Решение по делу № 33-971/2019 от 21.01.2019

<адрес> районный суд г. Махачкалы РД

Судья ФИО1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от <дата> по делу , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО1,

судей ФИО1 и ФИО1

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Дагестан на решение <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к управлению отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в <адрес> г. Махачкалы о признании за ним права на получение страховой пенсии по старости с <дата>.

Заслушав доклад судьи ФИО1, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в <адрес> районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с исковым заявлением к УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы:

о признании за ним права на получение страховой пенсии по старости с <дата>;

о включении периодов работы в <.> с <дата> по <дата> в качестве каменщика в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости.

В обоснование искового заявления указано, что <дата> он обратился в УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы с заявлением о назначении страховой пенсии. К заявлению приложил документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы.

Решением УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы от <дата> в назначении страховой пенсии по старости ему было отказано, основываясь на отсутствии требуемого индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации»; ИПК на дату обращения составляет <.> а требуемый <.>

Ему для достижения требуемого ИПК не хватает 1 балла, так как УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы не был учтён период работы в <.> с <дата> по <дата> за отсутствием подтверждающих документов.

Ранее им был сделан запрос в архив <.>, на основании чего была выдана справка № от <дата> о том, что документы по личному составу к ним на хранение не поступали.

Данная организация давно прекратила свою деятельность, и, по всей видимости, документы в архив не сдала, так, как документы могли быть уничтожены в связи с истечением срока хранения в организации.

Таким образом, представить какие-либо иные документы, подтверждающие период работы в данной организации, не представляется возможным.

Указанный стаж подтверждается записями в его трудовой книжке и данными о заработной плате.

Тот факт, что организация, в которой он работал, ликвидирована, в архиве отсутствуют юридически значимые документы, необходимые для подтверждения занятости полный рабочий день в указанной должности, а также отсутствие приказов, лицевых счетов, иной первичной документации организации не может являться основанием для отказа признания стажа в указанный период льготным, поскольку ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей по ведению и хранению необходимой документации по личному составу не должно вести к ограничению его права на пенсию.

Решением <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан включить периоды работы ФИО1 в <.>: с <дата> по <дата> в качестве бетонщика в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и назначить ему страховую пенсию со дня обращения в пенсионный орган, т.е. с <дата>».

Не согласившись с данным решением суда, ГУ - ОПФР по РД подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

При отсутствии указанных документов в качестве доказательства трудового стажа принимаются расчетные книжки и членские билеты профсоюзов, учетные карточки члена профсоюза. При этом расчетные книжки подтверждают периоды работы только за время, за которое имеются отметки о выплате заработной платы, а членские билеты профсоюзов либо учетные карточки члена профсоюза - за время, за которое имеются отметки об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии.

Когда трудовой стаж не может быть подтвержден документами, он устанавливается по свидетельским показаниям.

При отсутствии документов об имеющемся стаже и невозможности их получения в связи с военными действиями, стихийными бедствиями (пожар, наводнение, землетрясение и др.), авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (кроме работы у отдельных граждан); работы (службы) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера, в т.ч. дающей право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, устанавливается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или одной системе.

При отсутствии документов об имеющемся стаже и невозможности их получения в связи с военными действиями, стихийными бедствиями (пожар, наводнение, землетрясение и др.), авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (кроме работы у отдельных граждан); работы (службы) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера, в том числе дающей право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, устанавливается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе или одной системе.

К заявлению застрахованного лица об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт утраты документов о работе, и невозможность их получения. Т

Таким образом, ГУ - ОПФР по РД также считает, что нарушен досудебный порядок урегулирования вопроса.

Для назначения страховой пенсии по старости в 2018 году необходимо было наличие не менее <.> лет страхового стажа.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может быть в этом случае выше половины стажа, требуемого для назначения пенсии.

Однако, трудовой стаж установленный судом превысил более половины стажа, требуемого для назначения пенсии.

На судебном заседании в Верховном Суде Республики Дагестан представитель ответчика УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы ФИО1 поддержал апелляционную жалобу и просил удовлетворить её по основаниям, изложенным в жалобе.

Истец ФИО1 просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)).

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции допущены.

Как установлено судом и следует из решения об отказе в установлении пенсии от <дата> (л. д. 14), принятого УОПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы, истцу ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого ИПК в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», который на дату обращения составляет 12,753, а требуемый 13,8.

В силу ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее - Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий) предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11).

Когда трудовой стаж не может быть подтвержден документами, он устанавливается по свидетельским показаниям с соблюдением правил, предусмотренных вышеуказанными Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Из содержания Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий также следует, что к заявлению застрахованного лица об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт утраты документов о работе, и невозможность их получения.

Разделом V «Подтверждение периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний» Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются:

а) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

б) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

в) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом на основании свидетельских показаний (п. 37).

При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения.

Продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии (п. 38).

Судом установлено, что согласно Федеральному закону от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» для назначения страховой пенсии по старости в <дата> году истцу ФИО1 необходимо наличие не менее 9 лет страхового стажа.

Суд в решении указывает на то, что в соответствии с трудовой книжкой истца ФИО1, заполненной <дата>, <дата> он был принят на работу в должности рабочего <.> на должность <.>, уволен <дата> по собственному желанию.

Между тем, указанный документ, имеющийся в материалах дела на л.д. 27, не является трудовой книжкой, а также не является копией трудовой книжки.

Как вино из указанного документа, озаглавленного как «трудовая книжка», он представляет из себя лист формата А4, на котором напечатаны периоды работы истца с указанием даты и номеров приказов о назначении и увольнении. Однако, не указано кем напечатан этот документ, он никем не подписан и не имеет печати.

В соответствии с п. 40 раздела V «Подтверждение периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний» Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, установление периодов работы на основании свидетельских показаний производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Указанное решение выносится на основании свидетельских показаний, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.

На основании заявления гражданина период его работы на основании свидетельских показаний может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на страховую пенсию.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что решение об установлении периодов работы по свидетельским показаниям выносится территориальным органом пенсионного фонда на заседании комиссии, куда для дачи показаний приглашаются свидетели.

Между тем, как следует из материалов дела ФИО1 в пенсионный орган с заявлением об установлении периодов работы по свидетельским показаниям не обращался и решение об установлении периодов работы по свидетельским показаниям либо об отказе в их установлении пенсионным органом не выносилась.

Кроме того, суд, в нарушение п. 38 вышеизложенных Правил, установил на основании свидетельских показаний период работы, который превышает половину страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение <адрес> районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> отменить.

По делу принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному учреждению - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Дагестан, отказать.

Председательствующий

Судьи

33-971/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее