Решение по делу № 33-3662/2018 от 26.04.2018

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

     Дело № 33-3662

         Строка № 089г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 мая 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кожевниковой А.Б.

судей Глазовой Н.В., Квасовой О.А.

при секретаре Курякиной Г.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б. гражданское дело по иску Чумаковой Валентины Ивановны к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Россошанского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и обязательстве присвоения указанного звания,

по апелляционной жалобе Чумаковой В.И.,

на решение Россошанского районного суда Воронежской области от 05 марта 2018 года

(судья Крюков С.А.),

У С Т А Н О В И Л А:

Чумакова В.И. обратилась в суд с иском к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Россошанского района» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и обязательстве присвоения указанного звания.

В обосновании заявленных исковых требований указывает, что она имеет педагогический стаж более 39 лет. Приказом от 05.06.2017 года № 276/к-н, за значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

12.10.2017 года она обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Россошанского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако ей было отказано с разъяснением, что почетная грамота Министерства образования и науки РФ не отнесена к ведомственным знакам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

По ее мнению, почетная грамота Министерства образования и науки РФ является ведомственным наградой (л.д. 4).

Решением Россошанского районного суда Воронежской области от 05 марта 2018 года в удовлетворении исковых требований Чумаковой В.И. отказано (л.д. 49-50).

В апелляционной жалобе Чумакова В.И. выражает несогласие с принятым решением и просит его отменить в виду его незаконности и необоснованности, нарушения и неправильного применения норм материального права, и принять по делу новое решение, удовлетворив требования в полном объеме (л.д. 54).

В судебное заседание явилась: представитель Департамента социальной защиты Воронежской области- Томилина Г.Д. Другие участники процесса не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 05.06.2017 года Чумакова В.И. приказом № 276 к-н Министерства образования и науки РФ награждена почетной грамотой «За значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд».

12.10.2017 года Чумакова В.И. обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Россошанского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако истице был дан мотивированный отказ с разъяснением, что почетная грамота Министерства образования и науки РФ не отнесена к ведомственным знакам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что поскольку Почетная грамота является одной из форм поощрения и общественного признания достижений работника, относится к ведомственным наградам Министерства образования и науки Российской Федерации, не дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», истицей не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность оспариваемого отказа, наличия оснований для присвоения требуемого звания.

Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Приложений № 1, 2 к приказу Минобрнауки России от 26 сентября 2016 года № 1223 «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации», что подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.

В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Согласно положениям статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», введенному в действие с 01 июля 2016 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, нормы статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь основными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветеран труда.

Во исполнение положений пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» (вместе с «Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия») (далее - Постановление № 578 от 25 июня 2016 года).

В силу подпункта «а» пункта 2 указанного Постановления № 578, федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда».

Исходя из пункта 3 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, дающий право на присвоение названного звания.

Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466 «Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 10.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» (в редакции от 1 июня 2017 года) Министр образования и науки Российской Федерации учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждает ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

Министерство образования и науки Российской Федерации, реализуя свои полномочия в области установления мер социальной поддержки за счет средств бюджета ветеранов труда, в том числе порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, в Приказе № 1223 от 26 сентября 2016 года определило перечень наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Так, в силу положения пункта 1.1 приложения № 1 к Приказу № 1223 от 26 сентября 2016 года ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда» является лишь - Знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - знак отличия).

В то время как Почетная грамота относится к общему перечню ведомственных наград и в силу пункта 1.2 приложения № 2 Приказа № 1223 является формой поощрения и общественного признания достижений лиц, указанных в настоящем Положении.

Учитывая изложенное, разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в смысле положений Приказа № 1223 от 26 сентября 2016 года Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия в труде, который давал основание для присвоения звания «Ветеран труда».

Доводы апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Россошанского районного суда Воронежской области от 05 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:    

33-3662/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Чумакова В.И.
Ответчики
КУ ВО УСЗН
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кожевникова Алла Борисовна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
27.04.2018Передача дела судье
29.05.2018Судебное заседание
01.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее