокурора Лиджиевой В.П., представителя ответчика Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элисты Республики Калмыкия БасанговойЭ.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

у с т а н о в и л а:

прокурор г.Элисты Республики Калмыкия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, мотивируя тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере земельных правоотношений и осуществления земельного контроля выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, допущенные Мангутовой Е.С., которая в период с 27ноября 2019г. по 12 июля 2022г. состояла на муниципальной службе в должности начальника отдела по управлению муниципальной собственностью Управления по земельным и имущественным отношениям администрации г.Элисты (далее - УЗИО, Управление). В этом же Управлении с 5 сентября 2019г. в должность ведущего специалиста отдела организационно-правового обеспечения и бухгалтерского учета работал её племянник «ФИО1», с 4 декабря 2019г. он переведен на должность главного специалиста отдела по управлению муниципальной собственностью, с 21 апреля 2020г. – на должность эксперта-консультанта отдела организационно-правового обеспечения, с 23 ноября 2021г. назначен на должность начальника отдела организационно-правового обеспечения УЗИО Администрации г.Элисты. В период с 4 декабря 2019г. по 21 апреля 2020г. муниципальный служащий «ФИО1», являясь главным специалистом отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО администрации г.Элисты, находился в прямом подчинении своей тёти Мангутовой Е.С. В периоды исполнения Мангутовой Е.С. (с 7 по 24 июля 2020г., с 13 по 26 октября 2020г., с 26 по 29 ноября 2020г., с 7 по 21 июня 2021г., с 27 сентября по 15 октября 2021г., с 5 по 22 марта 2022г.) обязанностей начальника УЗИО администрации г.Элисты, её племянник «ФИО1»., занимавший с апреля 2020г. должность эксперта-консультанта отдела организационно-правового обеспечения, в последующем – начальника этого отдела, находился в её прямом подчинении. О наличии родства с подчиненным сотрудником Мангутова Е.С. работодателю своевременно не сообщила, уведомление работодателю о возможном конфликте интересов подала только 7 апреля 2022г. По итогам заседания 19 апреля 2022г. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации г.Элисты (далее - Комиссия) установлен факт несвоевременного принятия муниципальным служащим Мангутовой Е.С. мер о возможном конфликте интересов и работодателю рекомендовано принять меры по его урегулированию. Лишь спустя месяц, после запроса прокурора г.Элисты, Мангутова Е.С. привлечена к дисциплинарной ответственности.

Проверкой также установлено, что муниципальный служащий МангутоваЕ.С. использует находящийся в её собственности земельный участок не по целевому назначению. Распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее – Министерство) от 25декабря 2017г. №3117-р по результатам аукциона земельный участок, категории земель с разрешенным использованием – бытовое обслуживание, площадью 2239кв.м, с кадастровым номером «НОМЕР», расположенный по адресу: «АДРЕС1», предоставлен единственному участнику аукциона «ФИО2» в аренду сроком на 10 лет с разрешенным использованием – бытовое обслуживание. 16 ноября 2018г. ему выдано разрешение на строительство на арендованном земельном участке объекта капитального строительства, площадью 126кв.м. 20 декабря 2018г. Администрацией г.Элисты выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, после чего «ФИО2» зарегистрировано право собственности на объект недвижимости – «мастерская по мелкому бытовому ремонту». 11 ноября 2019г. между «ФИО2» в лице представителя «ФИО3» и «ФИО4» заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, по условиям которого земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, строения на участке отсутствуют. В дальнейшем Министерством принято решение о предоставлении «ФИО4» земельного участка как собственнику расположенного на нем объекта недвижимости. 22 февраля 2019г. между Министерством (продавец) и «ФИО4» (покупатель) в лице представителя «ФИО3» заключен договор купли-продажи земельного участка №«Номер» д/п, целевое назначение – предназначен для бытового обслуживания. 1 апреля 2019г. согласно выпискам из Единого государственного реестра объектов недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок, площадью 2239кв.м., с кадастровым номером «НОМЕР», снят с кадастрового учета в связи с разделом на 5 новых земельных участков, собственником одного из которых с кадастровым номером «НОМЕР», площадью 449кв.м., вид разрешенного использования «под размещение объектов предпринимательской деятельности», являлась МангутоваЕ.С., занимавшая указанную выше должность. В ходе проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Мангутовой Е.С. за 2018, 2019 и 2020гг. установлено, что на данном земельном участке располагается нежилое здание «мастерская по мелкому бытовому ремонту», площадью 126кв.м., с кадастровым номером «НОМЕР». В ходе осмотра установлено, что указанное строение является жилым домом и земельный участок использовался под индивидуальное жилищное строительство. Проверкой установлено, что заключенный между Министерством и «ФИО4» договор купли-продажи земельного участка, а также производные от него договоры купли-продажи земельных участков заключены в нарушение положений статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, а процедурой участия в торгах, заключением договора аренды земельного участка от имени «ФИО2» занимался гражданский супруг Мангутовой Е.С. – «ФИО5» Элистинским городским судом Республики Калмыкия рассмотрено гражданское дело по иску прокурора г.Элисты о признании недействительными вышеуказанных договоров, по которому одним из ответчиков являлась – муниципальный служащий Мангутова Е.С., третьим лицом – Администрация г.Элисты. При этом МангутоваЕ.С. письменного уведомления работодателю Администрации г.Элисты о возникшем конфликте интересов, выраженном в привлечении её в качестве ответчика по делу, по которому в качестве третьего лица привлечена Администрация г.Элисты, не представила.

Полагал, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении муниципальным служащим Мангутовой Е.С. положений действующего законодательства о противодействии коррупции в части непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликтов интересов, выразившихся в неуведомлении руководства УЗИО о нахождении у неё в непосредственном подчинении близкого родственника «ФИО1» 24 июня 2022г. прокурором г.Элисты в адрес Администрации г.Элисты внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием, в том числе рассмотреть вопрос о привлечении Мангутовой Е.С. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия. 10 августа 2022г. администрацией г.Элисты дан ответ о том, что изложенные в представлении прокурора города факты нашли свое подтверждение. Назначенная Администрацией г.Элисты в отношении Мангутовой Е.С. служебная проверка не завершена по причине её увольнения по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ с 12 июля 2022г. согласно приказу и.о. начальника УЗИО Администрации г.Элисты от 12 июля 2022г. №64, изданного без согласования с заместителем главы Администрации г.Элисты. Распоряжением главы Администрации г.Элисты от 21 июля 2022г. №262-к и.о. начальника УЗИО Администрации г.Элисты «ФИО6» объявлен выговор. Полагал, что муниципальный служащий Мангутова Е.С. подлежала увольнению в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения, сведения о ней подлежали внесению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет. Её увольнение по собственному желанию противоречит принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, не отвечает публичным интересам общества и государства, целям и задачам законодательства о противодействии коррупции. Ссылаясь на изложенное, прокурор просил признать незаконными действия УЗИО Администрации г.Элисты, выраженные в увольнении Мангутовой Е.С. по собственному желанию, и обязать ответчика изменить основание увольнения на увольнение в связи с утратой доверия по части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11ноября 2022г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2023г., в удовлетворении исковых требований прокурора г.Элисты отказано.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19июля 2023г. решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 11 ноября 2022г., апелляционное определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2023г. отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

В суде первой инстанции прокурор Кокеляева К.Э. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель УЗИО Администрации г.Элисты Республики Калмыкия Басангова Э.О. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители третьего лица Мангутовой Е.С. – Атаева Н.Н. и МучеряеваС.Н. в удовлетворении исковых требований просили отказать.

Третье лицо Мангутова Е.С., представитель третьего лица Администрации г.Элисты Республики Калмыкия в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не представили.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20февраля 2024г. исковые требования прокурора г.Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элисты Республики Калмыкия о признании незаконным увольнения по собственному желанию, обязании изменить основание увольнения удовлетворены. Признано незаконным действие Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элисты Республики Калмыкия, выразившееся в увольнении Мангутовой Е.С. по собственному желанию. На Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элисты Республики Калмыкия возложена обязанность изменить основание увольнения Мангутовой Е.С., указанное в приказе и.о.начальника Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г.Элисты от 12 июля 2022г. №64, на увольнение в связи с утратой доверия на основании части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Не согласившись с указанным решением, третьим лицом МангутовойЕ.С. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права. Увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, относится к дисциплинарному взысканию. В деле отсутствует приказ о проведении служебной проверки, сведения об ознакомлении её с приказом. Доказательств того, что в установленный статьей 193 Трудового кодекса РФ срок у неё истребовали объяснения, в материалах дела также не имеется. Сведения о составлении соответствующего акта отсутствуют. Таким образом служебная проверка в отношении неё не проводилась, результаты её отсутствуют. Тем самым порядок увольнения в связи с утратой доверия не соблюден. Данное обстоятельство подтверждается заключением служебной проверки от 12 июля 2022г., из которого следует, что в отношении Мангутовой Е.С. провести служебную проверку в соответствии с трудовым законодательством не представилось возможным. Пояснения «ФИО6» о том, что объяснения запрашивались в устной форме, ничем не подтверждены. Данные пояснения им даны в рамках проверки о привлечении его к дисциплинарной ответственности. Суд в пределах своих полномочий не может вместо представителя нанимателя соблюсти эту процедуру и избрать новое основание увольнения муниципального служащего. Реализация предоставленных участнику трудовых правоотношений прав носит исключительный характер и суд не может подменять при этом права работодателя на выбор вида дисциплинарного взыскания или освобождения от такового. 22 июня 2022г. «ФИО1» был уволен по собственному желанию. Тем самым на момент её увольнения конфликт интересов был исчерпан. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания на МангутовуЕ.С. от 17 мая 2022г. истцом не оспаривается в связи с чем повторное наложение дисциплинарного взыскания свидетельствует о двойной ответственности за одно и тоже правонарушение. Полагает, что в соответствии со статьей 27.1 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» взыскания, предусмотренное статьями 14.1, 15 и 27 применяются не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения. Тем самым вывод суда первой инстанции о том, что трехгодичный срок привлечения её к дисциплинарной ответственности не истек, является ошибочным. Информация о совершении правонарушения была известна представителю нанимателя в апреле 2020г., а прокуратуре – в июне 2020г. Следовательно, срок привлечения к дисциплинарной ответственности истек в октябре 2020г.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Мангутовой Е.С. – Атаева Н.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представителя ответчика УЗИО Администрации г.Элисты Республики Калмыкия БасанговаЭ.О. просила отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований.

Прокурор Лиджиева В.П. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Третье лицо Мангутова Е.С., представитель третьего лица Администрации г.Элисты Республики Калмыкия в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не представили.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для изменения или отмены состоявшегося по делу решения.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, являются предметом регулирования Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №25-ФЗ) и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе, Трудового кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона №25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона №25-ФЗ.

Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ), устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно частям 1, 2 статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ под конфликтом интересов в приведенном Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 названной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Частью 6 статьи 11 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 упомянутого Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона
№273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Данным нормам корреспондируют положения частей 1, 2, 2.1, 2.3, 3 статьи14.1 Федерального закона №25-ФЗ.

Пунктом 11 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Обязанность муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона №25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона №25-ФЗ за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом №273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания предусмотренные статьей 27 Федерального закона №25-ФЗ, в частности, в виде увольнения.

Таким образом, Федеральный закон №273-ФЗ, устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов – ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) связанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (статья 5 Федерального закона
№273-ФЗ).

Исполнение должностными лицами органов местного самоуправление, законодательно установленного запрета, реализует законность, как принцип противодействия коррупции, что исключает коррупционную составляющую при приеме на работу на должности муниципальной службы.

Согласно статье 2 Федерального закона №25-ФЗ муниципальная служба профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В силу статьи 14.2 указанного Федерального закона, муниципальный служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

В соответствии со статьей 14.1 этого же Федерального закона, для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона
№273-ФЗ.

Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона №25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Закона.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010г. №460, она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления путем неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.

Указанные нормы являются императивными и не предоставляют представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего возможности применить иную меру ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 5сентября 2019г. приказом начальника УЗИО Администрации г.Элисты №53-л Мангутова Е.С. временно принята на должность главного специалиста отдела по управлению муниципальной собственностью с 5сентября 2019г. до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы с оплатой согласно штатному расписанию. В этот же день с ней заключен срочный трудовой договор.

Приказом начальника УЗИО Администрации г.Элисты от 5 сентября 2019г. №54-л «ФИО1» принят на муниципальную службу и назначен ведущим специалистом отдела организационно-правового обеспечения и бухгалтерского учета временно до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы с 5 сентября 2019г. с оплатой согласно штатному расписанию.

Приказом начальника УЗИО Администрации г.Элисты от 27 ноября 2019г. №90-л Мангутова Е.С. с её согласия временно переведена с 27ноября 2019г. на должность начальника отдела по управлению муниципальной собственностью до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Приказом начальника УЗИО Администрации г.Элисты от 4 декабря 2019г. №93-л «ФИО1» переведен временно с 4 декабря 2019г. на должность главного специалиста отдела по управлению муниципальной собственностью до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Приказом начальника УЗИО Администрации г.Элисты от 17 января 2020г. №80-л Мангутова Е.С., состоявшая в кадровом резерве работодателя, с её согласия без проведения конкурса с 17 января 2020г. назначена на муниципальную должность начальника отдела по управлению муниципальной собственностью.

Приказом УЗИО Администрации г.Элисты от 22 апреля 2020г. №36-л «ФИО1» временно переведен с его согласия с 22 апреля 2020г. на должность эксперта-консультанта отдела организационно-правового обеспечения до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Приказом УЗИО Администрации г.Элисты 23 ноября 2021г. №88-л «ФИО1» временно переведен с его согласия с 23 ноября 2021г. на должность начальника отдела организационно-правового обеспечения до проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Мангутова Е.С., являясь начальником отдела по управлению муниципальной собственностью, исполняла обязанности начальника УЗИО Администрации г.Элисты в следующие периоды: с 7 по 24 июля 2020г., с 13по 26 октября 2020г., с 26 по 29 ноября 2020г., с 7 по 21 июня 2021г., с 27 сентября по 15 октября 2021г., с 5 по 22 марта 2022г.

Согласно пунктам 7, 24, 25 раздела 2 Должностной инструкции начальника отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО Администрации г.Элисты, утвержденной 1ноября 2019г., начальник отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО координирует деятельность специалистов отдела по вопросам управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности; принимает меры по предупреждению коррупционных правонарушений в установленной сфере деятельности; руководит и обеспечивает деятельность специалистов отдела в пределах своей компетенции.

Пунктом 27 раздела 2 приведенной выше Должностной инструкции предусмотрено, что начальник отдела несет персональную ответственность в соответствии с законодательством РФ и трудовым договором за несоблюдение ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы.

7 апреля 2022г. Мангутова Е.С. уведомила и.о. начальника УЗИО «ФИО6» о возникновении (возможности возникновения) личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов муниципального служащего, и сообщила о том, что начальник отдела организационно-правового обеспечения УЗИО «ФИО1» приходится ей родным племянником. При этом предложила перевести его на должность эксперта-консультанта отдела организационно-правового обеспечения Управления.

19 апреля 2022г. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации г. Элисты установлено, что начальником отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО Администрации г.Элисты Мангутовой Е.С. требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов своевременно не соблюдены; в период исполнения муниципальным служащим МангутовойЕ.С. должностных обязанностей начальника УЗИО в отношении «ФИО1» личная заинтересованность носит вероятностный характер и может привести к конфликту интересов; рекомендовано и.о. начальника УЗИО принять меры по урегулированию конфликта интересов, указав муниципальному служащему Мангутовой Е.С. на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов; рекомендовано и.о. начальника УЗИО принять меры по урегулированию возникновения конфликта интересов в частности, при отсутствии начальника УЗИО возлагать исполнение обязанностей начальника Управления на начальника отдела по управлению земельными ресурсами УЗИО либо предусмотреть в должностной инструкции начальника Управления возложение исполнение обязанностей начальника Управления на иную должность муниципальной службы Управления; рекомендовано и.о. начальника УЗИО привлечь к дисциплинарной начальника отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО Мангутову Е.С. за нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в несвоевременном соблюдении требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов.

Приказом начальника УЗИО от 17 мая 2022г. №40 начальнику отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО Администрации г.Элисты Мангутовой Е.С. объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания за несвоевременное уведомление об урегулировании конфликта интересов работником.

Приказом УЗИО от 23 июня 2022г. №55 прекращено действие трудового договора от 5 сентября 2019г., «ФИО1» с его согласия освобожден от замещаемой должности муниципальной службы начальника отдела организационно-правового обеспечения и уволен по собственному желанию 27июня 2022г.

По результатам проверки исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства в сфере земельных правоотношений 24 июня 2022г. прокуратурой г.Элисты в адрес Администрации г.Элисты внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием, в том числе рассмотреть вопрос о привлечении Мангутовой Е.С. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия. В указанном представлении прокурором указано, что Мангутова Е.С. привлечена к дисциплинарной ответственности только лишь спустя месяц после соответствующего запроса прокуратуры, иные меры по урегулированию конфликта интересов приняты не были.

Согласно заключению служебной проверки от 12 июля 2022г., проведенной по указанному выше представлению прокурора г.Элисты начальником отдела кадров Администрации г.Элисты, 7 июля 2022г. по поручению и.о. начальника УЗИО «ФИО6» экспертом-консультантом отдела организационно-правового обеспечения Андреевой А.А. в устной форме запрошены письменные объяснения по фактам, изложенным в представлении, у начальника отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО Мангутовой Е.С. В установленный статьей 193 Трудового кодекса РФ срок письменное объяснение Мангутовой Е.С. не предоставлено. 11 июля 2022г. ею подано заявление об увольнении по собственному желанию 12 июля 2022г.

Приказом и.о. начальника УЗИО от 12 июля 2022г. №64 прекращено действие трудового договора от 5 сентября 2019г., Мангутова Е.С. с ее согласия освобождена от замещаемой должности муниципальной службы начальника отдела по управлению муниципальной собственностью и уволена по собственному желанию с 12 июля 2022г.

Разрешая спор и удовлетворения исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, исходил из того, что Мангутова Е.С. допустила нарушения требований Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ, Федерального закона №25-ФЗ, но уволена по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ, и устранить допущенное нарушение возможно только путем удовлетворения заявленных требований прокурора, поскольку при совершении коррупционного правонарушения, когда ставятся под угрозу интересы Российской Федерации, а закон безальтернативно устанавливает в качестве меры ответственности (при отсутствии малозначительности) увольнение по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, у представителя нанимателя (работодателя) возможность такого произвольного усмотрения отсутствует.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия считает, что с данным выводом суда первой инстанции следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям материального закона и основан на фактических обстоятельствах дела.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что несвоевременное уведомление МангутовойЕ.С. работодателя о возникшем конфликте интересов влечет за собой привлечение её к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

Как верно установлено судом, племянник «ФИО1», состоявший в период с 4декабря 2019г. по 21 апреля 2020г. в должности главного специалиста отдела по управлению муниципальной собственностью УЗИО, находился в указанный период в подчинении муниципального служащего Мангутовой Е.С., замещавшей должность начальника этого же отдела. В полномочия МангутовойЕ.С. входили, в том числе, координация и руководство деятельности специалистов отдела, в котором работал главным специалистом её племянник.

В периоды с 7 по 24 июля 2020г. в соответствии с распоряжением Администрации г.Элисты от 29 июня 2020г. №181-к.; с 13 по 26октября 2020г. в соответствии с распоряжениями Администрации г.Элисты от 13октября 2020г. №322-к, от 27 октября 2020г. №348-к; с 26 по 29 ноября 2020г. в соответствии с распоряжением Администрации г.Элисты от 25ноября 2020г. №390-к; с 7 по 21 июня 2021г., с 27 сентября по 15октября 2021г. в соответствии с распоряжениями Администрации г.Элисты от 24 мая 2021г. №129-к, от 20сентября 2021г. №317-к; с 5 по 22марта 2022г. в соответствии с распоряжением Администрации г.Элисты от 2 марта 2022г. №81-к Мангутова Е.С. исполняла обязанности начальника УЗИО Администрации г.Элисты, в котором продолжал работать «ФИО1» (с 21 апреля 2020г. в должности эксперта-консультанта отдела организационно-правового обеспечения УЗИО, с 23 ноября 2021г. в должности начальника этого отдела).

Таким образом в нарушение положений Федерального закона
№273-ФЗ, которыми именно на работника возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, Мангутова Е.С. своевременно не приняла таких мер, в связи с чем в соответствии с частью 6 статьи 11 указанного Федерального закона указанное является самостоятельным правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Увольнение Мангутовой Е.С. по собственному желанию противоречит закрепленному в пункте 4 статьи 3 Федерального закона №273-ФЗ принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Вопреки доводам жалобы порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренный статьей 192 Трудового кодекса РФ, работодателем соблюден, что подтверждается заключением служебной проверки от 12 июля 2022г., согласно которому затребованные работодателем объяснения Мангутовой Е.С. не представлены.

Доводы жалобы о пропуске срока применения дисциплинарного взыскания были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

В силу положений статьи 193 Трудового кодекса РФ срок привлечения Мангутовой Е.С. к дисциплинарной ответственности не истек.

Утверждение заявителя о том, что предусмотренный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности истек и составляет 6месяцев, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судом первой инстанции произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию третьего лица, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, были предметом проверки, оценки и правомерно отвергнуты как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.

Каких-либо новых доводов, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и опровергали бы выводы суда первой инстанции, в жалобе не приведено.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20февраля 2024г. оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Краснодаре, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.А. Басангов

Судьи Н.А.Сидоренко

О.В. Цакирова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2024г.

33-343/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г.Элисты
Ответчики
Управление по земельным и имущественым отношениям Администрации г. Элисты
Другие
Мангутова Е.С.
Администрация г.Элисты
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
02.04.2024Передача дела судье
25.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Передано в экспедицию
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее